Последний человек
Der Letzte Mann
7.9
8
1924, драма
Германия, 1 ч 17 мин
12+

В ролях: Эмиль Яннингс, Мали Дельшафт, Макс Хиллер, Эмили Курц, Ганс Унтеркирхер
и другие
Должность портье известного отеля – престижна. Поэтому, когда главного героя из-за его пожилого возраста смещают, он крайне подавлен и унижен.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Последний человек

английское название:

Der Letzte Mann

год: 1924
страна:
Германия
слоган: «The greatest film story ever told-and not a title in it! Most entrancing love story of all time-without a single lover! Bigger than anything you've ever seen. A human interest story taken from a page of life. (Print Ad- Twin City Review, ((Champaign, Ills.)) 31 July 1925)»
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Карл Фройнд
композиторы: , , , ,
художники: Эдгар Дж. Улмер, Роберт Херлт, Вальтер Рёриг, G Benedict
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 23 декабря 1924 г.
на DVD: 17 марта 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 17 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постеры фильма «Последний человек», 1924

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Последний человек», 1924

Сегодня вы – герой, а завтра... кто знает?

'Последний человек на земле' Фридриха Мурнау – это не просто фильм, это кинематографическая гоголевская 'Шинель', где каждый кадр – словно страница из классического произведения. Сюжет? Ну, он настолько прост, что даже мой пятилетний племянник бы его запомнил: история портье, потерявшего работу и социальный статус. Но не будем забегать вперед.

Помните те времена, когда черно-белое кино было не стилистическим выбором, а единственной реальностью? Вот именно в таких условиях Мурнау создал нечто, что заставляет нас задуматься: а не перегнул ли он палку, делая своего героя слишком уж невезучим? Но, возможно, это и есть суть – показать, насколько жестоко может обращаться общество с теми, кто внезапно теряет свой статус.

Главный герой фильма, портье, - символ того, как быстро 'сегодняшний герой' может стать 'завтрашней пылью'. Сначала он – гордость рабочего квартала, затем – объект насмешек и презрения, лишь потому что стал старше. Но это не просто история о старении и утрате: Мурнау задаёт вопросы о ценности человека в обществе, о том, что мы ценим в других и самих себе.

Техническая сторона фильма – это отдельная песня, исполненная великолепным баритоном. Мурнау, словно кулинар, смешивает ингредиенты немецкого экспрессионизма с операторскими инновациями, создавая блюдо, которое вкусно не только визуально, но и смыслово. Отражение алкогольного опьянения, состояние похмелья, пролёт камеры через объекты – всё это сделано настолько мастерски, что забываешь о возрасте фильма. И да, Эмиль Яннингс в роли главного героя – это нечто. Его игра настолько живая, что хочется протянуть руку сквозь экран и утешить беднягу.

Однако конец фильма вызывает смешанные чувства. С одной стороны, он как сладкая вишенка на торте, но с другой – как вишенка, которая оказалась чуть более кислой, чем ты ожидал. Финал, казалось бы, выходит из-под контроля, оставляя впечатление приторной нереалистичности.

В общем, если вы любите кино не только за спецэффекты, но и за возможность заглянуть в глубину человеческой души, 'Последний человек на земле' – это ваш выбор. Это не просто старый черно-белый фильм, это настоящий урок кинематографии, где каждый кадр, каждое движение камеры рассказывает свою историю. Мурнау не просто снимал кино – он писал поэму света и тени, где главные герои – люди со своими страхами, надеждами и потерями.

Фильм, конечно, не для весёлого семейного просмотра в воскресный вечер. Скорее, это кино для тех, кто любит после просмотра посидеть, задумчиво посмотреть в окно и подумать о вечных вопросах жизни, общества и человеческой натуры. Или для тех, кто хочет увидеть, как выглядели настоящие кинематографические шедевры до того, как цветное кино и CGI взяли голливудский Олимп штурмом.

Так что берите попкорн (или, учитывая стиль фильма, лучше чего-нибудь посолиднее – например, тёмный шоколад, а ещё лучше хороший виски) и погрузитесь в мир, где каждый кадр – это искусство, а каждая сцена заставляет задуматься о том, что на самом деле важно в жизни. И помните: сегодня вы – герой, а завтра... кто знает? Может быть, вы станете главным персонажем своего собственного черно-белого фильма.

