Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Юность поэта |
год: | 1937 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Абрам Народицкий |
сценарий: | Александр Слонимский |
видеооператоры: | Аполлинарий Дудко, Александр Сигаев |
композитор: | Юрий Кочуров |
художник: | Петр Якимов |
жанры: | драма, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 февраля 1937 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Описание нескольких дней из жизни Пушкина в Царскосельском лицее.
Сталинское время — уникальное. Умудриться «отпраздновать» столетие смерти Пушкина — это ж постараться нужно. Причем с размахом. Наверное, стоит это связать с отказом от идей мировой революции и возвращении от всего немецкого (европейского) ко всему русскому.
Юность Пушкина — плод этого масштабного отмечания. Тяжеловатый, но познавательный. К слову о немецком — главный враг, не считая Комовского (стукача, подхалима и ханжи), это воспитатель Мейер, с трудом говорящий по-русски, но поучающий как себя вести… А ведь есть ещё и антирасистский посыл — почти в современном духе blm, насчёт обезьян…
А в остальном — канонический советский взгляд на дореформенную Россию — бюрократизм против вольного лицейского духа, богословие (вернее, зазубренное святое слово) против красоты стиха, маршевый шаг против прогулки на лодочке… И персонажи — прямо по канону: несправедливо уволенный за «попустительство» молодости дядька-солдат, крепостная актриса, всем существом своим протест против этого крепостничества, министр просвещения — карикатурный душитель свобод и, конечно, лицеисты, акромя змеиного конформиста, — сплошь вольнодумцы, любящие Родину и её народ, природу и историю. А уж Пушкин — тем более. С учётом юношеской аудитории, такой романтический заряд сам по себе правилен. Да боюсь, что даже нежность к девушке и некое подобие любовного треугольника с Пущиным, в котором побеждает дружба, сегодня, как и многое из любого прошлого — анахронизм. Впрочем, Юности поэта свойственно то, что входит то ли в противоречие с историей, то ли составляет с ней удивительный симбиоз, как и фильмы с Орловой или Серовой, — удивительное ощущение мощного света этого героического и трагического времени, который распространился даже на 100-летие смерти Пушкина. К слову, большинство исполнителей погибли во время войны…
12 сентября 2021
В 1937 году, когда Советский Союз отмечал 100-летие гибели на дуэли гения русской литературы Александра Сергеевича Пушкина, на экраны вышел фильм Абрама Народицкого «Юность поэта». К слову, он стал первой звуковой картиной о Пушкине (после биографических «Жизнь и смерть Пушкина» и «Поэт и царь»). При этом, впервые сюжетная линия была полностью посвящена годам, проведённым Александром Сергеевичем в Царском Селе.
Фильм охватывает сравнительно небольшой период жизни Пушкина — с 1814 по 1817 гг., когда Россия только начала восстанавливаться после нашествия Наполеона. Но даже здесь создателям фильма удалось запечатлеть важные события в жизни начинающего поэта и Царскосельского Лицея. Особенно запомнилась мне сцена экзамена, когда Пушкин прочёл Гавриле Романовичу Державину свои «Воспоминания о Царском Селе».
Характерным явлением для того времени съёмок было появление в фильме классового неравенства. Так, введя историю любви лицеиста Пушкина и крепостной актрисы создатели словно нарочно подчёркивали ужасы и нравы того времени, когда люди были разных сословий и находились в неравном положении.
И хотя в фильме заявлено достаточно большое количество персонажей, фигура Пушкина заметно выделяется среди всех (что обусловлено задачей авторов). Валентин Литовский прекрасно справился с ролью, сыграв «обезьяну» и «француза» Пушкина — резкого, но трогательного юношу. Однако невозможно так же не отметить игру и других юных актёров (которые так же, как и Литовский, были непрофессионалами). В частности, мне очень запомнился «лиса» Комовский в исполнении Л. Мазина. Тут и внешность подошла, и голос, и архетипичные манеры подлеца (как, например, Ромашов в романе «Два капитана»). И, при этом, вероятнее всего экранный Комовский внешне совершенно не похож на реального (что не мешает получать удовольствие от фильма).
К большому сожалению, смотреть сегодня «Юность поэта» непросто, зная, что мальчишки, сыгравшие лицеистов в 1937 г. спустя несколько лет уйдут на фронт, а вернутся не все… Доподлинно известно, что на Великой Отечественной войне погибли Валентин Литовский (Пушкин), Анатолий Мурузин (Пущин), Олег Липкин (Дельвиг) и многие другие.
Знаете, при упоминании жизни Пушкина-лицеиста в кино, современному зрителю скорее всего придёт в голову фильм «18—14», нежели этот. Учитывая то, что в фильме 2007 г., образ лицеистов был более раскрыт, нежели в советском фильме, с этим утверждением я соглашусь. Однако мне бы хотелось, чтобы жила память и об этом, замечательном фильме 1937 г. В котором нет ни гламура, ни пошлости, а есть уважение к Александру Сергеевичу (как-никак над созданием фильма трудились пушкиноведы).
8 из 10
6 июня 2018