Свет Азии
Prem Sanyas
6.4
1925, драма
Германия, Индия, 1 ч 37 мин
В ролях: Сита Деви, Химансу Рай, Сарада Укил, Рэни Бала, Прафулла Рой
и другие
Белобородый старик рассказывает туристам историю принца Гаутамы, который оставил свою жену и ушел из дворца в поисках истины.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Свет Азии

английское название:

Prem Sanyas

год: 1925
страны:
Германия, Индия
слоган: «A Sumptuous Dramatization of the Life of Gautama Buddha Filmed in India at command of The Maharajah of Jaipur (Print Ad-Sunday Star, ((Washington DC)) 18 March 1928)»
режиссеры: ,
сценаристы: ,
продюсеры: ,
видеооператоры: Вилли Кирмайер, Йозеф Виршинг
композиторы: ,
художники: Чару Рой, Девика Рани
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 22 октября 1925 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Свет Азии», 1925

Начало индийского кинематографа. Бесценная жемчужина вековой давности сохранившаяся до наших дней.

Это чудо немого кинематографа посмотрела вчера впервые. Как-то случайно наткнулась на этот фильм на одном сайте, и меня привлёк год выхода этого фильма - 1925! Это же СТО (100!) лет назад. Целый век назад. Снято это чудо содружеством двух стран - Индии и Германии, хотя индийского конечно больше.

В наши дни смотреть такой раритет - это нечто невероятное и особенное. Зрелище завораживает, повествование ведётся «за кадром», самих актёров конечно же не слышно. После каждого эпизода появляется слайд с текстом (правда полностью на английском языке, и низкий поклон людям озвучившим этот текст), и закадровый голос читает этот текст и даёт зрителю понять, о чём повествуется в показанном эпизоде.

Немое кино, снятое в Индии и с участием индийских актёров, да ещё и по легенде о жизни Будды. Такого я даже не мечтала увидеть! Для 1925 года постановка и реализация - замечательные! Правда, здесь показана не реальная, а легендарная, история принца Гаутамы, ещё не ставшего Буддой, и любви к нему его истинно по-индийски преданной жены.

Это красивая легенда о жизни Будды. Сценарий написан Нираджан Палом по поэме Эдвина Арнольда «Свет Азии» (1879). Начинается фильм с документальных кадров о туристах, приехавших в Индию, чтобы получше познакомиться с этой страной, начала 20-го века. Осматривая достопримечательности, они оказываются возле буддистского храма в Гайя, где по легенде после долгой молитвы, Будда достиг просветления. Белобородый старик, сидящий под деревом бодхи, рассказывает им историю принца Гаутамы, сына короля Судодхана и королевы Майи, который оставил свою жену и ушёл из дворца, в поисках истины.

Франц Остен (немецкий режиссёр этого фильма), через 20 лет своей режиссёрской деятельности отправился в Индию, чтобы снять «Свет Азии». Фильм стал первым из трилогии, основанном на древнеиндийских, религиозных легендах. Известно, что режиссёр путешествовал 56 часов на поезде, в изнуряющую жару в компании молодой девушки. Целью этого путешествия было: желание получше узнать 16-ти летнюю Ситу Деви, которой было предложено, сыграть роль жены принца. В последствии, она снялась ещё в нескольких фильмах Остена, и так же, во многих других индийских фильмах.

Индийский режиссёр этого фильма, Химаншу Рай, дал своё согласие на сотрудничество с иностранной кинокомпанией. В Индии в те годы, кино ещё не было хорошо развито, как за границей. С помощью европейских технологий, он мог улучшить качество, и внести разнообразные ноу-хау в свои фильмы. Химаншу Рай в фильме «Свет Азии» так же выступил в качестве актёра, и сыграл заглавную роль Будды Гаутамы.

