Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Соловей-соловушко |
год: | 1936 |
страна: |
СССР
|
слоган: | «Soviet Russia's First All-Color Film!» |
режиссер: | Николай Экк |
сценаристы: | Николай Экк, Регина Янушкевич |
видеооператор: | Федор Проворов |
композитор: | Яков Столляр |
художник: | Иван Степанов |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 июня 1936 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Николай Экк, первопроходец советского кинематографа, после первого художественного звукового фильма взял перерыв на 4 года, а затем снял первый художественный цветной фильм. И если «Путёвке в жизнь» предшествовала «Звуковая сборная программа N2», то за год до выпуска фильма «Соловей-соловушко» он снял экспериментально-документальный фильм «Карнавал цветов».
«Соловей-соловушко» (также известен как «Груня Корнакова», но в титрах именно такое название) рассказывает о дореволюционном фарфоровом заводе, где злые буржуа творят произвол, но на защиту работниц встаёт отважная Груня Корнакова.
Груню сыграла Валентина Ивашёва (к слову, актрисе был тогда 21 год). Груня в этом отношении несильно отличается от героинь других фильмов: весёлая, взбалмошная, добрая. Поначалу её излишняя весёлость слегка раздражает, поскольку напоминает школьницу-переростка, но затем к ней привыкаешь.
Начинается фильм с контрастного изображения аристократов и рабочих — пока одни пляшут, другие валятся с ног от усталости. При этом обстановка буржуа выполнена в светлых тонах, в то время как рабочие трудятся в каких-то мрачных подземельях, Экк в буквальном смысле сгущает краски.
А затем на фабрике происходит пожар. Сцена пожара — одна из лучших в фильме, длится она довольно долго, так что у зрителя достаточно времени, чтобы насладиться этим зрелищем. Весь экран заполнен ярко-красным цветом, изредка разбавляемым слегка желтоватыми тонами.
Пожар, в результате которого пострадало много человек, кончился, работницы переживают страшное горе, аристократы делают вид, что ничего не произошло, и вскоре завод восстанавливается. Управляющий — Модест Петрович — жестокий человек, требующий от женщин беспрекословного подчинения.
Всё готовится к приезду владельца завода, Лузнецова. Наконец, он приезжает, и его встречают все рабочие, поющие ему гимн. Груня жалуется ему, что её семье не выплачивают деньги за погибшего отца (хотя другим работницам платят за погибших родственников), но Лузнецов гневно отказывает, поскольку брат Груни сидит в тюрьме за то, что устроил забастовку, а после того, как Груня случайно разбивает вазу, предназначенную Лузнецову в качестве подарка, тот приказывает уволить с фабрики всех Корнаковых.
Вскоре Груня распространяет среди работниц листовки, где говорится о том, что пожар специально устроил владелец фабрики, и женщина поднимаются на восстание, забрасывая противников фарфоровыми тарелками.
Основное достоинство фильма — цвет. Фильм отличает такое буйство красок, что иногда кажется, что смотришь мультфильм. Цвет зачастую нереалистичен, зато очень красив. Особенно хороши цвета в сценах пожара, дождя и восстания работниц. А финальная сцена погони женщин за врагами превосходит самые лучшие ожидания.
А какая в фильме музыка! Яков Столлер настолько тщательно подобрал музыку, что представить фильм без неё невозможно. Она идеально подходит к тем сценам, в которых играет.
Почему-то такой замечательный фильм, намного превосходящий «Путёвку в жизнь», практически неизвестен в России, не демонстрируется по ТВ, не издаётся на DVD. Очень жаль, что многие зрители не имеют возможности его посмотреть, ведь он достоин этого гораздо больше, чем многие современные фильмы.
10 из 10
8 июня 2012