Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сокровища погибшего корабля |
год: | 1935 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Владимир Браун |
сценарий: | Борис Липатов |
продюсер: | Игорь Черняк |
видеооператор: | Соломон Беленький |
композитор: | Юрий Кочуров |
художник: | Петр Якимов |
жанр: | приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 декабря 1935 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
Владимир Александрович Браун — советский кинорежиссёр, лауреат Сталинской премии третьей степени (1952), заслуженный деятель искусств УССР (1954) — в своём творчестве отдавал предпочтение морской тематике. После лент «Парень с берегов Миссури» (1931) и «Королевские матросы» (1934) он решил снять приключенческо-детективную киноисторию о сокровищах, которые таят в себе затонувшие корабли. Сценарий написал Борис Липатов, с которым Владимир Браун уже работал над совместными проектами.
В основе сюжета лежит история о том, что одной из команд ЭПРОНа поручено поднять со дна Черного моря затонувший английский корабль. Лучший водолаз команды Алексей Петрович Панов (Николай Баталов) в прошлом был взломщиком сейфов, но преступное прошлое «искупил» самоотверженной работой «на шлюзах» (Беломоро-Балтийский канал). О преступном прошлом водолаза узнаёт буфетчик Силантий Иванович Родопуло (Давид Гутман). Он рассказывает Панову, что в сейфе корабля уже болше 20 лет покоится тысяча фунтов стерлингов, и что на эти деньги он мог бы неплохо устроиться за границей.
На сегодняшний день фильм имеет гораздо более высокую историческую ценность, нежели художественную, потому что сам по себе фильм выглядит несколько блёкло из-за многих затянутых и «провисших» сцен, не несущих в себе никакой эмоциональной нагрузки. Но с другой стороны, снятый в 1935 году он является — пусть и идеологизированным — ярким отражением той эпохи, впитавшим в себя, что называется «дух времени»: ломка старых ценностей, надежда на светлое будущее, общий восторг от причастности к простому труду.
Особое месте в ленте отведено ЭПРОНу — (Экспедиция подводных работ особого назначения) — государственной организации в СССР, занимавшейся подъёмом судов и подводных лодок, созданной приказом ОГПУ в декабре 1923 года. Примечательно, что на момент съёмок ЭПРОН из ведения ОГПУ была передана Наркомату путей сообщения и лишь в следующем — 1936 — Наркомату водного транспорта, а затем и Наркомату морского флота.
Сама история создания ЭПРОНа довольно сильно перекликается с сюжетом картины «Сокровища погибшего корабля». Флотский инженер и кладоискатель-любитель Владимир Сергеевич Языков с 1908 года настойчиво пытался организовать работы по подъёму английского парусного корабля HMS Prince. «Принца» искали немцы, французы, норвежцы, экспедиция итальянского инженера Джузеппе Рестуччи, так как предполагалось, что он вёз 200 000 фунтов стерлингов золотом. В начале 1923 года Языков попал на приём к главе ГПУ при НКВД РСФСР Генриху Ягоде и сумел заинтересовать его идеей подъёма «Принца», и 3 марта 1923 года Ягода отдал приказ о создании ЭПРОН при ГПУ, а также утверждении её первого штата и начальника — В. С. Языкова.
Что же касается самого фильма, то, если всё время держать в голове год создания — 1935, — картина производит приятное впечатление и качеством подводных съёмок, и всеобщим энтузиазмом людей, и визуальным отражением той эпохи. Многие сцены можно воспринимать как хронику: водолазное снаряжение «Трёхболтовка», приморские пляжи с фасонными купальниками и всевозможной атрибутикой.
2 апреля 2014