9 из 10

Шедевр, несмотря на свои мелкие недостатки, обязательный к просмотру для всех, кто ценит кино как искусство.

17 декабря 2023

Человек и ливрея

«Человек и ливрея» — именно так назывался в советском прокате фильм Фридриха Вильгельма Мурнау «Последний человек». Именно без своей ливреи главный герой становится целью человеческой зависти, желчности и насмешки.

В центре сюжета — портье высококлассного отеля в исполнении Эмиля Яннигса — большой, статный, усатый дед. В его рабочие обязанности входит встреча гостей и доставка багажа от кэба до гостиницы. В один момент директор замечает, что наш главный герой дал слабину в работе и присел отдохнуть. Последствий этому не пришлось долго ждать: на следующий день его рабочее место уже занято другим, более молодым портье, которым когда-то был и сам главный герой. Должность портье известного отеля — престижна. Поэтому, когда главного героя из-за его пожилого возраста смещают, предлагая ему должность подающего полотенца в уборной, он крайне подавлен и унижен. Его совершенно не жалеют: снимают униформу, в которой он проходил чуть ли не всю жизнь, срывают пуговицы и выдают обычную белую робу. Старик подавлен, но самый большой страх он испытывает тогда, когда понимает, что ему нужно вернуться в свой двор, где он еще недавно был очень уважаем по причине некой престижности своей профессии. Сгорбленный старик решает ночью украсть принадлежащую ему ранее рабочую форму, чтобы не разочаровать своих близких и соседей.

Мурнау прекрасно удаётся показать всю природу лицемерия и зависти в сцене возвращения бывшего портье в его теперь уже украденной ливрее: двор, из которого он ещё сегодня утром вышел, окружённый уважением и заботой, к вечеру становится вражеской ловушкой. Обладатели злых языков, распространив слухи, даже не собираются ложиться спать, а дожидаются возращения бедного старика, чтобы посмеяться над ним во весь голос. После произошедшего морально уничтоженый старик, сгорбившись, попросту дожидается конца.

Но не тут-то было. Дальше, после второго интертитра, фильм как будто «накачивают» оптимистическим взглядом на сложившуюся ситуацию. И как-то непонятно от миллионера, посетившего уборную (новое рабочее место бывшего портье) главный герой получает наследство и начинает роскошно жить. Проработав Интернет-источники, я нашел информацию о том, что продюсеры фильма хотели видеть счастливый финал и попросили Фридриха Мурнау снять именно такую концовку. Соответственно из этого можно сделать вывод, что даже в 1926 году кинокомпании могли повлиять (и в большинстве случаев негативно) на творческий замысел режиссера.

На что еще стоит обратить внимание, так это на техническую сторону фильма, а именно: на интересную операторскую работу, обогнавшую своё время. Здесь можно увидеть и пролет камеры через стекло, и таймлапс, и состояние алкогольного опьянения, переданное движением камеры с необычно наложенным фильтром, сны в полупрозрачной задымленности, работу со светом на улице. Приятно удивили попытки так называемой визуализации звука в сценах со свистком и трубой, а также приближения камеры к уху, указывающее на распространение звуковой волны.

Фильм Фридриха Вильгельма Мурнау «Последний человек» своим смысловым наполнением напоминает повесть «Шинель» Николая Гоголя, где можно проследить, как на социальный статус и положение в обществе влияет человеческая одежда.

28 сентября 2020

Маленький человек.

Для меня этот фильм стал настоящим откровением со стороны Мурнау, ибо я видела его «Табу» и «Городскую Девчонку», которые, безусловно, зацепили меня, но не так сильно, как эта кинолента. Фридрих Вильгельм Мурнау снял безумно трогательную, грустную драму о «маленьком человеке», которая так и просит назвать себя экранизацией истории Гоголевской «Шинели».

