Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Табу |
английское название: |
Tabu: A Story of the South Seas |
год: | 1931 |
страна: |
США
|
слоган: | «You'll live every rapturous moment of this radiant romance. (Print Ad- Sunday Tribune, ((Manila, P.I.)) 24 April 1932)» |
режиссер: | Фридрих Вильгельм Мурнау |
сценаристы: | Фридрих Вильгельм Мурнау, Роберт Дж. Флаэрти, Эдгар Дж. Улмер |
продюсеры: | Дэвид Флаэрти, Роберт Дж. Флаэрти, Фридрих Вильгельм Мурнау |
видеооператоры: | Флойд Кросби, Роберт Дж. Флаэрти |
композиторы: | Хуго Ризенфельд, В. Франке Харлинг, Милан Родер, Violeta Dinescu |
монтаж: | Артур А. Брукс |
жанры: | мелодрама, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 150000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 марта 1931 г. |
на DVD: | 2 марта 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 26 мин |
Любовь — универсальная тема для кино любого жанра, начиная с банальной мелодрамы и заканчивая остросюжетным психологическим фильмом ужасов. Как ни крути, подавать историю любви тоже нужно уметь, а следовательно, для авторов картин важно определиться, а какую они преследуют цель. Просто показать историю двух влюбленных? Или показать саму ценность и хрупкость любви как таковой? В этом отношении заслуженным классиком является немецкий кинорежиссер Фридрих Вильгельм Мурнау, снявший в 1931 году свою последнюю работу «Табу».
Синопсис Где-то среди райских островов южных морей разворачивается романтическая история двух влюбленных жителей племени на острове Бора-Бора. Однажды на остров прибывает посланник с соседнего острова Фанума, который сообщает, что дочери вождя Рери племени Бора-Бора выпала великая честь стать священной девой их племени. Для этого она становится табу для любого мужчины, кто решит даже взглянуть на нее неподобающим образом. Молодой рыбак Мэтахи, влюбленный в Рери и не готовый расстаться со своей любовью, бежит с девушкой во французскую колонию на соседних островах, где рассчитывают начать новую мирную жизнь. Но в этом другом месте, далеком от традиций местных жителей, бытуют свои порядки, которые создают для влюбленных новые проблемы.
Игра актёров Как известно, во время съемок Мурнау задействовал непрофессиональных актёров из числа местных полинезийцев, что однако нисколько не сказалось на общем впечатлении от фильма. Напротив, задействованные участники съемочного процесса произвели благосклонное впечатление от своей игры, хотя ранее не имели опыта работы в кино. В данном ключе можно смело отметить актера, исполнившего роль Мэтахи, молодого влюбленного человека, готового пойти на любую крайность ради своей любимой, даже если это будет стоить ему жизни. Такое же положительное впечатление произвела Энн Шевалье в роли Рери, сыгравшая роль Рери, молодой, но смышленой и бойкой на характер дочери вождя племени, также готовой пойти на жертву ради любви.
Режиссура Фридрих Вильгельм Мурнау являлся одним из наиболее образцовых и последних представителей немецкого киноэкспрессионизма. Хотя в «Табу» уже нет тех ярких черт, свойственных этому направлению в киноискусстве, при этом режиссеру удалось выстроить красивую историю по экзотической почве, тем самым показав универсальность трагичности любви как таковой. Режиссеру каким-то удивительным образом удается показать любовь чистой, искренней, без капли наигранности. Не любовь строится в мире, а мир выстраивается вокруг влюбленных. Правда, здесь этот мир оказывается враждебным со всех сторон: у себя дома мешают традиции и устои, в мире «белых варваров» тяга к наживе и алчность. В какой-то степени режиссер заявляет довольно дерзкую и грустную идею о невозможности любви в нашем жестоком мире, хотя сам факт её существования дарит определенную надежду.
Сценарий Действие сюжета происходит на территории Французской Полинезии на острове Бора-Бора, где местные жители живут райской жизнью, ловят рыбу, выращивают и собирают фрукты, танцуют ритуальные танцы, купаются в местных реках и влюбляются. Местный молодой рыбак Мэтахи влюблен в дочь вождя племени Рери, которая отвечает ему взаимностью. В принципе у них могла бы сложиться красивая история любви, но остров прибывает седовласый посланник с соседнего острова, который заявляет, что дочь вождя того племени умерла, а Рери выпала честь занять её место и стать священной девой. Такое положение автоматически закрепляет за девушкой статус «табу», неприкасаемой девственницы.
