Сахара
Sahara
7.5
7.5
1943, боевик, драма, военный
США, 1 ч 37 мин
18+

В ролях: Хамфри Богарт, Брюс Беннетт, Дж. Кэролл Нейш, Ллойд Бриджес, Рекс Ингрэм
и другие
Сержант Джо Ганн — командир американского танка, который вместе с экипажем отстает от своего отряда после падения Тобрука. По мере того как танк, нежно прозванный Лулубель, продвигается медленно по пустыне, сержант Ганн и его люди подбирают еще несколько британских солдат, суданского капрала с пленным итальянцем, свободного француза, южноафриканского добровольца и сбитого немецкого летчика. Они наталкиваются на разрушенный оазис с почти пересохшим источником, и, не успев вдоволь напиться, сразу же занимают оборону, вступая в бой с многократно превосходящим по численности отрядом нацистов, которые полагают, что в оазисе есть вода.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Сахара

английское название:

Sahara

год: 1943
страна:
США
слоган: «THE STAR OF "CASABLANCA" IN THE WAR'S MIGHTIEST ADVENTURE DRAMA! (print ad - Lubbock Morning Avalanche - Midway Theatre - Lubbock, Texas - April 20, 1945 - all caps))»
режиссер:
сценаристы: , , , ,
продюсер:
видеооператор: Рудольф Мате
композитор:
художники: Лайонел Бэнкс, Уильям Кирнан
монтаж:
жанры: боевик, драма, военный
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $2 300 000
Мировые сборы: $2 300 000
Дата выхода
Мировая премьера: 2 сентября 1943 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик, драма, военный

Постеры фильма «Сахара», 1943

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Сахара», 1943

Вода обетованная

Выстрелы с воздуха взметают песок вокруг танка. Но командир выдержан и хладнокровен — и вскоре самолет треклятых фашистов грохнется вниз… Интернациональная, пестрая, разношерстная, крайне затейная компания формируется внезапно на знойных просторах нетрадиционного для восприятия плацдарма боевых действий Второй Мировой. Каково о всех них заботиться несгибаемому сержанту Ганну (Хамфри Богарт), не способному оставить погибать от жажды в пустыне итальянского пленного, свой танк же называющему именем своей любимой… лошади?

Нет, конечно, фильм в некоторых моментах снят в приличествующем героико-патриотичном ключе. Будут пафосные речи, коими отец-командир мотивирует своих подопечных на практически безнадежное предприятие. Вызывающие, впрочем, уважение тем, что превращаются в оду не столько Америке, сколько другим народам и их отпору фашизму. В том числе даже китайцам, перемещавшим перед японцами свои поселения на сотни километров. Будет ностальгия по ушедшим товарищам, приправленная, наверное, не одним комком в горле от того, как юноша перед концом твердил имя своей любимой, или от скупого мужского разговора стреляного воробья перед кончиной.

Но все-таки тут достаточно много харизматичных и не картонных персонажей. И их разговоры про гражданскую жизнь подкупают своей искренностью и незашоренностью — такие диалоги, ну разве что с перчинкой каких-нибудь ядреных словечек, которые тогда нельзя было вставить по цензурным соображениям, вполне могут иметь место между солдатами и их пленниками в тех ситуациях, когда припасы и жизненная энергия у всех на исходе, и разумнее всего кооперироваться перед лицом общей беды. В тех обстоятельствах, при которых сержант и себе, и всем своим бойцам, и каждому военнопленному предоставит три глотка неизмеримо ценной воды…

Пленный фриц изображен, пожалуй, чересчур уж фанатичным — были ж скорее всего в действительности и обычные немецкие солдаты, отнюдь не рыпавшиеся при попадании в плен. Но это для той эпохи традиция, в «Миссис Минивер», допустим, пленного летчика тоже изображают достаточно одурманенным фашистской агитацией. К тому же блеф — не самый проигрышный вариант на войне. В конце концов потом ведь и Ганн станет блефовать перед командующим немецкого батальона, суля воду в обмен на оружие фрицев, притом что у него самого воды фактически нет.

Самый симпатичный и проникновенный персонаж тут, видимо, итальянец, чуть ли не затмевающий самого Ганна (отсюда и номинация на Оскар за лучшую мужскую роль второго плана). Джузеппе непринужденно разыгрывает перед всеми, как в Италии едят хлеб, лук, сыр и запивают вином. И американцам настроение поднимает, и сам чуть ли не насыщается от своих рассказов. Но у него хватает ума на жесткий укор режиму Муссолини, потому что он знает, в родной деревне больше нет же ни молока, ни масла, ни сыра, даже для маленьких детей, ведь фашисты уже зарезали всех коров. Вот одно из неоспоримых свидетельств того, что фашистские и родственные им режимы рушатся не только от иностранных войск. Но и оттого, что сами люди такого государства могут понять, как правительство их обманывает.

