Тупик
Dead End
7.1
7.2
1937, мелодрама, драма, криминал
США, 1 ч 33 мин
18+

В ролях: Хамфри Богарт, Уэнди Барри, Марджори Майн, Билли Хэлоп, Бобби Джордан
и другие
Десять лет не был в родном городе Мартин по прозвищу Детское личико. За это время он стал солидным гангстером с соответствующим послужным списком (ограбления, убийства) и характерными внешними приметами (дорогой прикид, пачки долларов и пистолет в кармане). Его малая родина - это нью-йоркские трущобы, где мечта людей вырваться из бедности так и остается мечтой, где любой подросток без колебаний готов пойти по жизни неверной дорогой гангстера. Мать прогоняет блудного сына, бывшая подружка тоже не рада встрече с ним. Если бы только этим ограничились «неприятности» Мартина. Как известно, возвращаться - очень плохая примета...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Тупик

английское название:

Dead End

год: 1937
страна:
США
слоган: «THE GREATEST GANGSTER THRILLER THAT EVER EXPLODED FROM THE SCREEN! (1944 reissue print ad - all caps)»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператор: Грегг Толанд
композитор:
художники: Ричард Дэй, Омар Кайам, Джулия Херон
монтаж:
жанры: мелодрама, драма, криминал, фильм-нуар
Поделиться
Финансы
Бюджет: 300000
Дата выхода
Мировая премьера: 24 августа 1937 г.
на DVD: 5 февраля 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 1 ч 33 мин
Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма, криминал, фильм-нуар

Постеры фильма «Тупик», 1937

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Тупик», 1937

Ганстеры. От Хейса до нового Голливуда. Часть 8. Жизнь в тупике.

Величественные небоскрёбы Нью-Йорка грузно нависшие над теснящими друг-друга крышами запущенного квартала. Где убогие лачуги бедняков, соседствуют с роскошными и обнесёнными заборами с колючей проволокой виллами богачей. Место — тупик, за которым лишь пустота.

Тридцатые годы выдались одними из самых тяжёлых в американской (и не только) истории. Великая депрессия — ввела целые страны в десятилетие тотальной нищеты и бедствий. Разруха затронула все составляющие общественной жизни, темы социально неравенства и отчаяния приобрели ещё большую актуальность чем до этого. Именно тогда выдающейся классик американского кино Уильям Уайлер снял по мотивам одноимённой бродвейской пьесы кинокартину «Тупик» которая приобрела внушительную известность и признание.

Фильм рассказывает о судьбе нескольких персонажей из бедного квартала именуемого просто тупик. Название «Тупик» в данном контексте приобретает гораздо более глубинное и как нельзя точное значение. По сути все горой фильма находиться в своём собственном жизненном тупике, нелегкая и несправедливая жизнь привела их к этому и они безнадёжно пытаются найти выход. Несмотря на камерный почти театральный тон картины, режиссёру всё же удалось детально показать и быт и настроение жителей улицы с «хорошим видом». Уже открывающая сцена раскрывает всю проблематику фильма, когда камера медленно опускается от красующихся над горизонтом небоскрёбов, прямо вниз в убогий и грязный квартал где на верёвке сушиться бельё, а мусор выливается прямо из окон. Учитывая, что весь фильм снят по сути в одной декорации (во что сначала даже не веришь, настолько хорошо она сделана) атмосфера упадка и какой-то обречённости будто витает в воздухе. Узкие кварталы визуально демонстрируют ограниченность и тесноту той жизни, что выпала на плечи героям.

