Ленин в октябре
6.8
6.3
1937, биография, история
СССР, 1 ч 43 мин
6+

В ролях: Борис Щукин, Николай Охлопков, Василий Ванин, Николай Свободин, Елена Шатрова
и другие
1917 год. В Петрограде неспокойно, среди рабочих происходят волнения. Ленин тайно прибывает на вокзал, через оцепление его проводит телохранитель — рабочий Василий. Ленин встречается со Сталиным, и вскоре начинается подпольное собрание Центрального комитета партии большевиков, где готовится восстание.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Ленин в октябре

год: 1937
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Борис Волчек
композитор:
художники: Борис Дубровский-Эшке, Николай Соловьев
монтаж:
жанры: биография, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 7 ноября 1937 г.
на DVD: 5 октября 2006 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 43 мин
Другие фильмы этих жанров
биография, история

Видео к фильму «Ленин в октябре», 1937

Видео: Фрагмент (Ленин в октябре, 1937) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Ленин в октябре», 1937

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Ленин в октябре», 1937

Революционный угар!

Если вкратце, фильм в первую очередь угарный. В нем много язвительных шуток и отличного троллинга. Ленин изображён трудолюбивым, остроумным, заботливым дедом. На него другие персонажи смотрят с любовью и восхищением. Некоторые не задумываясь готовы расстаться с жизнью ради большевистского лидера. И мотивация их четко показана. Рабочие понимают, что выпадает редчайший шанс отобрать власть у надменных капиталистов. Единственный, кто знает, что делать, и кому они безоговорочно верят - это Ленин.

Конечно, фильм технически устарел. Звук и операторская работа больше относится к театру, чем к современному кино. Но! Актёры подобраны просто блестяще. Все яркие индивидуальности, за которыми интересно следить и которым хочется сопереживаешь. Благодаря актерским работам, остроумным диалогам и гению режиссёра расставлять правильные визуальные акценты «Ленин в октябре» до сих пор может радовать зрителя.

В кино очень мало ленинских тезисов и учений, но много исторически достоверных фактов. Кроме штурма Зимнего. В фильме он изображён эпически, а в жизни прошёл довольно буднично.

В итоге, кино отличное. Если черно-белый формат с характерным звуком не напрягают, смотреть можно смело.

25 апреля 2022

После знакомства со столь значимой и в некотором роде монументальной работой мало кто мог бы подумать, что «Ленин в Октябре» создавался в экстремально сжатые сроки, непосредственная подготовка к съемкам велась параллельно с написанием сценария, а режиссер отбивался от преследований и даже покушений. «Пан или пропал»: для Ромма работа над заказом стала единственной возможностью вернуться в кинематограф после неудачной работы над «Тринадцатью» (при этом сам фильм о противостоянии басмачей и советских пограничников, разумеется, неудачей не был). Режиссеру удалось создать фильм эталонный, в сотрудничестве с Борисом Щукиным заложить традицию изображения Ленина в кино.

Тщательность и даже дотошность, с которой Щукин предварительно готовился к воссозданию на экране образа Ленина, и обеспечили картине успех. Актер не только просматривал и прослушивал записи с вождем, но и встречался со знакомыми Ленина и даже с Надеждой Крупской. Действительно, в фильме много Щукина, мало Ромма и больше, чем того требовал сюжет, Сталина. И, наверное, для 1937 года это было правильно (и безопасно). Все равно «Ленин в Октябре» — живой, хотя отдельные сцены его, по словам Григория Чухрая, «звучат жестоко и дико». И все-таки именно Чухрай — один из немногих, кто разглядел подлинный режиссерский вклад в этот фильм. Ромм, противопоставляя человечность и простоту Ленина монументальности его преемника, поступал искренне и смело. И не совсем справедливо оценивать режиссера, снимавшего в 1930-е, сквозь призму сегодняшней морали, хотя даже проверку этой современной моралью Ромм пройдет.

25 августа 2021

Недостаток, о котором почему-то не говорят.

