Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.8 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Белый ад Пиц-Палю |
английское название: |
Die weiße Hölle vom Piz Palü |
год: | 1929 |
страна: |
Германия
|
слоган: | «YOU'LL GASP!-as never before, when you see these unmatched thrills. You have never seen anything like it. (Print Ad-Spokesman-Review, ((Spokane, Wash.)) 4 February 1931)» |
режиссеры: | Арнольд Фанк, Георг Вильгельм Пабст |
сценаристы: | Арнольд Фанк, Ладислаус Вайда |
продюсеры: | Harry R Sokal, Пол Кохнер |
видеооператоры: | Зепп Алльгайер, Рихард Ангст, Ханс Шнеебергер |
композиторы: | Джузеппе Бечче, Хайнц Рёмхельд, Эшли Ирвин |
художник: | Эрне Метцнер |
монтаж: | Арнольд Фанк |
жанры: | боевик, мелодрама, драма, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 октября 1929 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 15 мин |
Мне нравится горное кино. С симпатией отношусь к лентам доктора Арнольда Фанка. Неимоверно удачным представляется название. Уже в самом сочетании слов «белый ад» заложена неимоверная энергетическая сила. Да и очень ловко подобрано географическое указание «Пиц-Палю».
Но просматривая фильмографию Фанка этот фильм сложно назвать выигрышным или безусловно выделяющимся. Нужно быть справедливым — сцены штурмов горных вершин показаны весьма незатейливо. Переизбыток крупных планов обедняет картину. Да, нам показывают психологическое напряжение, но именно общие планы придали бы настоящий драматизм. Кстати, этого добился Фанк чуть позже в «SOS Айсберг».
На мой взгляд, недостаточно раскрыта и сюжетная линия. Пересечению судеб нескольких персонажей с темой медового месяца не хватает нюансов. Без них все сводится лишь к контурам, которые нужны лишь как повод для «горной темы».
Да и как можно оценивать этот жанр без оценки характеров?
Поэтому этот фильм, на мой взгляд, очень значим лишь как авторский эксперимент. Проба перед куда более значимыми работами Арнольда Фанка. Превозносить же его лишь ради избранной тематики не стоит
6 из 10
12 января 2021
«-Объяснил бы кто людям, что горы и тщеславие — вещи не совместимые.» (с)
Не так много в истории кино найдётся фильмов, посвящённых горам. На вскидку могу припомнить лишь парочку картин, в которых действие разворачивается в горной местности, а оператор снимает не только артистов, но и смакует завораживающие взор пейзажи. Среди этих фильмов оказались такие разные постановки, как советская «Вертикаль» (1966) и голливудский «Скалолаз» (1993). Несмотря на разные жанры и сюжеты, фильмы Станислава Говорухина и Ренни Харлина объединяет противостояние человека суровой природе и стихии, которая запросто может того погубить, стоит лишь на миг потерять бдительность. К этим фильмам добавляется и на днях просмотренный «Белый Ад Пиц — Палю» (1929) Георга Вильгельма Пабста, снятый им на паях с Арнольдом Фанком. Сюжетно и жанрово он ближе к драме с Высоцким, нежели к боевику со Сталлоне. Картина идёт почти два часа, и половина её — любование шикарными горными окрестностями. Заснеженные вершины, долины с тающим снегом и проглядывающей травой, капающие на солнце сосульки…Вся эта белизна иногда слепит глаза. Снято всё невероятно поэтично, стильно и со вкусом. Операторы (их аж несколько человек) мастерски исполнили свою задачу: снять как можно роскошнее и выразительней. Кино имеет жанр — это приключенческая мелодрама. Вторую часть картины, которая отвечает за сюжет и связку этих заснятых горных красот, можно счесть несколько банальной. Но если принять во внимание, что это фильм эпохи немого кино, то вопросы к сложности сценария отпадут сами собой. Кинематограф в те времена только отходил от примитива, и даже в признанных мировых шедеврах того времени, таких как «Броненосец Потёмкин» (1925), «Носферату — Симфония Ужаса» (1922), «Алчность» (1924) и др. — в сюжете есть немало сцен, выглядящих в наши дни наивно. В целом, для развлекательного кино «Белый Ад…» подходит по всем стандартам: в сюжете есть любовная история, романтический герой — страдалец, смертельные испытания уготованные отважным покорителям заснеженных вершин, ну и конечно же интрига — кто останется в живых, чем закончится этот образовавшийся «любовный треугольник» и наконец, те самые документальные кадры горных вершин, равнин и долин. Но если говорить откровенно, то фильм можно было бы сократить минут эдак на 25. Режиссёров было двое, и видно сразу, что один работал с актёрами, а второй лазил по горам в поисках наилучших кадров необъятного простора. Оттого, мы как бы получили не один а сразу два фильма. Документальную хронику гор и разыгранный артистами сюжет. На мой взгляд, авторы картины не смогли найти точный и адекватный баланс между публицистикой и художественным кино. Поэтому многие сцены кажутся затянутыми. Горными пейзажами и их величественной красотой устаёшь любоваться уже в течении первого часа. Во второй половине, когда картина набирает обороты и происходят основные сюжетные события, нас по прежнему заставляют любоваться на заснеженные пики, небеса затянутые облаками и прочие «достопримечательности» Бледной Горы (так с немецкого переводится её название Пиц — Палю). Лично меня это здорово отвлекало от сюжета, и утомляло… Не берусь судить за всех, но я считаю, что частые затягивания панорамных планов и неспешный монтаж, приводят к потери градуса эмоциональной составляющей ленты. Ведь мы же смотрим не документальный фильм о дикой природе, а художественное, причём остросюжетное произведение!
