Еврей Зюсс
Jud Süß
7.2
5.1
1940, драма
Германия, 1 ч 38 мин
В ролях: Фердинанд Мариан, Кристина Зёдербаум, Генрих Георге, Вернер Краусс, Ойген Клёпфер
и другие
В 1733 году герцог Карл Александр Вюртембергский назначает своим финансовым советником зажиточного торговца Зюсса Оппенгеймера. Оппенгеймер вводит таможенные сборы за пользование дорогами и придумывает всё новые налоги, чтобы снабдить герцога деньгами. Постепенно он усиливает влияние на своего покровителя и тот, в итоге, предоставляет ему полную свободу действий. При этом Оппенгеймер действует не только в своих личных интересах. Он добивается от герцога снять запрет на проживание евреев в Вюртемберге.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Еврей Зюсс

английское название:

Jud Süß

год: 1940
страна:
Германия
слоган: «Joseph Goebbels' malevolent masterpiece.»
режиссер:
сценаристы: , , , ,
продюсер:
видеооператор: Бруно Монди
композитор:
художники: Отто Хунте, Карл Фоллбрехт, Людвиг Хорнштайнер
монтаж: ,
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 5 сентября 1940 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 38 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Еврей Зюсс», 1940

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Еврей Зюсс», 1940

Кошерный антисемитизм

«Еврей Зюсс» — знаменитый нацистский пропагандистский художественный фильм, демонстрировавшийся в своё время в связке с запрещённой у нас по «экстремизму» документалкой «Вечный жид». О «жиде» как-нибудь в другой раз, а сейчас несколько тезисов о «еврее».

1. Заглавный герой Зюсс Оппенгеймер — офигенный! Мариан создал потрясающий образ — отталкивающий и притягательный одновременно. Уже только ради него фильм достоин просмотра.

2. Отрицательные персонажи картины на голову выше положительных. И тупой жирный герцог, и хитро-мерзкий фактор Леви — убедительно хороши в своих эпостасях. В то время как положительные герои — ну картонка картонкой, особенно этот женишок Фабер — примитивен до отвращения.

3. С художественной точки зрения фильм слаб, причём совсем не из-за пропагандистской составляющей. И даже не из-за картонности положительных персонажей, хотя это и важный момент. Дело в том, что там просто поразительная основная идея (и она не антисемитская, вовсе нет): абсолютная монархия французского образца (Герцог) — плохо, а зато пережиток феодализма — коллегиальное олигархическое правление, демагогически прикрывающееся интересами народа (Совет) — хорошо. Мало того, что это абсолютно не так с исторической точки зрения, так ещё входит в прямое противоречие со знаменитым «одна страна-одна нация-один вождь». Как такую ересь поощрял лично доктор Геббельс — просто ума не приложу!

4. Фильм смотреть однозначно, как документ эпохи — раз, ну и из-за собственно «еврея» — два.

6 из 10

23 апреля 2014

Винтажный расизм в париках и камзолах

Восьмисвечник вместо семисвечника, освещающий звезду Давида уже в первом кадре — то ли осознанное небрежение к еврейской культуре, то ли банальное невежество — открывает один из самых примечательных фильмов, снятых в эпоху Третьего Рейха. Экранизация исторического романа «Еврей Зюсс» писателя-гуманиста Лиона Фейхтвангера (да-да, представителя той самой нации), написанного в начале 1920-х — небезынтересное детище немецкого кинематографа и филигранно исполненный продукт национал-социалистической пропаганды. Обвинять вечно оскорбленный народ во всех смертных грехах, подтверждая словесную неприязнь погромами Хрустальной ночи и безапелляционностью Нюрнбергских расовых законов в условиях тоталитарного государства довольно просто. Снять в тех же условиях сравнительно тонкую и вдумчивую агитацию, завернутую в красивую костюмно-историческую кинообертку — несколько сложнее.

1733 год. Зажиточный торговец Зюсс Оппенгеймер легко добивается расположения свежевступившего в должность герцога Карла Александра, соблазнив недалекого, но властного правителя красивыми побрякушками. Едва коснувшись теплого кресла министра финансов, он начинает заниматься методичным присвоением чужих земель, расширением сфер влияния, сутенерством высокого этикета и рвущим брачные узы смертоносным удовлетворением плотских потребностей. Нежелательный национальный элемент, проникший в город по подложному паспорту, овладевает контролем над денежками гоев и строит далеко идущие планы по культурно-экономической экспансии своих сионистских друзей. Планы, по законам Третьего Рейха, заведомо обреченные на провал. Ибо, как потом скажут уже при другом тоталитарном режиме, бьют не по паспорту, а по морде.

