Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 7.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Андалузский пес |
английское название: |
Un chien andalou |
год: | 1929 |
страна: |
Франция
|
сценарий: | Сальвадор Дали |
видеооператоры: | Альбер Дюверже, Джимми Берлит |
художник: | Пьер Чайлд |
жанры: | ужасы, фэнтези, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 6 июня 1929 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 17 мин |
Давно отгремел столетний юбилей со дня рождения Луиса Бунюэля, однако, его фильмы все еще продолжают подстегивать аналитические способности синефилов всего мира. Что говорить, если сам Франсуа Трюффо в свое время посвятил его творчеству замечательную статью «Бунюэль-конструктор». Если верить Кинопоиску, фильмография этого постановщика насчитывает 34 режиссерских работы (включая короткометражки и документалки), где, по крайней мере, половина безнадежно предана забвению. Конечно, тот, кто берется писать о Бунюэле, не может обойти вниманием «Этот смутный объект желания» или «Виридиану», но вполне может обойтись без «Большого казино» или «Смерти в этом саду». Наследие режиссера неоднородно: он работал в Испании, Мексике, Франции порой как поденщик и ремесленник, лишь под конец жизни обретя своеобразного ангела-хранителя в лице продюсера Сержа Зильбермана.
Естественно, что в данной серии рецензий будет уделено внимание лишь наиболее известным картинам Бунюэля, мимо которых нельзя пройти, но кое-что оставлено и за скобками нашего исследования. Все же автор этих строк помнит испанского мастера больше по «Скромному обаянию буржуазии», чем по «Большому кутиле». Надеюсь, не он один. Очень хочется, чтобы вынужденные коммерческие компромиссы большого художника были забыты, уступив место его выдающимся эстетическим и концептуальным достижениям. За свою карьеру Бунюэль был и сюрреалистом, и неореалистом, и просто реалистом, начав свой путь как киноскандалист с «Андалузского пса» и «Золотого века», он основательно застолбил себе место провокатора и бунтаря. Парадокс в том, что с течением времени, он стал работать гораздо тоньше и деликатнее, поражая противника не булавой, а шпагой.
То, что явлено в первых двух его лентах как прямой вызов, в той же «Виридиане», снятой тридцать лет спустя, обрело черты многоходовой шахматной композиции. Шестнадцатиминутный «Андалузский пес» смотреть куда труднее, чем почти часовой «Золотой век», и неудивительно, ведь в дебютном фильме мы имеем еще неразделенный сплав сюрреализма и психоанализа, фантастической образности и скромных пыток ее интерпретации. Сюрреализм с самого своего возникновения декларировал себя как искусство бессознательного, а значит, транслировал, прежде всего, эротическое содержание. Там, где психоанализ рационализировал содержание бессознательного, вербализировал его, осмысливал, сюрреализм выражал его непосредственно, напрямую, минуя разум. Известный факт, что Бунюэль и Дали, участвовавший в создании «Андалузского пса», визуализировали в ленте свои сны.
Разрезаемый бритвой глаз, муравьи, ползущие из дыры в ладони, женщина, играющая на улице тростью с отрезанной рукой – все это пришло из снов и проявляло, по-видимому, фрустрированную сексуальность создателей картины (иногда эротизм выражался напрямую в соревновании-игре мужчины и женщины через тактильный символизм в одной из сцен «Андалузского пса»). В дебюте Бунюэля все настолько просто и очевидно, что вроде бы и нечего интерпретировать: люди здесь, толпа, общество (или, как сказал бы Ницше, «стадо») показаны как препятствие на пути реализации героями своих эротических желаний. В то же время понимание, что с ними надо нечто делать, что их нельзя просто вытеснять и подавлять, – быть может, единственный внятный психофилософский вывод фильма и одновременно трамплин к следующей картине.
26 января 2024
«Бунюэль произвёл на свет маленький кусочек киношного дерьма - «Андалузского пса», и пёс-это я.»- так высказался о дебютном фильме Луиса Бунюэля испанский поэт и драматург Федерико Гарсиа Лорка.
Лорка родился в Гранаде, Андалусии, месте, некогда существовавшем как арабская земля Аль-Андалус. Жителей Андалусии еще несколько веков назад кастильцы называли собаками из-за ущелья Despenaperros («Собачья пропасть») в горах Кастилии, в которое когда то сбрасывали «арабов».
Сальвадор Дали родом из Каталонии, а Бунюэль из Арагона, у них был «мотив» унизить андалузского поэта, однако именно гомосексуальность, как утверждал Бунюэль, стала идиосинкразией к Лорке, но какое-либо отношение к фильму это не имеет.
Можно, конечно, назвать кадры Луны аллюзией на «Луна и смерть» Лорки, или же любое другое произведение, даже самый ленивый знает как Лорка любит Луну, но зачем?
Фильм иррациональный, экстравагантный, и объяснения не требует. Бунюэль твердил, что существует только одна условность: запрет на «любые идеи или образы, которые могли бы иметь рациональное объяснение. В фильме нет ничего, что бы символизировало что-то. Единственным методом исследования символов, возможно, является психоанализ».
Анталузский пёс, ставший одним из наиболее известных сюрреалистических фильмов 20-х годов, заслуживает внимания, независимо от сути повествования и рекомендовано к просмотру всем, кто заинтересован сюрреализмом, короткометражными фильмами и культурой кино.
20 декабря 2022
Тема сюрреализма и его экстраполяция в различных видах искусств почему-то у большинства обывателей упирается в фамилию Дали.
Однако достаточно значительный пласт, к примеру, изобразительного искусства, существовал как предтеча сюра и ранее, причем в каком-то смысле был даже синонимичен настолько, что в полной мере мог именоваться таковым и до этого.
Тем не менее, Луис Бунюэль и Сальвадор Дали создали знаковую работу, которая была в новинку именно для кинематографа. Примечательно, что, как и тогда, эпатаж и сейчас перекрывает чистое восприятие зрителя, в массовом порядке ополячившегося на фильм на КП.
Ему вменяют бессмысленность, чрезмерную жестокость и классическое — если классика, то это не значит, что хорошо.
И ведь время идет, а массовый зритель остался излишне впечатлительным и не восприимчивым. Эпатаж же выступает способом привлечения внимания и попыткой рассмотрения достаточно обычных вещей в необычном ракурсе.
Но тут появляется публика и начинается: глаз бритвой режут — что за ужас? И все в таком духе. Хотя, кто смотрел «Андалузский пес», знает, что все основано на снах создателей. А сон сам по себе является в какой-то мере трансцедентальным. В особенности, если выражен в плоскости искусства. Это как в случае с Линчем, когда его постоянно спрашивают о смысле его фильмов, а он сам понятия не имеет, поскольку просто снял то, что ему приснилось одним летним днем. В итоге он просто смотрит на всех страдающих СПГС и смеется в стороне. И ведь это не обозначает, что он смеется именно над такими людьми. Просто, как и в случае с работой Дали, непонятное — режет глаз. А смех тут сквозь слезы. Время идет, но прямолинейность восприятия людей так никуда и не ушла. Видимо, о вкусах все же не спорят по методике Кровостока.
23 июня 2021
Интерпретация «Андалузского пса» была бы возможна только в том единственном случае, если бы вместо вынесения смысла из этого фильма, напротив, смысл туда бы вносился внешним и насильственным образом. Согласно намерениям авторов — Луиса Бунюэля и Сальвадора Дали, этот фильм составлен из разрозненных (в причинно-следственном отношении) эпизодов, которые не могут иметь рационального объяснения. Таким образом, 20 минутная чёрно-белая короткометражная «Андалузская псина» являет собою чистый образчик сюрреалистической породы кино. Сюрреализм в себе и для себя.
