Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Радуга |
год: | 1943 |
страна: |
СССР
|
слоган: | «The Most Outstanding Film to Come Out of the War!» |
режиссер: | Марк Донской |
сценарий: | Ванда Василевская |
видеооператор: | Бенцион Монастырский |
композитор: | Лев Шварц |
художник: | Валентина Хмелёва |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 января 1944 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Повесть «Радуга» была написана ещё в 1942 году — в самый разгар войны, когда исход её был не определён, а состояние на фронте отнюдь не свидетельствовало в пользу Красной Армии. Поэтому очень важно было поддержать моральный дух советских граждан, вселить в их сердца мужество и надежду — враг несомненно будет повержен, а Победа останется за нами. В пользу подобного стремления говорит и тот факт, что практически сразу вслед за выходом повести в 1943 году по ней будет снят фильм, который практически дословно следует сюжету оригинала. К слову, сценарий к нему писала сама Ванда Василевская. И повесть, и фильм удостоены Сталинской премии и поистине стоят того, чтобы с ними познакомились даже сейчас, спустя 80 лет!
Очень важен смысловой акцент произведения в показе войны — режиссёр Марк Донской и автор сценария Ванда Василевская основное внимание в нём акцентировали в первую очередь на роли женщин и детей в борьбе с фашизмом. Именно они здесь — основные жертвы, действующие лица и несломленные герои, что не преклоняют головы и борются как могут, надеясь вскоре вновь увидеть своих бойцов. Нет, не всё так грубо и топорно, как может показаться. Есть измученные пленные, обречённо бредущие через в деревню в неизвестность, заложники в обмен на сдачу хлеба и поиск предателя. Пытаясь проиллюстрировать правду военного времени, создатели картины намеренно вводят в сюжет персонаж Пуси — любовницы немецкого командира Вернера, со своими мещанскими взглядами и приспособленческим характером. Есть и новый староста деревни — что во всём пытается угодить новой немецкой власти, предавая односельчан.
В этом плане фильм довольно реалистично и сурово показывает действительность, не щадя своих персонажей и нервную систему зрителя. Беременная Олена терпит издевательства немецкой охраны, офицер Вернер на глазах измывается над её новорожденным ребёнком, пытаясь добиться показаний (вот откуда взят известный эпизод с допросом радистки Кэт из «Семнадцати мгновений весны»). В фильме постоянно гибнет множество детей. Одни из-за обидной глупости, но героями, другие пытаясь помочь нуждающимся. Одни только похороны маленького ребёнка в доме под порогом чего стоят. Смотришь — и прямо душа разрывается, настолько душещипательно показан этот эпизод.
Федосья уже месяц не может похоронить родного сына-красноармейца, что погиб рядом с деревней, сражаясь за Родину — фашисты под страхом смерти запрещают предавать тела земле. Пятеро заложников ждут смерти в сарае и надеются, что Красная Армия не замедлит с наступлением, прежде чем их повесят. Малючиха, похоронив одного сына, старается не падать духом, ведь в её доме ещё четверо малючат. Изнасилованная девушка ждёт ребёнка и одновременно ненавидит его, ведь зачат он от немецкого семени… — у каждого из героев фильма есть своё горе и ненависть, только враг у них общий, как и надежда.
Очень сильная и жестокая кинолента. Жаль, конечно, что практически забытая. Ведь она о многом могла бы рассказать, многому научить и заставить задуматься. Здесь практически нет батальных сцен — лишь в заключительной главе. Одинокая украинская деревня на 300 дворов в суровые будни оккупации. Каждый выживает как может, каждый ждёт, надеется и старается помочь. При этом здесь нет открытого пафоса, как можно было бы ожидать, учитывая время и эпоху написания книги и снятия фильма.
К слову, картина и снималась в те страшные годы в первую очередь с целью поднятия морального духа всей страны, но как оказалось — всей антифашистской коалиции. Даже наши союзники — американцы и англичане называли его «самым мощным и эффективным из советских пропагандистских фильмов, снятых в годы Второй мировой войны». «Радуга», блестяще сыгранная практически всеми актерами, является выдающимся достижением, заслуживающим самой широкой известности за пределами России», — вторит известный ресурс AllMovie. Фильм был рекомендован президенту Франклину Рузвельту американским послом в Москве в начале 1944 года. Рузвельт телеграфировал послу У. Авереллу Гарриману в Москве 14 марта 1944 года с сообщением, что он посмотрел фильм и в самом деле нашёл его таковым: «Красиво и драматично представлено и не требует особого перевода». Рузвельт заявил, что надеется, что его можно будет показать американской публике. Что и было сделано в США в июне 1944 года, как раз в то время, когда в Европе шло наступление Второго фронта.
