Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Великий гражданин |
год: | 1937 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Фридрих Эрмлер |
сценаристы: | Михаил Блейман, Мануэль Большинцов, Фридрих Эрмлер |
продюсеры: | М. Левин, Яков Анцелович |
видеооператор: | Аркадий Кольцатый |
композитор: | Дмитрий Шостакович |
художники: | Абрам Векслер, Семен Мейнкин, Николай Суворов, Михаил Кроткин |
монтаж: | Евгения Маханькова |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 февраля 1938 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 4 ч 12 мин |
Партия большевиков, в которую народ вложил всю свою веру, партия большевиков, которой народ отдаёт лучших своих людей, строит новую жизнь, осуществляет вековую мечту человечества! И всякого, кто встанет на её пути, всякого, кто попытается остановить нашу работу, народ уничтожит!
О «Великом гражданине» писать сложно, неловко и, признаться прямо, не очень приятно. Не потому что это плохой фильм — интересно, но, когда речь заходит об оценке «Великого гражданина», его ценность как отдельного произведения тушуется, скрывается за политическим его значением. По сути, если о «Великом гражданине» и говорят, то в основном говорят как о пропагандистской единице — и надо честно признать, что не без оснований.
И необходимо сначала проговорить в общих чертах идеологическое положение «Великого гражданина»: да, это пропаганда. Да, в нём прямо проговаривается необходимость уничтожать (!) враждебные строю элементы. Да, в нём показывается, как идеально хорошего руководителя пытаются убрать карикатурно злые люди, которые, несмотря на потрясающий талант играющих их актёров (не чета современным Мадьяновым и Башаровым, простибоже), всё равно являются порождением чистого зла и этого не скрывают. И что самое замечательное, сценарий фильма вступает в противоречие с идеологическим посланием, потому что — и это просто потрясающе! — ничего великого в рамках фильма «Великий гражданин» главный герой не делает. Он в общем даже не субъект ситуации: он немного походил в одну сторону, немного в другую, много — толкал речи про нужды народа и необходимость борьбы с троцкистами… а в итоге и рационализаторские предложения, и введение прогрессивных технологий в производство, и даже организацией митингов занимается не Шахов-Киров, а все прочие, второстепенные персонажи, тогда как главный герой, выражаясь не вежливо, но правдиво, всего лишь «торгует фейсом». Противоречивы также и диалоги: подобно «Чапаева», но в более выраженной форме, герои в лоб проговаривают свою мотивацию, но — как они это делают? В то время когда злодеи мотивируют свои действия и решения, обосновывают их, предъявляют разумные претензии очевидно поспешным решениям приближённых Шахова, положительные герои просто разводят шумную демагогию и прикрывают громкими словами отсутствие плана работы, невозможность поддержания конструктивного разговора, непродуманность своих «гениальных» предложений и так далее.
И тут мы подходим к главной проблеме «Великого гражданина» — ну, помимо того, что он предлагает убивать людей за отличие их взглядов от общепринятого: у него очень рыхлая и провисающая структура. Фильм-диспут вышел диспутом, но не фильмом. Да, в нём что-то происходит, есть какие-то действия, но в основном это просто череда различных диалогов, проясняющих позиции героев, но не помогающих развитию сюжета. Конечно, фильму необязательно быть стремительным, чтобы быть хорошим, но есть разница между плавным и небыстрым ритмом произведения и четырёхчасовой езды по ушам великолепных, невероятных, восхитительных актёров, которых за это время становится… ну, немного чересчур.
И, тем не менее, «Великий гражданин» в наше очень актуален. Правда, увы или к счастью, не в том смысле, в котором он предполагался в дни его создания.
7 октября 2018
Несмотря на мощь, пламя, энергию, силу талантов и созданных ими характеров, и невероятный трагический пафос, помимо восхищения, этот великий фильм оставляет жуткое впечатление. Страшно.
Картина, поэтическое, трагическое, эпическое, художественное обоснование тотального террора 30-х годов, создавалась в дни крупнейших политических процессов над бывшими друзьями и соратниками Сталина, теперь объявленными врагами народа. И с задачей показать их мерзкую сущность и стремление вредить авторы фильма справились блестяще. Самый отвратительный персонаж здесь не вымышленные карьерист Боровский, бывший революционер Карташов, провокатор Земцов и инженер-вредитель Авдеев, а Георгий Пятаков, реальный политический и партийный деятель, расстрелянный в 1937 году, в разгар работы над фильмом. Крутя козлиной бородёнкой, он злобно сообщает: «Получил письмо от Троцкого. Он недоволен нашим бездействием».
Политические установки были выполнены безукоризненно. Нечего возразить — враг, говоришь нечётко и непонятно — враг, не отстаиваешь свои взгляды — враг, не можешь сказать, чем занимался с 1911 по 1913 годы, то есть больше двадцати назад — враг и агент охранки. Враги истеричны, склочны, крикливы, они не выдерживают прямого и настойчивого взгляда Шахова. «Склоку затеваешь! Дела шьёте!», — кричит в истерике Земцов. Враги деградируют. Это хорошо передано с даже при помощи интерьера: вначале Карташов и Боровский беседуют и плетут паутину в просторном кабинете с красивыми креслами, затем они сидят в каких-то серых конторках, а в сцене ареста Боровского мы видим мрачную, почти монашескую келью, в которой тесно и душно взгляду.
Ни на йоту не отступает Эрмлер от сталинской трактовки характера врага. Они исключены из партии и посрамлены ещё на заре Советской власти, но не исчезли, не уехали, а затаились, растворились. «Нам надо создать впечатление, что нас нет», — поясняет Боровский. Они связались с бывшими белогвардейцами, западными спецслужбами и даже «одним масоном» и продолжают вредить исподтишка, из своих мрачных комнатушек.
Но всё дело в том (и от этого страшно), что прототипы этих врагов — не обезличенные абстрактные персонажи, а вполне реальные политические деятели, те, которые создавали партию большевиков и делали революцию и что суды над этими «ренегатами» — всего лишь расправа Сталина над своими личными противниками. А волны и отзвуки этих процессов вскоре разойдутся и разлетятся по всей стране… Волны крови и отзвуки расстрелов… Только так следует понимать появление Сизова в траурной колонне пришедших проститься с Шаховым. Борьба не закончена. «Уничтожали, уничтожаем и будем уничтожать!».
Гении на службе дьявола:
8 из 10
22 июля 2011