Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 7.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Завещание доктора Мабузе |
английское название: |
Das Testament des Dr. Mabuse |
год: | 1933 |
страны: |
Германия,
Франция
|
слоган: | «Fritz Lang's Meisterwerk. Der Gewaltigste Film der Gegenwart. (Fritz Lang's masterpiece. The most tremendous film of the present.)» |
режиссеры: | Фриц Ланг, Рене Сти |
сценаристы: | Фриц Ланг, Теа фон Харбоу, Норберт Жак, Рене Сти |
продюсеры: | Фриц Ланг, Сеймур Небензал |
видеооператоры: | Карой Фасс, Фриц Арно Вагнер |
композиторы: | Ганс Эрдманн, Вальтер Зибер |
художники: | Эмиль Хаслер, Карл Фоллбрехт, Ханс Коте |
монтаж: | Конрад фон Моло, Лотар Вольф, Лотар Вульф |
жанры: | ужасы, триллер, фэнтези, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Мировые сборы: | $9 541 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 апреля 1933 г. |
на DVD: | 6 апреля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 2 ч 2 мин |
Совершен ряд хорошо спланированных ограблений. Похищено золото, бриллианты, бумага на которой печатают деньги. Комиссар Ломанн резко начинает догадываться, кто за всем этим стоит – Мабузе! Но ведь доктор в психиатрической лечебнице, он графоман в клиническом смысле слова – только и делает что пишет бессвязные тексты, на окружающих не реагирует.
Это ремейк классической ленты Фрица Ланга 1933 года. Если в оригинале интригу умело тянули, здесь нам довольно скоро показывают, что Мабузе жив. Еще у комиссара есть бестолковый помощник Крюгер, и этот комедийный персонаж не разбавляет обстановку, а только раздражает. Это смотрится довольно странно в данной комбинации криминального фильма, шпионского боевика и психологического триллера. В целом мне не понравилось, радует только колоритный Герт Фрёбе.
К слову, комиссар Ломанн впервые появился в фильме «М», сюжетно никак не вязанном с франшизой о Мабузе. То есть, Фриц Ланг создавал киновселенные до того, как это стало мейнстримом.
22 мая 2023
«Завещание» — один из нескольких фильмов про доктора Мабузе, поэтому в рамках квеста познакомимся с ним. Криминальные преступления, таинственный кукловод и мрачное помешательство, которое невозможно было представить в 30-х годах. Подобный трюк делал Альфред Хичкок в «Завороженном» (1945), но британец обходился болезнью, в то время как немец полностью передал манипулирование и астральную проекцию. Вышло довольно жутко.
Лента берёт начало со взрыва в кабинете доктора. Тут то ты понимаешь, что надо было оценить прошлые ленты, но сумятица быстро обрастает интригой. Развиваются несколько сюжетных линий, которые в определённых моментах пересекаются между собой. Ключевой этап основан на преступлениях, которые расследует комиссар полиции. Преступники, оказывается, поступали по науськиванию. Местами картина переходила в монотонную болтовню, но позволяла тем самым знакомить зрителя с персонажами.
Вторая сюжетная линия рассказывает о романтических отношениях преступника и дамы его сердца, которая в прошлом помогла ему. Кажется, что это обычная позиция режиссёра, чтобы показать любовь, но сценарий приплетает преступления и романтику, ведя их по тропе к психиатрической лечебнице, где мы застаём сумасшедшего доктора Мабузе.
Переплетение психического расстройства и одержимости Мабузе с криминальной деятельностью снаружи весьма лихо даёт загадку, а косвенные улики запускают расследование, которое отлично комбинирует со всем происходящим. Третья линия заключается в отношении преступников к боссу, удовлетворяя догадки зрителя и соединяя в себе лечебницу и грабежи. Кажется, как так можно было придумать? Да ещё в 30-з годах? В современном кино попадаются такие картины, но чтобы работать в трёх местах сразу и дополнять одни сюжетные линии разгадками других линий — это весьма сложно, но жутко интересно.
Картина вводит напряжение. Персонажи играют на нервах зрителей, доносят важную информацию и на самом ключевом моменте обрывают разговор. Благодаря помрачению рассудков, взглядам врачей и подозрениям к скрытым махинациям, картина из простого детективного ребуса превращается в нечто мистическое. Но Фриц Ланг не останавливается на этом, до последнего скрывая кукловода. Вот тут и приходится ломать голову, так как добрая половина фильма стремилась выведать личность одного персонажа, а вторая часть картины сокрушает эту теорию и бьёт неожиданностью.
