Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.1 |
IMDb | 7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Шпионы |
английское название: |
Spione |
год: | 1928 |
страна: |
Германия
|
слоган: | «You never can tell the outcome in this superb melodrama by the man who made «Metropolis.» (Print Ad- Granby Leader-Mail, ((Granby PQ)) 7 June 1929)» |
режиссер: | Фриц Ланг |
сценаристы: | Теа фон Харбоу, Фриц Ланг |
продюсер: | Эрих Поммер |
видеооператор: | Фриц Арно Вагнер |
композитор: | Вернер Р. Хейманн |
художники: | Отто Хунте, Карл Фоллбрехт |
жанры: | триллер, мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 марта 1928 г. |
на DVD: | 15 ноября 2010 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 58 мин |
Когда мы говорим о такой фигуре немецкого кино, как Фриц Ланг, мы непременно вспоминаем бессмертный шедевр «Метрополис», однако не им единым сумел великий кинорежиссер вписать свое имя в историю немого немецкого кинематографа, да и вообще всего кинематографа в целом. Более искушенный зритель наверняка с упоением расскажет о философской притче «Усталая Смерть» или об авантюрной четырехчасовой эпопее «Доктор Мабузе: Игрок». Фриц Ланг именно этим и великолепен, что не старался задерживаться на каком-либо одном жанре, пусть и не выходя за рамки экспрессионизма. В его фильмах великолепно переплетаются и научная фантастика, и детектив, и триллер, и даже есть некий комедийный элемент. Поэтому я, например, решил взяться за работы этого режиссера основательно и посмотреть все то, что дошло до наших дней.
Детектив «Шпионы» был выпущен в прокат сразу же после выхода «Метрополиса». Вероятно, поэтому эта лента была незаслуженно обделена вниманием как критиков, так и зрителей. «Шпионов» постигла точно такая же судьба, как и «Метрополис»: фильм дошел до нас, правда, чуть менее, чем через сто лет. Удивляться этому уже не приходится, если учесть, что кинолента была отснята в Германии, да еще и в период между двумя мировыми войнами. Порой можно удивиться тому, сколько еще кинокартин либо не дошло до нас, либо ждут своей очереди, чтобы в очередной раз поразить зрителя.
Сюжетная линия вряд ли покажется современным любителям кино сверхоригинальной, ибо мы уже пресыщены всевозможными эталонами данного жанра, например, Джеймсом Бондом. Однако, чтобы по-настоящему оценить всю новизну этого фильма, нужно на момент представить себя человеком из прошлого, а именно из 20х годов прошлого столетия. Детектив на экране существовал еще до Фрица Ланга. В начале десятилетия вышла работа другого выдающегося немецкого кинорежиссера — Фридриха Вильгельма Мурнау, название которой было переведено на русский язык как «Замок Фогелед». Хотя этот фильм и следует отнести, скорее всего, к жанру «готический хоррор», однако он содержит некие элементы детектива. Однако это всего лишь элементы, в отличие от «Шпионов», где присутствует полный набор составляющих этого жанра. Вдобавок Ланг сделал свой фильм значительно более интересным для просмотра, приправив его сюжетом, завязанным вокруг конспирации и желания захватить мир. На тот момент такая идея и в самом деле была весьма необычной.
Большинство режиссеров — немцев славится еще и тем, что свои творения они создают в большинстве случаев с одним и тем же составом, в частности, актерским. Над сценарием, как и в случае с «Метрополисом», работал супружеский тандем Фриц Ланг — Теа фон Харбоу. Вспоминается цитата одной из рубрик «Каламбура»: «Вы написали (фон Харбоу), мы сыграли(Ланг).