Если вы думаете, что красный цвет этой рецензии вызван тем, что фильм показывает историю, которой не было, то вы ошибаетесь. Недостаток данного фильма гораздо глубже, чем культ личности Ленина, и я искренне удивлён, почему на него так мало обращают и — что важно — обращали внимания. Удивительно всё-таки, как зрителям порой легко пустить пыль в глаза…

Давайте на какое-то время максимально абстрагируемся от того, что тут есть исторические персонажи в выдуманном сюжете. Перед нами просто художественный фильм, в котором есть хорошие и плохие персонажи. По законам кинематографа (да и искусства вообще) если персонаж хорош, то он действительно должен быть хорош практически во всём. Если центральный персонаж совершает злодеяния, то это уже антигерой, и сценарий должен это всячески подчёркивать. В противном случае фильм становится пропагандой чего-то плохого. Особенно когда речь идёт о человеческой жизни, что является элементарной истиной. Так и только так это работало и работает до сих пор. Итак, кем же в данном фильме является Ленин? По идее, он должен быть героем положительным, но… есть одно громаднейшее «но», которое полностью перечёркивает его позитивное восприятие именно в рамках фильма. Речь о сцене, в которой телохранитель Ленина читает письмо, доставленное его жене. Кажется, что тут не происходит ничего серьёзного, но когда раздаются слова о зверских убийствах помещиков, наш главный герой ведёт себя так, будто не случилось ничего существенного. Главный герой спокойно реагирует на убийства. Разве такой персонаж должен вызывать восторг?! Разве не это первым делом должны были вырезать цензоры ещё в 1937 году?! Повторюсь — и в реальности, и в постановке нет ничего ценнее человеческой жизни. Если бы при таких словах Ленин нахмурился и кивнул, припоминая смерть давно убитого брата, или хоть на секунду опешил, после чего злорадно улыбнулся — это бы показало, что он понимает масштаб произошедшего. Возможно, такая реакция вызвала бы даже понимание и радость со стороны зрителя, но подобное холодное равнодушие в ответ на новость об убийстве — это за гранью понимания. Если человек не ценит жизни — своих ли, врагов ли — это значит, что жестокость у него в крови. Это ничто оправдать не может…

Неужели на фоне такого недостатка есть смысл говорить о каких-то исторических искажениях? Пускай фильм преподносит маломасштабную Октябрьскую революцию как настоящую войну со стрельбой, а интеллигенцию выставляет настоящими фашистами. Ради хорошего сюжета на какое-то время можно поверить, что так оно и было. Но когда главный герой так холодно воспринимает чьи-то жизни, он не вызывает восторга и желания ему подражать. Поэтому, когда мы видим такой радостный итог поездки Ленина, то… зритель должен радоваться победе зла? Победе режима, который гласит «кто не с нами, тот против нас»? А ведь именно это всеми силами пытается сделать фильм, показывая радость простого народа. После такого уже и речи нет о том, чтобы критиковать прочие аспекты. Замечу лишь мимолётно, что здесь очень недостоверно показаны поездка в поезде (почти нет шумов — это якобы поезд 1917 года) и гибель персонажей от попадания пуль (актёры будто ложатся поспать, а не падают мёртвыми).

Вместо дальнейшей критики я обязан теперь объяснить, почему всё-таки не ставлю «Ленину в октябре» самую низкую оценку. Важно понимать, что фильм создавался в экстремальных условиях. Режиссёр крикнул оператору «мотор!» в августе 1937-го, а 6 ноября того же года все работы уже подошли к концу. Даже в наши дни такой быстрый съёмочный процесс — редкое явление, а тогда чувствовалось ещё и давление идеологии, ведь приближалось 20-летие Октябрьской революции. Игрой Бориса Щукина, показавшего в таких тяжёлых съёмочных условиях живого и смекалистого Ильича, можно восхищаться долго. Получается, что проблема фильма не в нём самом, а в тех, кто стоял за кадром. Начинающий режиссёр Михаил Ромм, возможно, по чистой случайности снял второпях что-то не то, но цензура одобрила всё до последней секунды. А кто оценивал фильм перед выходом в прокат? Это был Сталин — человек, все сцены с которым после его смерти вырезали из фильма в том же Советском Союзе. Сделали это умело, что стоит признать. Вот такие дела. Неясно только одно: почему в двадцать первом веке не вышла новая версия, в начале которой появляется предупреждение не принимать за чистую монету показанные исторические события? В любом случае, ту самую сцену с письмом так и не сократили, оставив реакцию Ленина в чистом виде. И обдумывая всё это, сталкиваешься с вопросами, над которыми больно размышлять: неужели ни один зритель Советского Союза не обратил внимания на такую деталь? Неужели таким было нутро всего советского кинематографа?