Фильм сильно зависит от своих театральных корней, это и хорошо и плохо одновременно. С одной стороны, с помощью выдающихся актёрских работ и хорошо прописанных персонажей, история уже работает так как нужно. С другой, фильм будто в заложниках у своей театральной принадлежности и часто забывает, что кино — это не театр. В картине очень мало визуальных и художественных приёмов, от чего порой забываешь, что смотришь фильм, а не телеспектакль. Кому-то это может даже, придётся по вкусу. В тех же «Городских улицах», сюжет был не на таком уровне как здесь и уж точно не выполнял столь остросоциальных функций, но как он был снят…оторваться невозможно. А тут местами сильно наскучивает. Благо что во многом это компенсируется хорошими персонажами и актёрской игрой. В героев веришь, их поступки не лишены логики и что самое главное они похожи на людей. За исключением, пожалуй, слишком романтичного героя Джоэла Маккри и банды малолетних преступников, которые в наши дни выглядят уж очень карикатурно, остальные персонажи смотрятся органично и переживают развитие. По большому счёту главных героя здесь два: это сестра главаря банды мальчишек пытающейся наставить брата на правильный путь (Сильвия Сидни) и матёрый гангстер, выходец из злополучного тупика (Хамфри Богарт)

Стоит отметить что гангстер здесь — это не гротескный убийца маньяк одержимый лишь жаждой власти, как в ранних фильмах жанра. Здесь у героя Богарта есть своя трагедия. Он вовсе не лишён чувств, способен испытывать жалость и даже любить, причем по-настоящему. Не то чтобы этих качеств были напрочь лишены герои того же «Врага общества» или «Маленького цезаря» просто здесь этому придали куда большее значение, отчего персонаж стал гораздо глубже и интереснее. Этому также способствует и отличная игра самого Богарта. Быть может ему бы и хотелось начать новую не запачканную кровью жизнь, но увы слишком поздно и утраченную любовь также, как и утраченную душу, уже не вернуть. Создатели пытаются проанализировать и понять, как такие люди как Хью «детское личико» становиться теми, кем они стали. Учесть ли это каждого мальчишки из подобной среды или же всё-таки есть шанс обойти «тупик». Именно с этим вопросом картина и оставляет нас в финале оканчиваясь тем же величественным пейзажам «одноэтажного» Нью-Йорка.

Итог: Несмотря на свой сильный упор в театр, из-за чего содержание берёт верх над формой, а ведь одно должно добавлять другое; малое внимание к кино-постановке и затянутость финального акта — Уайлер снял очень достойный фильм, способный одновременно и увлечь, заставить подумать и почувствовать, ибо темы, раскрытые в картине увы, но будут актуальны всегда.

7 из 10

P.S. Стоит также упомянуть великолепное исполнение Клер Тревор, будущей «королевы» нуара. Её персонаж появляется в фильме буквально на пять минут, но актёрская игра Тревор, заслуживает похвалы. За свою дебютную роль второго плана, актриса даже была номинирована на Оскар.

29 января 2021

Всё познаётся в сравнении.

Эта слежавшаяся сентенция может послужить точкой отсчёта в приведении сумятицы в мыслях к определению мнения о данной картине. Что собственно вносит сумятицу? Множество полутонов и незавершенных линий которыми выписаны конфликты и персонажи в произведении. Также противоречивость творчества самого режиссёра, чьи работы трактуются как высказывания — политические или социальные. Всему этому можно найти многочисленные интерпретации — по принципу: -Что хотел сказать художник? А он мог и просто зарабатывать и высказываться, и даже служить зеркалом для окружающей действительности. Причём зеркалом в «рамке» позволенном обществом и гос-вом. Вот такая ипостась и ценна для зрителя нынешнего — позволяя увидеть хоть и в полутонах ту социальную ситуацию сложившуюся в США в то время. И понять последствия. И сравнить с действительностью. С действительностью где в кино нет даже столь смягченного но масштабного «среза» действительности. Масштабных, пусть и не до конца «развёрнутых» конфликтов. Где это в современном кино?

