Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гибель Титаника |
английское название: |
Titanic |
год: | 1943 |
страна: |
Германия
|
режиссеры: | Герберт Зельпин, Вернер Клинглер |
сценаристы: | Герберт Зельпин, Вальтер Церлетт-Ольфениус, Харальд Братт, Ханси Кёк |
видеооператор: | Фридль Бен-Грунд |
композитор: | Вернер Айсбреннер |
художники: | Роберт А. Дитрих, Аугуст Херрманн, Фриц Люк, Фриц Мауришат, Макс фон Формахер |
монтаж: | Фридель Буков |
жанры: | боевик, драма, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 4000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 сентября 1943 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Гибель Титаника является одной из самых ужасных и известных техногенных катастроф XXв. унёсшая жизни около 1500 человек. Неудивительно, что эта катастрофа нашло многочисленный отклик в массовой культуре, в том числе и в фильмах. Сначала были короткометражные документалки, а вот первый полноценный художественный фильм про Титаник сняли, вот сюрприз, в нацистской Германии в 1943г. под личным кураторством мастера пропаганды Йозефа Геббельса. Каким же получился этот пропагандистский фильм? Не подумайте, что я восхищаюсь нацизмом и Геббельсом, но фильм на самом деле хорош!
Фильм практически дословно воспроизводит хронологию путешествия и гибели Титаника. Во время путешествия нас знакомят с многочисленными пассажирами и их жизнями, а также показывают реальных офицеров и матросов.
И прелесть фильма 1943г. в том, что если заранее не знать что за люди его снимали и в каких целях, то фильм технически хорошо снят и поставлен. Лично я наслаждался исполнением актёров. Хоть в фильме, все богачи и задумывались как эгоистичные злодеи, а единственный хороший персонаж это вымышленный немецкий офицер Петерсон (который непонятно как оказался на английском судне), но смотреть за всем этим интересно.
Если что, в фильм не пихаются и не упоминаются нацистские идеи вроде расовой теории, евреев-злодеев и истинных арийцев. Нам показывают людей-персонажей, и они так взаимодействуют, что ты просто наслаждаешься их игрой, их образами как в самом обычном фильме.
Петерсон который тут светоч добра не бесит своей «идеальностью», он предельно честный офицер, но этим он и завораживает и ты реально им восхищаешься. Его возлюбленная — датчанка милая девушка, которой тоже симпатизируешь. То же самое можно сказать и про капитана Смита и про остальных. Даже Брюс Исмей хоть и главный антагонист, но он так сыгран, что тоже смотришь не отрываясь.
Сам фильм технически, по современным меркам сделан, конечно, бедновато, но не в коем случае не убого. Да, нас не побалуют панорамными видами Титаника с птичьего полёта, вместо этого повторяющийся кадр как он плывёт. Да и врезание в айсберг толком не показано. Но, сказать, что фильм из-за этого выглядит куце или убого я не могу. Затопление корабля сделано впечатляюще и это при том, что действо происходит в кромешной темноте, как и в реальности. Кэмерону для этого пришлось добавить звёзды и луну, а немцы без этого справились неплохо. Внутренние декорации первого класса сделаны очень хорошо и изящно. Костюмы богачей тоже красивые. Вообще, глядя на то как шикуют богачи в этом фильме, в сочетании с идейным посылом сего и жизнью бедняков, начинает казаться что Титаник это аллюзия на Содому и Гоморру. А я ведь даже в фильме Кэмерона таких аллюзий не замечал!
При этом, несмотря на антианглийский посыл, в фильме показывают реальные подвиги экипажа, а не только одного Петерсона. В фильме показан радист Филипс, который до последнего оставался в рубке, только спас свою канарейку. Показывается решительность капитана Смита. Показывается, играющие до последнего музыканты, хотя тут их не пара, а целый оркестр с духовыми! Показывается храбрость некоторых матросов. К слову, даже показан корабль «Калифорниэн», который в момент крушения находился в двух часах от Титаника и с которого видели тонувший лайнер, но не придали значения. Вот сколько смотрю фильм Кэмерона, столько не понимаю, почему он не показал этот эпизод?
Кстати о Кэмероне. Я соглашусь, что он не мог заимствовать историю о романе пары из разных сословий, которая есть в этом фильме, поскольку данный сюжет очень древний и тянется со времён Золушки. Но в фильме есть момент, когда Петерсон спасает двух застрявших пассажиров из каюты спасательным топором и меня терзают смутные сомнения, не позаимствовал ли этот момент Кэмерон для истории с Роуз?
