Папиросница от Моссельпрома
7.1
6.6
1924, комедия, мелодрама
СССР, 1 ч 18 мин
В ролях: Юлия Солнцева, Игорь Ильинский, Анна Дмоховская, Николай Церетелли, Леонид Баратов
и другие
Москва 1920-х годов. Мелкий чиновник влюблен в очаровательную продавщицу папирос, а она мечтает о красивой и богатой жизни.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Папиросница от Моссельпрома

год: 1924
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Юрий Желябужский
художники: Владимир Баллюзек, Сергей Козловский
жанры: комедия, мелодрама
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 2 декабря 1924 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 18 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, мелодрама

Постеры фильма «Папиросница от Моссельпрома», 1924

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Папиросница от Моссельпрома», 1924

Купите папиросы

«Папиросница от Моссельпрома» - яркая комедия нравов. В сценарии Федор Оцеп и Алексей Файко высмеивали характеры (впрочем, скорее посмеивались над ними) как столичной кинематографической богемы, так и, например, более скромной братии – работников «Пыльтреста». По сюжету юная Зина Весенина мечтает о красивой жизни, но торгует папиросами с лотка. В девушку влюбляются Никодим Митюшин (помощник бухгалтера в упомянутом «Пыльтресте», владеющий английским языком и тонкими манерами), кинооператор Латугин и неуклюжий американский бизнесмен Мак-Брайдт (чрезмерно полный, навьюченный багажом – все-таки капиталист).

Торговавшие в 1920-е годы на улицах Москвы папиросами, конфетами и даже бутербродами девушки (моссельпромщицы) стали приметой своего времени. Это уже не просто уличные торговцы, но новая фигура советских двадцатых, легко узнаваемая по единой униформе (лоточницы носили фирменные кепки с длинными козырьками и повязки на руках, что делало их похожими, по воспоминаниям Михаила Булгакова, на мальчиков-портье из заграничных кинокартин). На киногеничность моссельпромщиц обратил внимание не только знаменитый советский писатель, но и герои комедии Юрия Желябужского – режиссер с благозвучной фамилией Барсов-Арагонский и оператор Латугин. Так красавица Зина Весенина попадает в киноателье.

В 1920-е годы молодое советское государство обращалось к гражданам посредством кинематографа, призывая голосовать, вступать в профсоюз («Дом на Трубной») или покупать облигации («Закройщик из Торжка», «Девушка с коробкой»). Романтическая комедия Желябужского далека от идеологии, но завуалированные послания содержатся и в ней (собственно, доходчивая, как и «Храните деньги в сберегательной кассе!», рекомендация приобретать товары Моссельпрома). Кроме того, режиссер иронизирует над охватившей Страну Советов киноманией (впоследствии с подобной интонацией посмеется над любовью советских граждан к западному кинематографу Сергей Комаров в фильме «Поцелуй Мэри Пикфорд»).

В одной из первых сцен фильма мы видим обзор Москвы с высоты птичьего полета. По ходу сюжета в кадр попадают ключевые места столицы: храм Христа Спасителя, храм Василия Блаженного и Кремль, Триумфальные (будут демонтированы в 1936 году) и Воскресенские ворота, Брянский (с 1934 года – Киевский) вокзал, здание Большого театра. Для режиссера и оператора представлялось важным зафиксировать на пленке облик города – Москва в кадре манит оживленными улицами, завлекает живописными окрестностями. Не забыл Желябужский и о Москве-реке: в нее летит манекен, ошибочно принятый героем Игоря Ильинского за свою возлюбленную (не знал помощник бухгалтера о существовании кинотрюков).

«Папиросница от Моссельпрома» - один из многих примеров того, как отечественный кинематограф транслировал идею равенства мужчин и женщин. В советских фильмах 1920-1930-х годов женщины играли ключевую роль, служили образцовым примером и идеологическим рупором. Так, в «Доме на Трубной» простая деревенская девушка Прасковья Питунова избирается депутатом Моссовета, лоточница Катя в фильме «Катька – бумажный ранет» содержит ребенка и бездомного «тилигента» Вадьку, драма «Сорок первый» посвящена девушке-снайперу Марютке. Идеи марксистского феминизма нашли отражение в «Третьей Мещанской» Абрама Роома (впрочем, впоследствии Роом уже несколько иронизировал над представлениями о новой женщине в своем «Строгом юноше»). Папироснице Зине все удается легко, а ее успех в значительной степени случаен, что не мешает героине играть активную роль в своей собственной судьбе.