В центре сюжета — давний работник престижного отеля, усатый и статный великан, занимающий должность портье. Каждый день он помогает постояльцам отеля: открывает двери, заносит багаж и приветствует их. Но в один день, оказывается, что счастье не может быть вечным и любимая работа усатого добряка переходит к молодому портье, коим когда-то был и сам главный герой.

Казалось бы, обычная история из жизни людей, но Мурнау показывает и рассказывает эту историю настолько грамотно, умело используя киноязык, что трудно оставаться в стороне. С каким несчастьем, драмой показывают такую обыденную ситуацию, как понижение в должности. Портье не жалеют совсем: срывают пуговицы, которые когда-то сверкали словно медали, стаскивают это несчастное пальто, которым так гордился усатый великан. Так обожаемая фуражка и пальто достанутся новому работнику, а сам несчастный портье теперь будет подавать полотенца в туалете отеля. Это ли не унижение?

И это «человеческое отношение» к персонажу, ко всему, что происходит вокруг него пропитан весь фильм. Герой становится живым, у него есть свои желания и потребности: не потерять лицо перед женихом и семьёй своей дочери, доказать всем, но в первую очередь себе, что он ещё годен на что-то!

Мурнау не только снял историю о «маленьком человеке» и его бедах, он в какой-то мере пожалел всех тех, кто когда-либо сталкивался с такой жестокостью со стороны жизни.

23 декабря 2019

После «Носферату», в некоторой степени забавного и комичного (но с претензией на мистический фильм ужасов), «Последний человек» Фридриха Мурнау, где показана всего лишь реальная жизнь, смотрелся очень и очень достойно. Пожалуй, именно после таких сюжетов все мировые ужастики и триллеры выглядят как комедия. Ведь ничего ужаснее самой жизни быть не может, что отлично и показано в кадре.

А в кадре Эмиль Яннингс в образе многими уважаемого портье, работающего в элитарном заведении. Как было сказано выше, жизнь — штука суровая, и она не щадит никого (в том числе и упомянутого швейцара).

Если быть честными, то стоит сказать, что всю режиссерскую задумку можно было бы скомпоновать в ленту покороче — вся суть и драма ясны сами по себе. Но личная ирония в том, что иначе зрительское внимание не удостоилось бы шикарнейшей проделанной операторской работы Карла Фрейда, который своими экспериментами дал существенный толчок всем последующим мировым кинокартинам. Виртуозное движение камеры и игра тенями (особенно смена времени суток и динамичная перестановка ракурса) вполне возможно, впервые с момента отсчета истории кино, создали полностью атмосферные образы и пейзажи. Одно сказать можно точно — экспрессионизм может быть весьма интересным, если подача действительно грамотная.

Если же опустить все технические заморочки, то перед нами — одна из главных драм эпохи немого кино. Образ «маленького человека» использовался и Чарли Чаплином, и Гарольдом Ллойдом, но если последние прибегали по большей части к мажорной составляющей, то работа Мурнау полностью пронизана отчаянием и реальностью, где нет места чудесам. Разве что в сюрреалистичном финале, где… в общем, сами посмотрите.

8 из 10

25 октября 2018

Очень тяжело было дать оценку этому фильму по нескольким причинам.

Во-первых, подобное кино я смотрю впервые. Это первый в моей жизни немой ч/б фильм даже без сопроводительных титров.

Во-вторых, я впервые смотрю фильм, который был снят раньше 40-х годов.

Очевидно, что ни режиссер, ни актерский состав мне не знакомы.

Но суть фильма была понятна без слов. Главный герой — служащий отеля, который дорожит работой сильнее, на мой взгляд, чем собственной жизнью. Он очень гордится тем, как он выглядит в своей форме, он вежлив с постояльцами, его уважают соседи.

Но все мы понимаем, что должность у него менее, чем престижная.

Когда его смещают с должности, он, как мне показалось, даже начал терять рассудок. Ему было стыдно признаться своим родственникам, он был подавлен происходящим.

И тут в качестве очевидного сравнения на ум приходит мысль — он дорожил своей работой так же, как гоголевский герой своей шинелью.

Пожилой портье — типичный «маленький человек». А фильм сам по себе печальный, потому что очень даже жизненный.