3 из 10

28 декабря 2020

Несколько дней, потрясших мир или Вождь мирового пролетариата; часть первая

Историческая драма. Свершилось товарищи! Легендарная картина, которую я множество раз смотрел урывками полностью просмотрена! Ура товарищи! Простите, не смог сдержаться от подобного каламбура, но это правда. Легенда и эталон историко-революционного кинематографа, о котором не слышал только ленивый или просто безграмотный человек добрался до меня. Замечу сразу, что мне попалась версия 1956 года, и это хорошо, так как она, на мой взгляд, наиболее точная, но об этом мы поговорим немного ниже, а пока вот вам мое краткое мнение — несколько дней, потрясших мир. Замечу, что здесь я буду рассматривать не плюсы и минусы, а запоминающиеся моменты и недостатки, без которых в то время невозможно было обойтись. Посему, начинаю.

Итак, запоминающиеся моменты:

1. Ожившая история — перед нами предстает воистину исторические событие мирового масштаба, которое повернуло весь ход существования человеческой цивилизации, к лучшему или к худшему, это уже не так важно. Октябрьское вооруженное восстание, названое вскоре Октябрьской революцией. В картине изложены самые решительные ее моменты, точнее финальные аккорды. Поэтому нет ничего удивительного, что данная картина являлась наглядным материалом по истории двадцатого века, ведь она сочно описывает те решительные шаги, что были сделаны партией большевиков и лично Владимиром Ильичем Лениным ради свержения продажного и слабого Временного правительства в октябре семнадцатого года. Не без идеологии и излишнего пафоса, но нет не менее.

2. Деятельность Владимира Ильича — картина сфокусирована именно на вожде мирового пролетариата, что и следовало ожидать, ведь в то время образ Ленина в кино использовался не так часто, ведь самой известной работой до этой была немая картина Сергея Эйзенштейна «Октябрь», поставленная по книге американского писателя Джона Рида. Здесь Ленин руководит подготовкой восстания, пишет письма, статьи, нелегально прибывает в Петроград, рискуя быть арестованным, беспокоится за свое дело, заботиться о своих помощниках, не жалея себя одновременно.

3. Съемки — как известно, съемки данной картины проходили в тяжелейших условиях, проблемы с декорациями, большое количество бракованного материала, как будто само Проведение было против создателей, но все получилось настолько оглушительно, что даже иностранные критики и зрители оценили по достоинству новую работу Михаила Ромма, даже в загнивающей Америке.

4. Финальная сцена — она для съемок была самой трудной, ведь на нее потратили самое большое количество дублей, поскольку массовка так бурно выражала свои эмоции от всего происходящего, что ее просто не могли успокоить, и это можно понять. Со времен революции прошло всего то двадцать лет, многие люди из массовки еще помнили живьем Владимира Ильича, а тут их позвали сниматься в съемках картины о Ленине и революции. Поэтому искренность и энтузиазм людей на экране был неподдельным и живым.

Итак, недостатки:

1. Три версии — вы не ослышались, существуют аж три версии этой картины, оригинальная 1937 года, перемонтированная 1956 года и еще раз перемонтированная 1963 года, откуда полностью «вырезан» Сталин и все упоминания о нем, что в итоге сильно зацепило сценарий и итоговый вариант стал смотреться несколько рвано. Я смотрел версию 1956 года, где Сталин есть (Слава Богу), но где он не произносит практически ни единого слова. Спасибо вам, товарищ колхозник всея Союза Хрущев, подлый интриган и трус! Смотрите именно эту версию (1956 г.), она и исторически честнее.

2. Троцкий, Каменев, Зиновьев — спасибо товарищу Сталину, что он хотя бы разрешил упомянуть Троцкого в данной картине, поскольку он был не последним вождем большевиков, принимавшим непосредственное участие в Октябрьской революции. Но его тут изобразили как «умеренного», что совершенно не соответствовало действительности. Каменева и Зиновьева в картине назначили «предателями», а не «умеренными», но тут мы должны понять время, ведь этих двух товарищей, которые нам совсем не товарищи, были разоблачены как «враги народа» годом ранее выхода картины и расстреляны по приговору суда. Посему в картине все именно так, как есть. Ну и Антонов-Овсеенко, арестовавший Временное правительство, был арестован на момент съемок, а позже расстрелян как «враг народа», посему и его в картине нет.

