Шинель
6.9
6.6
1926, драма
СССР, 1 ч 24 мин
В ролях: Эмиль Галь, Сергей Герасимов, Андрей Костричкин, Борис Шпис, Петр Соболевский
и другие
У Гоголя Акакий Акакиевич уже родился маленьким старичком и с первой минуты испытывал страх перед жизнью. Герой ФЭКСов молод, полон надежд, его душа открыта миру. Маленький чиновник безнадежно вздыхает о прекрасной Незнакомке, являющейся ему на Невском в ореоле искрящихся снежинок.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Шинель

год: 1926
страна:
СССР
режиссеры: ,
сценаристы: ,
видеооператоры: Евгений Михайлов, Андрей Москвин
композитор:
художник: Евгений Еней
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 10 мая 1926 г.
на DVD: 31 декабря 2004 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 24 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Шинель», 1926

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Шинель», 1926

В фильм въезжаешь не сразу, изначально создается ощущение какой-то нагроможденности, которая достаточно быстро уходит. Потом втягиваешься и принимаешь правила игры. Принимаешь несколько дикую для сегодняшнего дня работу артистов и начинаешь считывать художественные образы.

Важно, что в этом фильме попытались рассмотреть Башмачкина с немного другого угла, чем это делает Гоголь. Здесь мы видим предысторию, видим конкретную причину, по которой герой не вырос дальше обычного переписчика, далее следует сюжетная часть Гоголя, а затем смерть Башмачкина, и задувание фонаря обрывает повествование, то есть, после смерти ничего нет. Ни в какого духа Акакий Акакиевич не превращается, никакой городской легенды не существует. То есть, смерть героя оказалась бессмысленной совсем. Выходит, что весь смысл существования Башмачкина был только в продвижении по службе незначительного лица и в улаживании проблемы помещика. По-видимому, это смещение оптики Гоголя в сторону «злобные угнетатели лишают всего маленького человека» продиктовано требованиями и реалиями того времени. Многие были охвачены идеей построения нового мира и убеждением всех вокруг в том, что все всё сделали правильно в 17 году. Чисто сюжет сам по себе без каких-то мистических частей. Но манера, в которой снят фильм, то, как рассказывается эта история, наполнены мистикой. Правда, это скорее не гоголевская мистика, а кафкианская. Фильм наследует традиции немецкого экспрессионизма. Кафка умер за 2 года до выхода «Шинели». Так что эта картина больше про то время, про 20-е, чем про что-то гоголевское. Повесть «Шинель» здесь скорее повод к высказыванию, чем попытка понять произведение. Поэтому искать параллели с Гоголем мне видится несколько бессмысленным занятием. Фильм будет интересен любителям экспрессионизма в кино, ну и любителям немого кино вообще.

Интересна эта картина еще тем, что над ней работали люди, которые в дальнейшем станут очень известными и серьезными деятелями кино и театра (Тынянов, Козицын, Трауберг, Москвин, Герасимов, Каплер, Жеймо и тд). Всегда очень любопытно смотреть на первые шаги больших мастеров, поэтому хотя бы из-за этого фильм посмотреть стоит.

13 ноября 2020

Бери шинель, пошли домой.

Молодой успешный чиновник с огромным, пышущим энергией чайником на печи, польщается на уличную деву, этим спешат воспользоваться местные бесятки, дабы уладить свои дела, а после, за ненадобностью, запинывают чиновника и забрасывают его своей атрибутикой. По пути домой, чиновник наблюдает, как солдата прогоняют через строй своих же сослуживцев.

Через много лет, не оправившийся от полученных травм чиновник, уже пожилой, чайничек его съёжился на печке и, внесённый в статью необязательных расходов, больше не кипит.

Всё повторяется: фантазии о новой пассии — шинели, но он уже не принимает от неё чашечку чая, по размерам, превосходящую чайничек, он «того.. откушал уже..». Всё те же бесятки вновь подцепляют его теми же снастями и притаскивают на «чаепитие» к себе в дом. А там… огромный самовар дымит чуть ли не вместо печи. Пожилой чиновник решает противопоставить себя местным шинеленосцам, и вот, уже стоит как Наполеон посреди залы, вызывая, однако, зевоту у присутствующих. Швейцар рассудил, что, мол, шинелька-то и не outstanding вовсе, а скорее down-standing. И уложил её на соответствующее место.