6 из 10

Только за то, что фильм для моего восприятия был очень тяжелым по своим техническим параметрам.

20 августа 2018

Человечески

Последний ли это человек или есть ещё люди? Мне, пожалуйста, на выбор, я сам найду, кто мне нужен. Потом взвесите…

Можно с откровенной убеждённостью сказать, что лента «Последний человек» является одной из самых глубоких лент в истории немого кино, и даже назидательство продюсеров и тот самый припудренный финал не могут помешать таким выводам. Финал получился как столь же нелогичный, так и столь же оправданно-комичным. Мурнау легко и с иронией разыграл хэппи-энд, которого не было и в помине, причём сказал в лицо, туда же и рассмеявшись, поскольку сиё издевательство — прямой посыл к бесчеловечности сложившегося общества.

Так привычный всем ужас немецкого кинопроизводства здесь уже не продаёт свою душу и не восстаёт из мёртвых, здесь ужас жив повсеместно и заключается внутри самого сознания человека. Внутри его позиции в обществе. Несмотря на то, что происходящее на плёнке было отражено столетие назад, механизмы времени не подвержены. До сих пор за человека отвечает его должность, его моральные качества определяются статусом, а не наоборот. Отношение к хомосапиенсу со стороны таких же двуногих определяются только его положением в обществе. Потеря всего отражает искусственную эвтаназию.

Ведь как таковые, эти правила имеют под собой объективную реальность с точки зрения природы человека — зависти, преклонения и прочих внутренних демонов. И эти демоны выглядят куда реалистичнее, чем те демоны, ради которых гримёрам и прочим художникам-постановщикам ещё приходится потрудиться.

Особый успех фильму, на мой взгляд, придаёт наличие актёра такого формата. Речь не о самом Яннингсе, безусловно, а о типаже персонажа — высокий, статный, с элегантной растительностью на лице, огромный, как памятник перед въездом в город. Казалось, что он не сокрушим. Но, казалось так, а оказалось, как подобает, иначе. Именно падение персонажа такого ранга лучше всего действует на фабульную часть, запланированную создателем. Раскрывается не только проблема, раскрывается целое мировоззрение.

«Последнего человека» особо любят упоминать с точки зрения операторской работы и работы с камерой. Действительно, Мурнау и Фройнд были ещё теми первопроходцами в далёкой гуще извращений с прямоугольником экрана. Каноничность приёмов выстраивалась с них, и трудно не выделить отметку этому фильму. Самое же главное, что отсюда нужно выяснить — это были не просто приёмы ради приёмов, камера работала не вхолостую и не на вариант — увиденное отражает внутреннее состояние героя.

Как тем самые двери. Двери, за которыми находится лестница вниз. Не в небо, как хотелось бы, а туда, поближе к земле, где можно с упокоением готовится к будущему, не имея за плечами более ничего. Даже костюма, который сидит на тебе, как с иголочки.

6 сентября 2017

И будут последние первыми и первые последними

Что дает человеку положение в обществе? Учтивость или презрение, улыбку или насмешку. К великому сожалению, очень часто к месту службы и должности человека общество относится словно это его черта характера, поступки, отношение к другим, и часто при этом не замечая его настоящего.

Главный герой фильма Мурнау «Последний человек» до того как лишился должности был не только счастливым портье, исполнявший свои обязанности с большой радостью, но и очень значительным лицом в своем доме и каждый сосед считал своим долгом отдать ему честь. И с понижением должности меняется не только внутреннее состояние героя, но и отношение общества к нему, включая соседей. В этом и заложена проблема, которую очень удачно смог развить Фридрих Вильгельм Мурнау.

Следовало бы отметить и то, что режиссеру и сценаристам очень хорошо удалось создать образ «маленького человека», над котором тяжело было не сжалиться, а Эмиль Яннингс славно справился с этой ролью.

7 февраля 2017

Кто знает, чем ты станешь завтра?

Атланты, держащие на своих могучих плечах невыносимо тяжёлый небесный свод, символизируют выносливость и терпение; с греческого «атлант» переводится как «превозмогающий». А ещё, атлант — это символ отеля Атлантик, в котором работает наш главный действующий персонаж.