Конечно, нельзя говорить что то, что здесь мы можем увидеть, не подлежит никакому осмыслению. Называя этот фильм бессмысленным, мы уже осмысляем его как нечто лишённое изначального смысла и, таким образом, делаем первый шаг от невоспринимаемого хаоса к различающему порядку. Отказавшись от привычной логики в восприятии и понимании пса, можно всё-таки согласиться с тем, что это не абсолютно случайно сгенерированное безликой силой в вакууме произведение, а продукт своей культурно-исторической эпохи. Далее можно сказать, что это сюрреалистическое произведение, а значит, подчиняется «логике сновидений» своих создателей. Если не вдаваться в подробности намерений и больных фантазий Бунюэля и Дали, а остановить своё внимание на самой псине, то можно выделить три основных мотива короткометражки: эротика, отвращение и разрушение. Эротика проявляется в самой грубой и низменной форме — мужчина домогается женщины, самым бесстыжим образом ощупывая её молочные железы. Отвращение здесь вызывают многие образы — от волосатых подмышек до муравьёв, выползающих из дыры в руке, или дохлых ослов, привязанных к роялям. Разрушение явлено в разрезанном глазе, отрубленной руке, наезде, расстреле и тому подобных мерзостях.
Так как смысловое содержание в данном случае не предусмотрено, а визуальная составляющая сводится к череде отвратительных и/или деструктивных образов, то сложно найти в этом что-либо приятное для просмотра. Конечно, отрицать историческую и художественную ценность данного фильма сейчас не представляется возможным. Но стоит признать, что эта ценность относится главным образом к сюрреалистической форме, новаторскому подходу и воплощению идеи о самодостаточности искусства. Само же содержание псины таково, что вызывает отвращение и достойно ознакомления только в связи с вышеназванными причинами.
2 мая 2021
Бред, бред и еще раз бред. Абсолютно не проникся фильмом и не очень понимаю, что именно в нем нашли большинство зрителей. Ну да, кино вышло невероятно странным, но ведь оно абсолютно лишено какого-то смысла. Конечно в каждом фильме, даже с рейтингом один, кто-то может на полном серьезе найти какую-то тему или идею. А авторы скорее всего и не будут подозревать, что их творение можно так интерпретировать. Кстати об этом, Луис Бунюэль абсолютно не верил, что его кино кому-то понравится, ведь на премьерный показ он пришел с камнями для того, чтобы в случае скандала была возможность отбиться. Но все-таки совершенно не важно, что режиссеры вкладывали в свой фильм, важно то, какой след в душе оставил лично для вас этот киноопыт. Я же абсолютно ничего не вынес из данного фильма, ни какой-либо образ, ни уж тем более, скрытый смысл. Просто сны двух известных людей, которые захотели их визуализировать. Даже не создалось ощущение, что перед тобой сон, лишь набор непонятных эпизодов. При всем моем негативе, я мог бы простить фильму многое, если бы этот фильм каким-нибудь образом повлиял бы на кинематограф в целом, но и этого не произошло, ведь это далеко не первое кино в жанре сюрреализма.
В итоге мы имеем кино, лишенное смысла, сюжета и хотя бы чего-то присущее нормальном фильму.
Дальше следует совершенно неискренний абзац рецензии, созданный лишь для того, чтобы мою рецензию опубликовали. Очень запомнился образ разрезанного глаза, который был сравнен с облаком, проплывающем по небу и как бы разрезающим Луну. Так же довольно необычна была сцена с муравьями, которые выползают из раны руки, символизирую душевную рану. И, напоследок, действительно комичный был момент, где ослы лежат в рояле. Так много метафор в этом фильме, просто диву даешься. Я бы даже сказал, что фильм гениальный, если бы все бы не наоборот. Надеюсь я утолил жажду модераторов и теперь моя рецензия содержательна.
2 из 10
25 февраля 2021
Этот фильм абсолютно экспериментальный и абсолютно сюрреалистичный. Тут совсем нельзя думать о том, что же это за образы, что же это все значит… Надо просто смотреть. Смотреть как собственный сон. Сны часто ужасны. Особенно они ужасны, если их буквально переносить в реальность. Примерно так и получилось с этим фильмом. Буквально перенесенные сны, которые вполне возможно, что снами были очень даже красивыми, в реальности, в реальности кино, становятся ужасами. Не могу назвать себя любителем сюрреализма и всякого такого. Но, когда мне было 16 лет и я везде искала что-нибудь необычное, что-нибудь, что будет как бы в оппозиции «серому взрослому миру», «Андалузский пес» очень даже мне зашел. Я пересматривала его несколько раз и показывала всем своим знакомым. Так что, этот фильм сыграл свою роль в моем взрослении. Возможно, в чьем-то еще тоже. Тогда я восхищалась картиной и все удивлялась, что можно и так и эдак в кино. Фильм сильно расширил мое представление о мире, скажем так. Но сегодня, уже с другой позиции, картина не кажется мне какой-то уж прямо невероятной. Никаких нереальных эмоций она сегодня не вызывает. Для себя я определяю «Пса» как фильм о сексуальности смерти, о желании, которое вызывает смерть, об этом странном ощущении, когда ощущаешь на своем теле, что красота и уродство, желание и отвращение имеют единое зерно, единое основание. Но это мои домыслы.
Имеет смысл смотреть для того, чтобы быть в курсе мировой культуры. Уж очень много отсылок на этот фильм. Еще имеет его смотреть, если современные ужастики вам не очень и хочется чего-то арт-хаусно отбитого. Ну и если вы большой поклонник творчества Сальвадора Дали, то картина эта для вас тоже.
22 декабря 2020
После выхода фильма появилось множество толкований смысла картины. Вероятно, это немало позабавило создателей, хотя они достаточно отчетливо заявили, что единственным правилом при написании сценария было отсутствие чего либо, поддающегося однозначному рациональному объяснению. Затем Бунюэль решил не остужать интерес публики и добавил, что единственный способ исследования смысла кинокартины — это психоанализ.
В результате в фильме «Андалузский пес» было найдено столько подтекста, что создатели, возможно, даже и не думали столько вкладывать в свою картину. Она может нести глубочайший смысл и одновременно не значить ничего. Андалузский пёс здесь то же самое, что чёрная кошка в тёмной комнате у Конфуция. Несомненно ясно лишь одно: Всевидящее Око уже рассечено, и трансцендентное неподвластно обузданию.
14 июня 2019
Здесь нет ничего рационального, если не считать музыку Рихарда Вагнера. Все просто и понятно, что ничего не понятно. Абсурд и хаотичная постановка кадров на первый взгляд и внутренне успокоение в конце. Смысла нет, и в этом вся прелесть. Дали, он просто творил, а точнее вытворял, не ища логического объяснения. А в соавторстве с Луисом Бунюэлем — «адская смесь».
Если скрестить музыку Баха (возвышенную и божественную), Бетховена (жизнеутверждающую), и Скрябина (мистическую и нервную), то Вы получите то же самое, что и передающие нам авторы киноленты.
Два аспекта борющиеся при просмотре картины не дают покоя: «гениальность» и «бред» в одном стакане. Ни на минуту невозможно оторваться, а вдруг что-то логичное впереди!? Но… нет!
Бунюэль снял кино, в котором Дали дал полет своей «больной» фантазии. Понять фильм могли только гении создающие его, а нам остается только гадать, что же тем самым они хотели нам передать. «Андалузский пес» это фильм, в котором игра актеров, мимика, жесты — показаны блистательно. Смысла нет, но что и 80 лет назад, что сейчас ажиотаж и «пища» для размышления. Это как «Черный квадрат» Казимира Малевича, каждый видит что он хочет, на что способно его воображение.