Интересна подача комиссара. Мы видим его попытки разобраться во всём, но даже подбрасывание улик к делу не могут вывести злодеев на чистую воду. Что говорить о блюстителях порядка, когда даже сами грабители не знают, кто главный в этом деле? В таком тоне нас подводят к опасным предположениям и… демонстрируют магию. Вот уж неожиданно, так неожиданно. Манипуляции, марионетки, рабочая сила — всё оказывается в руках… а тут уже приём «Психо» (1960), так как Фриц Ланг ключевой козырь раскрывает перед самыми титрами.
Это великолепная подача преступлений и психического расстройства, которая прекрасно отражает неведение всех персонажей в картине, а также показывает искусную манипуляцию, которая придаёт всей истории ажиотаж.
4 сентября 2021
«Завещание доктора Мабузе» продолжают похождения криминального гения доктора Мабузе, начатые в фильме 1922 года «Доктор Мабузе, игрок». Если в первом фильме Мабузе вершил свои злобные деяния балансируя на грани между реальным и трансцендентным, то во второй части доктор окончательно перемещается в потусторонний мир. И он поступает совершенно правильно, откровенно говоря, гипноз доктора Мабузе, один из самых главных инструментов его гениального ума, оставляет ощущение шулерского приема у зрителей скептических и ставит под сомнение гениальность Мабузе в целом. И общая реалистичность картины не дает списать гипноз на художественную условность. Полная потусторонность доктора, во втором фильме, вполне согласуется со всем фильмом в целом и, как это не странно на первый взгляд, абсолютно реальна. Утратив свои телесные оболочки доктор Мабузе, тем не менее, имеет вполне реальное, материалистическое воплощение в своих записках, в этом идейном завещании. Если первый фильм, фильм о власти сильной личности, то второй о власти идей. И если в первом случае для иллюстрации своих посылов, автору пришлось прибегать к искусственным подпоркам, то второму фильму этого не требуется.
Когда мы говорим о фильме 1933 года, то за частую, мы ссылаемся на то как автор гениально предвидел те или иные последующие события, о впервые разработанных художественных приёмах, оказавшихся в арсеналах последующих кинематографистов, декларируя историческую ценность фильма и порой тем самым подспудно принижаем художественную ценность фильм для современного зрителя. Но настоящие произведения своей художественной ценности со временем не теряют, пусть они и черно-белые и немые, в конце концов воспринимайте это как художественный приём, а это так и есть.
Чтобы получить удовольствие от просмотра «Завещания», можно ничего не знать о Фрице Ланге, о положении в Германии в 1933 и о истории кино. Фильм держит в напряжении на всем протяжении, заставляя переживать за героев. Фильм отлично снят, каждый кадр выстроен скрупулезно и со вкусом. Здесь есть великолепная сцена погони по просёлочным дорогам, пожара на заводе и самое превосходное, трансцендентные перемещения доктора и галлюцинации сошедшего с ума Хофмейстера. Некоторым приёмам могут позавидовать современные кинематографисты. Фильм оставляет ощущение леденящего кровь безумия. Не забывайте, так же, что здесь передана атмосфера 30-х, так как навряд ли удастся кому-либо из наших современников.
14 ноября 2016
В реальном мире добра и зла не существует. Всегда есть возможность сменить ракурс, после чего меняется и точка зрения на ситуацию. В мире иллюзий, которым является кино, в частности, идеальное зло — возможно. Таким злом, материализовавшимся «преступлением» стал доктор Мабузе.
Данное кино снял талантливый немецкий режиссер Фриц Ланг. Диапазон жанров фильмов Ланга — огромен. Самая известная фантастическая картина «Метрополис» — входит во все топ-листы киноманов и киноакадемий. Два фильма «Нибелунги», снятые в 20-х — великолепная экранизация известного скандинавского эпоса. Снимал режиссер и нуар «Женщина в окне», «Министерство страха», «Улица греха», «Дом у реки», «Человеческое желание», вестерны — «Вестерн Юнион», «Пресловутое ранчо» с Марлен Дитрих, и увлекательные приключенческие фильмы — чудесный добрый практически детский фильм — «Мунфлит», совсем не детские, красивые, таинственные и не теряющие актуальности несмотря на год выпуска -«Бенгальский тигр» и «Индийская гробница».