По пути домой, чиновника избивают «неизвестные», отнимают шинель. Он обращается в полицию, она спит, задаёт вопрос сфинксу(!), и идёт просить помощи у правителя. В правительстве его встречает тот, кто много лет назад, будучи у него в подчинении, нанёс ему те самые тяжёлые травмы. Теперь, глядя уже с высока на пожилого чиновника, нынешний правитель, играюче убивает старика. Всё действо происходит в интерьерах с полами, выложенными шахматной плиткой.

20 мая 2017

Чем меньше начальник

« Но всегда найдётся такой круг людей, для которых незначительное в глазах прочих есть уже значительное.» (с)

Этот поставленный в годы НЭПа, «немой» советский фильм — по праву является классикой отечественного кинематографа. Снята картины была на киностудии «Севзапкино» в 1926 -ом году, ещё до появления жёсткой тоталитарной цензуры, которая сильно сузила рамки дозволенного кинематографистам одной шестой суши. В основе фильма лежат известные произведения Николая Васильевича Гоголя — «Невский Проспект» и собственно «Шинель». Сами авторы картины — молодые на тот момент режиссёры Григорий Козинцев и Леонид Трауберг — охарактеризовали свою ленту как кинопьесу по мотивам прозы Гоголя. Что позволило не ограничивать свою фантазию в эксцентрическом изображении петербуржской жизни первой трети 19 — ого века. Как обычно в «немом» кино, упоминания заслуживают не только играющие роли артисты — которые подбирались согласно типажу той или иной роли, но и разработанные художниками ленты декорации и говорящие костюмы персонажей. Режиссёрами было придумано много изобретательных мизансцен, в которых была по максимуму проявлена эксцентрика занятых в них актёров. Главным из которых является исполнитель роли титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина — Андрей Костричкин. Который демонстрирует зрителям сперва молодого, склонного к романтическим фантазиям человека, а затем уже пожилого, согбенного за долгой сидячей работой канцелярского чиновника. Что за «шестидесятилетнюю выслугу лет получил в наградные — 60 рублей премии, пряжку в петлицу — геморрой в поясницу». Костричкин показывает своего героя — жалким, незаметным и чувствующим себя лишним в любой компании человеком. Незабываема его походка коротенькими шажками, и привычка не спеша подымать голову, когда к нему кто не будь, с чем не будь обращается…

В произведениях положенных в основу было упоминание некоей «прекрасной дамы», в фильме её образ достался актрисе Антонине Еремеевой — которая сыграла «гулящий» тип женщины, замешанной в тёмных делишках своей сомнительной компании. Очень трогательным вышел эпизод «разоблачения», когда Башмачкин понял, что нехорошие люди его провели, заставив исправить кое что в официальных бумагах, используя для этого обожаемую им девушку — которой вовсе, как оказывается нет никакого дела до чувств бедного молодого чиновника. Гротескно показано как над героем хохочет вся эта шебутная компания, и он словно побитый плетётся по улицам города к себе на квартиру. По дороге становясь свидетелем того, как солдаты наказывают избиением шомполами провинившегося рядового — прогоняя его сквозь строй и осыпая голую спину ударами. Именно тогда в сердце маленького человечка — винтика бездушной государственной системы, проникает и навечно там поселяется страх быть наказанным, боязнь во что то вмешиваться, по — сути боязнь самой жизни… Далее мы видим, как не желающий иметь ответственных заданий Башмачкин — отказывается от продвижения по службе, навечно оставшись простым «переписчиком» — которому постоянно приносят для снятия копии кипы бумаг. Переписывая которые, герой сам и не заметил как успел состариться, оставаясь всё тем же незначительным лицом всё том же канцелярском предприятии…