«Антракт» Рене Клера подобно «Андалузскому псу» представляет собой авангардный фильм. Вся картина предстает перед зрителем в виде не связных и периодически повторяющихся сцен. Подкрепленные музыкой Эрика Сати. И больно напоминающая «Механический балет» Мантейла, но об этом немного позже.
Рене Клер в дебютном фильме уже задал высокую планку, безусловно для кинематографистов тех лет. Первые кадры больше напоминают анимацию, нежели чем кадры кинокамеры. «Антракт» своего рода театрализованность, что, безусловно становится понтяно от одного названия.
«Антракт» — это не только набор авангардистских приемов, но и обращение к традициям Люмьера, Мельеса и Мака Сеннета. А такие цели не ставили перед собой авангардисты, убежденные, что они все создают заново…
«Механический балет» это в первую очередь музыкальное произведение, которое захватывает с головой. В мысля сразу же возникают какие-то обрывки, кадры. Неоднозначное чувство, эмоции переполняют в местах сочетания классического фортепиано и клаксон, и так… что же касается самой картины. Как утверждал сам автор: «Механический балет» это фильм без сценария, обычные предметы показаны зрителю с совершенного другого ракурса. Стремительно меняющиеся кадры не дают сосредоточить глаз на чем-то определенном. А главный «герой фильма» это постоянно качающийся стеклянный шар, который непроизвольно начинает гипнотизировать.
Не смотря на хронометраж — 16 мин, кажется что фильм длится вечно. Толи из-за устрашающе-угнетающей музыки, толи из-за самой картинки. Идея фильма показать суету, но в данном контексте, она передана механически. «Ошибкой живописи является сюжет, ошибкой фильма — сценарий» наверное еще не придумали те слова, которые можно подобрать к данному фильму, либо они были забыты в суете столетия, но одна ясно точно, картину легко можно отнести к жанру современного арт-хаусного кино, хотя, это сугубо мое мнение.
Итог: в заключение, подводя черту под тремя лентами, трех совершенно разных авторов, можно сказать одно: человек научился благодаря кинематографу передавать свои эмоции и чувства, у каждого это проявляется по разному. В те времена было так, а ведь кажется что куда проще подобрать безумные кадры и склеить их в единое целое, но увы, не всегда эта склейка покажет истинный подтекст происходящего.
10 из 10
27 декабря 2017
Двое мужчин однажды проснулись и решили поделиться друг с другом своими снами. Так уж получилось, что сны их, словно на монтажном столе, склеились сами собой и выдали такой вот знак качества для всего последующего сюрреализма. Неизвестный только невежде Сальвадор Дали, славящийся своим педантичным воспроизведением собственных выдумок или снов на холст, и Луис Бунюэль, режиссёрский дебют которого приходится как раз таки на «Андалузского пса», — именно эти «шкатулки фантасмагории» в 1929 году показали миру свою сокровенную интимную мысль, походящую больше на наваждение или безумный припадок мыслителя.
С первых кадров человек, который наблюдал более ранний экспериментальный(сюрреалистический) прорыв в кинематографе («Антракт» 1924, «Раковина и священник`1927), легко замечает повышение уровня той самой кинематографичности, которой, будем откровенны, не доставало даже приведённым выше примерам. Всё, каждая мелочь, которую зритель не замечает, была продумана с доскональной точностью и приведена к максимальному уровню исполнения. Как известно, сюрреалистическое кино — это, пожалуй, самое сиволистическое жанровое кино, какое можно себе представить. Часто бывает так, что зритель может не понять ровным счетом ничего. Это и будет единственно верный исход просмотра. Каждый понимает в меру своей осведомлённости в тех или иных аспектах, в меру своей чувственной сплочённости с автором. Но даже резонерство в отношении сюр кино не будет считаться глупостью. Потому что очень просто можно почерпнуть из фильма что-то своё, но чего режиссер вовсе не пытался донести до зрителя.
«Андалузский пёс» — это 17, с одной стороны гривуазных, минут хронометража. Андалузскими псами называли южан, которые не умели постоять за себя и в общем были слюнтяями и хлюпиками. Но о чем же этот фильм? Опять же, ответ на этот вопрос спрятан где-то глубоко для зрителя, который не прочувствует это хотя бы приближенно к Дали и Бунюэлю, и лежит на поверхности для людей только что упомянутых. Я, увы, отношусь к категории первых, однако вот, что могу сказать в общем и целом. Для меня это снова (где сюр кино, там все время что-то религиозное, в основном инфернальное) сплошь и рядом религиозная аннотация. Хотя, вполне возможно, что это моя собственная, какая-то подсознательная параллель. Ну и конечно, одна из вечных тем — сексуальные нужды, похоть и разврат. Возьмём, например, момент, где мужчина, возжелав женщину, пытается домогаться её, но она дает ему отпор. После этого случается совершенный, на взгляд всех, кроме Бунюэля и Дали, бред: мужчина тащит два рояля с разлагающимися ослами и двумя священниками на канатах. Невольно на ум приходит древняя религиозная ассоциация. Считалось(ется?), что осёл является символом глупости, упрямства, невежества, а так же насилия, похоти и прочих низменных угодий. Достаточно вспомнить знаменитую «Орлеанскую деву» Вольтера, в которой философ, осмеивая каноничность Жанны Д`арк, путем гротескного изложения «спаривает» девушку с ослом, считавшимся тогда проявлением дьявольской сути. А два священника, которых мужчина тянет вместе с ослами, только подтверждение греховности происходящего. Немалое значение, на мой взгляд, играет и такой символ, как муравьи. Сам психологический символизм их говорит о неблагоприятности всей ситуации. Так же для некоторых народов муравьи использовались для распознавания ведьмы. И согласитесь, что главная героиня, вполне могла бы оказаться ведьмой, чего только стоит её взгляд в некоторых моментах. Вспомним так же и то, что муравьи полезли из ладони мужчины, именно после того, как он коснулся женщины. Ещё один символичный представитель фауны — бабочка. Существует множество суеверий, связывающих бабочек с душами умерших. Это насекомое тесно связано с потусторонним миром и воплощением души. Зная это, одни из последних кадров кажется немного меньше лишенными смысла, особенно после убийства за несколько секунд до этого.
«Андалузский пёс» — удивительно красноречивая, эстетически привлекательная, жуткая, кипящая в компоте из смерти, похоти и религии картина, выстроенная на чувственном символизме сна и фантазии, удивляет, захватывает и пугает. Первая режиссерская работа Бунюэля — первый рупорный крик кинематографу о появлении нового великого Мастера.
13 марта 2017
«Андалузский пёс» — это то самое творение, которое почти никто толком не понял, но которое почти все полюбили. Это — таковой абсолютно безмолвный панегерик сюрреализму, необычности, некоторой фантасмагории, которой пропитано это творение не только в визуальном плане, но и в плане предоставления истории самому зрителю. То есть: авторы сего творения, то бишь легендарный художник Сальвадор Дали да знаменитый испанский режиссёр, — тогда ещё новичок, — Луис Бунюэль, совершенно не заботились о зрителе, не думая о том, как подобную «рваную» в смысле «тайм-лайна» историю он будет воспринимать, пытаясь осознать её как целостную, полноценную картину. Поставив пред собой одно лишь првило: отсутствие логичности, любой закономерности — создатели отдались во власть иллюзий, выражая их в кинематографе. Метафоры сего фильма способны как быть бесконечно глубокими, так и неизмеримо плоскими: для кого-то последние кадры — смысл погибели посреди чистейшей радости, а для другого — два бестолково зарытых в песок человека, что несерьёзно притворяются спящими.. или мёртвыми…? В этом и дело: зритель сам не понимает, что говорит ему фильм просто потому, что фильм сам не знает, что твердит. И это отлично: свобода полноценного взора со стороны смотрящего завораживает. Свобода самовыражения со стороны творцов — восхищает. Революционные визуальные эффекты — пленят и пугают. Эфемерные образы, бесконченые либо отсутсвующие аллегории — всё это пленит и заставляет влюбиться в этот сложный, пусть и короткий, но такой ненормальный, во многом жуткий, но запоминающийся короткометражный фильм.