Сюжет картины повествует о влюблённых Марии и Гансе, которые решили забраться на вершину Пиц — Палю. Это красивая, покрытая снегом, но невероятно опасная гора. Ганс рассказал Марии про доктора Кафта: недавно тот потерял на этой горе жену, и с тех пор бродит по её склонам не зная покоя. Молодые люди встречают героя рассказа в том туристическом домике, где разместились перед походом. Опытный альпинист Крафт, узнав о их намерении решил сопровождать пару. Его неразговорчивость и отстранённость вкупе с печальной историей производят впечатление на романтичную Марию, и девушка начинает в отсутствии хлопочущего по хозяйству жениха, засматриваться на несчастного доктора. Ганс заметит это лишь тогда, когда они будут в горах, и из — за своей глупой ревности наделает немало оплошностей, которые подвергнут их смертельной опасности. Ведь известно, что горы не прощают ошибок…
Должен признать, что съёмка «натурных» эпизодов действительно на настоящей натуре поражает своей смелостью. Ведь достойной страховки тогда ещё не было, и кто не — будь из артистов мог запросто покалечится, а то и погибнуть! Достаточно вспомнить моменты с карабканьем при помощи кирок и карабинов по отвесной части горы. И это при отсутствии дублёров, и каскадёрских способностях у исполнявших главные роли артистов! Сегодня точно киностудии не пошли бы на такой риск, тем более с участием звёзд экрана. А красавица — арийка Лени Рифеншталь, уже к концу 20 — ых была известной в Германии актрисой. Вышедший на экраны «горный» фильм Пабста сделал её звездой мирового масштаба, и открыл путь к самым главным её проектам, включая режиссёрских колоссов — документалок во славу Третьего Рейха и Олимпийских Игр в Мюнхене…
Сценаристы Ладислаус Вайда и сам Арнольд Фанк написали добротную приключенческую «лав — стори» с элементами «природного» экшена (горные лавины, обвалы и пр.). Операторы — новаторы и первопроходцы в этой области: Ганс Шнебергер, Рихард Ангст и Зепп Альгайер сняли потрясающие виды занесённых снегом гор и равнин. Беда лишь в том, что режиссёры не смогли грамотно соединить хронику и художественное повествование. Результатом чего стала местами уж очень затянутая, неторопливо — созерцательная лента о противостоянии человека и природы, в которой её «венец» не всегда побеждает… Тем не менее, ставлю картине столь высокую оценку с оглядкой на время её создания, с уважением к её «преклонному» возрасту, и пониманием того, как же это было всё чертовски трудно снять, имея в своём арсенале лишь допотопное кино — оборудование, отвагу, веру в успех, терпение и трудолюбие…
9 из 10
P.S
Отдельное спасибо величайшему киноману планеты — Квентину Тарантино, если бы не его «Бесславные Ублюдки», я даже и не только не посмотрел бы фильм Георга Вильгельма Пабста, но даже не узнал бы о его существовании!