6 из 10
9 марта 2024
Все положительные рецензии, на этот фильм, содержат реакции вызванные эмоциональным воздействием картины на зрителя. Я, в меру своих возможностей, хочу обратить внимание на причины такой реакции, в свете творческих приёмов авторов.
А каждая сцена наполнена этими приёмами, смыслами, посылами, обращением к смотрящим картину. И настолько эти «закладки» и «пасхалки» оказались профессиональны, точны и к месту, что и поныне работают, создавая отклик в эмоциональной сфере. Мне, фильм напомнил картины голландских мастеров 17 века: символизм заложенный в композиции, наборе предметов, даже одежде — всё что-то символизировало и давало понять знающему зрителю то ли о положении изображённых персон, то ли о их ранге или даже о потере постигшей семью.
Только в кинематографе сложнее акцентировать внимание на деталях и атрибутике символов и смыслов — в динамике движения «дать яркий свет» — усилить акцент, значит либо прервать самоё движение, либо принести ущерб его естественности и жизненности. Но все эти трудности преодолевают авторы во время длительности сюжета раз за разом, показывая высокое мастерство и просто шахматные комбинации методов и приёмов — оставаясь в рамках экранной «жизни» не «сваливаясь» в нотационность и откровенную агитацию.
Столь умело поданные смыслы — в деталях — сами по себе являются агитацией, более действенной чем «лобовая» пропаганда, но и главные посылы заявлены чётко и однозначно — зло есть зло, правда и справедливость за нами. Когда нацистский рядовой в дом с детьми заходит только с винтовкой наперевес; когда, даже умирая, советские люди выглядят, страдающими но прекрасными, в сравнении с оккупантами; когда жители оккупированной деревни, моментально само-организовываются для помощи голодным пленным — от стариков, до ребетни; когда сами пленные в основном показаны ранеными; когда раненный советский человек, умирая, пытается преодолеть колючую проволоку — все эти детали, эпизоды и много ещё других не указанных мною и даже не отмеченных разумом, но прочувствованных на уровне эмоций — всё это создаёт определённую картину чувств и стремлений, столь необходимую стране в то тяжёлое время и осознание происходившего тогда, для нас теперешних.
И на фоне не случайностей всех деталей кинопроцесса сильно резануло только одна деталь — вставка «украинствования», каковые встречаются в работах творческой интеллигенции УССР в любое время выхода их работ, но они присутствуют: пленные солдаты РККА — спивають украинською — что исключительно пленены с одного из «украинских» фронтов?
Фильм хорош и послевкусием — смыслами и идеями «заразившими» зрителей. И общей, мягкой подачей, когда авторы сумели пройти по границе между фильмом — плакатом и сопливой драмой, сумев и воодушевить и увлечь зрителя повествованием. Что в не малой степени заслуга актёров сумевших раскрыть характеры в столь, казалось, чёрно-белом варианте экранного взаимоотношения персонажей.
8 из 10
26 июня 2019
Проблема материнства как подвига — моя любимая тема, поднимаемая в литературе и кинематографе. Она близка мне и задевает за живое. Да, «Радуга» — это, как говорят, «кино и немцы», но она дает подлинное представление о войне, «насыщенной мужеством и муками народа, страдавшего и претерпевавшего свои страдания».
Марка Донского упрекали в излишней жестокости и натурализме. Украинская деревня показана во всей своей «оголенной нищете и трагизме существования»: бледные, напуганные, голодные и истощенные дети в лохмотьях, низкие потолки и сени с земляным полом в хатах. От сцены, в которой немцы гоняют по морозу беременную женщину в одной рубашке, кровь стынет в жилах. Но как сильна эта простая украинская женщина! Да, она не произносит героических речей, отвечает тихо и односложно, но чувствуется её превосходство, её внутренняя сила.
Приближали победу и поднимали дух бойцов такие фильмы, как-то: «Жди меня», «Два бойца» и, конечно же, «Радуга». Из страданий и ненависти вырастает сопротивление, поэтому так известны были стихотворения Константина Симонова «Убей его!» и «Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины?», рассказ Михаила Шолохова «Наука ненависти», статьи Эренбурга. Образ Олены Костюк — это собирательный образ украинской женщины. Даже я увидела в ней свою прабабушку, а тогда бойцы видели в ней своих матерей и жен. Меня поразило наличие отрицательной рецензии, автор которой не просто отстаивает право одной из героинь, Пуси, на жизнь, но и ставит её в пример. Конечно, каждый сам решает, как прожить жизнь, но ведь Пуся предала не только свою семью и своего мужа, она предала свой народ. Ведь говорят: «Народ — это объединение людей, которые чувствуют себя единым целым».