«Андалузский пёс» — это не история любви и выбора. Это история всего, чего только угодно и в то же время ничего конкретного. Это психоделика во плоти кинематографа. Это — мировая классика, которую следует посмотреть хотя бы из-за сцен, которые после не забудутся никогда. Интересное, многогранное, загадочное, непонятное кино, которое будоражит умы критиков и зрителей своей абсолютной неформальностью уже которое десятилетие. Браво, Сальвадор Дали; браво, Луис Бунюэль: от вас в тандеме иного ожидать было и нельзя… Хотя никто в общем ничего и не ожидал. Посему результат так многозначен.
P.S. Спасибо за внимание.
13 ноября 2016
Создатели: Луис Бунюэль и тот самый Сальвадор Дали.
Жанр: то, что выходит, когда снимаешь фильм о своих снах.
Вы когда смотрите фильмы, вы ищете в нем смысл? Для вас важно, чтобы был какой-то посыл, идея? Просто если вы все-таки рискнули и посмотрели короткометражку, то я спешу вас успокоить: тут нет смысла!
Нет, я не имею ввиду, что фильм плох, я к тому, что Луис и Сальвадор изначально так задумывали. Они написали сценарий на основе своих снов и, учитывая что кинцо один сплошной сюрреализм, это все объясняет. Я не хочу писать факты о нем и расшифровку, так как считаю, что мы должны думать сами в данном случае.
Вот же они все-таки молодцы! Специально не рассказывали людям как понимать фильм, ведь они наоборот не хотели использовать «любые идеи или образы, которые могли бы иметь рациональное объяснение».
Поэтому остается описать свои эмоции при просмотре. Мне хотелось то закрыть глаза, то смеяться в голос, то остановить, потому что уж больно жутко было. Если до этого я смотрела Линча и через каждую минуту повторяла: «Что это за фигня? Я ничего не понимаю!» То тут даже зависла как завороженная и захотелось пересмотреть. Гениальность фильма в том, что каждый увидел в этом видео, что хотел.
Вывод, который я сделала для себя: иногда в фильмах не нужно искать оригинальный смысл, а самому решать, что он для тебя значит!
3 июля 2016
По моему ощущению, интерес к просмотру такого рода фильмов у массового зрителя возникнет, исключительно из любопытства, хотя, возможно я сужу сквозь призму собственного желания взглянуть на это творение, после просмотренных мною циклов передач о Сальвадоре Дали. Стало весьма любопытно. Сюрреализм на полотне — это одно, а что нам покажет кинематограф, тем более от таких именитых людей искусства, это уже другое восприятие.
После просмотра фильма я была в недоумении: столько высоких оценок, положительных отзывов, не мало, кто называет это произведение шедевром кинематографического искусства. Но это же полный абсурд. Сальвадор Дали и Луис Бунюэль просто валяли дурака на экране, стебались и эпатировали публику. Это было их единственной затеей и, по-видимому, удачной шуткой на много лет вперед. Не надо лишаться здравого смысла и необходимо откровенно посмотреть на вещи. Ну не все становится произведением искусства к чему прикасается рука мастера. Это не происходит автоматически, по умолчанию и если ты один из первых шокировал чем-то публику, это не значит, что это шедеврально! В случае с фильмом «Андалузский пес» имела место шутка, в духе, если ты Сальвадор Дали, то все как один побежали с хвалебными одами вперед, пытаясь продемонстрировать себя понимающими ценителями. Ведь, по-большому счету, преподнеси «Андалузского пса» режиссер Ваня Пупкин и сценарист Федя Морковкин, я думаю, картина была бы лишена общественного восприятия как нечто особенного.
Зрители, попавшие на эту удочку, восхищаются фильмом, а чем конкретно, чем именно, многие не знают и не понимают. Фильм-абсурд, хотя некий смысл можно найти и притянуть к сценарию, это на что позволит фантазия самого человека и его творческое видение. В целом, эксцентричная, сюрреалистическая нарезка фрагментов, собранных в один видеоряд с целью эпатировать публику и посмотреть, что из этого получится.
Я не критик и не искусствовед, я обыкновенный зритель и я отдаю себе отчет в том, что искусство многолико и гораздо многограннее, чем красивый, эстетический вид, но если каждый себе ответит честно на вопрос: будет ли он еще раз пересматривать этот фильм много раз, думать о нем, искать ответы на жизненные вопросы или ставить себя на место героев? Я думаю, ответ последует — нет. Возможно, эта картина и интересна, но только с точки зрения истории развития сюрреалистического направления в искусстве. И вообще, искусство вещь субъективная, оставим это, а вот фильм — это полная нелепица, с этим смыслом, возможно и задумывался, но что с того?
Что меня лично заставило написать свое мнение и отзыв на произведение — так это упомянутое выше недоумение и любопытство.
23 марта 2016
Для человека простого, среднестатистического эта картина — просто набор кадров. Для человека с фантазией же — собрание самых невероятных в своей смелости и символичности образов. Но пытаться вычленить какой-то сюжет из непрямой последовательности несвязанных между собой сцен можно (и многие пытаются это сделать, бедняги), но, я считаю, не стоит. Символика здесь целиком вольная. Всё повествование подчиняется логике сновидений и снято специально так запутанно, чтобы рациональное мышление не смогло объяснить ничего из происходящего. А потому сядьте и наслаждайтесь сюрреализмом, как вы это делаете, когда смотрите на картины этого направления. Спросите — зачем это в кино? В чём смысл? Дело в том, что кино-образы по восприятию априори сильнее, чем образы изобразительного искусства. Наверное Сальвадору Дали и Луису Бунюэлю было важно повлиять на зрителя сильно (в этом сильно помогает музыка Вагнера, добавленная правда только в 1960 г.), потрясти его устоявшийся взгляд на искусство. Показать связь искусства живописи, где можно создать что-то совсем оторванное от реальности, с более реальным — кино, где такой возможности нет (по крайней мере не было тогда, в далёком 1928-м). Взаимодействие кино и сферы подсознательного стало эталоном авангарда 1920-х, и вообще эталоном на многие годы. Это вне всякого сомнения интереснейший эксперимент, который ставил установку на ошеломление и он её добивался. Возможно, и добивается сейчас.
25 января 2015
Буквально вчера ходили на выставку Сальвадора Дали в Москве, где и был показан этот фильм. Не знаю, зачем я осталась его смотреть, но, видимо, справедливо решила, что ни за что не стану это делать дома.
С первых же секунд стало ясно, что фильм мне не понравится, и что женщина-экскурсовод, которая воспевала оды сюрреализму в целом, и Дали с Бунюэлем в частности, старалась совершенно зря. Видимо, я — существо до ужаса приземленное, но с точки зрения моего технически повернутого ума, у всего на свете должен быть смысл, и у фильмов тем более. «Андалузский пес» — это 17 минут бреда, которые тянутся безумно медленно, а когда, наконец, заканчиваются, кажется, что ты мучился часа полтора, не меньше.
Фильм основан на снах, хотя, на мой взгляд, это можно назвать скорее кошмарами, а какой-то сюжет в нем отсутствует изначально. Такова была гениальная идея — поделиться капелькой личного сумасшествия со зрителем, так что думать и анализировать это все не стоит, себе дороже.