Мэтахи не готов расстаться с Рери и однажды ночью, когда Рери должна отправиться на тот соседний остров, похищает её, и влюбленные отправляются в бега. Едва не погибнув в море, героям удается пристать к одной из французских колоний, где им вроде как удается обрести долгожданную свободу, прежде всего, свободу от устаревших и переживших себя традиций. Однако местные торгаши решают использовать Мэтахи в своих целях, особенно его уникальные таланты ныряльщика, способного достать глубоководные устрицы, а следовательно, добыть жемчуг. Проблема заключается в том, что ни Мэтахи, ни Рери не понимают саму ценность денег, жемчуга, и в итоге оказываются втянуты в аферу, организованную местными китайскими ростовщиками. А тут еще заявляется посланник с Бора-Бора, требующий от Рери незамедлительно вернуться назад, иначе Мэтахи будет убит.
Итог В общем и целом, «Табу» — достойная классика романтического жанра, которая при этом не давит на сентиментальные чувства. Фильм цепляет именно своей искренностью и реалистичностью в подаче трагизма самой истории, где любовь наших героев изначально была обречена. Сложно сказать, был ли это киноманифест Мурнау в качестве своего наследия, либо здесь содержалась другая идея. В любом случае, рекомендую к просмотру.
15 июня 2021
«Табу» — последний фильм Фридриха Вильгельма Мурнау, снятый совместно с американским кинодокументалистом Флаэрти на острове Таити. Голливудский продукт. Сюжет фильма прост: парень-туземец влюбился в девушку, ставшую жрицей. Местным царем на неё наложено табу. Парень и девушка бегут с родного острова…
Сюжет-то прост, а вот исполнение — эпическое.
Получился немецкий экспрессионизм с голливудским акцентом в стиле «этно».
Мурнау и Флаэрти снимали в фильме только непрофессиональных актеров — жителей Таити (видимо участников местных фольклорных ансамблей). Они то переигрывают, то недоигрывают. Вначале искусственноcть игры бьет в глаза, но затем Мурнау и Флаэрти удалось уловить моменты подлинной местной культуры: местные обряды, жесты людей, их мимику, типажи людей (хитрые китайцы-торговцы, обманывающие добродушных и доверчивых местных жителей), и, как ни странно, при всей наивности происходящего на экране всё это выглядит более убедительно, чем в современных голливудских фильмах на схожую тематику («Баунти», «Рапа-Нуи. Потерянный рай»).
Первые кадры подчеркнуто картинны: юноши-туземцы с фигурами, как у античных статуй, бьют острогами рыбу, женщины с тяжеловесными фигурами, как на картинах Гогена, купаются в речке. Затем авторы слишком увлекаются съемками местного танцевального коллектива — начинает казаться, что действие уже не начнется, но позже Мурнау всё-таки выстраивает развитие сюжета, и со второй половины фильма становится интересно.
Герои фильма носят условные имена — «Парень», «Девушка», «Старый воин», «Полицейский» — воплощая собой едва ли не мифологические архетипы.
Фильм немой, и тяжеловесная оркестровая музыка (интересно, что с этническими вкраплениями) затрудняет просмотр. Возможно, больше подошло бы что-нибудь из музыки в стиле французской группы Deep Forest.
Современные немецкие музыканты создают новые саундтреки к фильмам Мурнау. Хочется надеяться, что и для «Табу» будет написана новая музыка.
26 августа 2019
Трагедия «маленького человека» — одна из центральных тем творчества Фридриха Вильгельма Мурнау, «маленького человека» из мира кино. За свою насыщенную кинокарьеру режиссер успел обратиться ко многим кинематографическим жанрам, от готического хоррора «Носферату», ставшего впоследствии визитной карточкой немца, до постановок классических «Тартюфа» или «Фауста». «Табу: История южных морей» хронологически является не только последним творением великого Мурнау, но и последним из его шедевров, одновременно не только как бы закрывшим целую главу в истории кинематографа, поставившим логичную точку в творческом пути этого замечательного кинодеятеля, но и давшим начало новому витку в кинопроизводстве.
