Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
У самого синего моря |
год: | 1935 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Барнет |
сценарий: | Климентий Минц |
видеооператор: | Михаил Кириллов |
композитор: | Сергей Потоцкий |
художник: | Виктор Аден |
жанры: | мелодрама, драма, мюзикл |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 апреля 1936 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 11 мин |
Фильм из золотой нашей классики.
Безудержное счастье в каждом кадре! Героев переполняет жажда жизни. Они молоды, наивны, у них свои простые представления о добре и зле, о дружбе и любви и т.д. Здесь любовь, которая рождается буквально с первого взгляда. Но здесь есть дружба, которая испытывается любовью (или любовь испытывается дружбой?). Из традиционного любовного треугольника, сотворенного в мгновение парочкой друзей, вроде бы не было необидного ни для кого выхода. Два друга страдали, а девушка, которую они как свою богиню морскую боготворили, искренне сострадала им. И она деликатно, достойно выход нашла. Друзья моментально забыли о своём страдании отвергнутых и восторженно согласились с её правотой. Все счастливы!
В фильме есть море и такого моря нет больше нигде. Это Каспий, которого не так много в кинематографе как, например, Черного моря. Это живое море, которое может забрать, но этому морю больше нравиться отдавать, возвращать. Удивительное море - стихия, которая так прекрасна в фильме. Морские пейзажи великолепны! Море многолико - от грозного космического в своем натиске на маленький остров до доброго, спокойного, и в своем спокойствии не менее величественное. Незабываемые кадры баркаса с рыбаками, которые отправились в утренних лучах солнца на работу. И море тихое такое, зеркальное, бесконечное в переливах света, когда нет границы между небом и землей, а есть одно лишь море! Это так прекрасно, что никакие слова такое море не опишут. Зато кино нам такой образ моря даст как гармонию, наделяющую нас космическим чувствам.
Можно разбирать фильм по кадрам - это сегодня почти учебник по кино. 'Почти' - потому что на рациональном уровне объяснить, почему это так прекрасно, невозможно. В этой красоте фильма и жизни, в нём изображенной, скрыта магия, тайна, поэзия и откровение.
В фильме много поют. Впрочем, в кино 30-х годов везде поют. Здесь много и радостно. И солнце, вода, ветер волшебно музыкальны. Поют за кадром, а в кадре герои танцуют. Или идут, танцуя. Здесь танец - особая пластика актёров. Как пластичен Николай Крючков! Как гибок и изящен Лев Свердлин (Юсуп)! Как грациозна в стихии воды и на ее фоне Елена Кузьмина (Машенька). Забавный, но такой человечный кадр - он и она, парочка, придерживающая одежду, которую обязательно пробует море. Это друзья-зрители, которые замерли перед расставанием с героями и переживают, по-видимому, тот же восторг перед этим земным-неземным пространством.
А смеющееся лицо Машеньки, обласканное солнцем! Такой трогательный Юсуп, которого переодевают в нормальный мужской костюм. А влюблённый Крючков (Алёшка) с его букетом цветов! Еще портрет троицы в тельняшках, когда двоих влюбленных мужчин обнимает Машенька! Мир-счастье! Я уж не говорю про знаменитую нитку бус, которые с хрустальным звуком рассыпаются по полу. Хрустальна жизнь? Хрустально и так тонко то, что мы только что переживали как счастье? Возможно.
17 октября 2021
Удивительно лёгкий фильм Бориса Барнета повествует простую историю о любовном треугольнике под завывания ветра и плеск волн. Характеры героев несколько плоские, но довольно яркие. Скромного, стеснительного и благородного азербайджанца Юсуфа сыграл ученик Мейерхольда Лев Свердлин. Его движения несколько неуклюжи и робки, что в сравнении с его товарищем Лёшкой делает его в первой половине фильма комическим персонажем.
Во второй половине фильма персонаж удивительно раскрывается. Тут мы узнаём, что несмотря на то, что он готов пожертвовать дружбой ради любви и счастья, он никогда не переступит через свою совесть. Именно это качество возвращает дружбу товарищей.
Особую роль в фильме играет море (Каспий). В самом начале и конце оно бушует, волнуется. Именно волей этой могучей стихии повинуются судьбы персонажей. Море выносит их на остров чтобы познакомить с прекрасной девушкой, потом забирает эту девушку и возвращает… ей ведь жениха-капитана ждать.
Отар Иоселиани, который очень уважал творчество Барнета, писал о фильме: «Это драгоценный камень, волшебная вещь, памятник жизни, любви, радости и верности»
Фильм снимался в Азербайджане. Натурой служило Каспийское море и остров Сары. Национальная русская и азербайджанская музыка служит своеобразным зеркалом души Лёшки и Юсуфа. Примечательно, что Юсуф в самом начале и в конце таскает с собой национальный инструмент тар. Это я к тому, что несмотря на тоталитаризм правительства и строгий надзор над советским кинематографом, режиссёру удаётся гармонично соединить две разные культуры и построить на этом фильм.
8 апреля 2012