Все мы давно живем под девизом «чем страннее, тем лучше», я привыкла, поэтому, конечно же, посмотрите, ужаснитесь или восхититесь, как вам больше нравится, только не проходите мимо, ведь это «экстремально модно».
20 августа 2014
Надо ли быть любителем сюрриализма, чтобы понимать, что происходит в кадре этого фильма?
Некоторые сцены кажутся отвратительными для человеческого глаза. Особенно, когда человек привык отворачиваться при кровавых сценах и сценах насилия. Разрозненные, как мне показалось кадры: муравьи из руки, глаз, который разрезают, отрубленная рука, трупы и голые женщины. Невольно задаёшься вопросом: для кого это всё? Что должен я понять, увидев всё это. И как скажут гурманы кино: «Понимать здесь ничего не надо».
Мир далеко не идеален, иррационален, сюрриалистическая картина это отображает верно. Но вот нравится это или нет — вопрос другого толка.
Фильм можно воспринимать, как дружескую насмешку Сальвадора Дали и Луиса Бунюэля над поэтом-приятелем Федерико Гарсиа Лорку. А если это жутковатая метафора, то метафора чего? Остается только догадываться…
13 июля 2014
Этот фильм как картины Сальвадора Дали, в нем есть что-то завораживающее и притягательное. Правда, картины мастера чаруют, этот же фильм содержит в себе достаточно много отталкивающего. Те же муравьи, вылезающие из дыры в ладони.
«Андалузский пес» сюрреалистически показывает нам ряд пороков человека (например, похоть). Остро ощущается атмосфера декаданса и одновременная реалистичность и фантастичность происходящего. Следует помнить, что в основе сценария лежат сны Бунюэля и Дали, а внутри сна нет ничего невозможного.
Помните «Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната за миг до пробуждения»? Бред? Нет, не бред, а видение реальности через призму сна. То же самое с «Андалузским псом». Только сон более откровенен, чем реальность. Во сне человек честнее с самим собой и с созданным миром.
И пусть сначала кажется, что все, что мелькнуло на экране не представляет никакой художественной ценности, это первоначальное впечатление проходит, а память о просмотре остается, так же как и впечатления о фильме.
А еще незадолго до конца фильма появляется наиболее яркий, с моей точки зрения, символ — бражник мертвая голова с характерным рисунком на брюшке. Следующий кадр: влюбленные идут по берегу моря, а потом застывают, обрастают паутиной и превращаются в камень. Символично: все в итоге застынет в объятьях смерти.
Кроме того, немое кино очень обаятельно в своей неподражаемой манере. Многие голоса раздавались в 20-х годах: мол, звуковое кино уничтожит кинематограф. Отчасти они правы: звук, с одной стороны, дал дополнительную возможность для актеров вкладывать отдельные нюансы в своих персонажей при озвучке, а с другой стороны, мимические мышцы уже не способны передать всю гамму эмоций, что в немом фильме. И если бы «Андалузский пес» был звуковым, он бы не произвел такого неоднозначного впечатления. Скорее всего, это был бы фильм из разряда «посмотрел и через час забыл о его существовании».
8 из 10
4 июня 2014
1929 год… странная дата. С одной стороны, кино как искусство только-только встало на ноги, с другой, эра немого кино уже фактически успела завершиться…
И вот в этом же году выходит фильм, в котором, на мой взгляд, совершён идеологический и эстетический прорыв…
Это кино нельзя смотреть с серьёзным лицом. Мне на протяжении всего фильма хотелось смеяться…
В этом фильме нельзя искать никаких глубоких смыслов, ибо эта лента — чистейшей воды пародия. Я бы даже сказала, это стёб обычный стёб 85-летней давности.(Интереснейший парадокс: словечка этого не было, а явление уже было).
Вот только над чем?.. Но об этом позже.
Многие пишут, что им было неприятно смотреть на многие сцены… Хм, само понятие безобразного здесь доведено до такого абсурда, что всё безобразное перестаёт казаться таковым. Оно просто девальвируется и перестаёт шокировать. Оно лишается трагической оболочки и превращается в объект насмешки.
Говорят, что Лорка, посмотрев этот фильм. очень сильно обиделся на Бунюэля и Дали, с которыми дружил с университетских лет. При этом называются разные поводы для такой реакции выдающегося испанского поэта. Например, полагают, что в главном герое он увидел сам себя. И, соответственно, во всём гротескно ужасном мире, окружающем героиню, пародию на эстетику своего творчества. И ведь действительно, если приглядеться внимательно, в фильме можно найти много отсылок к ряду произведений Лорки. И, если смотреть на композицию фильма с этой точки зрения, получится, что прекрасный и светлый Дали выводит даму из мрачного леса поэзии, воспевающей смерть. Но это я примерно обобщаю и довольно грубо, там потоньше всё немного.
И, тем не менее, я не не удивляюсь, что Лорка обиделся на этот фильм. Не очень-то приятно, когда близкие друзья так высмеивают самое дорогое для тебя, так до конца и не разобравшись в сути.
Вот так и стоит воспринимать этот фильм: как дружескую не совсем умелую шутку… А восторгаться? Хм… Ругать? Зачем? Мне кажется, сами авторы не рассчитывали на столь серьёзный подход к своему творению. Но это только моё личное мнение.
31 мая 2014
Шедевр? Определенно! Почему? А Вы когда-нибудь видели что-нибудь подобное? Луис Бунюэль и Сальвадор Дали создали нечто новое, нечто непонятное, но безумно притягивающее! По утверждению С. Дали, сюрреализм — это настоящий наркотик. (Правда, не каждому человеку будет он по нраву…)
Но всё же, почему решили снять такой фильм, как «Андалузский пёс»?
Итак, собрался как-то Луис Бунюэль в гости к Сальвадору Дали в Фигерас. Встретились. Обсудили свои сны. Решили оттолкнуться от этого и снять фильм. (И действительно, сны были удивительные, в чем Вы и убедитесь после просмотра.).
Меньше чем за неделю авторы написали сценарий. Правда, думается мне, что основные эпизоды фильма были придуманы непосредственно во время съемок. Экспромт — дело частое в творчестве. Сразу было ясно, что столь необычный фильм вряд ли захочет спонсировать какая-либо компания. Поэтому Луис Бунюэль сам становится продюсером своего фильма, одолжив перед этим денег у своей матери. (Интересно, ей понравился фильм?). Так же Бунюэль, помимо должности режиссера и сценариста, ещё и взял на себя обязанности актера и монтажера.
Итак. Фильм снят. Осталось показать его надменной публике, которая наверняка будет обескуражена действием, происходящим на экране. Действительно, когда видишь начальную сцену фильма с рассеканием глаза (впоследствии ставшую самой знаменитой), то невольно задумываешься, что же ждет дальше? А дальше все только интереснее и интереснее! Главный смысл в том, что смысла нет. Вот она изюминка!
Актерский состав прекрасный, смотрите сами: это, прежде всего, главные авторы фильма — Луис Бунюэль (мужчина в прологе) и Сальвадор Дали (священник). К тому же, в этой замечательной картине мы находим великолепную Симонну Марейль в роли несчастной жертвы и загадочного Пьера Батчеффа в роли любовника и мучителя жертвы. Их взаимодействие на экране было совершенным. Момент, когда Пьера охватывает страсть к Симонне, один из самых сексуальных моментов, когда-либо снятых в немом кинематографе! Трюки в фильме не новы, но сама составляющая их часть ошеломляет.