11 июля 2016
Что можно сказать о данном фильме?… Разумеется фильм снятый по одноименному рассказу носил пропагандистский характер, образы все утрированы и гипертрафированы. Как и во всех советских фильмах. Нашим людям так проще — где думать не надо.
И это извечная тема:' А люди? Что люди скажут?»
Весь фильм прослеживается одна мысль — нужно быть только с народом, человек не может быть самостоятельной личностью. Подобный примитив уже раздражает. Но стоит кому-то снять более голубой фильм о взаимоотношениях оккупантов и женщин как это тут же вызывает у многих негодование! Ведь любая женщина живущая с оккупантом -» плохая.» Вот только не доходит на наших людей, что не любили таких женщин и девушек в то время исключительно из зависти. А как же иначе? Вспомнить только рассказ по которому снят фильм» Радуга». Какой нам представляет автор Пусю?
Красивой аккуратной, хрупкой блондиночкой, похожей на куколку. А кого еще мог предпочесть офицер немецкой армии? Разумеется достойную его — красавицу. Так почему бы Пуси было не воспользоваться этим?
Как и многим другим девушкам в реальности. Когда тебе обещают защиту и не трогать тебя. Это логично. Это в первую очередь женщины — им нужна защита в любое время. Они не обязаны воевать!
Да, их назвали» подстилками», лишь потому что такие девушки могли заработать себе продукты, могли лучше жить. Любой мечтал оказаться бы на их месте — да вот незадача, либо бабы рожей не вышли, либо возрастом!
Кем представлено общее население этой деревни? Обычным неотесанным быдлом. Особенно сестрица Пуси. Толстая, грубая женщина.
Лично мне из всех глубоко импонирует Пуся. Очаровательная, белокурая бестия, способная составить конкуренцию самой Марлен Дитрих. Такой не грех и шубки красивые покупать. Ей бы в городе жить, а не деревни. Мерзко от той озлобленности, что обрушилась на эту хрупкую беззащитную девушку.
Отчего она должна думать о ком-то абстрактном? Жители деревни ей друзья? Нет. Сестрица и до войны с ней не общалась. Выбор верный: лучше жить добровольно, чем брали бы ее немцы силой.
Фильм — слабый. Понравится лишь любителям старо-советского примитивного мышления.
28 апреля 2016
- Эта противная баба нас как-нибудь отравит!
- Ничего, мы её как-нибудь повесим!
(С)
Полная кошмара жизнь украинского села, оккупированного фашистами. Беременную женщину ради развлечения в одной нижней рубахе заставляют бегать босую по снегу на морозе, стреляют в ребёнка и мать его хоронит в земляном полу собственной хаты, пленных русских солдат, всех в крови и босых, проводят через деревню. Этот фильм утвердили в рамках просмотра лучшей сотни советского кино в школах. Думаю, что его можно только лет с 18 показывать. Но кино очень сильное. Цепляет с первых кадров и не отпускает до конца просмотра. Полный натурализм, как будто сама находишься в этой хате или сарае и за всем с ужасом наблюдаешь. Я ни разу не видела этого фильма по телевидению. Наверное, не показывают, потому что он очень страшный.
Сейчас, когда в нашей стране очередной кризис, не платят зарплату, такие фильмы особенно отрезвляют. Понимаешь, что твои проблемы — это такая мелочь, пыль… Люди радовались, когда промёрзлую картошку мелкую удастся достать, да кусок 125-граммового хлеба, испечённый из ржаной муки с примесью целлюлозы, жмыха да мучной пыли. Господи, как же они всё это пережили, сколько натерпелись, сколько любимых, детей похоронили. Вечная память.
28 апреля 2015
Родина, суровая и милая,
Помнит все жестокие бои.
Вырастают рощи над могилами,
Славят жизнь по рощам соловьи.
«Радуга» Ванды Василевской один из самых любимых моих романов, и один из самых проникновенных фильмов о Войне. Фильм, на сегодняшний день несправедливо забытый.
Приступая к просмотру, я немного побаивалась. Снималась картина в эвакуации, в самые тяжелые военные годы, а вдруг бы у создателей ничего не получилось? Ан-нет, получилось, очень даже получилось!
И пусть здесь нет масштабности и эпичности, зато это история о подлинном героизме, мужестве и преданности родной земле.
Правда, был здесь момент, который я сознательно пропустила. как бы не кичилась я тем, что меня мало чем можно испугать, но в этом случае я встала и заранее вышла из комнаты. Позвольте процитировать книгу, чтобы вы поняли, почему я так позорно сбежала:» И в этой разлившейся огромной, необозримой пустоте, одинокий, крохотный, трепетал ее сынок, розовый, голенький, повисший между землей и небом. Натянутая кожа, видимо, душила его. Он перестал плакать и не издавал ни звука… Грянул выстрел. Прямо в маленькое личико. Запахло порохом и дымом… Маленькие ножки безжизненно повисли, повисли крепко-крепко стиснутые кулачки. Личика не было — вместо него зияла кровавая рана».
