Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 5.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Горячие денечки |
год: | 1935 |
страна: |
СССР
|
режиссеры: | Иосиф Хейфиц, Александр Зархи, Михаил Шапиро |
сценаристы: | Иосиф Хейфиц, Евгений Рысс, Александр Зархи, Всеволод Воеводин |
продюсеры: | Иосиф Хейфиц, Александр Зархи, Михаил Шапиро |
видеооператор: | Михаил Каплан |
композитор: | Валерий Желобинский |
художник: | Анатолий Босулаев |
монтаж: | Елена Миронова |
жанры: | комедия, мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 мая 1935 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
В 1928 году режиссеры Иосиф Хейфиц и Александр Зархи возглавили молодежную постановочную бригаду на фабрике «Совкино». Идея создания подобной бригады принадлежала комсомольцам: советскому экрану критически не хватало фильмов о молодежи. Так, Зархи и Хейфиц снимают целый ряд картин о молодом поколении 1930-х годов: «Полдень», «Ветер в лицо», «Моя Родина». В 1935 году зрители увидели комедию «Горячие денечки», посвященную отношениям ученицы техникума Тони Жуковой (Т. Окуневская) и командира танка Михаила Белоконя (Н. Симонов).
Важно отметить, что работа Хейфица и Зархи относится к такому направлению, как «оборонное» кино: основное действие разворачивается на фоне масштабных военных учений, режиссеры демонстрируют мощь советской армии и акцентируют внимание на профессионализме танкистов. Танки переплывают реки, укрываются в лесу, мчатся по степи. Герои, самозабвенно работая над усовершенствованием техники, забывают обо всем и даже о любви (в то время как главная героиня, влюбляясь, забывает об учебе).
И все же «Горячие денечки» - фильм о любви. Разгорячен командир Белоконь, пускающийся в пляс после свидания с Антониной. «Горячие денечки» - фильм о советских танковых войсках. Военные стремятся усовершенствовать танк, перегревшийся в ходе учений из-за поломки вентилятора. Накалены чувства, раскалены машины – название комедии оправдывает себя. Одновременно будни сельскохозяйственного техникума комичны: взрослые (местами даже пожилые) ученики прячутся от вызова к доске и подсказывают отвечающему всеми возможными способами (от шепота до пальцев на руках и разложенных на парте яблок).
По сценарию студентка Кика подразумевалась лишь как фоновый персонаж, но исполнившая эту роль Янина Жеймо подарила своей героине имя, подпрыгивающую походку и характер - непоседливая девушка запомнилась зрителю. На момент выхода «Горячих денечков» великий Николай Черкасов еще не исполнил ни одну из своих знаменитых ролей. В роли «последнего ученика» Кольки Лошака, абсолютно комедийном амплуа, составляет пару Кике. Персонажи Жеймо и Черкасова – комические двойники главных героев, дополняющие основной любовный сюжет и разбавляющие лирические сцены элементами комедии (вспомнить хотя бы эпизод в цветущем яблоневом саду).
13 сентября 2023
В 30-е годы немое кино вытеснялось звуковым, и во многих фильмах чувствуется это переходное состояние. Режиссеры осваивались, пытались угадать нужное направление и, в то же время, не спешили избавляться от привычек. Получалось интересно и самобытно. Хейфиц и Зархи начинали с суровых, «тяжелых» картин, ими и продолжили. И хотя «Денечки» застряли между «Моей Родиной» и «Депутатом Балтики», они с первых же кадров обдают летним зноем и ленивой беззаботностью провинциального городка, в котором остановилась танковая рота.
Командир одного из танков Белоконь (Симонов) снимает комнату в доме студентки Тони (Окуневской), чей образ томной девицы перекочевал прямо из немой эры. Вспыхивают взаимные чувства, но у него на уме — учения и вечно ломающаяся машина, у нее — якобы экзамены, хотя особой тяги к учебе я не заметил. Гораздо больше усилий она тратит на отчаянные попытки привлечь внимание танкиста. Сам Белоконь лишь изредка отрывается от дел и любя называет Тоню «дурой».
Эти наигранные обиды и непримиримая борьба двух характеров — по сути, двух взрослых детей — очень забавляет, особенно в первой половине фильма. Эффект усиливает и ряд комичных персонажей: двое членов экипажа, также влюбленных в красавицу-студентку и соперничающих за нее друг с другом, и местная парочка Лошак (Черкасов) — Кика (Жеймо), дылда и коротышка, которые все ночи гуляют под луной, а днем спят на уроках.
Смешные диалоги и визуальные гэги сменяют друг друга, что, опять же, является приметой времени. Режиссеры явно отдыхали душой и вовсю экспериментировали с комбинированием кадров. В итоге фильм вышел очень красивым, а перетекание одной сцены в другую до сих пор впечатляет. Вот только последние полчаса, отданные под танковые учения и чересчур затянутую развязку, кажутся лишними. Запалу не хватило, да и простенькие характеры повыдохлись.
Но лично мне все-равно ближе такие легкие, аполитичные комедии без лишнего пафоса, нежели колхозные мюзиклы Александрова или Пырьева, где количество комичных сцен ничем не выше, а о качестве и говорить нечего. Жаль, что вектор 30-х сместился именно в их сторону, а Зархи и Хейфиц больше не обращались к жанру, но что поделать. Все векторы тогда были в руках совсем других людей.
7 из 10
3 августа 2013