Ну а Хамфри Богарт эстетически демонстрирует, что закаленный физическими испытаниями организм и крепость духа на войне очень даже совмещаются с хитроватостью и умением идти ва-банк. Ушлая, филигранная и находчивая психологическая игра Ганна против немцев снабжает его образ неким трикстерством, так что какие-то из черт сержанта возможно Василию Теркину были бы под стать.

Даже метафорическое измерение картины не выглядит чересчур уж вымученным и надуманным. Сказание о Моисее совершенно непредвиденно обретает нехилую значимость для горстки затерявшихся в Сахаре. И шутит ли соратник о том, что сержанту уже пора рассечь скалу, вдруг из нее фонтаном хлынет шампанское, будто от моисеева посоха, но вдруг и впрямь чудо можно восстановить по капелькам, как воду, скудно и неохотно сочащуюся из песка? Во всяком случае, сам фильм-то уж точно — освежающий кристальный ручей.

5 февраля 2015

Человечно о бесчеловечном

Во времена черно-белого кино, когда о такой вещи, как «компьютерные спецэффекты», никто и знать не знал, режиссер Золтан Корда снял по сценарию Джона Ховарда Лоусона пронзительное кино о войне, в котором главную роль играет не война, а люди, которых эта война свела вместе.

В центре внимания фильма оказался командир американского танка сержант Джо Ганн. После падения Тобрука танк отстал от своих, и Джо принял решение пробиваться к основным силам через единственное не перекрытое немцами направление. Через пески Сахары. По пути к танку присоединяются несколько британских солдат, французский доброволец, суданский капрал с пленным итальянцем и сбитый немецкий пилот.

Путь через Сахару без воды самоубийственен, поэтому Ганн ведет свой танк к ближайшему источнику, но там его поджидает разочарование — источник почти пересох. Он решает остаться возле источника, пока они не соберут всю воду, которую только смогут, но тут на оазис натыкается разведывательная машина целой немецкой дивизии, которая тоже движется к источнику в надежде найти там воду.

Перед Джо встает выбор — или уйти от пустого источника и пробиваться к своим, или остаться и сковать боем превосходящие силы немцев, чтобы не дать им прийти на выручку возле эль-Аламейна. Джо выбирает второй вариант, и все солдаты его поддерживают. Начинается битва за источник.

История создания «Сахары» очень интересна. Сценарист Джон Ховард Лоусон написал эту историю под впечатлением от просмотра советского фильма «Тринадцать» о борьбе маленького отряда красных с целой армией белых. Лоусон, будучи антивоенным человеком, написал историю о том, что даже война не способна вытравить из людей весь гуманизм, и на войне можно оставаться человеком. За эту историю ухватился режиссер Золтан Корда, венгерский эмигрант, воевавший в Первую Мировую на стороне Антанты. Он, в отличие от Лоусона, имел ярко выраженную антифашистскую позицию и внес в сценарий изменения.

В результате все герои фильма, включая итальянца, получились открытыми, отважными, честными и преданными своему делу (вот тут кроме итальянца, так как он не верит в те идеалы, за которые воевал), а вот немцы показаны жестокими, коварными и подлыми. Впрочем, когда у них кончается вода, и они забывают о своем военном долге ради глотка живительной жидкости.

В фильме ярко показаны характеры всех членов маленького отряда. Лучше всех получился, конечно же, сержант Джо Ганн, сыгранный блистательным Хамфри Богартом. Ранее служивший в кавалерии Ганн считает свой танк таким же живым существом, как и лошадь, и обращается с ним также. Даже имя дал в честь лошади — Лулабель. И самое удивительное, что танк отвечает на любовь своего командира верной работой, стойкостью и работает даже тогда, когда, по всем прогнозам, должен износиться.

Боец Френчи — доброволец француз. Он сражался во французском Сопротивлении, но после всех тех зверств, что он увидел, в нем слишком много ненависти к фашистам, и поэтому он покинул Сопротивление, чтобы не ставить под удар своих собратьев, и отправился туда, где мог выполнить свое единственное желание — убивать фашистов. То есть, на африканский фронт.

Итальянец Джузеппе на гражданке был механиком, у него жена и прекрасная бамбина-дочка. Но человеку с такой семьей не пристало ослушиваться дуче, и поэтому он отправился на войну и сражается за идеалы, в которые он не верит. И он считает, что в этом заслуга в том числе и Муссолини — что он заставил всю Италию жить в страхе и воевать за интересы Гитлера, но он не заставил итальянцев верить в эти интересы.