Данный фильм очень интересно смотреть в контексте всего творчества режиссера, потому что его герои перекочевали сюда из предыдущих картин, а затем отправились и в следующие. Главный злодей — доктор Мабузе окончательно потерял рассудок в своем стремлении захватить мир еще в «Доктор Мабузе, игрок», а комиссар Ломанн отличился способностями к дедукции в «М убийца». В 1960 г. в свет вышла последняя картина с аллюзией на величайшего злодея: «1000 глаз доктора Мабузе».
Мастер не раз брался за фильмы о преступлениях, активно используя эту тему для нагнетания атмосферы, саспенса и анализа.
На самом деле, во время просмотра и после него вопросов к размышлению остается не мало. Почему человек совершает зло? Преступление — это показатель невменяемости или, возможно, сам человек невинен и не способен совершить убийство, а виновны некие потусторонние силы или гипноз.
Может ли преступник исправиться, если его полюбит женщина, готовая принять его любым, со всеми недостатками и прошлым, каким бы страшным оно ни было? Или наоборот, преступник способен обратить и других в свою «веру», и будучи сильным лидером повести за собой тех, кто может оказаться ведомыми.
Фильм местами напоминает обычный детектив, а местами настоящий триллер или фильм ужасов с призраками, сумасшедшим домом, «страшной музыкой» и прочими атрибутами жанра.
Как и принято в детективной истории очень много интересных деталей: фотографы с деревянными широкоформатными камерами, фиксирующие мгновение, деревянные африканские ритуальные маски на стене, сюрреалистические картины и таинственный дневник. Сам фильм также многие относят к «кинематографическому сюрреализму» за счет инновационных для того времени спецэффектов и художественных приемов, среди которых среди прочего и нарочито громкое звуковое оформление.
«Души людей до самых глубин должны быть пронизаны страхом посредством бессмысленных преступлений, у которых одна цель — страх и ужас».
Призрак шепчет и настаивает на том, что мир должен сойти с ума от страха и ужаса, когда будет установлена власть преступности. И действительно, уже спустя несколько лет началась мировая война, а Ланг покинул родину. «Завещание доктора Мабузе» — последний фильм режиссера, снятый им до отъезда из гитлеровской Германии. Ничего удивительного, что фильм был запрещен сразу же после выхода.
Кроме яркого образа злодея, режиссер отразил и довольно неудовлетворительное состояние экономики того времени. Необычайно ярким получился момент, когда герой кричит, что отсутствие работы — вот, та самая причина, по которой ему придется встать на путь преступности.
Фильм — культовый и классический. Он интересен, динамичен и достоин просмотра.
2 апреля 2015
Судьба Фрица Ланга неразрывно связана с его фильмами. Больше того, с ними была связана социально-политическая судьба Германии до- и послевоенного периода. Немногим больше чем за десять лет им были созданы самые значительные, эпохальные работы, начиная с первой части трилогии об одном из лучших суперпреступников кинематографа и заканчивая её продолжением. По иронии судьбы, именно вторая часть, вышедшая уже при господстве национал-социалистов, круто изменила биографию Ланга, а вместе с ней, и характер его дальнейшего творчества, став последним фильмом, снятым у себя на родине. Примечательно, что сам Ланг не планировал возвращаться к бывшей теме, решающую роль здесь сыграл будущий продюсер Сеймур Небензал, еврейское происхождение которого стало одной из главных причин запрета «Завещания…» на территории фашистской Германии.
Имя доктора Мабузе, ставшее нарицательным благодаря огромному успеху одноимённого немого фильма, теперь снова выходит на передний план с ещё большим значением, нежели раньше и это — настоящий парадокс, ведь кажется, что он уже не опасен для общества, скорее, лишь для самого себя. Однако, когда за дело берутся мастер режиссуры Ланг и Норберт Жак с Теа фон Харбоу в качестве идейных вдохновителей, самая простая ситуация грозит обернуться беспрецендентным по масштабам и значению явлением. Тема массового уничтожения, доселе казавшаяся лишь фантастической идеей-фикс, проявившейся в воспалённом сознании одного феноменально талантливого злодея, уже начинает воплощаться в жизнь. Зловещая сила снова атакует и теперь уже как никогда сложно остановить запущенный невидимой десницей механизм превращения цивилизованного мира в хаос. В городах похищаются взрывчатка и отравляющие вещества, совершаются разбойные нападения на ювелирные магазины и другие общественные объекты, убийства. Строгая иерархия исполнителей и безусловное подчинение. Ужасающие материалы берлинской прессы нашли своё отражение на экране.
