Рейтинг фильма | |
![]() |
6 |
![]() |
5.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вражьи тропы |
год: | 1935 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Иван Правов, Ольга Преображенская |
сценарий: | Иван Правов |
видеооператоры: | Николай Власов, Валентин Павлов |
композитор: | Даниил Покрасс |
художник: | Дмитрий Колупаев |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
1 октября 1935 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 36 мин |
Необходимое историчное введение: В предложенном сюжете показана ситуация на селе сразу после НЭПа — когда выяснилось, что элементарная раздача равных наделов всем землепользователям не приводит к уменьшению конфликтности на почве земли, только увеличивает её за счёт изначально неравных условий: у кулака лошадей и инструмента изначально больше, чем у более бедных крестьян. Что приводило к неравным условиям для обработки, хранения и использования урожая. И даже создаваемые коммуны не могли соперничать с «хазяином» в росте личностного благосостояния, из чего более бедные крестьяне делали поспешные выводы и поворачивались во внутренней политике в сторону рационально-корыстных интересов, являющихся антиподом общественных интересов. Но из-за усиливавшейся за счёт увеличения частников конкуренции — прогарали и вынужденны были либо батрачить, либо вступать в «концорциум» во главе с кулаком, по увеличению благоприобретений, за счёт, как это было уже до ВОСР, остального крестьянства. И вот правительство решив с этим эгоистическим, рационально-корыстным или если хотите частно-собственническим нарывом, в стране с политикой на общественное управление ресурсами, кончать, путём создания совхозов и колхозов, что мы и застаём в начале сюжета.
Мы видим всю сложность по принуждению к соблюдению общественного договора (коллективного использования земли в колхозе), связанное с оппортунистической позицией богатого селянства: кулаки громогласно отрекаясь от частной собственности, вступают в колхоз, чтобы затем, пользуясь слабиной представителей власти (напомню, что только год, как кончился НЭП, с его денежными потоками, на которых разбогатели не только частники типа Корейко, но и гос. управленцы типа Берлаги, Скумбриевича) успешно развалить его. И в далёком северо-казахском хуторе тоже вероятно произошёл парадокс «жёлтых сапог» как и у начальников Севериновского угро. Т. е. срастание капитала с властью. как следствие через год вернувшемуся со стройки ТуркСиба Роману приходится возрождать колхоз вновь.
Авторами представлена вся палитра хитростей оппортунистов-кулаков: тут и мимикрия под общественников с активистами и лозунговая демагогия, сращивание с местной властью, организация фейкового колхоза, подкуп односельчан, осмеяние с гротеском новых порядков, создание инфо-поводов — «пролетарская» свадьба с декламацией приглашённых из города агитаторов — таких же прилипал к делу строительства будущего. Вот продекламированное произведение:
Я, помню миг — как ты с серпом стояла,
с улыбкой на устах
И трепетно луна на на небе так сияла
и соловьиный свист не умолкал в кустах
Усталый шёл я узкою тропою,
из города где шум и блеск царят
И снился трактор мне над быстрою рекою
И молодых колхозов целый ряд
Так я мечтал усталый и влюблённый,
но вдруг увидел синие глаза -
Стояла ты как дуб… нет..
Стояла ты как пень… эээ… нет —
Стояла ты как клён зелёный,
невинная девичая краса
Ты выронила серп у стога золотого,
меня за шею тихо обняла
И мы пошли по солнечной дороге
в колхозные зелёные сада, ой нет, извиняюсь, поля!
Как видно из примера стиха авторы подошли творчески к показу необходимой картинки: очень выпукло, слегка гротескно, но очень узнаваемо зрителем того времени, на что и была правильно рассчитана подача — с учётом культуры восприятия большинством в обществе в середине 30х годов.
Но вот этим умением и не владеют персонажи восстанавливающие колхоз на хуторе: мучительно учась на своих ошибках, но не сбиваясь с главного пути, они неумолимо «перемалывают» все хитрости кулацкого «концорцума» и последним приходится идти уже на крайнюю меру…
7 из 10
4 марта 2019