Нет, нам настойчиво снимают фильмы, что кое-где кое-кто несовершенен: Back Fork (2019), Steel Country (2018), Ben Is Back (2018). Не проводя обобщений ни по обществу ни по конфликтам. Это в Голливуде. В Европейском же кино вообще царство фриков — нет никаких конфликтов, а люди — разнообразие фриков, какие закономерности и «срезы» могут иметь место? Отечественное же кино… ну то такое… но и тут чего-либо хоть близко соответствующего этому ли фильму, неореализму Италии, Советскому-ли 60х, даже почти натуралистичному реализму второй половины 80х — нет и не предвидится. Оценивать сегодняшнее общество придётся на основе Папа, сдохни, Русский Бес, Дар, Человек, который удивил всех и других поделок. Вот что об натуральной жизни могут они рассказать? А рецензируемая картина образно дополняет имеющуюся документированную информацию донося нам если не факты — то смыслы и идеи при помощи киноленты. Чем и ценна.

7 из 10

22 сентября 2019

Их тысячи на улицах

Чем интересен данный фильм, так тем что попытался вынести социальную проблематику на экраны. Надо сказать сразу для американского кинематографа 30-х годов не совсем типично что бы главными героями становились обитатели Нью-йоркского «дна». Главными кино героями для 30-х в то время была богема — писатели, магнаты, композиторы.

«Тупик» включил в себя социальную, криминальную и мело- драму. Роли исполнили популярная тогда актриса Сильвия Сидни и набирающий популярность Хамфри Богарт. Что сильно режет глаз так это декорации, и даже не так страшно что снималось в павильоне в ущерб натурным съемкам, страшно то что почти весь фильм прошел на одном «пятачке». Тем самым он как будто застрял между небом и землей — и не телеспектакль но и не полноценный фильм. Не логичным кажется и то что состоятельные люди живут по соседству с неблагополучным район. Да, создатели фильмы, хотели показать контраст и конфликт классов, но все же… Кинематографу США, как уже было сказано была чужда тематика реализма, поэтому беднота выглядит откровенно не убедительно. За исключением некоторых моментов, в операторской работе тоже ничего неординарного нет.

Все же есть за что похвалить фильм. За символизм — само название «Тупик» намекает нам на отсутствие будущего у тех кто будет связывать свою жизнь с криминальным миром. Это все рода предостережение он излишней романтизации мафии. За поднятую проблематику, да пускай выполнена она не на самом лучшем уровне, однако попытку надо засчитать. За переосмысления и принятия отважного решения Томом. Он осознал, к чему приводит «романтика» улиц.

8 из 10

1 мая 2019

«Лучше бы ты умер» Миссис Мартин

После просмотра данной киноленты мучают раздумья, пусть и не шибко глубокие, однако занимающие-таки некоторое пространство в голове. Скорее это, даже, не раздумья, а вопрос: «Почему же авторами данной картины было в конечном итоге выбрано именно такое название?». Дело в том, что для подобного наименования в ленте действительного много связующих нитей, некоторых аллюзий и метафор, которые можно сопоставить с символом этого самого тупика.

Однако между какими сценарными завершениями в фильме связь с его названием истинна, а с какими — лишь сопутствие — это и есть главная суть размышлений. Ибо в картине множество всяческих подсюжетов, множество отдельных историй, которые связаны не столько сюжетом, сколько местом, на котором происходят все действия, и которое также в некотором роде являет из себя тупик. Дело в том, что в данном творении культового Уильяма Уайлера зрителю демонстрируется жизнь на небольшом, буквально мизерном клочке городского пространства, которое с одной стороны ограничено железобетонными джунглями миллионного мегаполиса, а с другой — водой. На этом клочке во времена, показанные на экране, столкнулись разные понятия культур и смысла жизни, разные стили ведения бытия и ухода за убранством. Здесь столкнулось богатство с бедность, чистоплотность с неряшливостью, выживание с потаканием любым прихотям. И, главное, ни одной из сторон режиссер не дает преимущества, почему в конечном итоге зритель осознает мотивацию и суть действий что одной стороны, что другой. То есть: специальной романтизации какого-либо существования здесь нет, почему зритель в первую очередь следит именно за героями, которые играют здесь главные роли.