Грязные евреи будут наказаны, — поют пропагандисты фюрера. Но на деле все чуть интереснее. Медаль сия не была бы столь драгоценной, если бы не имела обратной стороны. Ведь хвалебная песнь антисемитизму, по иронии, кокетливо взывает к жалости и состраданию не меньше, чем те самые, с пейсами, которых обычно в подобном поведении упрекают. И тем более издевательски парадоксальным выглядит тот факт, что хитрый тщеславный жид, стараниями Фердинанда Мариана, своей экспрессией, многоликостью и актерской убедительностью бессовестно втаптывает в грязь едва ли не всех остальных собранных в картине артистов, вместе взятых. Эти блестящие глазки с прищуром, эти лисьи увиливания и едва заметные повадки алчущего хищника — великолепный в своей достоверности собирательный образ опороченного Агасфера, врага белого человека номер один, нарисованный в сознании немцев Гитлером и Геббельсом. И образ этот начертан на экране не примитивными ужимками и плохо замаскированной гнильцой, а затаенной, мистической, древней силой и пугающе живым расчетливым умом. Даже однозначный финал истории в этом свете выглядит каким-то даже нелогичным, подернутым налетом навязанной идеологической установки, извращающей истинное положение вещей в сторону атлетично сложенного арийского оптимизма. Кино притом пропитано не столько ненавистью, сколько страхом — возросшей в глубинах истории сакраментальной ксенофобией в отношении избранной богом нации. И открыто, без стеснения, пусть и прикрываясь тогами презрения и евгенических парадигм, признаться в оправданности этого страха можно было, пожалуй, только тогда и только там. Потому что здесь и сейчас это подпадает под статью 282 УК РФ. Впрочем, «Еврей Зюсс» не фигурирует в списках экстремистских материалов, зато занимает уютную нишу в ряду кинематографических памятников важнейшего периода мировой истории, и это в наши дни кажется приятным недоразумением. Были мысли и были действия. И можно сколь угодно дискутировать на неудобные темы, но у этих мыслей и действий были свои причины. Черные или белые, весомые или нет — каждый судит по-своему. Можно сколько угодно вычеркивать факты и персоналии из учебников, но стереть из памяти человечества их невозможно.

2 октября 2013

«Чтобы управлять гоями — достаточно управлять их финансами»

Идеология и пропаганда

Для начала скажу, что моя точка зрения по еврейскому вопросу целиком и полностью совпадает с авторской, и я не считаю это чем-то постыдным. Но даже если большая часть зрителей такую позицию не разделяет, это не дает им права умалять художественную ценность этой картины. Пресловутый «Броненосец Потемкин» — общепризнанный мировой шедевр, хотя там так же однобоко и дерзко навязывается ненависть к противнику. И вообще, призвание любого вида искусства, кинематографа в том числе — передать зрителю свое субъективное мироощущение, чувства и эмоции. Вопрос лишь в том, насколько это мироощущение совпадает с вашим. Если такого совпадения не случилось, то винить одного лишь автора в этом глупо.

Впечатление от просмотра и выводы

Несмотря на относительно ранний год выпуска фильма, эта лента смогла меня «приклеить» к экрану, заставила сопереживать главным героям. Да, может быть, игра актеров смотрится временами карикатурно, и интерьеры смотрятся не очень богато, но это удел всех лент того времени.

Этот фильм, своего рода завещание потомкам. Каждому родителю не хочется смотреть на своих детей, набивающих шишки, но, к счастью или сожалению, такой ход событий кажется вечным. И никто не знает наперед, может этот фильм уничтожат, как пропаганду антисемитизма, а может спустя десятки-сотни лет, будут показывать в школах на уроках соблюдения расовой частоты.

Кстати, не считая «Рождения нации» Гриффита, это — первый фильм про расизм без морали «ну вот видите детки, к чему приводит расизим», который я просмотрел.

10 из 10

15 сентября 2013

«Евреи въезжают в город сотнями. Это как нашествие саранчи»

Еврей Зюсс тайком пробирается в Штуттгарт, куда запрещено въезжать евреям, и где живёт герцог Вюртембергский. Зюсс втирается в доверие к герцогу и издаёт различные указы, приведя Вюртемберг в состояние гражданской войны. Зюсс хочет сделать из Вюртемберга «израилеву землю обетованную». Неожиданно герцог умирает, и Зюсса казнят.

Типичный антисемитский пропагандистский фильм Третьего Рейха показывает евреев злобными, мелочными и хитрыми созданиями. В своё время «Еврей Зюсс» показывался вместе с фильмом «Вечный жид», где в документальной форме велась лживая пропаганда.

Извратив роман Фейхтвангера, Файт Харлан сделал всё возможное, чтобы оправдать немцев и свалить всю вину на евреев, не гнушаясь при этом искажением фактов и акцентировании на антисемитизме.

Фердинанд Мэриэн и Вернер Краусс блестяще сыграли евреев, жадных и ненасытных. Карикатурность их персонажей была прорисована в образах. Генрих Джордж играет ленивого, толстого и плохо соображающего герцога, который, прислушиваясь к советам Зюсса, рисковал потерять государство.

В наши дни этот фильм представляет интерес только с исторической точки зрения как история развития фашизма. Его пропагандистская часть потеряла свой смысл и выглядит, по меньшей мере, наивно. Интересны также исторические типажи, костюмы и декорации — сделаны они наивно, но привлекают внимание.

9 из 10

30 июня 2011

Драма Еврей Зюсс появился на свет в далеком 1940 году, более полувека тому назад, его режиссером является Файт Харлан. Кто играл в фильме: Фердинанд Мариан, Кристина Зёдербаум, Генрих Георге, Вернер Краусс, Ойген Клёпфер, Альберт Флорат, Мальте Ягер, Теодор Лоос, Хильда фон Штольц, Эльза Эльстер, Вальтер Вернер, Якоб Тидтке, Отто Ф. Хеннинг, Эмиль Хесс, Шарлотта Шульц.

Страна производства - Германия. Еврей Зюсс — получил среднюю зрительскую оценку (7,1-7,3 балла), что является вполне отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2022 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.