3. Временное правительство — оно представлено как сборище идиотов, которые пляшут под дудку Антанты, что было не совсем верно. Они были идиотами — это так, они были слабыми — это так, но марионетками они никак не были. Это были люди, жившие в своем идеальном мире и не замечавшие подступившей угрозы, а когда стало все слишком очевидно — не смогли ничего сделать.

Немного о главных героях:

1. Владимир Ильич Ленин в исполнении Бориса Щукина — настоящая легенда оживает на экране замечательным театральным актером Борисом Васильевичем Щукиным. Его Ленин получился таким, каким и был — строгим к себе, идеалистом и одновременно прагматиком, способным трезво взглянуть на вещи, немного импульсивным, но приятным взгляду. Лучшее исполнение Ленина за всю историю мирового кинематографа! Браво Борис Васильевич!

2. Василий в исполнении Николая Охлопкова — рабочий, большевик и личный телохранитель Владимира Ильича, не раз спасавший ему жизнь. Преданный и надежный товарищ, как тогда говорили. Николай отлично исполнил эту роль.

3. Иосиф Сталин в исполнении Семёна Гольдштаба — вы не ослышались, я похвалю Семена за роль будущего отца народов, который здесь выступает в роли будущего преемника Владимира Ильича и его сторонника, хоть и не по всем вопросам. Если даже Сталину актер понравился, то возражать не буду! Уверен, что в первой версии было много пафосных фраз.

В тоге имеем отличную историческую драму про финал Великой Октябрьской Социалистической Революции и бурной деятельности Владимира Ильича Ленина, с отличными декорациями и великолепными актерскими работами.

9 из 10

26 марта 2020

Это знает моё торжество

«Октябрь уж наступил!». (А. С. Пушкин).

Если в честь десятилетия Великой Октябрьской социалистической революции Эйзенштейн снял свой знаменитый «Октябрь», то в честь её двадцатилетия Михаил Ромм снял киноленту «Ленин в Октябре», которая, по моему убеждению, превзошла некогда передовой фильм Сергея Михайловича. И дело не только в том, что это была первая звуковая лениниана. Хотя и в этом тоже в том числе.

Если «Октябрь» ставит своей целью показать эпохальное событие, то картина Михаила Ильича Ромма показывает именно Ленина, и как человека, и как деятеля, что на фоне этого грандиозного события, что при непосредственном участии вождя пролетариата, а также показан его вклад в это поистине благое дело!

Картина носит название «Ленин в Октябре». Слово «октябрь» с большой буквы. А это значит, что суть не только в том, что, дескать, «Владимир Ильич осенью 1917 года», а и в том, что, мол «Ленин в революции».

Действие начинается с того, что Ленин прибывает из Финляндии в пломбированном вагоне. На Ленина ведётся охота. Но это не останавливает героя картины. А из истории мы и подавно знаем, что это и не остановило героя уже революции. Полным ходом идёт подготовка к вооружённому восстанию. Ульянов-Ленин живёт на квартире у своего связного и, по совместительству, телохранителя Василия. Подкупает то, что среди масс никто не знает толком вождя в лицо. Это видно по реакции жены Василия.

Ленин обсуждает планы с видными деятелями. Терпит разногласия с Зиновьевым и Каменевым. Но, правда, «политическими проститутками» он их не называл. Это вымысел авторов картины. Интересен другой факт!.. Я смотрел специально ту версию, которая со Сталиным. Говорят, что в той версии, где Сталина нет, теряется смысл… А всего-то все эти ретуши были предприняты после того, как развенчали культ личности Сталина. Мда, чего только не было в СССР… Каких только странных решений не было предпринято… Конечно, одно то, что Троцкого в фильмах про революцию предпочитают не упоминать… Будто его вклад незначителен. Но то хотя бы таковы задумки. А когда ленту режут…

Фильм живой. За Ленина переживаешь, как за друга. Накал страстей присутствует с лихвой. В моменте, как он покинул конспиративную квартиру и отправился в Смольный — это живо ощущается и также чётко передаётся угроза. А в моменте, когда было озвучено: «восстанию быть!», передаётся радость и трепет всех, кто радеет и ждёт этого события, как освобождения от капитализма!