Одеваясь позже всех в гардеробе, Башмачкин замечает, что его старая шинель совсем прохудилась — в то время, как на дворе зима и мороз. Так начинается одержимость героя покупкой новой шинели, шикарную модель которой, с меховым воротником и красивой подбивкой — он видит в ателье портного. Получив премиальные, он достаёт давно откладываемые сбережения, и собрав все свои деньги покупает новую шинель. Которая совсем завладела его сознанием — он говорит с ней, как с супругою — которую не имеет, бережно вешает на крючок в рабочем гардеробе и столь же трепетно её потом снимает, долго и церемонно в неё облачаясь. Даже походка у него теперь меняется! Надевая новую шинель, герой ступает гордо и надменно — шествуя по улицам Петербурга словно какая то важная особа, а проходящие мимо — очевидно обознавшись принимают его за какого то высокопоставленного чиновника и снимают шапки или кланяться…

«Немое» кино заменяло долгие речи красочным, говорящим самим за себя видео — рядом, так что зрителю становилось понятно то, что читалось между строк. Вот юркий, жуликоватый тип посещавшей в молодости ту тёмную компанию, любившую развлекаться «в нумерах» — уже превратился в значительное лицо и сидит в большом, шикарно мебелированном кабинете, свысока взирая на пришедшего к нему на приём Башмачкина. Вот два парящихся в бане барина, что обсуждают обмен свиньи на дворовую девку, один говорит о будущих поросятках свиноматки, а второй замечает, что девка способна на то, что свинья сделать мужчине не сможем и оба громко смеются. Та же сцена с наказанием несчастного солдата, которого несмотря на мороз — раздетым ведут сквозь строй и каждый лупит его по спине шомполом — а на всё это взирает стоящий за забором испуганный герой…

Снимали «Шинель» такие мастера операторского искусства, как Евгений Михайлов и Андрей Москвин — нашедшие запоминающиеся ракурсы и планы, особый ритм в котором рассказывается история жизни и смерти маленького человечка живущего в большой империи. Показано почтение не столько к человеку, сколько к тому высокому месту, что он занимает. И чем выше начальник, тем больше в нём самодурства и напыщенности, перед которой робеют чиновники рангом пониже. Запоминается момент, в котором молодые помощники «значительного лица» (Алексей Каплер) ругают пришедшего «с челобитной» Башмачкина, называя пожилого дядьку — «молодой человек». Показано бесправие простого человека и невозможность добиться справедливости. У Башмачкина, шедшего ночью от отмечавшего именины коллеги — бандитские рожи снимают новую шинель, оставив раздетого героя на произвол судьбы — тот сперва кидается к дремавшему на посту будочнику — да того не добудишься. В размышлениях к кому обратиться со своей бедой — чиновник подхватил пока добрался до дому простуду. Вызванный хозяйкой дома мордатый доктор, так и сказал в открытую: «-Купите — ка, вы ему голубушка сразу, не тратя времени сосновый гроб — ибо дубовый для него будет дорог…» Вот так и заканчивается бесславная жизнь бесславного, лишённого счастья, маленького человечка — титулярного советника Акакия Акакиевича Башмачкина…

Несмотря на то, что повесть Гоголя является одной из его лучших произведений, к ней не так часто обращались наши кинематографисты. Уже четверть века в производстве находиться мультипликационная экранизация Юрия Норштейна — относительно появления которой, кажется потеряли надежду даже самые преданные ценители творчества этого, сильно перехваленного гения. Есть ещё снятая в 1959 -ом, дебютная картина Алексея Баталова, с Роланом Быковым солирующим в роли Башмачкина. На этом собственно и всё… Хотя темы и проблемы поднятые великим писателем в «Шинели» — для реалий современной России — до сих пор остаются актуальными, несмотря на то, что прошло уже почти двести лет.

11 декабря 2016

Кабинет писаря Башмачкина

Данный фильм является уже второй зрелой экранизацией советских режиссёров Григорий Козинцева и Леонида Трауберга. Примечательно то, что авторы, несмотря на невозможность создания звуковой картины принялись экранизировать смесь двух повестей Гоголя, одна из которых по идее не подвергаемая трансформаций для киносценария эпохи немого кино, учитывая обильные описания Петербургского духа, в первоисточнике. Тем не менее, используя очень интересные изобразительные средства, режиссёром удалось сделать картину, наполненную таинственным духом. В этом смысле данный фильм и его создатели, определённо достойны уважения, но учитывая некое подражание немецкому экспрессионизму и моё абсолютно иное визуальное представление данных повестей, картина не произвела на меня того впечатление, которого хотелось бы.

