Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Без семьи |
английское название: |
Sans famille |
год: | 1934 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Марк Аллегре |
сценаристы: | Андре Муэзи-Эон, Гектор Мало |
продюсер: | Пьер Бронберже |
видеооператор: | Жан Башле |
композитор: | Морис Ивэйн |
художники: | Робер Ги, Александр Траунер |
монтаж: | Ивонн Мартен |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 26 ноября 1934 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 54 мин |
В уже классическом для французов романе Гектора Мало «Без семьи» речь идёт о скитаниях подкидыша Реми, во время которых — шествуя дорогой жизни — он обретает друзей, получает уроки судьбы, терпит лишения, и ищет свою настоящую семью. Хотя ещё вопрос, что хотел сказать Мало словом «настоящая». В любом случае эта несколько суровая, но во многом детская, а во многом мелодраматическая история очень популярна во Франции, да и широко известна за её пределами.
Интересно, что бережных, академических экранизаций вышло не так много — все почему-то стараются отойти от духа канонического текста. Вот и здесь, в первом звуковом фильме по данному сюжету, действие сдвинуто на более поздний период: вместо исторических реалий девятнадцатого века — практически современность съёмкам, то есть начало века двадцатого. Можно сказать, что в итоге у Аллегре получился довольно странный фильм. Он не очень хорошо передаёт атмосферу некого «сказочного 19 столетия», которой наполнена книга, но при этом он прекрасно поставлен. Он слишком картинен, в нём чувствуется влияние американского мейнстрима и всего худшего, что перешло оттуда и во французское кино, но при этом он захватывает, кажется интересным, цельным и самодостаточным произведением.
Хорошая режиссура, очень профессиональная и разнообразная операторская работа, а также яркая и запоминающаяся игра актёров не позволяют как-то принижать это кино. Однако расхождения с оригиналом (в характерах, в идеях, в настроениях) не дают назвать эту экранизацию лучшей. Самым расстраивающим же фактором является исполнитель главной роли, которого, кстати говоря, сильно затмевают как уровнем игры, так и занимаемым экранным временем взрослые актёры. И, наверное, хорошо, что затмевают — Робер Линен смотрится этаким истуканом. Он не просто похож на ребёнка, который рос в глуши, он выглядит лишённым живости ума, приятности характера и каких бы то ни было серьёзных душевных качеств.
При таких обстоятельствах повествование просто не может вестись от лица Реми, как это было в оригинале. В итоге кино превращается в бенефис сначала Ванни Марку (играет Виталиса), а потом Дорвиля (играет Дрисколя). А посему зрителю предлагают наслаждаться именно актёрской игрой, а не серьёзным художественным произведением, и повесть Мало окончательно превращается в развлекательную историю. Об этом говорит и вырезанный трагический эпизод с гибелью «друзей» Реми, и отсутствие напряжения в сценах с насилием над детьми, которые были очень важны для Мало, поскольку в них он отстаивал свои взгляды на воспитание.
Аллегре предлагает нам не ожившее классическое произведение, а некий его пересказ для публики определённого рода и с определёнными предпочтениями. И потому приступать к просмотру стоит не с целью порадоваться экранизации, а ради талантливого режиссёра, ради звёзд кино, ради альтернативного взгляда на первоисточник, ради хорошего французского кинопроизведения.
18 мая 2015
… Четвертая по счету (из тринадцати), и первая звуковая экранизация романа Гектора Мало. По-моему мнению — наиболее близкая по духу к книге и самая лучшая. Кроме нее я видел еще три. Франко-итальянский фильм 1958г, реж. А. Мишель, показавшийся мне излишне сентиментальным; совсем не понравившуюся экранизацию 2000г, режиссера Верхака, с Пьером Ришаром; и советский мюзикл 1984г реж. Б. Бортко, показавшийся просто ужасным, настолько он отличается от книги по настроению.
При экранизации историй такого рода сложно выдержать стиль, не съехать в слезливость и сентиментальность, подобрать идеально подходящих актеров, играющих характеры из книги, а не самих себя. Но у режиссера Марко Аллегре вышел фильм, который глубоко трогает. Фильм, впечатление от которого остается надолго, несмотря на весьма солидный возраст. Пусть фильм черно-белый, звук неважного качества, а пленка — плохой сохранности, но, тем не менее…
Немного об актерах, так как они — половина всего впечатления. Во первых — замечательный французский оперный певец (Бас-баритон) Ванни Марку в роли Виталиса. Тот самый Ванни Марку, в расчете на голос и драматический талант которого композитор Жюль Масснэ написал в 1910г оперу «Дон Кихот». «Без семьи» — четвертый и последний фильм Ванни Марку, причем — единственный из звуковых. Виталис у Ванни Марку — нисколько не идеализированный старик, с печальным и немного ироничным лицом. С горькой усмешкой, навсегда застывшей в углах рта, но при этом — очень добрый и чем то неуловимо похожий на Дон Кихота.
В роли Дрисколла — Дорвилль. Известный французский комический актер, незадолго до этого дебютировавший в кино. Во французской версии фильма П. Пабста «Дон Кихот», где он играл Санчо Пансу, был партнером великого Федора Шаляпина.
И, наконец, дети-актеры. Робер Линен в роли Рэми, снявшийся до этого в фильмах «Рыжик» (Poil de carotte, 1932) и «Маленький король» (Le petit roi, 1933), и уже ставший знаменитым; и Серж Гравэ в роли Маттиа. Мальчишки очень трогательные и естественные. Так и хочется сказать о них «Таких больше не выпускают». Робер Линен играет немного лучше, чем Гравэ, сказывается наличие актерского опыта. Обычно при экранизации книги выбирают детей младше (Линену — уже 13,5 лет, Гравэ — 15), но талант и неподдельная искренность обоих ребят все искупают.
Несколько добрых слов о музыке. О чудесных песнях Мориса Ивэйна, о безупречном вкусе режиссера, не превратившего сюжет в предлог для концерта Ванни Марку. Песен всего две: «O ma Lola» и «Les loups». Нисколько не тормозят сюжет, спеты непринужденно и просто, совсем «не по-оперному», возраст певца (57 лет) совсем не чувствуется. Очень советую этот фильм как отличную экранизацию книги, и как единственную возможность увидеть поющего Ванни Марку. Это действительно чудесный певец и великолепный драматический актер.
P.S. Фильм давно стал раритетом. Реально купить только во Франции, или на международном ресурсе CVMC. Доступны: VHS кассета и «трансфер» с нее на DVD. Второе — удобнее.
8 из 10
2 декабря 2010