Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.2 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Три товарища |
год: | 1935 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Семён Тимошенко |
сценарий: | Таисия Златогорова |
видеооператоры: | Владимир Данашевский, Борис Куликович |
композитор: | Исаак Дунаевский |
художники: | Владимир Калягин, Николай Суворов |
жанры: | комедия, драма, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 13 февраля 1935 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 35 мин |
В 1935 году Семен Тимошенко, который в последующие годы прославится фильмами «Вратарь» и особенно «Небесный тихоход», снял любопытную комедию «Три товарища», которая исследует совсем не поствоенный синдром, что вроде бы явствует из омонимического эффекта ее названия, принуждающего вспомнить понятно чье произведение.
Действительно, трио соратников по Гражданской войне волею судеб снова встретились в провинции, где однако разворачивается необычайно важное и полезное для экономики страны дело. Однако каждый из них связан со своим собственным фронтом работ, и вот здесь-то разворачивается конфликт, который ритуально осложняется вполне себе водевильными любовными недоразумениями, связанными с отношениями супруг главных героев к собственным мужьям.
Конечно, этот фильм сейчас проходит по разряду социально-экономической археологии. Нет, он вполне комедиен и даже без особой натужности, но однозначное мнение по поводу того, кто прав, а кто виноват, конвенционально, а как известно, конвенции со временем меняются.
Например, чем уж так плох герой Михаила Жарова, который в условиях плановой экономики, когда все требования озвучены, а как выполнить план не всегда понятно, потому что не хватает то одного, то другого его «ингредиента», придумывает схему его выполнения. Вот и приходится выкручиваться, организовать целую систему курьеров, которые с помощью «магических» записок находят и доставляют по адресу нужное. Сейчас такой стиль управленческого поведения рассматривается как вполне этичный, но для советской экономики он был прописан по адресу криминальных талантов. И чем так хорош романтик-импровизатор, взрывающий и отстраивающий заново мост без всякого согласования с инстанциями?
Дидактика вместо просвещения — вот, что характерно для сталинского соцреализма. Даже такой милый и забавный сюжет «докручивается» до уровня желанного пропедевтического эффекта, поэтому человеческое начало к концу фильма немного сдается под напором предписанной сверху морали. Сдается, но не погибает, название фильма не обманывает. К счастью, дидактический норматив не затмил основу сюжета, и комедия в целом пережила свое время.
4 февраля 2019