Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Я люблю |
год: | 1936 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Леонид Луков |
сценарий: | Александр Авдеенко |
видеооператор: | Иван Шеккер |
художник: | Мориц Уманский |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 9 мая 1936 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 18 мин |
Богата земля русская на самобытные таланты. Леонид Давидович Луков был именно таким. Прожив всего 53 года он оставил после себя ярчайшие киноработы: «Большая жизнь» (1939), «Александр Пархоменко», (1942), «Два бойца» (1943), «Васса Железнова» (1953), «Разные судьбы» (1956). Леонид Луков родился в Мариуполе, и с этим городом было связано начало его творческой биографии. В статье «Как я стал режиссёром» Луков писал: «Мне вспоминается дом, в котором я родился, улицы, по которым бегал босиком, ровный шум морского прибоя и степи — дали просторных донбасских степей, куда меня тянуло всю жизнь неудержимо». Донбасс — тот край, которому режиссёр отдал отдал всю любовь своего сердца, всю силу своего таланта. Именно поэтому шахтёры становились главными героями многих его фильмов.
Леонид Давидович был сыном мелкого банковского служащего. Большая семья не имела своего жилья и едва сводила концы с концами. Свою трудовую деятельность Луков начал в двенадцатилетнем возрасте, и одновременно учился в электропрофтехшколе. В те годы на центральной улице Мариуполя было два кинотеатра, или, как их тогда называли, иллюзиона. Нередко можно было видеть высокого черноволосого юношу, спешащего с жестяными коробками из одного кинотеатра в другой. Это был Леня Луков, страстно влюбленный в молодое искусство кинематографа. Для того, чтобы бесплатно смотреть все фильмы и не пропускать ни одного из них, он обязался носить коробки с лентами из «Гиганта» в «XX век», обеспечивая демонстрацию одной и той же картины на двух экранах одновременно.
В то же время он увлёкся сочинительством. Леониду Лукову было лишь 17 лет, он учился еще на рабфаке и работал грузчиком на табачных складах, когда только что родившаяся Киевская киностудия приняла его первый сценарий «Ванька и Мститель». «Он, — пишет один мемуарист, — обладал замечательным качеством объединять вокруг себя даровитую молодёжь. Большое чувство юмора, ярко выраженная талантливость уже тогда были оценены в коллективе». Первый свой фильм Луков снял в 1930 году, когда после организации студии «Кинорабмол» (Харьков) начал работать режиссёром на Киевской киностудии. К огромному сожалению, не все ранние работы Лукова сегодня доступны широкой аудитории. Зато зритель имеет редкую возможность насладиться фильмом 1936 года «Я люблю».
Это удивительное кино! Сценарий написал известный российский прозаик, публицист, драматург, киносценарист Александр Остапович Авдеенко. «Я люблю» (1933) — дебютный роман писателя в большой литературе, который Максим Горький назвал в числе заслуженно любимых читателями книг. В 30-х годах ещё не снимали сериалов, поэтому в картину Леонида Лукова попала небольшая часть произведения. Но даже из этого фрагмента Леонид Давидович сумел сотворить маленькую жемчужину. По словам киноведа и кинокритика Евгения Марголита «Картина поразительная! Её можно сопоставить с фильмами Донского, которые, кстати, Луков очень любил. Вместо романа с продолжением семейная сага круто замешана на совершенно очевидных архетипах. Кино невероятной и невиданной красоты. Как это ему удалось? Подозреваю, что с одной стороны уж больно хорошие были операторы и художники, а с другой — Луков действительно умел и любил работать с актёрами».
Актёры, действительно, были на высоте: «Глыба»-человек Никанор (Александр Чистяков), мятущийся в поисках справедливости Остап (Иван Чувелев), бесподобный в своей омерзительности мастер Бутылочкин (Даниил Введенский), утрированно-инфантильный хозяин шахты (Владимир Гардин), обаятельная в роли жены и матери Гарпина (Наталья Ужвий), несчастная в своей вызывающей красоте Настя (Вера Шершнёва) и ещё целый ряд выразительных персонажей, игра которых делает зрителей соучастниками событий, отстоящих от сегодняшнего дня более чем на столетие. Особого упоминания заслуживает музыкальная составляющая ленты. Это не отдельные закадровые песни, это живое исполнение, наполняющее кадр эмоциональной глубиной.
Душевное, яркое, сопереживательное кино, персонажи которого легко узнаваемы и сегодня.
6 марта 2018