Фильм прекрасно реконструирован, в коричнево-серо-белых тонах. Картинка чёткая, каждое лицо видно очень хорошо, и масштабные сцены с задействованием множества статистов радуют глаз. Всё повествование как в пьесе поделено на акты, каждый из которых подкрашен в свой оттенок цвета. Фильм снят при сотрудничестве с Махарджей Джайпура, который сделал всё, чтобы его владения были доступны для съёмочной группы. Так же, он предложил животных, транспорт, одежду и антиквариат из своего дворца. Фильм восстановлен Британским институтом кино в 2001 году.

О великолепии раджей двухтысячелетней давности рассказывается в «Свете Азии» - живописной истории о жизни Гаутамы Будды. В фильме много интересных эпизодов, особенно тех, что изображают пышность и церемониальность правителей, странные суеверия бедняков, поэтические отрывки, соперничество за руку принцессы и неизменную искренность во всех сценах. В начале появляются великолепные слоны с бивнями, украшенными серебром и золотом. Затем начинается турнир, который довольно увлекателен, главным образом из-за экзотического характера событий. Женихи, претендующие на руку принцессы Гопы, сначала проверяют свою меткость в стрельбе из лука, стреляя с завязанными глазами по барабанам, в которые для них бьют, чтобы они знали, в какую цель нужно целиться.

Однажды королю снится кошмар, в котором он наблюдает горящий балдахин и пустой трон. Сон толкует отшельник, и совет мудрецов строг: все видения зла, смерти и болезней должны быть скрыты от глаз Гаутамы. Присутствие одной или нескольких служанок могло помочь в этом манёвре. Вскоре Гаутаму запирают во дворце вместе с прекрасной принцессой Гопой, где он наслаждается всеми радостями жизни. Для Гаутамы долгое время этот и есть целый мир, в котором только спокойствие, любовь, роскошь, красота и величие. И принц живёт в этом иллюзорном мире, не зная, что происходит за стенами дворца. Но конфликт возникает, когда он решает выбраться на улицу, обнаруживая, что мир - жестокое и трудное место. Это приводит его к принятию самого важного и сложного решения в его жизни. Будда решает покинуть свой дворец и супругу. Этот эпизод изображён с упором на его атмосферность. Он бродит по окрестным местам, неся людям Просвещение и призывая их к Любви, Состраданию, и помощи нуждающимся.

Тон фильма с фотографической точностью в визуальном плане, показывает то время и как в документальном кино, делает это с особой точностью и хронологией. Этот фильм безупречный (для 1925 года) с технической точки зрения, создаёт интересный прецедент в кинематографических отношениях между немецким кино и Тысячелетним Востоком.

Люди всегда проявляли особый интерес к изучению других культур. Им нравится удивляться необычным обычаям, странным привычкам и завораживающим пейзажам. «Свет Азии» предлагает всё это, рассказывая историю Будды, его детства и юности во дворце его отца, где юноша содержится в своего рода золотой тюрьме, тщательно оберегаемый от мирских невзгод, бедности, болезни и боли.

Это очень красивый фильм с множеством ослепительных, великолепных кадров, снятых в невероятных декорациях, с превосходной операторской работой, которые очаровывают зрителей с самого начала. Это совместный немецко-индийский фильм, но все актёры - индийцы. Фильм вызывает уважение и восхищение этой культурой, столь отличной от западной. Режиссёр избегает типичных для Запада приёмов и склонности к простой живописности, и это самое важное достижение этого фильма.

Иногда проглядывает великий образ буддизма - например, Сиддхартха смотрит на свою жену и потрясён тем, что бедность, скрывающаяся за её богатством, и старость, ожидающая её в будущем, предстают перед ним. Сцена, которая следует за этим, ужасает и стоит того, чтобы посмотреть это великое произведение вековой давности.

«Свет Азии» стал хитом в Англии и Германии. Но в Индии - не очень. Зрители привыкли к динамичным пьесам, показываемым на тот момент на театральных сценах страны, с быстрой сменой декораций. В «Свет Азии» история раскрывается неторопливо, почти поэтично. Сыгравшие в нём актёры на самом деле не были профессиональными актёрами, но создали совершенно новую индустрию в Индии.