«Андалузский пёс» содержит периодически меняющееся настроение. Здесь есть напряжение, безумие, юмор, страсть, волнение, а главное любопытство. Вспомните сцену на улице, когда толпа окружила женщину, которая с невозмутимостью тыкала отрубленную кисть руки палкой. Почему они окружили её? Любопытство это или сострадание? Бунюэль отвечает на этот вопрос тем, что показывает, как быстро расходится толпа. Он показывает, как часто она остается безучастной в моменты действительно трагичные.
Думаю, что для просмотра такого фильма, как «Андалузский пёс» нужно иметь особое настроение. Искать глубокие смыслы в образах иль осуждать всё, что мелькает на экране — решать Вам. Смотреть данный фильм определенно стоит, но помните, что сюрреализм опасный наркотик — одурманит в два счета.
10 из 10
14 марта 2014
Произвести неизгладимое впечатление на респектабельную публику посредством провокационных, однозначно не вяжущихся с нравственными её убеждениями, причудливых видений сферы подсознательного — именно таков был замысел двух культовых фигур сюрреализма, именно так и стоит воспринимать сей антибуржуазный протест, в коем по определению не может быть никакого символического подтекста. Поиск верных толкований нигилистических сцен фильма тотчас сталкивается с бескомпромиссной позицией его создателей, определившей калейдоскоп несвязанных между собой образов намеренным сопротивлением рациональным основам человеческого сознания, всего лишь отрицающим какие бы то ни были нормы и каноны шутовством, однозначно чуждым исполненным в аллегорическом ключе прочтениям.
Сделав соответствующее эстетике избранного художественного направления заявление, что побуждением к работе над картиной послужили всего лишь изощрённые сны, Дали и Бунюэль явно слукавили, что, собственно, позже найдёт подтверждение и в признании режиссёра французскому философу и писателю Жоржу Батаю. Практически в каждом её эпизоде угадывается отчётливое желание творческого тандема не просто воплотить поэтику иррационального безумия сна, но и осмысленно подобрать наиболее вызывающее иллюстрации всевозможных аномалий, тем самым надолго упрочив в памяти зрителя крайне неординарное зрелище, столь бессмысленное в своей несвязанности и позёрстве, что споры относительно содержания мнимых метафор фильма всё ещё продолжают терзать убеждённых интеллектуалов и эстетов.
Выдающаяся сцена нанесения увечья коровьему глазу, которая, как известно, некогда считалась одной из самых жестоких в кинематографе и, видимо, была необходима, дабы вызвать у скептически настроенной публики подходящее для дальнейшего восприятия картины состояние лёгкого шока, как нельзя лучше характеризует сей творческий эксперимент в целом. Изменив эпатажной эстетике неумолимым течением времени, он потерял и подлинную свою ценность, более не способен вызвать у зрителя искомых содружеством сюрреалистов ощущений, произвести впечатление смелого вызова традиционному искусству и массовой культуре, но, тем не менее, остаётся важным памятником в истории развития французского киноавангарда, послужившего толчком к дальнейшей практике неожиданного сочетания формы и бессознательного опыта.
14 января 2014
Фильм «Андалузский пёс» поистине один из самых абсурдных и иррациональных фильмов того времени. Сюрреалистичность прослеживается почти в каждой сцене.
Любители чёрного юмора не останутся разочарованными после просмотра. Если вы ищите смысл и логичность в истории, то тут вы её не найдёте. Хотя и многие видят в этом фильме тайный подтекст, я же считаю, что ничего подобно тут нет и быть не может.
Сложно давать положительную или отрицательную оценку картине. С уверенностью можно сказать, что она стоит вашего внимания, но если вы не знакомы с работами Бунюэля или вообще с сюрреалистичным кино, то вас ожидает два расклада: либо вы станете фанатом этого направления и будете советовать его всем и вся, либо эта картина будет всплывать в вашем сознании при виде чего-то неприятного и противного и фраза «Фу, ну зачем такое снимать» — будет главной в вашем лексиконе на ближайшее время.
Но, я считаю, стоит рискнуть, как говорится, на что не пойдёшь ради искусства.
11 ноября 2013
Бодро мелькают по струнам смычки, рождая мелодичные и прекрасные звуки. Звуки эти складываются в энергичные и чёткие, а порой и тревожные волны танго. Перед глазами разворачивается Зрелище(именно оно, с большой буквы). Одна за другой сменяют друг друга сцены, связать которые между собой можно лишь приложив определённое мысленное насилие. Всё это — причудливая дикая фантасмагория, кошмар и мечта. Всё происходящее — эфемерно, нереально, чудесно и прекрасно, это — сон разума, рождающий чудовищ, сон подлинного гения, к которому неприменимы приземлённые человеческие оценки духовного здоровья, гения, ужасающего в своём безумии и в то же время поражающего в трепет глубиной здравомыслия. И из-за этого ада прорывается собачий лай: то вопит Андалузский пёс, вестник погибели и перерождения.
И герольдами его выступают великий Сальвадор Дали и его верный товарищ Луис Бунюэль. Всё их творение — попытка передать удивительные картины, ночами наполняющие сознания великих творцов, попытка необыкновенно смелая, ведь передать подлинное сновидение практически невозможно, но в некоторой степени им удалось воплотить хотя бы некоторые осколки.
Я не буду выкладывать здесь пример какого-либо толкования, ведь оно — практически невозможно. «Пёс» — это ожившая картина, не повествование, состоящее из последовательных событий, а отдельное целостное визуальное пиршество, когда конкретика не только бесполезна, но может послужить препятствием к восприятию.
Расслабьтесь. Глубоко вздохните. Прислушайтесь: это скрипят по полу рояли, наполненные разлагающимися трупами ослов, это скальпель нежно рассекает зрачок, это пули свистят и вонзаются в грудь, это безумная панихида по мертвецу на берегу озера, это счастливые возлюбленные на берегу уходящего за горизонт океана.
Au printemps. Весна.
10 из 10
2 ноября 2013
Встретились как-то Луис Бунюэль и Сальвадор Дали, разболтались и тут вдруг Луис говорит своему собеседнику:
- Знаешь, а мне сегодня ночью приснилось, что тоненькое облачко рассекает луну пополам, а потом разрезается человеческий глаз.
Тот ему в ответ:
- Ух ты! А мне приснилась человеческая рука, сплошь усыпанная муравьями… Интересно было бы, отталкиваясь от этих сновидений, снять фильм…
Так и случилось: друзья-сюрреалисты, пригласив оператора и актёров, сняли (на деньги матери Бунюэля) интуитивно, наугад, следуя лишь своим чувствам один из самых знаменитых фильмов в истории кино, провокационный, призираемый одними и восхваляемый другими, фильм, который как никакой другой повлиял на весь дальнейший кинематограф.
При просмотре этого двадцатиминутной ленты может показаться, что всё снято абсолютно наобум, но это не так. У фильма есть довольно точный сценарий, который сохранился до наших дней, и любой желающий может ознакомиться с ним.
К тому же, стоит заметить, что «Андалузский пёс» один из первых фильмов в истории, обладающих гениальный саундтреком. Музыку подобрал сам Бунюэль, выбрав какое-то малоизвестное танго и отрывок из любимой оперы «Тристан и Изольда», а именно «Смерть Изольды».
Смерть, вообще, также как секс, искусство и религия, является ключевым элементом-составляющей, как «Пса», так и всех последующих фильмов режиссёра. За практически столетнюю историю фильма у него появилось огромное количество трактовок, но все они были проникнуты абсолютным непониманием картины, поскольку все они оказывались попытками рационального её объяснения. А это и есть главная ошибка! «Андалузский пёс» — фильм сюрреалистический, то есть не имеющий ничего общего с разумом, он опирается лишь на наши чувства и на затаившееся в глубине нас иррациональное. Не зря создатели картины, при написании сценария, добавляли в него всё, что угодно, лишь бы оно не имело никакого смысла. Для правильного восприятия фильма нужно попросту отключить разум во время его просмотра и, как бы это странно не звучало, наслаждаться. На практике же оказалось, что большинство этого просто не могут сделать.
