Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Гибель Помпеи |
английское название: |
The Last Days of Pompeii |
год: | 1935 |
страна: |
США
|
режиссеры: | Эрнест Б. Шодсак, Мериан К. Купер |
сценаристы: | Джерри Хатчинсон, Дж.Б. Штерн, Мелвилл Бэйкер, Борис Ингстер, Джеймс Эшмор Крилмен, Рут Роуз |
продюсер: | Мериан К. Купер |
видеооператоры: | Дж. Рой Хант, Джек Кардифф |
композитор: | Рой Уэбб |
художники: | Ван Нест Полглейс, Алин Бернштейн |
монтаж: | Арчи Маршек |
жанры: | драма, приключения, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 1000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 октября 1935 г. |
на DVD: | 16 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 36 мин |
Исторические кинокартины, повествующие о давних временах, переносимых на киноэкраны современными деятелями сферы кино с помощью опытных консультантов, знающих всю истину о мировой истории; являются слабостью всех любителей кино, которым доставляет удовольствие смотреть на времена, в которые современники не могли мечтать не то что о фильмах — элементарно об электричестве; смотреть на красивые декорации древних городов и поселений, на эпичные сражения (тут, как специи в пикантных блюдах, кровь по вкусу — есть огромный выбор среди картин разных возрастных ограничений, от которых зависит наличие и количество насилия и какой-либо киношной грязи), и просто пополнять свой кругозор занимательными историями из жизни древних правителей и воинов, вельмож и рабов. Тема и место действия, задействованные в фильме, о котором пойдёт речь, оказались, пожалуй, одними из наиболее популярных для жанра к кино, к которому они относятся: фильмы о знаменитой катастрофе, об одной из самых масштабных трагедий в мировой истории, начали снимать ещё в эпоху немого кино: возможно, первой картиной о разрушении итальянского города в результате извержения Везувия, стали «Последние дни Помпеи» 1913 года, снятые в Италии. Фильм, который вот уж пять лет как отметил своё столетие, показал зрелище преимущественно драматического характера, в котором «спецэффектная» часть занимала от силы 5 минут от всего хронометража, поскольку фильм не американский, а деятели кино других наций, возможно, не могли себе позволить то, что всегда удавалось в техническом плане режиссёрам США, и, если их картина «Бен-Гур: История Христа» о событиях той же эпохи, но другого места действия, положившая основание для будущих блокбастеров о «рабе против Империи», сама по себе тоже вполне заслужившая право называться блокбастером, несмотря на отсутствие звука, отличалась эпичным размахом боевых и экстремальных сцен; то немой итальянский фильм о жертвах вулкана ставил перед собой только задачу показать быт граждан Помпеи, не ожидавших столь трагической кончины. В 1935 году мастерам американского синематографа, едва обретшего звук, пришло в голову экранизировать роман о катастрофе в Помпеях, и, если результат проделанной ими колоссальной работы не был оценен восторгом, какой высказывают все, посмотревшие немое кино о Бен-Гуре, то, вполне возможно, это только из-за стопроцентной вольности экранизации, что вполне приемлемо для Америки, и в чём авторы честно признались в первых же кадрах «Гибели Помпеи». Похоже, блокбастеры, злоупотребляющие зрелищностью и пренебрегающие реальными фактами или книжными событиями, не только в наше время получают разгромную критику: картина 1935 года оказалась, может быть, конечно, не разруганной в пух и прах (рейтинг IMDB выше среднего), но фильм не прогремел так, чтоб о нём знали многие — об этом говорит то, что моя рецензия на нашем Кинопоиске на эту ленту станет первой, и неизвестно, кто, когда и что ещё напишет об этом творении. А фильм на самом деле действительно стоит внимания.
В начале фильма нас предупреждают, что сюжет фильма не имеет ничего общего с романом, по которому, по официальным данным, снято это кино, а только лишь декорации здесь воссозданы в точности так, как описывал писатель. Видимо, автор романа очень сильно постарался и применил максимально богатую фантазию, описывая всю красоту древнеримского города — проще говоря, декорации здесь шикарные, не уступающие современным пеплумам. Сама же история повествует о бедном кузнеце Маркусе, который снискал милость богатого жителя Помпеи, купившего буйного раба, который настолько силен, что сумел разорвать цепи и наброситься на вельможу, но кузнец защитил патриция, и по его же просьбе заковал раба ещё крепче. Богач даёт кузнецу три ценные монеты, и тот празднует этот заработок со своей женой. Вскоре у этой пары заболевает грудной ребёнок, кроме того, семья задолжала и рискует оказаться на улице. Маркусу приходится идти на арену драться за деньги, благо ему это позволяет крепкое телосложение. Герой побеждает в поединке и получает гонорар, но, вернувшись домой, узнаёт, что умерли и его жена, и его сын. Кузнец понимает, что его жизнь окончена, и снова идёт на арену, но не ради денег, а ради того, чтоб просто убивать или оказаться убитым. Нет, он не потерял рассудок, и, поняв, что убил отца маленького мальчика Флавиуса, который остался сиротой, герой усыновляет мальчика и покупает для него очень образованного раба, чтобы приёмный сын смог получить образование. Но почему-то Маркус продолжает драться на арене, пока не получит серьёзную травму и диагноз, означающий, что на арену ему отныне путь заказан. Патриций, которого в начале фильма спас Маркус, предлагает последнему работу надсмотрщика. Маркусу предсказывают, что Флавиусу лично поможет великий человек, и произойдёт это в Иерусалиме, и вот он везёт мальчика в великий город, где сначала находит только родившегося Иисуса Христа, но Маркус не верит, что великий человек может родиться в хлеву, и направляется к Понтию Пилату, который насмехается над гостем столицы Израиля. Маркус собирает отряд оборванцев для похода на племя манитов, что может обернуться гибелью для всего отряда. Но отряд Маркуса, обучившего обычных мужиков боевому искусству, побеждает, и Пилат готов благодарить Маркуса. Дальнейшие события разворачиваются после распятия Иисуса Христа, когда Флавиус становится взрослым человеком, и его жизненная позиция такова: рабство, принятое в Израиле — это зло, с которым нужно бороться…
Сюжетная линия «Гибели Помпеи» напоминает вышеупомянутое мной немое кино о Бен-Гуре, как конкретной темой (связь сюжетной линии во главе с основными персонажами с линией жизни Иисуса Христа на Земле), так и схемой развития событий; а знаменитая голливудская зрелищность на высочайшем уровне, которому до поры остальные страны могли лишь завидовать. Финальные сцены с извержением вулкана и повсеместным разрушением в очередной раз дали понять, что Америка всегда лидировала в мировом кино по части зрелищности картинки, и даже до появления цвета имели все возможности показать зрителю, что на экране возможно всё. Проще говоря, спецэффекты здесь не особо уступали новейшему блокбастеру «Помпеи» Пола У. С. Андерсена. Пока одни выискивают в каждом подобном фильме ляпы и ошибки, чтобы найти повод обвинить это кино во лжи; другие, понимая, что всю правду возможно найти лишь в библиотеке, оценивают по достоинству благородный труд тех, кто старался сделать развлечение для зрителя как можно более насыщенным (и речь в данном контексте не только об экшне). Такие фильмы, как «Гибель Помпеи», способны даже в наш век приятно удивить зрителя, жаждущего эпичных историй из глубин веков.
10 из 10
26 февраля 2018