Рейтинг фильма | |
![]() |
6.8 |
![]() |
6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Дядя Крюгер |
английское название: |
Ohm Krüger |
год: | 1941 |
страна: |
Германия
|
режиссеры: | Ханс Штайнхоф, Карл Антон, Герберт Майш |
сценаристы: | Харальд Братт, Курт Хойзер, Арнольд Кригер |
продюсеры: | Эмиль Яннингс, Фриц Клоч |
видеооператор: | Фриц Арно Вагнер |
композитор: | Тео Макебен |
художники: | Франц Шрёдтер, Херберт Плобергер, Пауль Марквиц, Ганс Минцлофф, Тео Цвирски, Artur Nortmann, Mathieu Oostermann, Erich Schweder |
монтаж: | Марта Дюббер, Ганс Генрих |
жанры: | военный, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
4 апреля 1941 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
2 ч 15 мин |
Швейцария, какой-то дорогой отель. Репортеры осаждают администрацию, пытаясь проникнуть в номер Пауля Крюгера — последнего президента Южно-Африканской Республики (именно так официально назывался Трансвааль). Одному таки удается прорваться и даже сфотографировать Крюгера, которому уже недолго осталось, и который к тому же слеп. Далее — сиделка читает Крюгеру газету. Буры как раз проигрывают войну, и теперь им «посчастливится стать англичанами», при этом перестав быть собой, на что «дядя Крюгер» пойти, разумеется, не мог. «Даже вы вот сидите и думаете: а почему он не договорился с англичанами? — А почему вы не договорились с англичанами?» И Крюгер начинает рассказывать…
Впрочем, контекст появления фильма таков, что мог бы и сам послужить основой для фильма, едва ли не менее интересного. В 1938 году немецкий писатель Арнольд Кригер (Крюгер, Кригер…) после путешествия по Африке, издает роман «Человек без народа». В 1941-м кинематографистами Третьего рейха по его мотивам снимается масштабный исторический фильм. Германия и Англия в это время в состоянии войны, поэтому история геноцида буров пришлась кстати. Лента даже получает престижную премию — кубок Муссолини, в номинации «лучший иностранный фильм».
Что касается персонажей, то лучше всего получились англичане. Королева Виктория, старая добрая бабушка, которая на самом деле нифига не добрая, и Сэсил Родс, который плетет такие интриги, что даже среди англичан считается мутным типом с плохой репутацией. Интриги Родса заставили бы завидовать даже кардинала Ришелье. Кстати, карманная миледи у него в фильме тоже есть, но сугубо схематичная, роль маленькая — ничего особенного.
В фильме также есть шотландцы — специальные мужики, которые уже стали англичанами, и теперь носят юбки (интересно, что бы носили ставшие англичанами русские — буденовку, что ли?) Ролей со словами у мужиков в юбках нет, функционально не отличаются от англичан.
Англиканские священники, под музыку «Боже, храни королеву» ритмично раздающие ружья неграм — это конечно уже выглядит как карикатура: наверное, раздача и песни происходили всё же по отдельности. Хотя образ, конечно, получился яркий. Продолжая тему негров — вождь Лобенгула показан совсем уж клиническим идиотом, но надо понимать, что фильм снимали расисты, для расистов — и, что интересно, против тоже расистов…
Буры показаны обычными благородными индейцами, которых так же обычно истребляют плохие англофоны. Впоследствии тема раскрыта в вестернах ДЕФА. Крюгер — рулит страной с первобытной мудростью то ли вождя Оцеолы, то ли председателя колхоза «Светлый путь». В Лондоне убалтывает бабушку Вику, а в Африке чуть не обыгрывает самого Родса, но «чуть», разумеется, не считается. Имеется также мощный старик, в 82 года дающий фору шестидесятилетней молодежи, побывавший в Лондоне комсомолец, ставший другом англичан, продажный депутат… Но в принципе, буры достаточно стандартны. В пропагандистских фильмах злодеи (в данном случае англичане) как правило получаются интереснее.