И, как становится понятно уже по самой фабуле антуража картины, персонажи в ней столь же разноплановые. Это и убийца-богач Мартин «Детское личико» (Хамфри Богарт), изменивший внешность и прячущийся от полиции. Это и волевая, насыщенная пробивными идеями в плане прав различных полов, привыкшая добиваться всего сама, но все равно женственная и прекрасная Дрина (Сильвия Сидни). Это и обыкновенный романтик Дэйв (Джоэл МакКри), имеющий вместе с диплом об образовании лишь двадцать пять долларов в месяц. Это и банда хулиганов под предводительством Томми (Билли Хэлоп), которые мало что видели в жизни кроме насилия, а потому и мало что принимают, как способ жить, как только не силу да страх. И каждый из этих разномастных характеров в тех реалиях, в которых он показан в картине, обоснован. Более того, каждый развивается и претерпевает сильные изменения по мере хода сюжета, который в конечном итоге не приходит к тупику в теме, которую он выдвигает на передний план в самом конце ленты — нет. Финал инициализирует собой некоторую надежду. Порождает и своим послевкусием взращивает веру в лучшее истечение дальнейшей судьбы лиц в нем, в финале, задействованных. Однако в логическом плане, в плане осознания собственного существования пред его концом или только пред его началом, — данное зависит уже непосредственно от героя картины, — кинолента «Тупик» взаправду завершается настоящим тупиком. По крайней мере, тупиком для зрителя, ибо пока ему не показан очередной мотивационный толчок, пока не показан новый смысл для некоторых действий, пока не обозначены новые коллизии, пока этого нет — данная картина завершена.

И это удивительно: за полтора часа успеть рассказать такой сонм историй, соединить их всех в одну, притом должным образом раскрыв всех задействованных персонажей — это показатель грамотного распределения хронометража, тщательного подхода к написанию как самих сюжетов, так и диалогов, их обогащающих, да профессионального подхода к визуальному повествованию, через которое передается половина настроя в фильме. Именно потому, думаю, авторы в окончательной части прибегли к стилистике на момент конца тридцатых годов прошлого века еще рудиментарного, в плане стиля, нуара. А в самом конце, опять же в реалиях ночи, осветили всю улицу, отображая уже иной настрой.

«Тупик» — пример хорошего, качественного фильма. Жизненного и довольно простого, но безусловно занимательного как раз-таки ввиду этой простоты да жизненности, в декорациях которых веришь тому жизнеутверждающему посылу, какой лента преподносит

P.S. Спасибо за внимание.

5 июля 2017

С одной стороны, Уайлер в своё время смело отказывался отвечать на вопрос, состоит ли он в коммунистической партии, во время скандала в американской киноиндустрии. С другой стороны, назвать его творцом принципиальным в искусстве язык не поворачивается. Идейное содержание его фильмов часто противоречит друг другу, а от режиссёра его произведения перенимали крайне мало. Уайлер был хорошим ремесленником, за это его и хвалили и ругали. Вот и «Тупик» получился очень хорошим с точки зрения ремесла.

Начнём с того, что это экранизация пьесы, так что какого-либо размаха в действии ждать не стоит. Тем более, что постановка не скрывает, а подчёркивает театральное происхождение «Тупика»: всего несколько мест действия, которые мы всегда наблюдаем только с одной стороны, практически с одной точки. Это немного сбивает с толку зрителя, ожидающего стандартное кино, тем более «гангстерское». Перед вами очень, очень отдалённо «гангстерская драма», но никак не «гангстерская сага». По идее одновременно это также социальная драма. Хотя драма из данной экранизации выходит весьма и весьма посредственная.

Весьма иронично (и даже откровенно смешно) выглядит то, что сценарий писала Лиллиан Хеллман, которая за год до этого сотрудничала с Уайлером в другом проекте, сценарий к которому она предоставила по собственной пьесе. В «Этих троих», экранизации её «Детского часа», в кульминационный момент «хорошая» героиня отказывается дать своё прощение, когда о нём просят; в «Тупике» уже «хорошая» героиня просит о прощении и милосердии. В обоих случаях нас подталкивают к состраданию именно этой героине, тогда как её позиции и идейный посыл кульминационных сцен чуть ли не противоположны. На лицо некое приспособленчество, и возможно, именно из-за него команда в данном случае отработала весьма неубедительно.