В «Завещании…», по сути, соблюдается баланс между подлинным реализмом и экспрессионизмом, уравновешивающими друг друга. Безумие, как и грипп, оказывается весьма заразным. Сразу три персонажа — Мабузе, Гофмейстер, а затем и доктор Крамм — теряют своё душевное спокойствие. С помощью различных аудиовизуальных приёмов, зрителям предлагается прочувствовать эту атмосферу. Со времени первой части музыкальное сопровождение фильма претерпело существенные изменения. Прежняя инструментальная экспрессия сменяется аффективным звуковым рядом, подчас дисгармонирующим с картинкой. Пребывающий в страхе город, отнюдь не похожий на величественный Метрополис, зловеще шумит и содрогается, словно предчувствуя грядущие бедствия заражённой псевдоидеологией Германии.
В плане актёрского состава фильм несколько уступает предыдущей части. Кляйн-Рогге сыграл здесь, скорее, символическую роль. Место его сообщников заняли новые лица, но вряд ли нужно искать среди них выдающиеся образы. Гораздо интереснее выглядит персонаж в исполнении Отто Вернике — комиссар Ломанн, словно шагнувший из фильма «М» и столь непохожий на прокурора вон Венка. Однако, именно этот, внешне забавный и брутальный, актёр как нельзя лучше воплощает дух криминальной полиции времён гангстерских 30-х. Именно его игра придаёт мрачному по сути фильму яркую окраску.
«Завещание доктора Мабузе», при всех его особенностях, принадлежит к числу наиболее ярких произведений довоенного европейского кино. По нему, как и по другим работам Фрица Ланга, снятым в Германии, можно рассматривать развитие социально-политического и культурного процессов в этой стране и их трансформацию. Именно первые две части стали настоящей классикой, своего рода азбукой для последующих поколений режиссёров. Все последующие картины о Мабузе, в том числе условная третья часть, снятая самим Лангом, остались лишь попытками коммерциализировать культовый бренд.
17 марта 2014
Спустя 11 лет Фриц Ланг вернулся к истории доктора Мабузе, посчитав ее незаконченной. Хотя что-что, а «Доктор Мабузе, игрок» заканчивался более чем однозначно. Однако гер Ланг поступил совсем нетривиально, самым оригинальным способом вернув в строй безумного профессора.
Предыдущая картина закончилась тотальным безумием доктора. «Завещание…» начинается спустя несколько лет после событий «Игрока». Мабузе тогда был помещён в психиатрическую лечебницу, и с тех пор не сказал ни слова. Но недавно безумный доктор начал писать. Сначала это были просто бессвязные каракули, потом среди них начали проступать отдельные слова, и, наконец, надписи превратились в связный логический текст. Текст, планирующий массовые атаки на социально-культурный и экономический строй. Однако появились люди, увидевшие прочную связь между текстами Мабузе и последними событиями в городе — цепью на первый взгляд никак не связанных между собой преступлений. Но, если Мабузе имел к ним отношения, как он сумел всё организовать из-за стен дурдома, будучи, к тому же, ещё и клинически неспособным на это?
И снова Ланг замешивает крутой коктейль из лиц, имен, героев, сюжетов и подтекстов. Здесь уже не фигурируют персонажи предыдущей ленты (кроме, конечно, самого Мабузе). В картину вводится новый протагонист комиссар Ломан — герой из предыдущей картины Ланга «М» — блистательно сыгранный в обоих фильмах Отто Вернике. Таким образом, Ланг создаёт единую мифологию своих картин, действие которых происходит в одной «вселенной». Ломан — это такой добрый малый с разумом гения, уже способного (в отличие от прокурора фон Венка из первой картины) противостоять гениальному разуму Мабузе. Но Мабузе раскидывает свои сети ещё шире, охватывая своими щупальцами весь город и готовый начать разрушение существующей системы, сея анархию и разрушение. Его методы подстать цели — беспощадны и, на первый взгляд, бесчеловечны. Как только становится понятно, что он не остановится ни перед чем, сметая всех, кто встанет у него на пути, на первый план выходит ещё один, наряду с Ломаном, герой — один из «исполнителей» Кент, который отказывается убивать людей и мириться с их смертями — ведь цель никогда не оправдывает средства, не так ли? Он записался в преступную группировку от отчаяния, потому что не мог найти работу. И вот его посвящают во все тонкости «делопроизводства», и он понимает, что либо будет выполнять приказы, либо погибнет. Назревает романтический конфликт человека с его совестью.
«Завещание доктора Мабузе» — это уже несколько иной уровень. Здесь экзистенциальные и романтические мотивы перекликаются с мистицизмом и тайнами человеческого разума — вопросами, на которые до сих пор нет ответов.