Как уже говорилось выше, Мурнау стремился не зацикливаться на одном жанре, а пробовать себя в самых разных ипостасях, снимая картины в самых разнообразных направлениях, что у него всегда удавалось с блеском. Не избежал этой участи и «Табу», резко контрастирующий со всеми предыдущими творениями данного режиссера. На сей раз Мурнау предпочел жерновам крупных городов крохотные тихоокеанские острова. Вероятно, что такая находка зародилась у него неслучайно. Многие европейские режиссеры, в конечном итоге, оказывались в Штатах, где либо становились коммерчески успешными, либо проваливались с треском, хороня свой безграничный талант. Так или иначе, в Новом Свете многое диктовалось и диктуется кинокомпаниями — производителями, что, в свою очередь, сковывает свободу действий режиссеров и вынуждает тех стать конформистами. Возможно, Мурнау всячески противился такой тирании, в связи с чем перенес действие «Табу» из мира цивилизованного в мир первобытности, мастерски проведя аналогию между личным конфликтом и конфликтом двух миров — колонизируемого и колонизаторского.
Конфликт — определяющий элемент данной картины. В первую очередь, это столкновение двух воплощений рая — настоящего и потерянного. Для современного зрителя будет странноватым тот факт, что Мурнау идеализирует первобытную жестокость, суровые обычаи и традиции и «отсталость» народов Полинезии, озаглавив первую часть фильма «Paradise («Рай»)». Однако этим режиссер сразу выводит на чистую воду тех, для кого жажда наживы (добытчики жемчуга), подкупность (полицейский) и отношения, построенные на формуле «купля — продажа», которая не подразумевает человеческий фактор (бармен и билетер)- совершенно нормальная и неотъемлемая часть существования. Для немца, так же как и для главных героев фильма Мэтехи и Рери, такое построение рая невозможно, именно по этому вторая часть киноленты озаглавлена «Paradise Lost (Потерянный Рай)». Окунувшись с головой в такие блага цивилизации как алкоголь, сокровища и квази-свободная от вождей и богов жизнь, герои становятся жертвами дивного нового мира.
Важная роль отведена и сопротивлению сильных и искренних чувств сложившимся традициям и непреклонно следующим данным традициям местных представителей власти. В основе повествования лежит история трагической любви юноши и девушки, которую выбрали в качестве жертвы богам. Изумительно сыгранное актрисой Энн Шэвалье чувство отчаяния и безысходности заставляет проникнуться судьбой молодой героини и по-настоящему сопереживать ей. Надо сказать, актерская работа в данной киноленте заслуживает отдельной похвалы, поскольку создателям «Табу» удалось воспроизвести удачное сочетание игры актеров профессиональных и непрофессиональных. Немалое значение для передачи чувств и эмоций имеют и немногочисленные интертитры, представляющие собой письма, написанные от лица персонажей картины. Лучше средства для диалога со зрителем по ту сторону экрана представить вряд ли удастся.
Знающей толк в литературной классике публике «Табу», вероятнее всего, хотя бы отчасти напомнит историю любви в незабвенной шекспировской трагедии «Ромео и Джульетта». В этой связи возникает некий оттенок предсказуемости и некоторой вторичности повествовательной линии. Однако Мурнау приложил все усилия к тому, чтобы зрители не теряли надежды до самого конца и верили в хэппи-энд до последних секунд. Достигается это чувство напряжения и веры в лучшее благодаря картонности и равнодушия второстепенных персонажей, олицетворяющих собой всевозможную власть, которые резко контрастируют с живостью и горячим сердцем главных героев, в частности, Мэтэхи, в образе которого можно узнать самого Мурнау, борющимся с искусством, диктуемым финансами и поставленным на конвейер.
«Табу» — блестящее завершение успешно сложившейся карьеры одного из выдающихся кинорежиссеров первой половины двадцатого столетия, загубленного цивилизацией и потребительским отношением к искусству. Остается лишь добавить, что проблема, поднятая в данном фильме, не потеряла актуальности и по сей день, а благодаря натуралистичным съемкам в полудокументальной/полуигровой манере «Табу» представляет интерес и сейчас.
9 из 10
20 июля 2017
Удивительным для меня был эффект от этой картины. Мурнау будто оживил картины Гогена. Весь фильм для меня — это череда оживших полотен. Постараюсь поделиться с Вами несколькими из них: Нравоучительная картина Гогена Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём? вероятно отвечает за финал фильма. Мурнау эффектно восклицает «Валлар моргулис», т. е. переводя на более понятный для наших предков язык — «Мементо мори». Он показывает нам важность следования правилам и соблюдения запретов, табу.