Английский концлагерь для буров, конечно, особенно трогает тем, что снят немцами в 1941 году. Нет, немцы не соврали, примерно так все и было, так что желающие могут сравнить сцены из «дяди Крюгера», где англичане творят нечто возмутительное, и из «Иди и смотри», где немцы, надо полагать, делают наоборот что-то очень и очень хорошее…
В 1948 году лента выходит в широкий прокат уже в СССР. Рейх только что отправлен на свалку истории, а англичане больше не союзники, благо Аннушка уже разлила… в смысле, Черчилль (в свое время тоже прошедший англо-бурскую) уже произнес Фултонскую речь, ознаменовавшую начало Холодной войны. И буры снова оказались кстати. Забавно, что оригинальный роман Кригера из библиотек Восточной Германии был изъят.
По иронии судьбы, как раз в этом же году буры начали выстраивать политику апартеида. За полвека до того, проиграв войну и войдя в Южно-Африканский Союз, они таки «стали англичанами»… На самом деле, конечно, не стали (наверное потому, что мода на юбки так и не была внедрена), и отношения между двумя белыми «племенами» республики были непростыми, отзвуки чего иногда можно найти и в кинематографе.
В итоге имеем, разумеется, классную «пятиминутку ненависти» к англичанам и всему английскому, если вам это интересно — обязательно посмотрите. Можно ли это смотреть просто так? Да, тоже можно. Фильм неплох и в качестве обычного исторического кино. Не знаю, был ли у Крюгера сын-англоман, а также отказывалась ли его жена в концлагере подписать обращение к партизанам, составленное английскими эсэсовцами, или действительно ли баба Вика сказала сыну то, что сказала, но в крупных деталях событийная канва в общем не нарушена.
7 из 10
28 июля 2020
Называемый «антибританской» кинолентой «Дядюшка Крюгер», снятый Штайнхоффом в 1941 году, в действительности не более антибританская пропаганда нежели «Залив свиней» — антиамериканская. Что есть, то есть — к британцам в эпоху апогея их империи вряд ли большая часть мира могла относиться с пониманием или сочувствием как ныне к США части мира. «Дядюшка Крюгер» вполне политкорректный фильм. На Венецианском фестивале получил приз как лучший иностранный фильм. А по сегодняшним меркам, если не вдолбить человеку, что это так сказать образчик фашистского кино, и в голову не придет такая мысль. Но это мелочи. Суета. Главное — это Густав Грюдгенс в роли Чемберлена, яростно-прекрасный Эмиль Яннингс в роли главы бурской республики Крюгера и Фердинанд Марион в роли Сесиля Родса (тот самый Марион, который сыграл роль в скандально известном немецком «Еврее Зюссе»; немецком, потому что англичане также делали постановку «Зюсса»; о самом же актере Фердинанде Марионе не так давно сняли крайне неудачный, неубедительный проходной фильм с отвратительной игрой и дешевой идеологической базой). В «Крюгере» показаны англо-бурские отношения в пик их наивысшей точки. Англо-бурская война вообще очень «занимательна» с точки зрения истории войн с т. зр. техн. нововведений. Чего там только не было впервые. Одни концентрационные лагеря, созданные англичанами, в которых гибло поболее гражданских, чем в иных… [впрочем оставим это]. Именно президент Крюгер произносит в этом фильме ставшую знаменитой фразу: «Когда ложь повторяется бесконечное количество раз, ей в конце концов начинают верить». А вы думали кто это сказал? «Дядюшка Крюгер» — кино художественное, и эта тема раскрывается не посредством цифр и пропаганды, но художественными средствами. Это не пропогандистское кино, но серьезное игровое. Классика. Немцы ж, не то что в нынешнее время… В советском прокате в качестве трофейного кино лента демонстрировалась как «Трансвааль в огне».
2 октября 2015