Думается, именно «Завещание доктора Мабузе» стало в какой-то степени отправной точкой для таких картин, как «Пила» — та самая «Пила», что про Джеймса Крамера. Не в плане «мяса», конечно. Сам Крамер родился из образа доктора Мабузе — его мотивация, жестокие методы, гениальный разум, вопросы преемственности и, как следствие, неоднозначное отношение к нему зрителя.
«Завещание…», несмотря на значительно более скромный хронометраж — более сложная картина. Ланг вновь много экспериментирует, доводя в своём перфекционизме картину практически до совершенства. Способы визуального воздействия на зрителя и сегодня, в век повсеместного внедрения компьютерной графики, заставляют при просмотре вжиматься в кресло. Переплетение визуальных образов, перекрестный монтаж, игры светотени, сложная сюжетная структура, включающая в себя судьбы множества героев с их настоящим и прошлым (и снова привет «Лосту») заставляют зрителя в определённый момент усомниться в причинах происходящих событий: это мистика, игры разума или нечто третье, до чего ты просто пока не додумался?
«Завещание доктора Мабузе» — шедевр, ни в чём не уступающий первому фильму, абсолютно гениальная картина, увлекающая своим закрученным сюжетом и оставляющая колоссальную пищу для размышлений: а так ли неправ в своём безумии Мабузе? И безумен ли он? Глядя на противостояние Мабузе и всего мира в лице Ломана и Кента, сопереживаешь всем сторонам в этом вечном противодействии и не можешь дать верных ответов на поставленные Лангом вопросы. Может, потому что Ланг сам не «выбрал сторону». А может, потому что этих ответов не существует.
10 из 10
Спасибо. Смотрите Кино.
14 марта 2012
Насколько мне понравился первый фильм, настолько же мне понравился и этот, только умноженный на два. Пожалуй, Ланг превзошел самого себя и сделал что-то большее, чем просто шедевр. Я смотрел его с такой жаждой, что каждый новый кадр был словно лакомый кусок. Удивительно, это всего второй звуковой фильм режиссера, а он смог выжать из него все, на что был способен кинематограф того времени.
На этот раз история разворачивается немного в другом ключе: Доктор Мабузе содержится в психиатрической больнице, но его мозг продолжает придумывать коварные преступные планы, которые кто-то воплощает в жизнь. Доктор Мабузе не просто человек, его навязчивые идеи и холодная логика продолжают захватывать мир даже, когда он сам находится в беспомощном состоянии, запертым в четырех стенах. Масштабы его влияния кажутся намного глобальнее, чем даже в первом фильме, это и придает картине такой немалый размах.
И как водится, преступления нужно раскрыть и за это дело берется комиссар Ломан в исполнении неподражаемого Отто Вернике. Кстати, в предыдущем фильме Ланга «М» он так же играл инспектора Ломана. Пожалуй, этот персонаж заслуживает отдельного внимания, он получился одним из самых ярких героев фильма, этакий большой неповоротливый грубиян, вечно с сигарой в зубах, но в то же время у него невероятное чутье и ум, и он способен на отважные поступки. Банда Мабузе получилась не такая яркая как в предыдущем фильме, но тоже очень колоритная. Вообще в фильме множество интересных персонажей, так что уйдет много времени, что бы всех похвалить.
Это, пожалуй, один из лучших детективов, что я видел. Динамика, напряжение, накал страстей — все выстроено как полагается. Операторская работа и монтаж можно просто на выставку отправлять, для меня они выше всяких похвал. Сколько идей он дал режиссерам последующих поколений сосчитать невозможно.
10 из 10
20 января 2011
Гениальный фильм гениального Фрица Ланга — сочетает в себе:
- атмосферу (Германия, 1933 год!) — разруха, безработица, отчаявшиеся люди и такая привлекательная на фоне всеобщего упадка идея терроризма и анархии;
- потрясающие спецэффекты (чего стоит сцена пожара химического завода) и отличный нарочито громкий звук;
- художественные приёмы, которые позже были растасканы по голливудским фильмам: голос за ширмой, отдающий приказы, комната, медленно заполняющаяся водой, погоня через железнодорожный путь, харизматичный комиссар полиции, способный справиться с любым делом;
- любовная линия — прекрасная чистая девушка и преступник, решивший ради неё покончить с криминальным прошлым.
«Завещание доктора Мабузе» восторгает некоторой долей наивности, чистоты и незаштампованности, хотя сам фильм и является источником огромного количества клише.
1 февраля 2009