Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 6.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Болотные солдаты |
год: | 1938 |
страна: |
СССР
|
слоган: | «Don't Let It Happen Here!» |
режиссер: | Александр Мачерет |
сценаристы: | Александр Мачерет, Юрий Олеша |
видеооператор: | Евгений Андриканис |
композитор: | Лев Шварц |
художники: | Артур Бергер, Арнольд Вайсфельд |
монтаж: | Людмила Печиева |
жанры: | драма, военный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 ноября 1938 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 9 мин |
При обдумывании рецензии почему-то всплыла аналогия со сказкой: слишком детские реакции у людей, слишком они бинарны — плохой/хороший. Слишком незатейлива подпольная работа у коммунистов и слишком они расслабленно — артистичны. Как в «Республике ШКИД» или «Тимуре и его команде». И мелькнула мысль об почти полной «сказочной» аналогии — сказке «Три толстяка». И только через некоторое время пришло осмысление мелькнувшей аналогии — вся суть в начальных титрах!
Вот так вышел из положения настоящий одессит — переиначил сказку, для серьёзного фильма. И оттого-то и нет жизни в действиях ни плохих, ни хороших героев — автор попросту «не в теме», что и как должно происходить, точнее как реагируют и существуют люди в реальных — не бинарно просчитываемых ситуациях.
А уж в 1938 год — как мы все знаем — реалии репрессий на интеллигенцию должны были давать богатейшую фактуру для сценариев — только изменяй НКВД на гестапо — и всё, шок-сенсация, правда жизни — или недостаточно было прямых аналогий — как нам пытаются сейчас доказать?
Так что мало того, что фильм изначально пафосно-пропагандистский, так и сделан кустарно-топорно — сюжет не слитен — постоянно разваливается и как бы начинает сначала каждую линию, возвращаясь по ходу съёмок к другим и опять прыгая к оставленным. Актёрам играть нечего — просто произносить диалоги и всё.
5 из 10
12 июня 2019
Кинофильм А. Мачерета «Болотные солдаты» показывает нам, какая обстановка сложилась в Германии после прихода к власти Гитлера. Эта самая обстановка показывается нам, конечно, с точки зрения советского правительства. Фашиствующие молодчики устраивают на улицах городов Германии полный беспредел. Хватают, избивают и арестовывают всех подряд. Вот и в центре повествования данного фильма оказываются несколько совершенно разных людей, попавших вместе в концлагерь.
Студент Франц (А. Консовский) отправлен в лагерь за выступление в университете против милитаризации Германии. Рабочий-коммунист Пауль (О. Жаков) арестован на явочной квартире за подпольную деятельность по организации забастовки на военном заводе. Аптекарь (С. Межинский) схвачен какой-то пьяной толпой просто за то, что он еврей (хотя больше всех в этой пьяной толпе беснуется и подстрекает других людей его конкурент, аптекарь-немец). И, наконец, сын богатого землевладельца Вальтер (И. Коваль-Самборский) арестован штурмовиками случайно, за сходство с одним из руководителей коммунистов. Конечно, студент, аптекарь и рабочий быстро находят в лагере общий язык, а вот сын богача, капиталиста используется начальником лагеря как провокатор.
Главное в фильме — это идеология. С одной стороны, это идеология фашизма, которая ведет Германию обратно в мрачное средневековье. С другой стороны — идеология рабочих-коммунистов, которым при таких порядках просто не выжить. Простые немцы спрашивают об отдыхе, о хлебе, а им говорят про бомбы и пулеметы. И, вообще, можно сказать, что фильм чёрно-белый. Но не только потому, что он снят не на цветную пленку, а потому, что все герои, даже все второстепенные персонажи в фильме строго принадлежат или к одному лагерю, или к другому. Все действующие лица словно срисованы с плакатов, одобренных идеологическим отделом ЦК ВКП(б). Даже намечающаяся в начале фильма любовная линия быстро исчезает, ведь в такой обстановке нет места мелодраме.
Поэтому фильм «Болотные солдаты» будет интересен только любителям советских идеологических фильмов 30-х годов. При этом, не смотря на то, что в кинокартине заняты известные и популярные актеры тех лет, далеко не все из них смотрятся достаточно убедительно. Надо также отметить, что фильм снят по одноименной повести Юрия Олеши, а заключенные действительно роют какие-то траншеи на болоте, в котором и так может утонуть кто угодно. А ведь в реальности концентрационные лагеря фашистов оказались гораздо страшнее.
6 из 10
4 мая 2012