10 апреля 2015
До того, как стать любимым режиссером Гитлера, а затем попасть в опалу и быть преданной остракизму и забвению, Лени Рифеншталь сама снималась в кино. А режиссером, открывшим ее широкой публике, был Арнольд Фанк — создатель жанра горного кино, прославившийся фантастическими по красоте и сложности съемками горных пейзажей. Однако если поначалу для Рифеншталь было достаточно просто появляться на широком экране, то вскоре она переросла рамки, в которые загонял ее режиссер, смотрящий на актеров лишь как на один из элементов на величественном полотне, созданном самой природой. Тогда-то актрисе и пришло в голову свести великого пейзажиста Франка с не менее великим психологистом и поклонником З. Фрейда Вильгельмом Пабстом. В результате чего свет увидел ставший киносенсацией своего времени фильм «Белый ад Пиц-Палу».
По сюжету молодая супружеская чета решает провести медовый месяц, покоряя Палу — одну из самых неприступных вершин швейцарских Альп. Туда же приезжает некто доктор Йоханес Крафт, два года назад потерявший в горах свою жену и с тех пор постоянно возвращающийся к месту ее гибели. Остроту назревающему конфликту добавляют роковые совпадения: погибшую также звали Марией и это тоже был медовый месяц счастливой супружеской пары. Естественно, доктор суров, мужественен и немногословен, а ореол страдания лишь усиливает его очарование в глазах юной Марии. Разумеется, муж ревнует и в отчаянии совершает опрометчивые поступки, подвергающие опасности жизнь всех участников этого треугольника. Впрочем, не грешат благоразумием и другие герои ленты: услышав о том, что на следующий день обещаны сходы лавин и нахождение в горах особенно опасно, в горы отправляются не только молодожены с доктором Крафтом, но и группа студентов. Все это способствует нарастанию напряжения, которое, однако, так же легко спадает, будучи сильно разбавленным многократно повторяющимися кадрами с панорамами горных склонов.
Снятые Фанком горы прекрасны, опасны и величественны. Они ослепляют ледяной поверхностью своих склонов и искрятся на солнце мириадами снежинок. Не оставит зрителя равнодушным и постоянно меняющееся небо, то ясное и чистое, то затягиваемое тяжелыми грязно-серыми тучами. Однако создается впечатление, что упиваясь красотой пейзажей, а также собственным мастерством, Фанк безбожно затягивает некоторые сцены, будь то сход лавины или виражи самолета среди горных пиков.
К счастью, в фильме сильно и влияние Пабста, поэтому талантливым актерам, каковыми являются сыгравшая Марию красавица Рифеншталь и исполнивший роль доктора Крафта Густав Диссль, есть, где проявить свой талант. Способствует этому и сам жанр немого кино — будучи вынужденными хранить молчание, актеры чрезвычайно ярко передают эмоции своих персонажей. Авторам также мастерски удается до последних кадров сохранить интригу, в результате чего и сегодняшнему зрителю, избалованному спецэффектами различной сложности, придется поволноваться за судьбу героев и поразиться храбрости актеров, ведь поклонник реализма Фанк снимал все сцены в естественных условиях, из-за чего угроза жизни исполнителей была совсем не воображаемой. Недаром, вспоминая о съемках в этой ленте, Лени Рифеншталь больше всего говорила о том ужасе, который ей пришлось пережить, оказавшись несколько раз накрытой лавиной. Однако именно благодаря этой безумной храбрости режиссера и актеров «Белый ад Пиц-Палю» и сегодня остается одним из эталонов пейзажного горного кино.
14 октября 2012
Фильм просто великолепен. Снят в соавторстве великим психологом кино Пабстом и мастером горных съёмок Фанком, открывшим для кино звезду очаровательной Лени Рифеншталь, в будущем любимую актрису и режиссёра Гитлера. Получился просто шедевр. Поединок человеческих характеров, силы воли и изначальной могучей силы, представленной горой Пиц-Палю. Драматизм этого смертельного поединка не дает оторваться от экрана ни на минуту. Природная ярость и человеческий дух сходятся в фильме в безжалостной борьбе. И результат этой борьбы, как оказывается, не всегда предрешён.
6 мая 2012
Тот самый фильм из «Ублюдков», Та самая Лени Рифеншталь, та самая Пиц Палю
Когда смотришь этот фильм, поражаешься как в 1929 году могли так снимать, особенно то как актеры лазают по горам, и то как снимают снежные лавины? Загадка просто. Это прекрасный немой фильм, в котором в принципе слова и ненужны. Мне просто ужас как нравиться фрейлен Рифеншталь. И сейчас ужас как нравится этот фильм.
P.s даже не знаю что про него еще можно написать, смотреть его следует для более глубоких познаний в кинематографе
10 из 10
30 апреля 2010