Ленина просто гениально воплотил Борис Щукин. Правда, награду получил посмертно. Получил награду (при жизни) и режиссер Михаил Ромм. Сталин высоко оценил его работу. Захват Зимнего дворца в художественном плане превзошёл Эйзенштейна. Как будто всё расширено. Правильно и ясно. Само собой, приукрашено (ну не было такого сопротивления). Михаил Ильич, считай, прошёл по скользкой дороге, но выдержал всё, не споткнулся и заслужил овации. Даже сто лет спустя.

10 из 10

4 марта 2020

Трикстер

Фильм снят в 1937 году, в разгар торжества социалистического гуманизма и сталинской Конституции. Владимир Ильич Ленин (который тут представлен в ипостаси отчаянного кривляки и вдохновенного тролля) приезжает в Петроград, чтобы встряхнуть заскучавшее народонаселение.

Чрезвычайно интересно смотреть на то, как Ильич легко, играючи, с шутками-прибаутками ставит всю Россию на уши. Разительный контраст с чопорными буржуями, которые весь фильм тормозят, что-то просчитывают своими заплывшими жиром мозгами и в итоге проигрывают шустрому паяцу вчистую.

Апофеоз фильма — сцена с письмом от тамбовских крестьян:

- Дорогой Владимир Ильич! Мы прочитали в газете «Правда», что помещиков надо гнать. Но мы поторопились и их всех уже убили.

- Ничего! — заливисто хохочет Ильич. — Так тоже можно.

20 декабря 2018

Заботливый Ильич

Впервые «Ленина в октябре» я увидел в возрасте весьма молодом и не слишком зрелом; помнится, фильм тогда не произвел на меня большого впечатления, и тот же бессмертный «Броненосец «Потемкин»» смотрелся на его фоне гораздо выгоднее. Недавно пересмотрев эту легендарную картину, свое мнение я был вынужден изменить.

Пожалуй, не стоит смотреть на этот фильм, как на средство идеологической борьбы; когда-то его для этого и снимали, а позже пытались активно, скажем, с помощью него промывать мозги, но уже ближе к концу советской эпохи его и по телевидению не показывали, а аудитория просто не могла воспринимать его серьезно. Сейчас «Ленин в октябре» — легендарное, но уже не нужное ни массам, ни государству кино, которое показывает нам Ленина и революцию, как их видели в мечтах. Добрый дядюшка Ленин, что активно работает, постоянно в движении, разрабатывает планы революции, превосходно сыгран г. Щукиным. Его герой просто покорил меня — образ вождя наивный и немного забавный, ну и пусть. Зато этот фантазийный Ленин еще и заботливый — посмотрите, как он печется о товарище Василии, спрашивая, выспался ли тот (при этом, правда, посылая его выполнять новое поручение — после революции-де выспитесь); как он скромно о себе отзывается, мол, обычный человек, такой же, как и все. Сегодня все это выглядит несколько смешно, а когда-то воспринималось всерьез; не стоит махать рукой на классику, попробуйте предоставить ей шанс и, возможно, что и вам полюбится этот милый «экранный» Ленин.

А вот образы Керенского и всех остальных, кто большевиков не поддерживал, изображены уж слишком карикатурно. Конечно, идеология того требовала, но нельзя без смеха смотреть на Ковалевского, что играл Керенского, — мы видим нервного и совершенно неуравновешенного индивидуума, который якобы не может принимать никаких решений, мечется и будто бы на грани если не сумасшествия, то уж нервного срыва точно. Другие не лучше, тем более иностранцы (не знаю, откуда они взялись), — этакие типичные враги народа, империалисты. А тот засыльный, который искал место жительства Ульянова? В общем, образы-клише, чрезвычайно карикатурные и неправдоподобные.

К сожалению, картина часто оказывается неправдоподобной по части верности изображения исторических событий. Так, всем уже, кажется, известно, что Ленин никогда не говорил ни про каких «политических проституток»; не мог он так сказать! Назвал он Каменева и Зиновьева штрейкбрехерами, а создатели картины пытались, видимо, сделать его фразу и народу понятной, и со словами «погромче». Не спорю, получилось и «громко», и всем понятно, что полностью соответствовало требованиям идеологии.

Сам сюжет в первой половине фильма развивается довольно динамично и следить за героями на экране довольно интересно; вторая часть, как нам кажется, немного уступила первой. В ней больше карикатурных и глупо выглядящих персонажей-врагов, которые ничего интересного из себя не представляют. После непродолжительной борьбы с империалистами вас встретит сцена, в которой Ильич сообщает, что революция наконец-то свершилась; сцена эта картину завершает и немного развлечет вас под конец просмотра — выполнена она отлично, хотя снова допущена историческая неточность: на тот момент в Зимнем оставалась пара-тройка самых незначительных министров, а не целая гурьба непонятно почему заседающих господ.