Уайлер как будто был не в своей тарелке. С одной стороны, присутствуют киноактёры, которых никто особо не сдерживает, и каждый играет в свою игру, не оглядываясь на партнёра. С другой стороны, актёрам приходится играть точно по нотам текста, без импровизации. Так что совершенно резонно вместо живых исполнителей ролей мы получаем ряженых кукол. Естественно выглядят только пацаны, но хоть они и присутствуют на экране полфильма, на самом деле они в нём только для антуража, никакая миссия тут на них не возлагается (хотя кино отчасти якобы о них).

За что можно похвалить, так это за съёмку и за декорации. И по этим параметрам «Тупик» вполне справедливо номинировался на призы киноакадемии. Впрочем, когда от самого действа хочется спать, мастерство оператора и художника мало впечатляет и оказывает минимум благотворного влияния, которого ждёшь от искусства. Короче говоря, картина выглядит как хорошее переложение довольно слабой пьесы. Пьесы якобы реалистичной, в реализме которой не заинтересована половина съёмочной группы.

Конечно, сложно снимать остросоциальное кино, когда на тебя давит цензура, требуя сглаживать углы и добавлять обязательный хеппи энд. Но разве это значит, что не нужно и стараться? По идее весь фильм должен быть пропитан безысходностью, отчаянием тупика. Здесь же у нас громкие слова безо всякого сопереживания, пафос без глубины, игра без эмоций… К чему это всё? На этом фоне прокатный лозунг «The greatest gangster thriller ever exploded from the screen!» выглядит просто издевательски.

«Тупик» стоит смотреть разве что, чтобы ознакомиться с вполне здравыми идеями, о которых говорится в пьессе. Ознакомиться просто для справки, так как в целом кино не впечатляет.

14 апреля 2015

Категорически: архаика на момент выхода

И по состоянию на 1937 год кинематограф успел выразить себя как разновидность искусства фильмами Ланга, Мурнау, Одзу, Чаплина, предполагающими ассоциативность, работу воображения, эстетическое сотворчество. Снятый именитым Уайлером «Тупик» очень прост и дидактичен: лобовые прямолинейные взгляды на «хороших, но бедных», классовые различия как причину всех зол, в том числе и развитие преступности — право, все это из 19 века.

Уже Диккенс умел обыгрывать эти темы более искусно. «Тупик», помимо прочего, еще и экранизация пьесы с неизбежным единством времени-места и пространства. Бедные, но гордые влюбленные воссоединятся, задержанного за преступление пацана освободят — это не розовый, а театральный розовый реализм. Для перца добавлен злодей в исполнении Богги — «Мальтийский сокол» еще не снят, и Богарта в конце тридцатых годов убивали в каждом первом фильме. Остается добавить, что весь фильм снят в декорациях (улиц, реки, домов и проч.), что для произведения об «уличной» жизни, шайке пацанов весьма диковинно.

5 из 10

27 октября 2011

Окно напротив

Этот фильм стоит посмотреть хотя бы из любопытства: имена в титрах, времена в кадре, история на экране — прошлое большой страны и её современного кинематографа. Легендарный Богарт и позолочённый призами Уайлер — уже хватит, чтобы не проиграть. Но в данном случае содержание проигрывает форме, отступая в тень павильонных рабочих дней.

Это сейчас быстро строят каркас, а потом лепят на него пиксельную внешность. А раньше воздвигали стены и натягивали искусственный небосклон, сдвигали их в узкие переулки, расставляя по сторонам деревянные фонари, рисовали позади перспективу, отвлекая глаз, подозревавший о подвохе, локализуя встречи в крупных планах действующих лиц.

Некоторые мотивы могут эпизодами напомнить темы поздних гангстерских кинолент, однако, привязанное к месту, это кино ограничено в зрелищности и движении, состоящем из подростковых безобразий местной пацанвы и заговорческого шушукания озирающегося по сторонам гангстерито, не поделившего с мальчишкой внимание женской любви.

