Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.8 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Конец света |
английское название: |
La fin du monde |
год: | 1931 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Абель Ганс |
сценаристы: | Жан Буайе, Абель Ганс, Х.С. Крафт, Камилль Фламмарион |
продюсер: | К. Иванофф |
видеооператоры: | Морис Форстер, Роже Юбер, Жюль Крюгер, Николай Рудаков |
композиторы: | Артур Онеггер, Морис Мартено, Мишель Мишле, R Siohan, Vladimir Zederbaum |
художники: | Лазарь Меерсон, Вальтер Руттман, Сесар Лакка, Жан Перрье |
монтаж: | Мме. Брюэр, Мме. Маргарит |
жанры: | фантастика, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 января 1931 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 45 мин |
Эсхатологические настроения в человеческом обществе зародились едва ли не одновременно с цивилизацией и культурой (если верить историкам и археологам). И практически сразу же стали весьма удобным инструментом для манипулирования массами: не было лучше способа заставить людей отвлечься от политических и социальных проблем, чем старательное внедрение программы скорого конца света. Божья кара, пришествие Антихриста, Рагнарок, Апокалипсис, глобальное стихийное бедствие, угроза падения метеорита, солнечная радиация, ядерная война. Вот только самые популярные сценарии конца света. А еще нашествие зомби, нападение помидоров-убийц или просто Меланхолия (или, чем черт не шутит — затянувшиеся каникулы Брюса Уиллиса).
В связи с расшифровкой и широкомасштабной популяризацией предсказаний Майя («20:12 — решай, где правда, где молва!»), тема конца света стала еще благодатнее, еще привлекательнее для постановщиков всех мастей. Апокалиптические фильмы появляются как грибы после дождя. Правда, похожи они сюжетом и уровнем актерской игры больше на бледных поганок, чем на шампиньоны, что не мешает им вполне успешно торговать красивой картинкой и глобальностью разрушений.
Однако перенесемся на восемьдесят лет назад. Про предсказания майя еще никто ничего не слышал. О спецэффектах, соответственно, тоже. Но именно тогда во Франции появляется один из первых апокалиптических фильмов (да еще и первый французский звуковой фильм!) — «Конец света». К Земле движется комета, столкновение неизбежно, и шанса уцелеть нет, ведь в космосе на тот момент времени побывали только Мюнхгаузен, Виктор Барбикен и Стайвесант Николл. Так что же делать человечеству? Единственный ответ — принять неизбежное.
Фильм можно условно разделить на три части: до известия о комете, после известия и собственно апокалипсис. Неспешное начало повествует о самой что ни на есть обычной жизни: актёры играют в театре, молодые люди влюбляются, старики этим недовольны, отцы ищут выгодной партии для своих дочерей, те активно этому сопротивляются (настолько обыденно, что даже в сон клонит). Но вдруг гром среди ясного неба — астроном заметил хвостатую вестницу смерти. Осознав неизбежность фатального исхода, одни истово молятся о спасении души, другие — пируют. И вот он — час «Х». Повсюду руины и горы тел. Пирующие погибли, а те, кто молились, остались живы.
Это апогей одного из главных мотивов картины — силы веры. Ведь недаром фильм открывается разыгранной в спектакле сценой на Голгофе. Впоследствии видения образа распятого Христа, обрамленного лучами яркого света, предстают перед глазами главного героя, побуждая его к покаянию. Только так, покаявшись, сохранив Христа в своём сердце либо же впустив его туда, если ранее не верил, можно получить шанс на будущее — стать тем самым пахарем с плугом, которому откроется будущее, который проложит путь к возрождению жизни, представ перед зрителем в последних кадрах картины.
Несмотря на то, что актёрам привычнее играть, выражая эмоции жестами и мимикой, нежели интонациями голоса, а музыкальное сопровождение подчас подобно грому и заглушает диалоги, общий посыл фильма остается злободневным и конструктивным, в отличие от современных на 90 % развлекательных поделок. Действительно, долгие годы старательно воспитывалось общество потребителей с девизом «Бери от жизни всё!» И где теперь эти потребители? Фильм отвечает на этот вопрос однозначно: они взяли от жизни всё и лишились её. Но у человека, даже в самой критической ситуации, остается свобода выбора. «Перекресток семи дорог, вот и я… Все мне кажется, я на нем свернул в никуда». Не ошибитесь на повороте: возврата назад уже не будет.
31 июля 2014