И также показаны и все остальные члены маленького отряда. Кто-то раньше был наборщиком текста и прочитал все книги, которые набирал. У кого-то осталась дома красавица-девушка, кто-то сражается на войне, потому что все его предки воевали.

Но всех их объединяет то, что они оказались в одном отряде, и все эти персонажи раскрыты, все показаны ярко потому, что это — фильм о людях. О тех, кто отважился остановить вдесятером вражескую дивизию, кто пошел пешком через пустыню, чтобы донести до основных сил просьбу о помощи, тех, кто собирая воду по каплям из источника, не выпил сам ни глотка, сберегая влагу для общего дела. О тех, кто не верит в чудеса, но видит их на самом деле — ведь сам тот факт, что десять измученных солдат остановили целую дивизию и сковали ее боями — разве это не чудо?

Этим фильмом создатели ясно говорят свое «НЕТ» войне, ибо они показывают всю бессмысленность конфликтов, когда с обоих сторон сражаются такие же люди, которые одинаково любят, ценят своих друзей, свою семью, одинаково хотят пить, в конце концов. И пусть даже Корда показал немцев подлыми солдатами, он подчеркнул в фильме, что победа достанется в итоге тем, кто более благороден. По фильму благородными были сержант Ганн и его люди. Они же, в итоге, и выиграли войну.

В общем, мы имеем пронзительный, честный фильм о войне глазами простых солдат. Пусть сейчас какие-то моменты смотрятся наивно, какие-то кажутся излишне «баянными», все это мелочи. Ибо главное — фильм даже спустя 60 лет является таким искренним, таким добрым, таким человечным, что никакие навороченные «Перл Харборы» и рядом не стояли. Фильм, ставящий во главе угла человека и его развитие, его моральные качества, достоин самых лестных слов и тогда, и сейчас. Такой фильм вселяет веру в людей, ибо если и дальше будут появляться такие Джо Ганны, то человечество имеет шанс на светлое будущее.

9 из 10

3 сентября 2009

О войне без войны

Как известно, американцы уклонялись от войны до тех пор, пока война не цапнула их за задницу. Уверенная в своем могуществе, безмятежная и спокойная Америка заняла выжидательную позицию. Можно быть уверенным, что, не будь Перл-Харбора, американцы вообще не вступили бы в войну. Второй фронт был открыт уже тогда, когда исход войны был ясен всем, а вклад американцев в победу был и остается наименьшим из всех крупных сражавшихся стран, что бы ни говорили сами американцы.

Майкл Бэй может в лепешку разбиваться, показывая нам слезоточивых американских героев с чистыми взглядами, белозубыми улыбками, высокими идеалами и неземной любовью. В фальшивых дуболомов его «Перл-Харбора» не поверил ни один даже американский ветеран, а в таких солдат, коими предстали на экране Хартнетт и Аффлек можно смело кидать гранату — это ведь просто манекены, неспособные ни на высокие мысли, ни на высокие чувства, ни на настоящий патриотизм. Но неужели все американские герои так отвратительны?

О Второй Мировой американцы сняли много фильмов, большинство из них провальны или однобоки. По одной простой причине — коммерческий Голливуд был не способен создать правдивый фильм о войне, потому что это абсолютно некоммерческая тема. Только признанные гении, стоящие особняком от Голливуда, могли говорить о войне честно. В целом же военное американское кино было зависимо от студийных боссов, которым правда была не выгодна, и заняло такую же выжидательную и примирительную позицию, как и все американское общество. До сих пор лучшими антивоенными американскими фильмами тех лет являются две блистательные комедии (!!!) — «Великий Диктатор» Чаплина — смелый и прозорливый фильм, снятый еще до вступления Америки в войну и «Быть или не быть» Любича.

Большинство же фильмов того периода — либо приключенческие боевики, либо беззубые глянцевые комедии, не разбирающиеся в сложившейся обстановке. Но была и еще одна категория фильмов: фильмы о войне без войны. Совершенно особый род военного кино, в котором война уходила на второй план, но отражалась во взаимоотношениях героев, служила сюжетной основой и своеобразным мерилом ценностей. Через такие фильмы режиссеры крупных студий, зависимые от коммерческих успехов своих лент, могли в завуалированной форме выразить и свою гражданскую позицию, и свой лозунг, и свое отношение к войне.

У нас такие фильмы тоже были. Например, бесподобный фильм Леонида Быкова «В бой идут одни старики». Среди американских фильмов таким событием стала картина Золтана Корды «Сахара», рассказывающая о противостоянии кучки отставших от своих армий солдат-союзников и большой дивизии немцев.