И хотя рецензия получилась уж слишком неоднозначной и, боюсь я, может смутить тех, кто хотел было посмотреть сие произведение кинематографа, все же «Ленин в октябре» — достойный фильм, все минусы которого вытекают из-за местами нелепого сценария, пропитанного насквозь тогдашней идеологией. В остальном — легендарная картина.

12 января 2016

Важнейшее из искусств на службе у советов

«-Товарищи! Рабоче-крестьянская революция, о необходимости которой всё время говорили большевики, совершилась!» (с)

Во время просмотра данной пропагандистской, явно снятой по госзаказу (вернее будет сказать — по заказу одного слишком большого человека) картины классика советского кино Михаила Ильича Ромма, мне вдруг вспомнились слова его ученика — будущего оскароносца: « — Я некогда не снимал картин для того, что бы понравится власти, или для какого то отдельно взятого генсека. Поэтому сегодня мне ни за одну из них не стыдно.» Не берусь говорить точно, но всё же думаю, что автор таких шедевров как: «Тринадцать» (1936), «Мечта» (1941), «Девять Дней Одного Года» (1962) и других замечательных лент, после смерти «Вождя всего прогрессивного человечества», если и не стыдился своей дилогии о Ленине, то во всяком случае врятле считал их своими творческими удачами. В период развенчания «культа личности» Сталина, картины прошли серьёзный, как сегодня сказали бы «апгрейт»: из них вырезали фрагменты в которых появляется Сталин, фразы Ленина о нём, тем самым фактически удалив его из сюжета. Лишь совсем недавно картины были отреставрированы и смонтированы в оригинальном виде. Хотя сегодня они в общем то и не нужны некому кроме студентов киноинститутов, критиков, киноведов и киноманов. Нынешняя молодёжь не станет смотреть «Ленина в Октябре» (1937) даже ради спортивного интереса. Поэтому говорить о пропагандистской составляющей картины Ромма, и о том, что сегодня нельзя воспринимать её как историческую излишне. Это и так понятно — на дворе эпоха победившего измором капитализма, а советский коммунизм остался в далёком прошлом. Государство нынче нечего не вдалбливает в головы подросткам, кроме стандартной школьной программы, по которой в будущем им предстоит сдавать ЕГЭ. Поэтому даже в учебнике по истории, глава о жизни и праведных революционных трудах Владимира Ильича (Ульянова) Ленина — сведена к минимуму. А кроме него самого, да его лучшего экранного друга — Сталина, молодёжь некого из остальных действующих лиц (стараниями кудесников — гримёров имеющим со своими прототипами портретное сходство) не узнает в принципе. Исходя их этого, не следует воспринимать фильм исторически неточным, способным ввести в заблуждение или вовсе идеологически вредным продуктом довоенного советского масс-культа. Во всяком случае сегодня «Ленин в Октябре» воспринимается не как «Триумф Воли», или нечто подобное. Сегодня фильм Ромма (перефразировав слова того самого его ученика, сказанные им правда о собственной картине) — это наивная советская лента, снятая «не о том как было, а о том как хотелось бы что бы было. Как должно было бы быть» в советском государстве…