Это фильм, который легко смотреть и который показывает реальный портрет досовременной Индии. Это фильм, с которого началось индийское кино! Всем любителям ретро индийского кино - смотреть обязательно!!!

10 из 10

20 ноября 2024

Сказочный Будда

Есть Будда реальный, есть Будда легендарный. Первый — Сидхартха Гаутама Шакьямуни — историческая личность, жившая почти за 6 веков до начала христианской эры. Он создал одно из самых величайших философских учений и единственную, известную человечеству развитую мировую религию, в которой нет Бога. Второй — легендарный Будда — первый человек, достигший высший степени самосовершенствования и самореализации, научивший других людей жить в гармонии плоти и духа. Он единственный в многочисленном пантеоне будд, чей титул пишется с большой буквы, как первого человека разорвавшего узы сансары и ушедшего в нирвану. Но это немое кино, являющееся уникальным германо-индийским проектом и гибридным детищем двух совершенно различных культур, не представляет зрителю жизнь ни реального, ни легендарного Будды. Оно повествует о сказочном индийском принце Сидхартхе Гаутаме. Ведь этот фильм не основан ни на исторических данных, ни на буддийских религиозных текстах, но на одноимённой поэме Эдвина Арнольда, впитавшей в себя отголоски мифов и преданий, связанных с легендарным основателем буддизма, вперемешку с поэтической авторской фантазией. Большая часть фильма посвящена Гаутаме-принцу. Его роскошной жизни в богатейшем дворце отца. Всевозможным радостям, увеселениям и развлечениям, которыми были наполнены каждый день его венценосной жизни, а также любви между Гаутамой и его юной красавицей женой — Гопой. Жизни аскета и жизни собственно уже в качестве просветлённого и пророчествующего мудреца отведены лишь последние 20 минут фильма. Да и в них Гаутама показан всего лишь как некий святой подвижник, а вовсе не как Будда, величием своего духовного совершенства превзошедший всех индуистских богов.

В съёмках фильма были задействованы реальные величественные храмовые и дворцовые интерьеры. Никаких декораций не потребовалось. Сам махараджа Джайпура предоставил в распоряжение съёмочной группы весь свой дворец, окружающие его парки и сады, охотничьи угодья и всех, имеющихся у него на содержании одомашненных и диких животных. Сотни статистов были задействованы для воплощения грандиозных по меркам своего времени сцен свадебной процессии, королевского шествия, выезда к народу, королевской охоты. Даже современный, избалованный киноэффектами зритель вряд ли останется равнодушным к фрагменту состязаний знатных женихов из варны кшатриев за право получить руку красавицы махарани. Удивительно поэтично показана любовь Гопы к своему супругу, её истинная, полностью соответствующая духу индийских традиций преданность и самоотверженность, готовность быть с ним всегда и всюду, в радости и беде, в роскоши и нищете. Совсем ещё юная, практически ещё ребёнок Сита Деви, воплотившая на экране образ Гопы, так нежно и трогательно передала характер своей героини, что подвиг верной жены кажется не менее, а может даже и более важным, чем все духовные поиски её супруга. Всё-таки не смогли европейцы, воспитанные с детства в духе и каноне христианства полностью понять великую духовную силу слишком тогда ещё экзотической для них древневосточной религии. Вот и вышла у них вместо величественной истории духа всего лишь сказка о любви. Но сказка очень красивая и чистая в своей какой-то юношеской наивности.

26 марта 2018

Драма Свет Азии появился на свет в далеком 1925 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Франц Остен, Химансу Рай. Кто играл в фильме: Сита Деви, Химансу Рай, Сарада Укил, Рэни Бала, Прафулла Рой, Модху Босе, Мриналини Деви, Sunalini Devi, Сушил Гхош, Sundar Rajam, Ekambi «Wilhelm» Tongo.

Производство стран Германия и Индия.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.