Вообщем, в целом фильм, сам по себе, хорош, если не обращать внимания на одну маленькую особенность. Этот фильм полностью пропагандистский и направлен на очернение английского капитализма, из-за жадности которого и произошла катастрофа. Об этом фильм прямо говорит титрами. Нам показывают, что главная причина катастрофы это то, что президент кампании «Уайт Стар» Брюс Исмей приказал капитану пересечь Атлантику на бешеной скорости, чтобы побить мировой рекорд и спасти свою кампанию от банкротства. Что уже является враньём, поскольку нигде не упоминается, что Титаник поставил кампанию на грань банкротства. Более того, одновременно с Титаником эта же кампания построила Олимпик и Британик.
И хотя история с Исмеем правдива, но фильм не говорит про другие причины случившейся катастрофы. Например, что у команды Титаника не было биноклей (зато откуда-то взялся прожектор с перегоревшими лампами, согласно фильму). Что спасательные шлюпки спускались полупустыми. Что из-за экономии, у корабля были неисправленные водонепроницаемые перегородки, а листы обшивки не были сплавлены. Что на корабле действовало правило «Сначала женщины и дети». Наконец, есть вина и капитана Смита, который тут выставлен малодушной жертвой Исмея, хотя как заметил Петерсон — кем бы ни был Исмей, капитан корабля Смит. Для него Титаник был последним рейсом перед пенсией, поэтому ему ничего не мешало послать Исмея и приказать сбавить ход, но он этого не сделал. Причём очень странно, что фильм не рассказал про эти обстоятельства. Как и про то, что на верфях Титаника работали 12-летние подростки, а некоторые рабочие разбивались с высоты. Разве это ещё более не показало бы организацию Титаника безответственной и жестокой?
Ещё есть сцена суда где всю вину сваливают на Смита, а Исмея не трогают. При этом не упоминают, что реальный Исмей подвергся травле из всех щелей и через год ушёл в отставку, где занимался благотворительностью. Но нет, это разрушит образ злых английских капиталистов.
Вывод: Титаник 1943г. это образец идеального пропагандистского фильма. Он мастерски показывает жестокость английских богачей и подвиг немецкого офицера и простых людей. Вот не зная я что его сняли нацисты, я бы вполне принял бы данный фильм за советский, поскольку посыл схожий про злых капиталистов. Собственно фильм и напоминает советские ленты Эйзенштейна и Ромма. Что неудивительно, учитывая, что Геббельс был большим поклонником Броненосца Потёмкин.
Но помимо хорошей пропаганды данный фильм просто хорошо снят и сыгран, так что ты увлечён. Я лично считаю, что любой пропагандистский фильм имеет право быть если он интересно и увлекательно снят. Данный фильм реально интересный, увлекательный, нацистской идеологии не содержит. Поэтому его легко можно глянуть для ознакомления с пропагандистским искусством.
10 из 10
18 сентября 2021
Так получилось, что самым первым из любимых фильмов, еще из детства, оказался «Титаник» Джеймса Кэмерона. Я по несколько раз в неделю пересматривал его, потому что очень нравился корабль, а особенно, как он уходил под воду.
Тогда же я бросился искать все, что возможно о Титанике: фотографии, статьи, книги, и в одной из книг прочитал, что первый фильм про Титаник был снят в 1943 году по заказу германского министра.
И вот, наконец то, мне представилась возможность посмотреть этот фильм в оригинале. Я немного понимаю по-немецки, и к тому же, в настройках нашлись английские субтитры.
Фильм мне не понравился. Однако и плохим я бы его не назвал. Чем он интересен — очень явно проявляется немецкая пропаганда. Это первый немецкий фильм того времени, который я смотрю, поэтому пока что такая «специфика» мне в новинку.
Если пару слов о сюжете — новенький красавец-лайнер терпит бедствие и тонет в своем первом же плавании. Акцент делается на 1 и 3 классы, то есть — на богачей и бедняков Англии того времени. И те и другие предстают перед нами не в лучшем свете. Только один офицер (немец по происхождению) держится высоко.
Декорации для того непростого времени не поражают, но видно, что над ними постарались.
В конце всего, замечу: если вас не завораживает история Титаника, и не интересно взглянуть на немецкую пропаганду в действии, не стоит тратить время на этот фильм.
6 из 10
24 апреля 2015