Черная пасть
5.5
5.8
1935, приключения
СССР, 1 ч 16 мин
В ролях: Александр Чаусов, Дейтун, Хайри Эмир-заде, Ли. Герсу, Виталий Пережогин
и другие
В 1920 году узников белогвардейской контрразведки высаживают на необитаемый остров в Каспийском море, где они должны погибнуть от голода и жажды. Четверым — большевикам Миллеру, Заноше, Нестеровой и ученому Шацкому удается спастись.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Черная пасть

год: 1935
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператоры: Александр Фролов, Евгений Славинский
композиторы: ,
художник: Яков Фельдман
жанр: приключения
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 16 мин
Другие фильмы этих жанров
приключения

Отзывы критиков о фильме «Черная пасть», 1935

'И каждый жил мечтой одной: воды глоток'

В 1932 году Константин Паустовский опубликовал повесть «Кара-Бугаз», а режиссер Александр Разумный экранизировал получившее всесоюзную известность произведение через три года. Локацией для съемок стали Ялта и пустыня Каракумы, рядом с заливом Кара-Бугаз (в переводе «Черная пасть») на берегу Каспийского моря. В выборе натуры участвовал и сам Паустовский, перерабатывавший повесть для киноэкрана совместно со сценаристом И.Ф. Поповым.

Постановку ожидала незавидная судьба: на рабочем просмотре итоговой версии фильма присутствовал французский писатель Анри Барбюс. В «Известиях» появилась восторженная рецензия. Не разделил восторга только Иосиф Сталин: «главный зритель страны» ревниво охранял свое право на первый просмотр. Долгие годы «Черная пасть» пролежала «на полке», несмотря на внесенные режиссером поправки.

По сюжету белогвардейское судно держит путь на Персию. Одна из остановок – окруженный рифами необитаемый остров. Словно по пиратской традиции на клочок суши сбрасывают плененных большевиков. Костры обреченных на смерть от голода и жажды замечают туркмены и спасают с острова четверых выживших. Местные жители выхаживают «советских робинзонов» - «помешавшегося» ученого Шацкого, большевиков Ганса Миллера, Валю Нестерову и Заношу.

Туркменское поселение в «Черной пасти» словно ловит на себе любопытный и благожелательный взгляд чужака-антрополога. В объектив камеры попадают национальные костюмы с вычурными орнаментами, объемные украшения, тельпеки (папахи из овечьей шкуры), незатейливый быт. В следующих сценах побережье уже не узнать: развернувшийся промысел по добыче «белого золота» становится декорацией коммунистического прогресса.

Ученого Шацкого принимали за чудака или сумасшедшего, грезящего ловлей солнца в пустыне. За безумием скрывалось прозрение: он стал автором проекта по постройке первой солнечной установки для опреснения морской воды. Во второй половине фильма меняется взгляд и на Валю Нестерову: от грубой девушки в тельняшке и национальном платке с белокурыми косами (словно смесь матроса, туркменской бабушки и юной Надежды Крупской) к строгой женственности.

Конечно, фильм не отражает никакую коллективизацию, но общее его направление касается критики «перегибов на местах». Одержимый своим проектом Шацкий игнорирует жажду, обмороки и усталость рабочих при труде на 70-градусной жаре. Вспыхивает бунт, после того как солнце «убивает во славу начальника» одного из рабочих и для него не находят даже стакана воды. Туркмены и киргизы решительно настроены вернуться к вольной жизни в кибитках. Ситуацию спасает возвратившийся из командировки Миллер.

Сюжетно «Черную пасть» можно сравнить с повестью Бориса Лавренева «Сорок первый» и ее экранизацией, снятой Яковом Протазановым. Необитаемый остров, пески и поселение в Средней Азии, пленный белогвардеец – очевидные точки соприкосновения. Визуально и стилистически фильм родственен «Тринадцати» Михаила Ромма: через два года режиссер, как и Александр Разумный, организует экспедицию в Каракумы для съемок фильма на фоне выразительных барханов.