Сюжетная нить этой ленты построена на схожести образов, когда один плавно, поэтически переходит в другой (проходящее перед луной облако — разрезанный глаз, рука с муравьями — волосы на подмышке — морской ёж), на схожести чувств (судороги от прижатой дверью руки — муравьи, ползущие по руки), на комплексах и желаниях человека (сексуальное влечение героя к героини, фортепиано и священники, привязанные к герою, дабы помешать ему удовлетворить свои вожделения, конфликт сына с отцом) на появляющихся то тут, то там произведениях искусства (например, репродукция «Кружевницы» Вермеера из книги, которую читает героиня в начале; главный герой умирает в лесу, перед смертью правев рукой по голой женской спине, а затем его несут мертвого ни много ни мало как распятого Христа на картинах художников Возрождения). Главным предметом, проходящим лейтмотивом через фильм, является таинственная полосатая коробочка, которая позже появится в другой картине Бунюэля «Дневная красавица».
Пожалуй, самое точное определение для «Андалузского пса», отражающее всю его суть — страшный сон. Фильм и построен по логике сна. И в конце, когда главная героиня выходит из комнаты прямиком на пляж (стоит заметить, что всё, происходящее в фильме, скорее всего, снится ей), кажется, что всё — этот ужасный сон закончен, она идет по пляжу со своим любимым, и на берегу они находят вещи, появляющиеся в фильме до этого. Они смеются и выкидывают их, как пережитки прошлого. Но тут оказывается, что сон до сих пор не окончен, и в следующем кадре, похожем на какую-то подарочную открытку, мы видим их мёртвыми, полуразложившимися на том же пляже, закопанными по пояс в песке и окруженными насекомыми. И тут фильм заканчивается. Бунюэль делает зрителю очередной финальный поджопник. Разве это не восхитительно?!
На премьеру фильма Бунюэль запасся булыжниками, если в случае скандала придётся отбиваться, но фильм приняли на удивление с восторгом. Это позже, после его следующего фильма «Золотой век» табу упадет и на его дебют.
О происхождении названия фильма есть две версии. Одна — это фильм-карикатура на Федерико Гарсиа Лорку, у которого было такое прозвище. Вторая (более правдоподобная) — название фильма взято из испанской поговорки «В Андалусии пёс воет — быть несчастью».
«Андалузский пёс» окружен аурой таинственности, провокации и загадочности. Начиная с того, что главной героине, конечно же, в действительности не разрезали глаз, на самом деле это были комбинированные съёмки с мертвой коровой. Главные же исполнители ролей в картине впоследствии покончили жизнь самоубийством: популярный в свое время Пьер Бачефф принял смертельную дозу снотворного в 1932 году (ему было 24 года), а Симона Морель сожгла саму себя в 54 года.
10 из 10
1 ноября 2013
Все колья и вилы, направленные на Дали и Бунюэля только от бесполезных попыток пробиться в смысл, ограничить себя рамками понимания. Авторы открыто признают, что это просто дурачество, но очень для них важное. Бесспорно отличительная черта настоящего искусства в том, что оно всегда вызывает бесконечное количество вопросов, споров и противоречий.
При просмотре советую заранее принять нейтральную позицию по отношению к фильму, ведь извлекать для себя из него что-то важное или нет — дело сугубо индивидуальное, и никак не зависящее от создателя. Создавая картину художник лишь отчасти создаёт сюжет — всё остальное делает зритель. В отсутствие зрительского труда это просто фабула. Это приводит нас к вопросу о том, кто же тут художник. Художник здесь вы. И, как мне кажется, этот фильм — провокация вашего подсознания и сознания. Не стоит подходить к нему стандартно. А лучше просто доверится его создателям и себе, и не искать подвоха. Удачи!
1 октября 2013
«Андалузский пес» — это, конечно, в первую очередь не что, а как. Форма в этом фильме превалирует над смыслом. Авторы этой короткометражки Луис Бунюэль и Сальвадор Дали так и завещали — не пытаться искать в увиденном смысл, а если и задаваться целью что-то разложить для себя по полочкам, то использовать при этом психоанализ.
Признаюсь, я без вспомогательной литературы понял не многое. С помощью пролога (луна, ночь, страшилки) догадался лишь о том, что это очень похоже на алогичные иррациональные и непоследовательные сны, где всяких ужасов (разрезанное глазное яблоко, муравьи, вылезающие из отверстия в руке) пугаешься, но не чувствуешь физического дискомфорта — все это лишь проделки воспаленного мозга.
Меня очень занимает вопрос родства этой картины с образами и сюжетами, а также фактами биографии Габриэля Гарсии Лорки. Приходилось встречать мнения о том, что Бунюэль и Дали вовсе не насмехались над поэтом, выходцем с Юга, а напротив — делали реверанс. Мне все же ближе суждение о том, что Режиссер и Художник пытались сильно уязвить Поэта и каждый при этом преследовал какие-то личные мотивы: Бунюэль высказывал свое «фи» в адрес нетрадиционно ориентированного Лорки, Дали пытался дать понять поэту, что не слишком дорожит их отношениями, чтобы сжечь мосты, которые начинали его тяготить, и отправиться в свободное плавание.
Можно долго и безуспешно копаться в этом биографическом и художественно-эстетическом соре, связанном с тремя большими Творцами, и не прийти ни к каким глубоким выводам. Поэтому оставлю это на суд историков литературы, живописи и кино, а от себя добавлю, что эти 16 минут, снятые едва ли не век назад, — жутки и прекрасны.
Это стоит посмотреть еще и для того, чтобы насладиться чудесной музыкой.
8 из 10
16 апреля 2013
На премьере фильма в Париже в 1928 году у Луиса Буньюэля были запасены полные карманы камней, чтобы в случае скандала иметь возможность отбиться от разъярённых зрителей. Опасения режиссёра оказались напрасными.
Пожалуй, самый известный испанский режиссер. Картина «Андалузский пес» вызвала эстетический шок у зрителей и сделала имя Бунюэля знаменитым.
Чистый сюрреализм и только. Это гениальная лента двух гениальных людей-Бунюэля и Дали. Сюжет все-таки есть, нужно смотреть очень внимательно…,а ладно, сюжета нет, зато есть много связывающих шокирующих сцен, символов. Рука с муравьями, коробочка, веревка-фантазии нет предела. Эпатажный режиссер, соответствующая картина. Не нужно искать смысла, разгадывать. Не могу не выделить работу оператора. Так как фильм немой, да еще и черно-белый, многим могло бы показаться скучным смотреть даже какие-то 20 минут. Но кадры сменяют друг друга так быстро и захватывающе, что оторваться невозможно. Особенно крупные устрашающие планы. Пересказывать нет смысла. Посмотрите сами, вас захватит с первых минут. Первую половину фильма еще можно как-то связать, понять, вторая часть для меня это чей-то сон, за которым наблюдаешь вместе с человеком, которому это снится.
Бунюэль одинаково презрительно относился как к тем, кто возмущался его фильмом, так и к тем, кто восхищался им.
Из уважения к Бунюэлю и Дали, и тем, кто работал над фильмом, моя оценка 10 из 10. Не уберу балл за непонятную вторую часть фильма, так как так и должно было быть. Сюрреализм, а вы что хотели.
28 февраля 2013
Не стоит говорить об искусственности всего, что есть в 21-минутном «фильме» Луиса Буньюэля. Особенно о сюжете. И не стоит ожидать, (даже в обычной жизни) что каждый интерпретирует чужой сон по-своему.
