Рейтинг фильма | |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Во имя Бога |
год: | 1925 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Аббас Мирза Шариф-заде |
сценаристы: | Павел Бляхин, Аркадий Яловой |
видеооператоры: | Павел Бляхин, А. Яковлев, Аркадий Яловой |
художники: | А. Плаксин, Константин Евсеев |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 17 ноября 1925 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 57 мин |
Фильм — памятник далекой эпохе 20-х гг. XX века, первой волне борьбы за просвещение и социализм в искусстве. Попытку А. М. Шариф-заде вскрыть «симфонию» эксплуатации трудового народа беками и муллами следует признать весьма удачной.
В центре картины — история наивного прихожанина Кули, прилежно исполняющего все религиозные обычаи и ритуалы и слепо доверяющего мулле. Как нетрудно догадаться, именно это и становится причиной его жизненных перипетий. Мулла же весьма уверенно пренебрегает духовными обязательствами мусульманина. Выведено это скупо, всего несколькими сценами, зато посыл ясен и без лишних подробностей — на реакционной роли религии, собственно, и делается упор в картине.
Помимо обличения тайной порочности служителей культа, в фильме нашлось место и рабочему вопросу, и проблеме бесправного положения женщин Азербайджана. Отдельного внимания заслуживает сцена справления шиитского праздника Шахсей-вахсей: краткая, но красочная (насколько, конечно, это выражение применимо для черно-белого фильма), с самобичеванием плетьми-занжирами и с нанесением порезов в области головы, в том числе и детям. Причем вроде как были использованы реальные кадры, в процессе съемки которых могла серьёзно пострадать съемочная группа.
Что же, подобных фильмов дошло до нас не так много, как хотелось бы: одни утрачены (например, «Из-под сводов мечети» К. Гертеля), другие труднодоступны («Дочь святого» О. Фрелиха). Фильм вследствие его просветительской, агитационной формы может показаться несколько топорным, а верующим — так и вовсе оскорбительным. Однако стоит помнить, что явления эксплуатации никто не отменял, хотя оно и принимает новые формы. А если мы взглянем на современный Азербайджан, то различия между прошлым и настоящим ислама в этой стране, увы, и вовсе не будут видны.
8 из 10
8 января 2015