«Черная пасть» местами увлекательна – в ней есть даже нечто приключенческое. Хотя без идеологического налета (пусть и толщиной с бетонную плиту) не обошлось. А как иначе? По воспоминаниям, изменения в тексте повести приводили Паустовского почти в отчаяние. Действительно, «Кара-Бугаз» лучше читать. Тем не менее, за всем этим вполне разглядывается живое кино. Возможно, и стоило бы на него снова обратить внимание зрителя.

14 апреля 2025

Кара-Бугаз

Являясь поклонником творчества Константина Паустовского, я знал, что по его повести Кара Бугаз снимали фильм, но везде упоминалось, что он не был закончен. И вот недавно выяснилось, что фильм был полностью снят и сейчас его можно найти и посмотреть, что я немедленно и сделал.

Белогвардейцы высаживают заключенных на необитаемый остров Кара-Ада, рядом с мрачным заливом Кара Бугаз в Каспийском море. Выживают четверо, среди которых ученый Шацкий, который вскоре начинает строить здесь безумную установку на солнечной энергии.

При современном прочтении название фильма и завязка сюжета, больше подходит для кино в жанре хоррор. Но ни в советском кинематографе, ни в современном российском данного жанра никогда не было и перед нами так называемая оптимистическая драма. Весь фильм герои страдают от невзгод и лишений, но в конечном счете все заканчивается хорошо.

Фильм мне безусловно понравился. Здесь есть хорошая актерская игра, операторская работа, интересный и динамично развивающийся сюжет. Вся четверка главных героев сыграла хорошо. Ганс Миллер в исполнении Чаусова, настоящий лидер, никогда не опускающий голову, выглядит убедительно. Хотя он и похож на Чапаева из одноименного фильма, мне игра Чаусова понравилась. К сожалению, не нашел об этом актере никакой информации. Петр Заноза, сыгранный Виталием Пережогиным, этакий Иванушка-Дурачок, на его герое большая часть шуток фильма, тоже хорош. Ученый Шацкий, его сыграл Николай Радищев, смотрится на их фоне скромнее, но в общем сыграно достойно. По этому актеру информации также практически нет. Валя Нестерова, единственная женщина, оттеняющая мужскую кампанию, здесь по большей части для мебели, но смотрится неплохо. Ее сыграла Александра Васильева.

Очень понравилась сцена игры в кок-бору, по моему ни в одном другом советском фильме она не встречается. Именно в нее, кстати, играл Рембо в Афганитане, между делом уничтожая советскую танковую армию. И надо признать что, в Черной пасти она сделана гораздо динамичней и зрелищней. А ведь это фильм 35 года!

Критики отмечают музыку композитора Ипполитова-Иванова, но мне она не понравилась, слишком громкая и звучит почти непрерывно. Впрочем в музыке я не слишком разбираюсь и критикам здесь видней. Еще из минусов хорошо заметно, что фильм сильно обрезали, многие сцены внезапно обрываются.

Но советским зрителям увидеть его было не суждено. Фильм снимала студия, которая не подчинялась госуправлению кинофотопромышленноти. Студия была ликвидирована почти одновременно с окончанием работы над фильмом. Чтобы спасти кино, его посмотрел Анри Барбюс и написал положительный отзыв. Это и отправило фильм на полку. В то время право первого просмотра принадлежала Сталину. Неизвестно как он на это отреагировал, но ответственные чиновники испугались и заявили, что произошла ошибка и фильм еще не готов, предав его забвению на долгие годы.

Кино определенно заслуживающее внимание, будет интересно тем, кто интересуется той эпохой.

8 из 10

P.S. Кстати идея снять хоррор фильм по этому сюжету довольно интересная, может кто-нибудь из российских режиссеров возьмется?

5 сентября 2012

Приключения Черная пасть появился на свет в далеком 1935 году, более полувека тому назад, его режиссером является Александр Разумный. Кто играл в фильме: Александр Чаусов, Дейтун, Хайри Эмир-заде, Ли. Герсу, Виталий Пережогин, Николай Радищев, Евгений Токмаков, А. Васильева, Михаил Викторов, Александра Васильева, Заки Баязедский.

Страна производства - СССР. Черная пасть — имеет совсем небольшой рейтинг, всего 5,1-5,5 баллов из 10, а это значит, что критикам фильм не сильно уж и понравился.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.