Венгерский эмигрант, Корда снимал в основном успешное приключенческое кино и до сих пор самым известным фильмом его остается яркая сказка «Книга джунглей». Однако сам он воевал в I мировую, был ранен и имел ярко выраженную антигерманскую и антигитлеровскую позицию. Поэтому именно Корда ухватился за сценарий Джона Ховарда Лоусона, который тот написал, посмотрев задевший его советский фильм «13» о борьбе маленького отряда красных с целой армией белых.

Но Лоусон, в отличие от Корды, не был антифашистом и стоял на позиции гуманизма, что отчетливо видно в «Сахаре». Кстати, много позже Лоусон попал в список антиамериканских активистов, и чуть было не лишился работы за симпатии к коммунистам. Лоусон не был коммунистом, он просто был человеком. Фильм по его сценарию оказался именно таким — в нем нет ни коммунизма, ни фашизма, ни патриотизма, и вообще никаких «измов». В нем есть люди. Разные люди войны.

Правда, Корда существенно обострил углы, не позволив осуществить примиренческий замысел Лоусона, и немцы в этом фильме все-таки остались врагами. Режиссер и сценарист увели нас подальше от взрывов и стрельбы — в самое сердце африканской Сахары. Здесь война теряет свое значение. Этот маленький отряд из нескольких американцев, французов, англичан, суданца и пленных итальянца и немца (не хватает только русского, но уже то, что в фильме о русских отзываются с уважением — не мало для американского фильма) не имеет ни конкретных целей, ему некому приказывать. Эти люди вместе спасают свои жизни.

Корда объединил разных людей, блестяще показав характер каждого. Даже с итальянца режиссер-гуманист снимает печать фашизма, представив нам человека, толком не понимающего, за что и против кого он борется. Только немец у него остается непреклонной сволочью и врагом. Но ненависти к немцам нет. Несмотря на то, что они стали причиной гибели многих из этих сдружившихся парней, режиссеру удалось главное — он с успехом показал, что перед страхом смерти равны все. Жажда, голод, палящее Солнце — им не страшно ни оружие, ни танки, ни речи Гитлера. Они объединяют всех. В Сахаре только один закон — не стрелять ни в кого на водопое. Впрочем, мы это еще по «Книге джунглей» знали.

Что еще удалось режиссеру? За 2 года до победы он дал ее ясное и четкое определение. В этой войне победит не тот, у кого больше оружия, а тот, у кого хватит силы воли, терпения, жажды к жизни, любви к Родине и веры в человека. Этот фильм пропитан верой в человека. Да, он о войне. Мы почти не видим войны, но война неотступно следует за нами весь фильм, она подкрадывается незаметно, она — даже в далекой Сахаре. Она везде. Солдаты говорят о девушках, друзьях и своих Родинах, и на всем этом печать войны. И в тоже время, в первую очередь, фильм о человеке. О таком, который решится вдесятером задержать многосотенную немецкую дивизию, или о том, что собирал воду по капельке из скалы, но сам не посмел выпить ни глотка из собранного, или о том, кто умер с именем любимой девушки, или о том, кто за воду выложил все секреты своей базы, или о том, кто в одиночку был готов убивать за фюрера всех вокруг, или о том, кому постыла и служба, и война, а просто хочется домой, увидеть дочку.

Через этих людей Корда сказал свое яркое и звучное «НЕТ» войне. Этот фильм воодушевляет, обнадеживает, вселяет веру, очеловечивает, поднимает дух. Наверное, именно поэтому фильм, в котором почти не было войны, стал сенсацией военных лет.

У каждого своя война. И иногда оружие на войне значит много меньше, чем человеческие качества. Фильм пользовался успехом много лет, и, хотя ни один человек в нем не льет слез, ни в кого не влюбляется и не произносит пламенных речей, этот фильм скажет о войне гораздо больше и правдивее, чем все «Перл-Харборы», вместе взятые. А отличать истину от красиво поданной фальши — именно такова задача зрителя.

10 из 10

24 января 2009

Боевик Сахара появился на свет в далеком 1943 году, более полувека тому назад, его режиссером является Золтан Корда. Кто играл в фильме: Хамфри Богарт, Брюс Беннетт, Дж. Кэролл Нейш, Ллойд Бриджес, Рекс Ингрэм, Ричард Ахерн, Дэн Дьюриа, Карл Харборд, Гай Кингсфорд, Курт Кройгер, Джон Венграф, Луис Адлон, Нильс Багге, Уолтер Бонн, Фредерик Брунн.

В то время как во всем мире собрано 2,300,000 долларов. Страна производства - США. Сахара — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.