Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Счастье |
год: | 1934 |
страна: |
СССР
|
слоган: | «Налево пойдёшь — смертью умрёшь. Пойдёшь прямо — сдохнешь. Направо пойдёшь — умереть не умрёшь, но и жив не будешь.» |
режиссер: | Александр Медведкин |
сценарий: | Александр Медведкин |
видеооператор: | Глеб Троянский |
композитор: | Алексей Айги |
художник: | Алексей Уткин |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 марта 1935 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 6 мин |
Отечественный фильм эпохи заката мирового немого кино и эпохи коллективизации, раскулачивания и голода в СССР. По сути это — пропагандистская сказка с элементами сатиры и гротеска (в этом картина схожа с работами Ч. Чаплина), здесь высмеивается царский режим, представители церкви, и, в противоположность этому, возвеличивается коллективизация. Главный персонаж — простой нищий мужик Хмырь (как представитель всего крестьянства), которого при царе грабили все, кому не лень. Но и при советской власти ему не живётся в колхозе, сердце просит свою землю обрабатывать, свой урожай растить, а не коллективный… Если не обращать вниманию на всю эту агитацию, от просмотра можно получить удовольствие, так как постановка и сценарий выполнены на высоком уровне, есть интересные визуальные и сюжетные находки. И если бы в наше время стали делать ремейк — могла бы получиться отменная эксцентрическая комедия в духе фильмов Гайдая.
P.S. Да, по сегодняшним меркам картинка выглядит убого (особенно без должной реставрации), но фильм в целом однозначно круче чем подавляющая часть современного «бургерного киноширпотреба».
8 из 10
31 октября 2020
Чумовое кино. Не стандартная для своего времени, пресыщенная одиозными выходками персонажей, картина Медведкина просто горит огнём. Как такое можно было заснять почти 80 лет назад — уму непостижимо. Конечно, не обошлось без заимствований, особенно это заметно в начале ленты — гоголевские типажи маячат то тут то там, да и сама история чем то напоминает «Очарованного странника» Лескова, но чем дальше разворачивается действие тем более ощущаешь самобытность и оригинальную находчивость создателей этого художественного фильма. Местами совершенно недоумеваешь, что хотел сказать той или иной сценой автор, настолько смел для своего времени кинематографический язык этого фильма.
Одно совершенно ясно. Мало кто захочет ассоциировать себя с Хмырём, героем фильма, который воплощает в себе всю суть простого русского мужика, который от отчаяния уходит искать счастье, но попытки этого почти гротескового персонажа приспособиться к новому времени, как то осуществить свои планы и мечты дорогого стоят. Жизнь низов показана без прикрас — голод, нищета, изнурительный труд. Современным режиссёрам снимающим про то время можно взять многое на заметку, а то куда не глянь — везде кишат расфуфыренные и изнеженные помещики, а вокруг них носится жизнерадостный крестьянский люд. Не жизнь, а Сорочинская ярмарка. Правда жизни в «Счастье» припечатывает железной пятой к землице. Злой, но качественный юмор не раз стеганёт розгами и не раз подумаешь о том, а кто ты такой? Такой же Хмырь в поисках своего счастья, только дома понаряднее, природа погаже, да гаджеты всякие.
Шедевр, каких мало.
10 из 10
29 августа 2013
Советский Союз, 30-е годы минувшего столетия, самое непостижимое и неоднозначное десятилетие нашей истории. В культурном отношении- эпоха новых свершений, этапа внутреннего эстетического перехода. Позади остался «Серебряный век» и раннесоветский революционный авангард, но «сталинские чистки» постепенно добираются и до лучших кадров союзного искусства, отправляя их в «топку» ГУЛага. На экранах страны блистает секс-символ Орловой в музыкальных комедиях своего мужа Александрова, а сказки Роу- возвращают зрителя из репрессивной фантасмагории кремлёвского ампира в далёкое прошлое славянского язычества.
Именно в этот промежуток времени, ровно в середине десятилетия, появляется философская побасенка Александра Медведкина «Счастье», где в образе главного героя- мужика Хмыря, выведена целая страна, да и весь русский народ. Снимая свою ленту в момент всё большего утверждения звука в кино, режиссёр выбрал идеальную форму подачи- немую иллюстрацию. Тем сохранив чистоту первородного формата, зашифровав символы минувшего, настоящего и будущего в сатирические фантазийные кадры. И сказка, из лжи, превратилась в быль, милостью языка Эзопа, где однозначно считывающиеся намёки, стали назиданием идущим вслед поколениям.
Недаром именно Медведкина, признала прогрессивно настроенная часть западных киношников, именно его простой и понятный каждому киноязык стал универсумом раскрытия для них нашего менталитета. А не скажем того же Александрова, который был адекватен только внутреннему пользователю.
«Счастье — это состояние довольства, благополучия и радости от полноты жизни, от удовлетворения жизнью»- такое определение этому слову даёт толковый словарь. Для русского человека счастье- это в первую очередь спокойствие и уверенность в завтрашнем дне, то чего не давала нам наша история почти никогда. В пучине войн, революций и постоянных реформ, доводя граждан нашей державы до общенационального отчаянья, всегда только обещая жизнь лучшую. А счастье в конечном итоге так и оставалось недостижимой утопией.
8 из 10
28 сентября 2011