«Женщина, держащая плод» — это будто застывший фрагмент середины фильма. В обоих случаях присутствует напряжение, но оно совершенно неочевидно и ненавязчиво. Оно повсюду и нигде. Мы понимаем трагичность последующих событий, но даже не можем предугадать источник бедствия. Табу, как и было сказано.
А, ты ревнуешь? — эта картина полностью соответствует началу. Солнечные тона и такие искрящиеся жизнью тела актеров. Все буквально пропитано уважением к жизни и единством с Природой. Многочисленные водные сцены лишь усиливают впечатление. Правда, только чаще в кадр у Мурнау попадали совсем не женщины как у Гогена, а мужчины. Этому наверное можно отыскать объяснение в его биографии. Впрочем, нужно ли лезть в личную жизнь и пристрастия? А вот, бесподобной работе оператора объяснение есть лишь одно — гениальность. Простота и точность с которой цивилизованному зрителю показывают качественно другую парадигму человеческой жизни заслуживают самых добрых слов.
Ну и сам выбор места действия хорош. Ничего не скажешь. Что, к примеру, вот Вы лично знаете о Полинезии? Уверен, что целевая аудитория картины в год выхода знала в десятки раз меньше. А ведь как тонко взял автор — он рассказывал американцам про индейцев. Или индейцам про индейцев, если верить Жану Бодрийяру предположившему, что место индейцев в США теперь заняли сами американцы. Да и сама история про запретную любовь и бегство в другое, лишенное предрассудков племя как нельзя точнее выражает сущность той эпохи. Все куда-то бежали и искали свое счастье. А в мире, изящно воспроизведенном Мурнау все еще царит мир и благодать. По крайней мере первые тридцать минут.
Последнее слово. Просмотрев достаточно много лент Мурнау, чтобы делать какие-либо выводы поспешу удивить читателя. Я не склонен полагать, что его Носферату или Восход солнца были идеальными. Там были очень выверенные решения, эффектные. Однако, тот же Фауст в сравнении выглядит не менее ярко. И все они меркнут перед обжигающе солнечным фильмом «Табу». Последний, благодаря выбору темы, пленэру, кастингу и визуальным решениям я как раз и считаю лучшей работой Мурнау.
9 из 10
31 мая 2015
Совместная работа немецкого экспрессиониста Ф. В. Мурнау и пионера документального кино Р. Дж. Флаэрти — немой фильм с музыкальным сопровождением, который стал разногласием для мастеров, вследствие чего Мурнау доснимал фильм без Флаэрти.
Но этот инцидент не увел фильм от жанра Docufiction, с которым экспериментировал Флаэрти. С одной стороны, очевидно, что снимали не скрытой камерой, в некоторых сценах даже наблюдается постановочный материал, с другой стороны — прослеживается непрофессионализм актеров, сжатое пространство кадров.
Сюжет фильма поэтично повествует о безграничной любви, зародившейся на полинезийском острове Бора-Бора. Чувства героев, Мэтэхи и Рери, подвергаются испытанию со стороны богов.
Находкой для фильма явилось сглаживание разрыва кадрового пространства с помощью введения писем, которые заместили большую часть интертитров. Первоклассно окрашены места действий.
Сначала место действия окрашивается в нужный тон, обычно негативный, а затем в него попадает главный герой. Умело используется параллельный монтаж, особенно в финале фильма для усиления трагизма, где любящую пару разлучают под страхом смерти.
Заслуживает внимания эпизод с акулой, который по имитации подводных съемок был явно инновационным на момент релиза фильма. В этом эпизоде внутреннее эмоциональное напряжение героя передается через его активные движения, например, когда Мэтэхи спасается на каноэ от акулы, то бурлящая вода под лопастью весла передает впечатление отчаяния. Музыка проницательно очерчивает каждый кадр.
Рассматриваемая в фильме тема — насколько можно жертвовать своими свободами во имя безопасности — актуальна в настоящее время и высоко ценима современными режиссерами.
При просмотре понимаешь, что хэппи-энд неизбежен, даже в момент последней надежды на спасение «роковой жемчужины», но заслуга авторов в том, что они обманывают ожидания зрителя.
Правда финал фильма нагоняет атмосферу нравоучительного характера. Особенно, зловеще выглядит последний кадр с двойным экспонированием — непоколебимая надпись «Табу» на волнующемся море.
«She is Tabu. To break Tabu means Death»
7 из 10
8 августа 2009