Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Закон жизни |
год: | 1940 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Борис Иванов, Александр Столпер |
сценарий: | Александр Авдеенко |
видеооператор: | Сергей Уралов |
композитор: | Николай Крюков |
художник: | Вячеслав Иванов |
монтаж: | Гали Славатинская |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 августа 1940 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 41 мин |
Крайне трудно найти фильм периода 30—50-х годов прошлого века, на котором бы не стояла «отметка» Сталина. «Закон жизни», к сожалению, тоже не избежал подобной грустной участи. И хотя все трое создателей картины — оба режиссёра и сценарист — уже были достаточно известны своими работами, тем не менее, всем троим пришлось испытать гнев Сталина. Но если оба режиссёра «отделались» довольно легко, то писателю-шахтёру Александру Осиповичу Авдеенко вторая работа для кино принесла массу неприятностей. «Закон жизни», подвергся сокрушительной критике в партийной прессе за клевету на советскую студенческую молодёжь. После проработки на заседании ЦК ВКП(б) Авдеенко исключили из партии и Союза писателей. Не менее печальна и участь известного сценариста С. А. Ермолинского, которому режиссеры А. Столпер и Б. Иванов предложили небольшую работу, которую Ермолинскому вовсе не хотелось делать: они упросили его переработать сценарий писателя А. Авдеенко «Закон жизни», так как над уже сделанным фильмом сгущались тучи после того, как фильм показали в ЦК ВЛКСМ, и комсомольские вожаки пришли в ужас: им очень не понравилось, как в «Законе жизни» были показаны комсомольцы, и они стали требовать срочных переделок. Сценарий был достаточно быстро переписан, принят и утвержден самим Вышинским, который в тот момент курировал вопросы культуры, а фильм снова запустили в производство. В августе 1940 года фильм вышел на экраны. А 16 августа 1940 года в газете «Правда» было напечатано роковое постановление ЦК ВКП(б) «Фальшивый фильм», обвинявшее автора картины (сценариста Авдеенко) в том, что он-де нарисовал привлекательный образ отрицательного героя и пытался возродить «арцибашевщину», проповедующую половую распущенность и разврат. Статьи, осуждавшие тот или иной фильм, появлялись тогда нередко. Следствием их могло быть и порицание в личном деле, и отправка в лагерь. (Н. Громова)
Чем же не угодил фильм тогдашней элите? Честно говоря, сегодняшний зритель лишь плечами пожмёт: а что, собственно, там крамольного? Оказывается, «крамола» есть — достаточно внимательно прислушаться к тому, что произносит секретарь обкома комсомола Евгений Николаевич Огнерубов (Александр Лукьянов) на вечере выпускников. Знаменитый принцип распределения, который, согласно взглядам теоретиков социализма и коммунизма, установится в экономике первой фазы социализма, до его перехода во вторую фазу — коммунизм — «От каждого по его способности, каждому — по его труду» получает в устах Огнерубова новое звучание: «От каждого по способностям, каждому по потребностям». И с такой трактовкой «лозунга коммунизма» категорически не согласен комсорг медицинского института Сергей Паромов, которого прекрасно сыграл Даниил Сагал. Старые фильмы при всей их «заагитизированности» оставляют после просмотра очень приятное позитивное «послевкусие»: зло непременно будет наказано, добро всенепременно восторжествует. Но разве это недостаток? Напротив! На фоне нынешней мрачно-чернушно-безвыходной кинореальности старые фильмы несут в себе невероятно позитивный заряд. Пусть они страдают украшательством, пусть сюжет и герои отчасти утопичны, зато какое приятное впечатление их актёрская игра оставляет после финальных титров! Справедливость в силу одного своего определения просто обязана торжествовать в жизни. Вот и сценарист Александр Авдеенко. В 1941 году в первые дни войны закончил миномётно-пулемётное училище и отправился на фронт. В 1942—1945 годах был на фронте в должности военного корреспондента газеты «Сын Родины» (в то же время писал заметки и очерки для ряда других газет в том числе и для «Красной звезды»), участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Закончил войну в звании капитана. В 1943 году принят заново в СП СССР, рекомендации дали Николай Тихонов и Константин Симонов. А 1955 году восстановлен в КПСС. Остаётся только «реабилитировать» незаслуженно обиженный фильм…
14 марта 2016