В итоге, «Папиросница от Моссельпрома» - легкая и изящная комедия, позволяющая себе по-доброму упрекнуть своих героев, рисующая притягательный образ города, сохраняющая веру в счастливый случай и искреннюю любовь. В советской Москве 1920-х годов еще есть место средневековому рыцарству и тонким манерам, даже если режиссеру и приходится над ними подтрунивать.

5 сентября 2023

Мещанство всегда мещанство

Интересный отблеск общества середины 20-х годов 20-го же столетия доносит нам эта картина. Чем отличается например от общества до ВОСР? Да почти ничем — форма на стражах порядка не та, да автомобилей на дорогах больше. Ещё больше стало собственно мещан — городских жителей живущих исключительно целью занять место «потеплее», да поуютнее: как радуется герой Ильинского должности переводчика при «богатом» иностранце! Почему мещане расплодились? Это результаты революции, когда в дома бежавших буржуа и дворян стали заселяться семьи рабочих из подвалов, бараков и «общежитий», а также крестьянство, привлечённое в город возможностью жить, не работая — а устраиваясь — ведь даже кулаки занимаясь ростовщичеством и используя труд бедных соселян — всё равно с детства был приучен к «земле» и крестьянскому труду, ну а в город «на вольные хлеба» — подавались наиболее ленивые и «продвинутые» (оговорюсь, что имею в виду именно тех крестьян, кто более-менее сознательно ехал в город, в надежде пристроиться получше, не выбирая труд на фабриках/заводах как альтернативу работе на земле). А так-как селились куда более стеснённо, чем жили «господа» — то и количество мещан резко возросло: ведь имея «точку отсчёта» — своё жильё в городе — можно «благоустраивать» и остальные элементы собственной жизни; очень напомнило поздний СССР, где наличное жильё, вероятно тоже дало дикий скачок мещанству и послужило одной из причин пересмотра в явочном порядке ценностей общества и его целей, и развала страны.

Ни один из персонажей картины не несёт идеологической нагрузки, наоборот все заняты своими делишками: героиня желает стать актрисой — без образования, без труда научения — просто «счастливый случай» подвернулся. Герой «любовник» — с тонким лицом — естественно одержим «творчеством» или просто «заработком». Комичный герой просто хочет «хорошо» жить ни чего не делая — в итоге попадая под управление энергичной женщиной — соседки по дому. В отображении этого года мы не видим откуда далее взялся огромный запал энтузиазма и желания СДЕЛАТЬ свою жизнь лучше, не просто свою, а всей СТРАНОЙ сделать жизнь лучше — отсюда и совершенно другая направленность дальнейшего киноискусства — побуждать в человеке гордые, сильные черты — а не «обсасывать» горести «личностей» и разводить слезу на «доли» творцов. И да вспомним что произошло из, в том числе, киноискусства 30—50 гг.: победа в ВОВ, огромная производственная база и как венец — 12 апреля 1961 года!

Ещё один момент: если на низовом уровне присутствует подобное мещанское стяжательство — то, что происходит на уровнях ответственности и управления, начиная с мельчайшего типа начальника отдела — как пример вспомним «художества» Корейко (Золотой телёнок) использовавшего эти течения у ответственных лиц, для собственного и их обогащения. Куда ведут эти «течения» — к собственному понятию о «лучшей» жизни методом хищений и взяток, приписок и обменов — всё как и сейчас, в насквозь де-героизованном и не свободном времени, где гордость и свобода меняются на ден. знаки и «тёплые места» (во всём широчайшем, нынешнем понимании), что как видим мало нас отличает от ситуаций почти 100 летней давности — не зря и «пониматели» искусства нынешнего славно принимают это произведение противопоставляя его дальнейшему развитию Советского кинематографа. Как и сейчас все мало-мальски ответственно-руководящие лица достойны путёвок на север, для рытья берлог белым медведям — сохраняя силы последним для успешного занятия воспроизводством — что как пример, было осуществлено во второй половине 30х годов ХХ века.

Герои фильма «стандартны» для отечественного немого кино: романтический герой и героиня с тонкими чертами лиц, огромными «горящими» глазами и носами с горбинкой(!).