Типично-пушкинско-лермонтовский, обаятельный, походящий неуклюжими повадками и грузным внешним видом на контрабас «маленький человек», в соответствии с античной мифологией, уже многие годы непрестанно жертвует на алтарь работы свои силы и уже сдающее здоровье. Он подолгу может смотреться в зеркало, но не из-за нарциссизма, а только чтобы быть уверенным в опрятности своего внешнего вида в целях соответствия занимаемой должности. И посетители признают это — даже с вершин своих капиталов, они знакомы с его открытостью, усердием и самоотдачей, за что его нежно любят и ценят. Да и не только они — соседи и всё окружение уважают его за манеру держаться, за отзывчивость, за жажду справедливости, за достойное поведение и образ жизни. Но приходит время, и старик оказывается виноват — вынужденно виноват только в том, что он уже старик. Корпоративная машина с особым цинизмом и безразличием отвергает отработавший свой ресурс элемент, оставляя его на периферии. И на наших глазах величавый осанистый атлант, не выдержав на плечах веса гостевых чемоданов, опустошённо и унизительно падает на колени, чтобы в этой позе закончить свою карьеру — мойщиком клозетных полов. Как атланта мог бы расплющить земной шар, так нашего героя раздавливает здание отеля; на входе, у основания которого он провёл практически всю свою жизнь. Увольнением его сломили морально, но всё существование этого человека так тесно было сплетено с материей — с его мундиром, — что моральный удар тоже стал физическим, и с этого момента перед нами предстаёт сгорбившийся почти пополам старик, ощущающий себя абсолютно голым без ставшей родной ему формы портье. Такой резкий и непредвиденный жизненный поворот провоцирует нашего героя и на алкогольные воспоминания, и на компенсаторные сны, и на несвойственное ему делинквентное поведение. В ситуации, когда привычный мир разрушен и лежит в руинах, необходима хотя бы элементарная поддержка близких, но нам неприкрыто демонстрируется двуличная, лицемерная природа человека, и в миг угодничество и учтивость сменяются злорадством и ехидством, пляской на костях. Двор, из которого ещё сегодня утром ты выходишь, окружённый заботой и приветствиями, к вечеру может стать вражеской западнёй — всё лишь из-за потери сугубо «внешних» элементов в силу неподвластных контролю возрастных изменений. Но дальнейшее развитие сюжета и поведение героя вызвало у меня смешанную реакцию неодобрения и разочарования, а финал, показанный после второго интертитра вообще спровоцировал во мне отторжение и возмущение, нарушив логичность и общий дух произведения своей чрезмерной приторностью, вопиющей нереалистичностью и перечёркиванием практически всех предшествующих ему смыслов. Так что кинематографическая попытка Мурнау показать — к тому времени уже широко развитую в литературе — историю маленького человека, на мой субъективный взгляд, не совсем удалась.

Но что безусловно здесь удалось, так это техническая часть фильма. С самых первых кадров мы наблюдаем за интереснейшими операторскими приёмами, которым даже нет необходимости делать скидку на время, настолько они по сей день выглядят современно и свежо. Весь немецкий экспрессионизм пестрит подобными примерами, вспомним его пионера — коллегу Мурнау по цеху — Роберта Вине и его великолепный «Кабинет доктора Калигари». Там и погоня по зигзагообразной дороге; и открытие ящика с сомнамбулой; и сцена убийства, показанная посредством теней на стене, как затем в «Психо». Здесь же мы увидим и столь модный сегодня, но первый в кинематографе (хотя не берусь утверждать с точностью) таймлапс; и пролёт камеры через физический объект; и состояние алкогольного опьянения и последующего похмелья, переданное двоящимся изображением с субъективной камеры; и предобморочное состояние героя с расплывающимися силуэтами; и сны в полупрозрачной дымке; и внимание к деталям, когда от зажжённой спички увеличивается количество света в кадре, пусть это и выполнено наивно по сегодняшним меркам. Но заинтересовать тут может не только визуальный аспект, поскольку мы наблюдаем даже попытки создания звукового сопровождения в кадрах со свистком и с трубой, имитирующего, соответственно, их звуки.