В середине 30 — ых, у советского руководства возникло желание создать к грядущему юбилею Великой Октябрьской Революции художественную картину, в которой была бы показана самоотверженная работа лидера партии большевиков, по подготовки и осуществлению штурма Зимнего. Поскольку проект курировал лично Сам, то в сценарий были в добровольно — принудительном порядке вписаны как он сам (со значительным преувеличением его роли в тех событиях), так и его слова про недавно репрессированных революционерах Зиновьеве и Каменеве, а так же об объявленным заочно врагом народа Троцком (проживавшим тогда, в спасшей ему на какое то время жизнь иммиграции). Картина как бы подтверждала молодому зрителю, имевший тогда место быть лозунг «Сталин — это Ленин сегодня». Поэтому многие гневные тирады Вождя мирового пролетариата направленные против тех или иных политических, революционных лидеров (в последствии попавших в немилость) — нельзя приписывать ему настоящему. Этим Сталин, как бы оправдывает свой смертный приговор вынесенный им этим людям. Так впоследствии ставшая знаменитой фраза: « — Вот полюбуйтесь, товарищи, как эти политические проститутки нас предали. Предали Партию, выдали план ЦК!» — выдумка сценаристов, настоящий Ленин некогда такого не говорил о Каменеве и Зиновьеве, хотя и имел с ними определённые разногласия…Одним словом — сценарий «Ленина…» — госзаказ, который по умыслу Сталина должен был укрепить в сознании масс его значимость в деле Великой Революции и государственного переворота 1918 — ого, показать подрастающему населению страны какие они с покойным дедушкой Лениным были близкие друзья, и насколько их взгляды на войну с врагами партии и народа, а ровно методы их борьбы с оными схожи. Недаром во время создания ленты в павильонах «Мосфильма» то и дело что то мешало съёмочному процессу: портился реквизит, выходила из строя киноаппаратура, даже рушились декорации (так во время «перекура», на отдыхавших под софитами режиссёра и актёра игравшего главную роль рухнула подсветка, и лишь чудом некто не пострадал) — очевидно, что подлинные коммунисты знавшие о лживости показанных в сценарии фактах ленинской биографии, хотели сорвать съёмки картины. Но фильм был закончен точно к сроку, и первым делом отправлен Сталину, которому картина очень понравилась (её авторы получили его именную госпремию). Спустя некоторое время «Ленина в Октябре» смотрела вся доверчивая страна, не умевшая ещё отличать правду от экранного вымысла. Всё таки прав был Ильич — кино это важнейшее из искусств, и с его помощью можно агитировать сколь угодно огромные зрительские массы…

Сценарий не самое сильное в этом фильме. Тем более во взгляде из нашего времени. Куда важнее сыгранные актёрами роли и их грим, делавший исполнителей невероятно похожими на своих прототипов. Роль Ленина стала самой важной в карьере Бориса Щукина (хотя и «закрыла его как актёра», поскольку после роли Ильича, он мог играть только сугубо положительных персонажей). Своей походкой, фирменным прищуром и знаменитыми жестами рук — он совершено правдоподобно воссоздал образ лидера большевиков, став на долгие — долгие годы вперёд лучшим исполнителем этой роли, создав яркий и харизматичный портрет Владимира Ильича на экране. Владимир Покровский был невероятно похож на Дзержинского, равно как и Семён Гольдштаб на молодого Сталина. Запоминающиеся роли сыграли и Николай Охлопков (телохранитель Ленина — рабочий Василий), Василий Ванин (предводитель рабочего комитета Матвеев), Александр Ковалевский (Керенский) и многие другие. Технически картина устарела, но для своего времени это был некий стандарт монументального сталинского стиля. Операторская работа Бориса Волчика делает артистов играющих роли исторических лиц схожими с реальными известными личностями — участниками революции и переворота 1918 — ого. Музыкальное сопровождение написанное композитором Анатолием Александровым, как и положено подобному революционно — биографическому эпику героическое и слишком пафосное. В целом, если не принимать во внимание «испорченный» в духе времени сценарий, написанный Александром Каплером в угоду переписанной Сталином партийной истории, фильм представляет если не историческую, то уж во всяком случае художественную, кинематографическую ценность.

8 из 10

13 апреля 2015

Госзаказ

Довольно гнусная киноподелка, выполняющая сталинский заказ превратить крутейшего Владимира Ильича Ленина в забавного и эксцентричного клована «дедушку» (мудрым, подкупающим рассудительным и сдержанным, на фоне так поданного Основателя, «папой» должен был стать сам Иосиф Виссарионович). Символичен год создания. Ромм со Щукиным поработали на славу: анекдот прижился, после этого фильма роль Ленина стали исполнять именно в таком ключе. За усердие, которое всё превозмогает -

3 из 10

24 мая 2010

Биография Ленин в октябре появился на свет в далеком 1937 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Михаил Ромм, Дмитрий Васильев. Кто играл в фильме: Борис Щукин, Николай Охлопков, Василий Ванин, Николай Свободин, Елена Шатрова, Николай Арский, Иван Лагутин, Александр Ковалевский, Николай Соколов, Николай Чаплыгин, Владимир Владиславский, Клавдия Коробова, Семен Гольдштаб, Владимир Покровский, Виктор Ганшин.

Страна производства - СССР. Ленин в октябре — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.