Как мне кажется — экспрессионистский стиль мог бы подойти к другим произведениям Гоголя («Вий», «Нос»), но «Шинель» это то произведение, которое в данной трактовке значительно понижает уровень, внутреннего переживания главного героя. То, что режиссёры, в некоторых моментах почти цитируют своих предшественников экспрессионистов — это простительно, учитывая, что основатели ФЭКСа, просто развивают эксцентрическую игру актёров в своём кинематографе, так что будет несправедливо придраться к стилю или к мастерству создателей. Несоответствие, скорее, состоит в выборе сценария, который требует более тонкого и осторожного обращения, нежели того, что с ним сделали создатели.

Можно сказать, что для проб и ошибок «Шинель» является хорошей экспериментальной работой, но это, естественно, ещё не тот Козинцев, который достигнет своего апогея в своих последних двух фильмах.

6 из 10

11 декабря 2013

Игра в Гоголя

В 1926 году в новой, потрепанной бурями революций России, выходит на экраны «Шинель» — странное, непривычное для массового зрителя кино, созданное ФЭКСовцами Козинцевым и Траубергом. Сценарий Юрия Тынянова, изначально предполагавшего уход от сюжетной копированности Гоголя, но стремившегося передать, прежде всего, дух мистицизма классика и его эксцентрический мир. Подзаголовок сценария гласил «Киноповесть в манере Гоголя», и предполагал некую игру сценариста с исходным материалом. И эта игра вполне себе состоялась, поскольку «Шинель» включила в себя и другие произведения Гоголя, и авторскую, новаторскую, смелую, интерпретацию оригинального текста.

Создатели картины наделили Акакия Акакиевича прошлым, смело миксуя и вводя его в сюжетную канву других историй. Так было показано формирование характера «маленького человека», его постепенная погруженность в себя и самоустранение от реального мира.

Дальше авангардисты от киноискусства пошли уже проторенной сюжетной тропой, возвратясь к первоисточнику. И здесь практически полное воспроизведение текста сочетается с авторскими художественными приемами, удивительными по силе воздействия. Надо заметить, что снимает фильм гений-оператор Андрей Москвин, удивительный художник, внесший в ленту ту степень художественной выразительности, что полнее проявила и характер главного героя, и саму атмосферу той эпохи. Игра света-тени, контраст пространства-персонажа, его мелкость и незначительность на фоне Петербургских реалий и пейзажей — все это дополнительные оттенки в общей симфонии всех создателей этой ленты.

Петербург (тогда Петроград), как водится, еще один персонаж картины. Если вспомнить то, как он прописан у Гоголя, то здесь город достоверно передан его тягостной атмосферой, зыбкостью, тревожием и противопоставлен его могуществом и величием маленькому жителю. И походка Башмачкина — семенящая, неустойчивая, нелепая, как символ характера героя, как ощущение города, наполненного пугающим предчувствием…

Конечно, режиссеры не обошлись без гротеска. Собственно сами гипертрофированно гротескные герои картины, как проявление ФЭКСовской эксцентрики здесь вполне логичны. И если исходить из манеры этого тандема, то и лента воспринимается без порушенных ожиданий. Поскольку классики, от которой авторы упорно отталкивались, здесь не случится.

Смотреть любопытно, воспринимая исторически. Фильм немой, фильм своеобразный, фильм — авторское, «эксклюзивное» видение.

18 июля 2010

Драма Шинель появился на свет в далеком 1926 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Григорий Козинцев, Леонид Трауберг. Кто играл в фильме: Эмиль Галь, Сергей Герасимов, Андрей Костричкин, Борис Шпис, Петр Соболевский, Антонина Еремеева, Янина Жеймо, Сергей Мартинсон, Николай Городничев, Олег Жаков, Алексей Каплер.

Страна производства - СССР. Шинель — заслуживает внимания, его рейтинг по Кинопоиску равен примерно 6,8 из 10 баллов, это довольно хороший результат на мировой арене кино.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.