Комичный персонаж — шут антерпризник, «буржуй» — толстый, мордатый актёр.

Весь фильм смотрелся гораздо бодрее и даже интереснее при увеличении скорости просмотра в два раза — темп жизни возрос! — тут уморительно-смешное «хлопанье» лицом Ильинского, резко — порывистые «головные» повороты гг не несут той «драматической» нагрузки как задумывалось изначально, а выглядят как «гэг».

7 из 10

30 ноября 2018

Сатирическая комедия

Советское немое кино 1920-х лет известно работами таких мастеров, как Дзига Вертов, Яков Протазанов, Сергей Ейзенштейн, Лев Кулешов. Автор же фильма «Папиросница от Моссельпрома» Юрий Желябужский является представителем, так называемой «классики второго ряда». А зря. Фильм, созданный Желябужским интересен своей социальной сатирой, изображением кинематографической «кухни», легкой и забавной историей любви.

Фильм показывает НЭП таким, каким он был. Улицы, наполненные торговцами, спешка, суматоха, богатые и безработные. Папиросница Зина, которая стала звездой кино. Никодим Митюшин, помощник бухгалтера, который пишет сценарий о своей любимой. НЭП — это период контрастов, и этим он отличается от советского однообразия второй половины ХХ ст.

НЭП — период, когда было разрешено предпринимательство, и нас не должна удивлять табличка «Цените время делового человека» в конторе, где работает Митюшин. Не должна нас также удивлять и ситуация, когда американский коммерсант покупает в модном ателье своей советской любовнице платье в стиле «Чарльстон» с заниженной талией, обработанную вышивкой и аппликацией. Разрешено, если и не все, то достаточно для того, чтобы «советский» человек был довольным.

Из актерского состава, стоит прежде всего отметить Николая Церетелли, Игоря Ильинского и Юлию Солнцеву. Все они стали известными после первого советского фантастического фильма «Аэлита», какой стал классикой жанра.

Героиня Юлии Солнцевой, в будущем жена Александра Довженко, поражает своей красотой. Не удивительно, что в нее влюбленны три мужчины. Сама же Зина Весенина увлекается то оператором Латугиним, или правильнее сказать, его доступом к миру кино, то американцем Макбрайдом, или правильнее сказать, его деньгами, или же самопожертвованием Мишутина. Зину нельзя однозначно назвать позитивным персонажем. Как в принципе каждого героя данного фильма. Не удивительно, что она, простая папиросница, искушается деньгами и славой. В то же время видим ее доброту, проявленную через заботу за больным Мишутиним. В конце концов Зина выходит замуж за Латугина и становится актрисой.

Интересная фигура — режиссер Барсов-Арагонский. Он ужасно увлечен свое работой, нервничает, когда что-то идет не так (реплики:«Идиот!; Пошли к черту!; Крутить нужно ручку камеры, а не роман!). Для интересного кадра он даже вынуждает Зину ринуться из моста в реку! К сожалению, это единственная роль в кино оперного режиссера Леонида Баратова, который известен своими постановками в «Большом Театре»

Оператор Латугин, блестяще сыгранный Николаем Церетелли, увидев Зину на съемках рекламного ролика, сразу увлекся ее красотой. Не удивительно, что в его короткометражке «Быт новой Москвы» именно Зина, а не Москва, а тем более её быт, играет центральную роль. На критику же Барсова-Арагонского он остроумно и искренне отвечает: «Это авторский прием оживления пейзажа!». Изысканный утонченный, импозантный, красавец Латугин противостоит неловкому, смешному, полному Мишутину.

Игорь Ильинский, известный ролями Серафима Ивановича Огурцова, и. о. директора Дома культуры в фильме «Карнавальная Ночь» и Кутузова в «Гусарской балладе», появляется в фильме в роли маленького человека, мелкого клерка, который каждый день идет покупать папиросы, хотя и не курит, чтобы полюбоваться волшебной Зинкой. Даже его имя — Никодим Мишутин вызывает у нас улыбку. Его поступки, его поведение — все это характеризует его как «простого винтика большой системы под названием Советский Союз». Такой кинообраз более характерный для сталинских времен и в этом можно увидеть пророчество Юрия Желябужского.

В общем, фильм, как комедия, вызывает только позитивные эмоции. