Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
S.O.S. Айсберг |
английское название: |
S.O.S. Eisberg |
год: | 1933 |
страны: |
США,
Германия
|
слоган: | «The «impossible» comes to the screen!» |
режиссер: | Арнольд Фанк |
сценаристы: | Арнольд Фанк, Фридрих Вольф |
продюсер: | Пол Кохнер |
видеооператоры: | Рихард Ангст, Ханс Шнеебергер |
композитор: | Пауль Дессау |
художники: | Фриц Мауришат, Арно Рихтер, Эрнст Петерсен |
монтаж: | Герман Галлер, Эндрю Мартон |
жанры: | драма, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 августа 1933 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 30 мин |
В этом фильме доктор Арнольд Фанк предложил нам то, что много позже в Голливуде стали называть фильмом-катастрофой. Он не стал особо заострять внимание на «сильных, несгибаемых характерах», показывая прежде всего сочетание холодного арктического уклада и человеческой стойкости. Именно поэтому в фильме драматизм соседствует с милым времяпровождением животных, а героические моменты с неподдельными переживаниями.
Учитывая год в котором был снят этот фильм, равно как и то, что он был вскоре после выхода «завербован» в Голливуде и ярко представлен в американском прокате тут так хочется добавить «скрытого смысла». Но я не думаю, что доктор Арнольд Фанк всерьез принимал конспирологические составляющие. Поэтому, когда айсберг распадается — это не метафора, а констатация трагедии.
Тем более, что фильм вдохновил меня изучить биографию Альфреда Вегенера, прототипа главного героя. Это интересный во всех отношениях человек, ученый. И если уж искать «потаенное», то ключ фильма как раз в жизненной истории этого человека.
В заключение хотелось бы отметить, что сравнивая работу Фанка с другими, американскими лентами тех лет, нельзя не отметить неподдельный класс, хороший кинематографический вкус, умение держать интригу и снимать хорошее во всех отношениях кино. Остается лишь сетовать на то, что кинематограф был использован для пропаганды, а образы «сильных духом людей» для «прокачивания» идеологических посылов.
Увы, эта прекрасная лента доктора Фанка стала лишь инструментом, поводом для всех тех вещей, которые были показаны Лени Рифеншталь в ее самом известном фильме.
7 из 10
12 января 2021
Германия, 1933 год. Третий рейх уже гремел сапогами по брусчатке немецких городов. В это время актриса Лени Рифеншталь находилась со съемочной группой в экспедиции знаменитого исследователя Кнута Расмуссена в Гренландии. Тут же присутствовали летные экипажи во главе с легендой авиации Первой мировой (а позже — и люфтваффе) Эрнстом Удетом (он здесь играет самого себя). Создавался фильм о пропавшей экспедиции, оказавшейся на дрейфующем в открытое море айсберге.
Режиссер ленты Арнольд Фанк уже снимал Рифеншталь в фильме «Священная гора» (1926). «SOS-айсберг» был уже не первым фильмом, где он производил невероятно сложные натурные съемки, связанные со льдом. Именно в «Священной горе» он снимал сходящие лавины и ледовые уступы. Здесь объектив камеры переместился с покрытых снегом вершин на покрытое ледяными горами море. Группой немецких кинематографистов в очередной раз удалось сделать совершенно потрясающие съемки: отламывающиеся куски ледяных гор, атака белого медведя, воздушные акробатические трюки на фанерных аэропланах и их реальные аварии. Все это смотрится просто здорово даже в наше время, и можно представить, какое впечатление производил на зрителя «SOS-айсберг» в тридцатые годы.
Немного сюжета. С одной из полярных экспедиций пропадает связь. Это приводит к тому, что в воды Арктики направляется спасательный отряд (в составе которого героиня Рифеншталь и Удет) для поиска пропавших. В это время группа людей, оказавшаяся на ледяной глыбе, уносящейся в океан, вынуждена бороться за жизнь, в том числе и с голодным белым медведем, бродящим вокруг их стоянки.
Конечно, в наше время этот фильм снимали бы совсем по-другому. Гренландия была бы нарисована на компьютере, а актеры бы играли в теплом павильоне. А ведь одной из особенностей фильма как раз и является то, что съемки «SOS-айсберга» были постоянно связанны с риском для актеров. Актеры «SOS-айсберга» реально плавали в ледяной крошке при температуре воды в ноль градусов и ели сырое мясо. Об этом вспоминала в своих мемуарах и сама Рифеншталь, упоминая о том, что айсберги — отнюдь не «надежная» почва под ногами, и что никто из них не представлял себе, как можно взойти на столь шаткие «подмостки», не говоря уж о том, чтобы работать на них.
Уж не знаю, насколько мрачнело лицо Фанка, как говорила о том Лени, при съемках «SOS-айсберга». Сейчас результаты его трудов мы можем оценить по-достоинству. На какие бы жертвы не пришлось пойти ради съемок этого фильма, потомки должны быть ему благодарны за то, что он показал настоящее кино, в котором люди по-настоящему рисковали ради искусства.
22 февраля 2015
Вам будет интересен этот фильм, если вы:
- любите фильмы, снятые в естественных условиях,
- вас не заботит отсутствие напряженного экшна, любовных интриг и т. п.,
- вы уже побывали, или всегда хотели побывать на севере (фильм снят в Гренландии).
Когда смотришь этот фильм, забываешь, в каком году он снят. Безупречные потрясающей красоты кадры захватывают и завораживают!
Как и многие картины Фанка, в фильме мало реплик и слов вообще, действие сведено к минимуму. Есть только природа и человек, борющийся за свою жизнь. В очередной раз есть чему восхититься — для съемок фильма съемочная группа жила в Гренландии пол года. Все трюки выполнялись самими актерами, многие из которых требовали длительного пребывания в ледяной воде (актеры действительно плавали между льдин!). В процессе съемок сознательно и по-настоящему было разбито 2 аэроплана. Даже белых медведей привезли с собой из Германии. Но что восхищает не меньше — коренное население. В кадре мелькают лица эскимосов, которые на тот момент чуть ли не впервые видели людей с большой земли. Их лица, эмоции, поведение, быт — документальна хроника, шанс соприкоснуться с историей и увидеть, какими были они, люди, оторванные от мира, счастливые среди своих льдин.
Этот фильм — одна из редких возможностей заглянуть в прошлое и увидеть, какой была Гренландия 70 лет назад. Каким был север в своей почти первозданной и невинной красоте, которой мы уже никогда не узнаем.
10 из 10
23 января 2010