Весь фильм как вид из окна, откуда видно лишь часть короткой улицы, куда выбегают местные хулиганы и выходят подрастающие буржуа, снуёт простой люд и прогуливается полицейское начальство, но, к разочарованию, особенного не происходит ничего. Не бушуют страсти, не захлёстывают эмоции — всё обыденно мелко, на бытовом уровне житейских забот, оставляющих тебя праздным наблюдателем за невзрачными приключениями молодёжи и неуклюжими попытками мелких главарей.

Без претензии на размах, кино представляется настенной картинкой, раритетным плакатом, сохранившимся с пылью прошедших лет, на котором замерла типичная картина поднимающегося в высоту города, наступающего на манхэттенскую даль, деля поколения переселенцев на преуспевающих нуворишей и непреклонных трудяг, живущих пока что поблизости, но уже наперекосяк.

Вот так, не ожидая пришествия технологий, строители обеспечили этой ленте живую точность настоящего, уложив её в камерную студийную тесноту, добиваясь эффекта присутствия, ради которого кино пришлось превратить в разговорную жизнь. Хотелось бы большего, но, видимо, время ещё не пришло.

2 декабря 2010

Многолинейный тупик

Фильм оставил противоречивое впечатление: с одной стороны, его хочется назвать гангстерским, с другой — такие рамки были бы для него слишком тесными. Это ведь кино и о любви, и о смысле жизни, и о проблеме нищеты. К тому же «Тупик» слишком аскетичен для гангстерского фильма.

Картина хороша. Да, в ходе просмотра никак не избавиться от мысли, что все кино снято на клочке асфальта с убогими декорациями. Перед нами — практически телеспектакль. Но это отходит на второй план, когда видишь на экране Богарта, Сильвию Сидни, Джоэла Маккри, ну, и конечно, банду парней, прославившихся благодаря фильму «Ангелы с грязными лицами».

Многолинейность сюжета тоже достойна похвалы. Она заставляет тебя, несмотря, на скромную «картинку», не отрывать глаз от экрана. Блестящий дуэт в фильме, к которому идеально подойдут те же эпитеты…

10 сентября 2010

Раньше в Нью-Йорке возле реки селились только бедняки, потом богатые поняли, что открывающийся вид на водную гладь очень красив и понастроили роскошных апартаментов. Вот и получается что «внизу» остались трущобы, а «вверху» шикарные квартиры с видом на реку.

Фильм рассказывает историю о жизни в одном из таких кварталов, где бедняки и живут рядом с богатеями. Помимо этого показывается возвращение гангстера по прозвищу Детское личико, выросшего в трущобах, повидать мать и бывшую девушку, однако встретить его в родных краях никто не рад.

«Тупик» был бы образцовым фильмом если бы создатели выбрали одну конкретную сюжетную линию — либо контраст социальной жизни бедных-богатых или же историю про гангстера, к тому же ввели обязательную романтическую линию которая вообще дробила весь сюжет. Лично мне смотреть это было немного скучновато, хотя делая поправку на время создания, фильм не так уж и плох.

Что можно отметить в первую очередь, так это Хамфри Богарта. Его герой хоть и «плохиш», но смотрится лучше всех, как ни крути это же Хамфри Богарт.

Фильм был номинирован на 4 премии «Оскар»:фильм, женская роль второго плана (Клер Тревор), работа оператора, работа художника.

3 октября 2009

Мелодрама Тупик появился на свет в далеком 1937 году, более полувека тому назад, его режиссером является Уильям Уайлер. Кто играл в фильме: Хамфри Богарт, Уэнди Барри, Марджори Майн, Билли Хэлоп, Бобби Джордан, Лео Горси, Бернард Пансли, Чарльз Пек, Майнор Уотсон, Джеймс Бёрк, Уорд Бонд, Элизабет Рисдон, Эстер Дэйл, Джордж Умберт, Марсель Кордей.

Расходы на кино составляют примерно 300000. Страна производства - США. Тупик — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.