А я слышала, как он плакал. Даже в соседней комнате, зажав руками уши, я слышала, как плакал ребенок…
Но как бы то ни было больно, трудно и страшно, над смертью всегда торжествует жизнь. Не поэтому ли всегда в отеческом дому искриться радуга? Радуга — дорога душ, символ бессмертия.
Ведь люди, стоящие за свою свободу — непобедимы. Вот вам и весь сказ.
И еще, как это неверно, что фильмы о войне даже рецензенты КиноПоиска вспоминают только в дни праздников. В будущем, я надеюсь исправить эту традицию.
А пока скажу просто — Помним. И пусть Радуга всегда будет в небе. Это хороший знак.
P.S. Памяти моего прадеда Александра Алексеева, не вернувшегося с Войны, посвящаю.
10 мая 2010
Это фильм о героической борьбе советского народа, в частности жителей украинского села Нова Лебедивка против фашистских оккупантов. Персонажи фильма исполнены мужества и чести. Они стойко терпят лишения военных лет, их никогда не покидает надежда о спасении, спасении, которого они в итоге дождутся.
Трагическая судьба простой украинской женщины Олены Костюк не оставляет ни единого зрителя равнодушным. Героизм, с каким женщина перенесла все свои мучения, воодушевляет и заставляет о многом задуматься. Например о том, насколько ничтожны наши сегодняшние мнимые проблемы и мелкие разочарования по сравнению с тем, что советский народ, наши предки претерпевали во время Великой Отечественной Войны.
Женщины, старики, дети — осиротевшие, покинутые мужьями и сыновьями, один на один с гитлеровскими оккупантами. Они не сдались, не продались, остались верными своему народу, своей родине, своим идеалам. Героически терпели все лишения и горести, стояли друг за друга, плечом к плечу. Шли навстречу смерти, высоко подняв голову. Такие люди заслуживают вечной памяти. А «Радуга» блестяще продемонстрировала героизм советского народа.
Олена, бывшая партизанка, пришедшая на родную землю родить своего ребенка, испытала на себе все самые ужасные тяжести войны. Её же соотечественница, девушка из украинского селенья, стала любовницей немецкого военного Курта Вернера. За это от девушки отвернулось все село, включая её родную сестру. Мало того, именно из-за её дурного и склочного нрава, Олена стала одной из самых трагических жертв фашистских оккупантов. Эта белокурая предательница рассказала обожаемому ей Курту о том, что Олена состояла в партизанском отряде. Тут все и началось. Постоянные допросы, издевательства, унижения, пытки не сломили женщины. Перед глазами стоит картина, когда она босая в одной ночнушке, с ребеночком под сердцем влачится по морозу, убегая от немецких солдат. В такие моменты задумываешься — война войной, но где сердца людей, где их души? Неужели нет ни капли сострадания к простому народу? Ведь и у воюющих солдат есть матери, сестры, жены. Неужели до такой степени очерствели их сердца?
Без еды и воды проводила Олена долгие часы в заключении. А соседи её, братья её и сестры, переживали. Рискуя своей жизнью, девятилетний мальчишка пытался донести до Олены немного еды. Донести-то донес. Но домой вернулся лишь для того, чтобы быть похороненным. В прихожей. Сцена похорон ужасна. И невольно слезы текут по щекам, когда видишь убитую горем мать, хоронящую своего любимого сына как какой-то скот в избе, без креста и молитвы. И думаешь, а ведь было такое. Было много такого. Много страшного было. И выжили люди. Выстояли. Подвиг.
Не смотря на свои мытарства Олена, тем не менее, родила здорового сынишку, чье рождение ждал и муж Олены, находящийся в партизанском отряде. Но происходит самое ужасное — дальнейшая жизнь ребенка зависит от того расскажет ли Олена о том, где находятся партизаны или молчать будет. И Олена молчит. Только крик матери, лишившейся своего дитя, срывается с губ несчастной женщины, когда Курт хладнокровно застрелил едва появившегося на свет младенца. Олене лишь смерть стала спасением.
Такие фильмы смотреть стоит. Они дают пищу для размышлений. Заставляют задумываться о жизни, о её ценности, о её проблемах. А главное заставляются задуматься о том, как мы счастливы, что нам не довелось жить в то страшное время, когда наши сегодняшние серьезные, как нам кажется проблемы, являлись всего лишь незначительными недоразумениями.
9 мая 2010