Режиссер остался также верен и проверенным актерам, которые уже успели сняться в других его фильмах. Одну из главных ролей в фильме сыграл Рудольф Кляйн — Рогге, который в «Метрополисе» исполнил роль слегка сумасшедшего ученого Ротванга. И здесь ему снова выпала честь сыграть антагониста всей истории. В «Шпионах» Кляйн — Рогге предстает в образе банкира Хаги, который, на самом деле, является главарем крупной секретной организации, главная цель которой — мировое господство. Хаги является одновременно и клоуном Немо и агентом 179. Здесь актерского мастерство Кляйна — Рогге представлено несколько в ином ракурсе, в отличие от его появления в «Метрополисе». Если там Ротванг -безумный гений, который строит козни против Йо Фредерсена, хотя в чем-то ему и помогает, то в «Шпионах» банкир Хаги является куда более хамелеоном, нежели изобретатель из «Метрополиса». Это именно тот случай, когда в злодее есть некий шарм, некое обаяние. Даже несмотря все свои грязные замыслы.
Для меня одним из открытий фильма стал Люпу Пик, (доктор Мацумото). Благодаря восточным персонажам (в данном случае — представителей страны восходящего солнца Японии) Лангу удалось создать контраст между азиатской и европейской цивилизацией. И образ доктора Мацумото видится мне наиболее архетипичным. Персонаж Люпу Пика — воплощение тонкой восточной мудрости, учтивости и вежливости, а вместе с тем — морали и целомудрия. Если персонажи — европейцы практически не каются в своих грехах, то Мацумото считает такой проступок, как потеря международного соглашения, непростительным. И поэтому единственный правильный выход из такой ситуации доктор находит в харакири. Несомненно, персонаж Люпу Пика — один из самых ярких и запоминающихся.
Весьма и весьма неплохо проявили себя в фильме Герда Маурус (Соня Баранникова), Вилли Фрич (Агент N 326) и Пауль Хербигер (шофер Франц). Говоря современным языком, перед нами предстает классическое трио супергероев — главный (N 326), его возлюбленная (Соня Баранникова) и помощник главного героя (шофер Франц). Главное достоинство первых двух — их динамичность. Агент 326 по ходу фильма превращается из жалкого бродяги, живущего на чердаке и носящего дырявые ботинки, в элегантного мужчину, способного одним своим внешним видом заставить влюбить в себя любую женщину. Что и делает Соня Баранникова, которая с течением времени освобождается от преступных пут Хаги. С Францем дело обстоит несколько иначе. Даже в самых мрачных работах («Усталая Смерть», «Блуждающий Образ») Фриц Ланг постарался привнести элемент комичности. Среди угнетающей мрачности и враждебности Хаги — Немо — Номера 179, среди любовного романа Номера 326 и Сони Баранниковой, серьезности шефа Номера 326, благоразумия Доктора Мацумото нашлось место и комедийности в лице Франца. Достаточно вспомнить ту сцену, в которой тот едва не разоблачил своего напарника, показав зрителю его ботинки и грязное кресло.
Пару слов о технической составляющей данной картины. Режиссер целиком и полностью положился на опыт работы в индустрии кино, его команда состояла из мастеров своего дела, поработавших с такими гигантами, как Мурнау, а впоследствии — с Лени Рифеншталь: оператор Фриц Арно Вагнер («Носферату — Симфония Ужаса»), и композитор Вайнер Р. Хайманн («Фауст»), и продюсер Эрих Поммер («Последний Человек», «Голубой Ангел»). Фриц Ланг не отказался также и от художников, которые помогали ему при работе с «Метрополисом» — Отто Хунте и Карла Фоллбрехта. Сочетание мастерства и опыта, а также великолепная работа в команде отчасти и сделала «Шпионов» весьма удачным фильмом.
Экспрессионизм как одно из ответвлений немого кино уже растерял свою былую силу. Фильм «Шпионы» стал одним из последних фильмов этого течения, а также одной из последних немых работ Фрица Ланга. Впоследствии режиссер начнет снимать не менее шедевральные звуковые фильмы, а потом и вовсе переберется в Америку, чтобы удивить любителей кино тем, что уже позднее назовется «нуар». Ну, а истоки фирменного стиля Ланга следует искать именно в его творениях 20-х годов. И в «Шпионах» в том числе, картине, неоправданно затерявшейся среди «Метрополиса», «Усталой Смерти» и «Доктора Мабузе».
9,5 из 10
Немножко неясными получились некоторые детали сюжета.
18 июля 2014