В итоге мы получаем фильм с прекрасной живой игрой Эмиля Яннингса, который реализует на экране не лучший сюжет о маленьком человеке, затрагивающий классические вопросы, связанные с этой тематикой. Но настолько приятно наблюдать за насыщенным художественными инновациями видеорядом, что этот факт ничуть не омрачает просмотр.

9 из 10

22 мая 2016

Фридрих Вильгельм Мурнау — «Последний человек»

Некогда пышущий здоровьем великан, работающий швейцаром в отеле, гордящийся своей ролью и искренне считающий, что помогает людям дряхлеет и отправляется работать служителем в мужской туалет. Он в ужасе от того, что превратился в существо мало, по его мнению, полезное, презренное и пытается скрыть утрату своего статуса. Но об этом узнают соседи и начинают над ним издеваться, а он не злится — ему … стыдно… Фильм об отзывчивом в обществе, переполненном страхом и стыдом, сердце. По воле эксцентричного миллионера этот несчастный великан наследует его состояние… По воле библейского пророчества последний человек становится первым, наслаждающимся в одиночестве, скрашиваемом лишь некогда посочувствовавшим ему ночным сторожем прелястями богатой жизни… В … одиночестве! И не теряя былых стеснительности и альтруизма!

Важный на мой взгляд фильм об … агнце — человеке ведущем порядочную жизнь, делающий честь общественной позиции Мурнау. Дело в том, что это мир обширен, многообразен, зачастую труднопредсказуем, а, говоря проще, парадоксален. Парадокс всегда, везде, во всем, он каждую секунду преследует нас и это и есть жизнь. Именно поэтому герой прославленного «немецкого великана» Эмиля Яннингса, имеющий видимые задатки к деспотическому отношению к миру людей и природе, на самом деле оказывается существом кротким, внимательным и терпимым к людям, и благодушным. Он безусловно, что называется, человек широких взглядов, хотя и не интеллектуал, что меня тоже забавляет в фильме, потому что ему, в силу своей широты, оказалось трудно овладеть знаниями. Нельзя допускать к общению людей, подающих признаки способности узко, ограниченно, а уж, тем более, агрессивно и фанатично относящихся к какому-либо предмету, но они, эти люди, представлены в нашем обществе, и в большом количестве, и показаны в фильме в образе бездушного управляющего персоналом отеля. Порой кажется, что чем человек глупее, злее тем больше у него шансов стать академиком или политиком, хотя я и надеюсь, что эти мрачные мысли не соответствуют действительности. Поэтому наш «широкий», благодушый гигант и делает … карьеру служащего мужского туалета. Это выразительный, экспрессионистический и очень мрачный ход режиссера, сценариста… Не символ ли это нашего общественного устройства — крах людей деликатных, символ относительной нищеты агнцев, интересы которых попираются властвующими волками? До сих пор ведь любят поговорить о том, что президент «должен обладать политической волей», что чем больше он брызжет слюной тем он перспективнее. Когда кроткий и добрый гигант обслуживает какого-нибудь фанатика в мужском туалете, то мне это кажется запоминающимся и сильным актом социо-культурного протеста Мурнау, поступком глубокого ума…

Германия или, во всяком случае, Мурнау, боялись преуспевания мелочных расчетливых людей сильных убеждений и узкого кругозора… Заслуживающий, мне кажется, внимания призыв к нам не знать, что называется, только «свой предмет», а быть скромными людьми «широкой души»!

Надо заметить, что Мурнау и Яннингс немцы, снимавшие в США и чувствующие, что в среде своекорыстных англичан они вытесняются на обочину общественной жизни. Что-ж, обычная судьба эмигрантов… Надо отдать должное американцам — они «расширились» для этих немцев сделав фильм отнюдь не малоизвестным.

28 мая 2013

Фильм Фридриха Мурнау — прежде всего о том, насколько тотален контроль общества над человеком, насколько человек зависим от того, что зовут «мнение других» и «социальный статус».