Ничего бессмысленней пока не видела. Хотя, плюсы есть, но их мало, и, как сказано в фактах, камни в кармане вполне могли бы пригодиться. Вот например, для меня будет плюсом (высосанным из пальца): иногда не понимаешь, что изображено в кадре. Серьезно. Видишь одно, а изображено совсем другое. Спасибо Сальвадору Дали принявшему здесь участие. Чего бы стоило это без него?
Прочитав синопсис, опираясь на рейтинги, невольно ожидаешь большего. А жаль! Так это не хорошо, — обманывать. Со второй минуты начинаешь задаваться вопросом «что вообще это сейчас было?». Еще один плюс — это шрифт, использованный для диалогов.
Лучше не тратьте драгоценное время на это баловство. Если сны чуть более разборчивы, почему бы и нет.
2 из 10
13 января 2013
Первое ощущение после просмотра навязчиво напомнило мне утреннее состояние, когда ты уже казалось бы, вырванный из крепких объятий грез, завариваешь себе чашку крепкого кофе, дабы окончательно придти в себя, и в этот самый момент где-то на периферии твоего бесконечного сознания начинают всплывать оборванные кадры до боли знакомых сюжетов. Глоток. Ты пытливо пытаешься откопать в сонном хаосе хотя бы еще парочку подобных картин. Еще глоток. И вот уже каскад кадров пытается стройными рядами выстроиться в логическую композицию. Но ты в недоумении, ведь все сюжеты и образы, всплывающие внутри, никак не отражают чего-то целостного. Ты хватаешься за одну нить, за другую и видишь, что все четно. Кроме размытых символов, которые едва понятны тебе самому, ты более не найдешь ничего. И приходит эта здравая и рациональная мысль в голову только тогда, когда до дна чашки остается всего пара глотков. С фильмом «Андалузский пес» у меня случилось нечто подобное. На протяжении всей ленты я усердно пытался отыскать хоть какую-нибудь логическую завязку, хотя бы намек на рациональность, но лишь к концу картины я осознал, что все эти поиски потопят меня в бездне тотальных заблуждений. И я начал искать символизм во всех действиях ленты, но не тот символизм, который хотели вложить авторы картины, а свой, самобытный и неуклюжий, пронизанный моими переживаниями и душевными поисками. Не скажу, что действия ленты открыли мне новые просторы для глобальных рассуждений, но своеобразную атмосферу внутри они безусловно создали.
Неоспоримо, данное произведение искусство является исторически важным для всей культуры нашей цивилизации. Благодаря стараниям Дали и Бунюэля в кинематографе появилось новое направление — авангард и сюрреализм. Направление необычное, новаторское, разрушающее каноны приевшегося и банального. Дали считал, что главным врагом любого фильма является сценарий, а истинным гением стоит признавать непредсказуемость и неординарность. «Андалузский пес», подобно детскому лепету, приводил многих людей того времени в полное недоумение. Шквал критики не стихал долгое время, что на самом деле только сыграло на руку режиссерам фильма.
Стоит сказать пару слов об исполнительском мастерстве создателей. Фильм вышел в 1929г, к тому моменту Голливуд штамповал фильмы со «скоростью света», и от года к году качество операторской работы стремительно росло. Изображение в фильмах становилось более отчетливым, а монтаж более динамичным. Но в «Андалузском псе» я не увидел качественной картинки. Зато порадовала так называемая графика того времени: муравьи из ладони и пропадающий рот впечатлили.
Касательно музыкального оформления, то тут говорить нечего, стоит лишь наслаждаться великим Вагнером.
В целом, фильм не смог сыграть замысловатую мелодию на струнах моей души. Возможно струны не отстроены, возможно исполнители фальшивили, но скорее всего данная композиция идет в разрез с духом моего времени и уровнем моего восприятия символичных образов.
6 из 10
19 ноября 2012
Что есть искусство? Это сны. А что такое сны? На этот вопрос ответить гораздо сложней. «Сновидение — субъективное восприятие образов возникающих в сознании спящего человека. Сновидящий человек во время сна обычно не понимает, что спит, и воспринимает сновидение как объективную реальность.» Но какие же тогда должны быть сны у тех, для кого этот фильм — реальность? И что же увидят те, кто засыпает под этот фильм?
Для меня это останется тайной, потому что я, погруженный в маловажные дела не видел снов уже очень давно. А этот фильм походит даже скорее на бред, чем на сон здорового человека. Такое мог бы увидеть Альберт Фиш… Но при всей своей явной омерзительности и загадочности он имеет некий специфический шарм. Манит. И твой мозг, разорванный на тысячу осколков говорит тебе: «О, это просто невероятно!». Ты впитываешь его, каждую долю секунды, каждый кадр, время словно замедляется! Перед глазами начинают появляться образы, сменяя друг друга, и что-то приятное мгновенно сменяется на омерзительное тление! Просто невозможно угадать, что случится с тобой в следующий момент! Ты забываешь, что это лишь кино, и ужасаешься, постукивая пальцами в такт аргентинскому танго!
Браво, мсье Бунюэль! Ты снял то, что обычный человек понять не может. Ведь это даже не фильм! Действо для гениев сего мира, ведь помогал в этом тебе сам Дали, вложив в кино частицу своей незаурядной души.
Как можно оценить то, что ты не понял? Или понял, но не сумел почувствовать? Я постараюсь оценить каждую часть этого бреда, каждую мысль, возникшую в моей голове. Интересно.
7 из 10
7 октября 2012
Фильм, который можно трактовать по-разному, каждый увидит в нем что-то свое. Много различных метафор на те или иные жизненные события, видения. Искать смысл у данного фильма — не стоит, но можно выявить несколько мыслей, которые он передает.
Например, одной из идей фильма могут стать сложности и превратности любви. Мужчина согласен на все ради женщины, готов тащить на себе дом, быт, тяготы жизни, но примет ли его женщина? Как часто они уходят к другим, надеясь, что там будет счастье. Но со временем то, что казалось таким возвышенным, Любовью — становится холодны как лед, превращается в камень..
Вообще как и в любом немом кино — в «Андалузском псе» главное — игра актеров, мимика. И тут актеры сыграли блистательно!
2 сентября 2012
Известный испанский художник-сюрреалист Сальвадор Дали объединившись с испанским режиссером Луисом Бунюэлем создали один из самых известных фильмов кинематографа-«Андалузский пес». В основу которого легли сны обоих творцов.
В фильме отсутствует сюжет и хронологический порядок в привычном понимании. В прологе-«Давным-давно» мужчина(которого сыграл сам Бунюэль) точит лезвие бритвы, выходит на балкон, смотрит на полную Луну по которой скользит тонкое облако. Вдохновленный этим он заходить в комнату, в которой сидит девушка и разрезает ей глаз, той самой бритвой. В следующей сцене человек на улице трогает отрубленную кисть тростью; один из самых занимающихся кадров фильма-молодой человек, который тянет за собой два рояля, в которых лежат мертвые ослы. На протяжении всего фильма, мы видим картины подобные тем, что я написала выше. Понять смысл происходящего невозможно…
«Мне доводилось слышать или читать более или менее изобретательные толкования фильма Андалузский пес, но все они одинаково далеки от истины. Вместе с Дали мы брали все, что только приходило на ум, а затем безжалостно отбрасывали все то, что могло бы что-нибудь значить»-говорит Луис Бунюэль о фильме.
Сложно выразить свое отношение к фильму. Сказать, кто картина мне не понравилась я не могу, говорить, что я в восторге тоже. Тем не менее, «Андалузский пес» один из тех фильмов, молчать о которых нельзя.
14 июля 2012