Работа портье в отеле — престижная работа. В особенности она является символом успеха для рабочей окраины, где проживает главный герой. Он с гордостью шествует в своей форме, ведь он является примером для своих соседей. Престижная работа, устроенный быт — казалось бы чего еще желать среднему человеку? Но к сожалению главный герой стар, и на его место берут нового, более молодого портье. Перевод на новую должность — это катастрофа для главного героя. Он ничем не может воспрепятствовать этому — он фактически обречен на выживание до самого конца своих дней.

Фильм прежде всего направлен против «общества успеха», которое уже сформировалось к 20-м годам. Неудачник — вызывает в таком обществе отторжение, оно изолирует его, высмеивает, загоняет на социальную периферию. Главный герой фильма после перевода на другую должность — яркий пример такого общественного изгоя. В нем ничего не изменилось, кроме общественного статуса, но теперь главный герой вместо приветствий и восхищения получает насмешки и издевательства.

Свой социальный вес — вот что хочет во что бы то ни стало сохранить главный герой. Он готов пойти даже на то что ранее никогда бы себе не позволил — на кражу и обман. Все ради того чтобы сохранить хотя бы видимость своего прежнего положения. Люди окружающие его не интересуются им как человеком — им интересна лишь его оболочка — яркая, вычищенная форма портье.

Готов ли ты переступить под давлением общества через самого себя? Как сильно ценится внутренний мир человека по сравнению с внешним? Справедливо ли общество к «маленькому человеку»? Это самый важные вопросы, который поднимает в своем фильме Фридрих Мурнау.

10 из 10

31 июля 2011

Царь-то — голый!

Фильм затрагивает проблему отношения людей, а именно вопрос значения и положения «маленького человека» в обществе. Что если например, житейские обстоятельства, как старость, изменят социальный статус человека, а что если это не вопрос, а просто факт, который существовал и существует по ныне.

Режиссер Фридрих Мурнау, прекрасно показывает характер своих героев, не смотря на то, что кинолента черно-белая и немая. Мастерски показано, как люди придают значению внешним атрибутам человека и как ничтожно отношения к внутреннему миру человека. Фильм актуален по сегодняшний день…

7 апреля 2011

Простая история

Если составлять мой топ100 фильмов, то, думаю, 80% там составят черно-белые картины. Иной раз приъходят в голову параллели с литературой — 20—30е года — античность, 40—50е — средние века, 60—70е — классики 18—19вв., 80-е — начало прошого века с Кафкой и Прустом, ну а дальше… эээ… современность, которая одинаково безрадостна что в послевоенной литературе, что в кинематографе 21 века.

Ну да ладно. В этот раз хотелось бы упомянуть о замечательном произведении одного из величайших режиссеров всех времен Фридриха Мурнау. Это не самый известный его фильм, однако я знаю, что многие поклонники режиссера считают его лучшим. Сюжет я пересказывать не буду, тем более, что там всё просто: рассказ о благополучии, падении и волшебном возвышении гостиничного швейцара.

Дело не в сюжете, дело в горечи, злой издевке и ясном взгляде мудреца-режиссера, в том, как, казалось бы, элементарными средствами он повествует о том, что из себя представляет человек, не конкретно этот, а любой, абсолютно каждый. В глазах уволенного пожилого мужика, которые кажутся глазами коровы, над которой занесен нож резника. В злом стебе, завершающем картину.

Настоятельно рекомендую, если Вы наслаждаетесь гоголевской «Шинелью» или, скажем, произведениями Салтыкова-Щедрина.

Оценка: 9 из 10 Шедевр

11 января 2010

Драма Последний человек появился на свет в далеком 1924 году, более полувека тому назад, его режиссером является Фридрих Вильгельм Мурнау. Кто играл в фильме: Эмиль Яннингс, Мали Дельшафт, Макс Хиллер, Эмили Курц, Ганс Унтеркирхер, Олаф Сторм, Герман Валлентин, Георг Джон, Эмми Вида, Харальд Мадсен, Neumann-Schüler, Карл Шенстром, О.Э. Хассе, Эрих Шёнфельдер.

Страна производства - Германия. Последний человек — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.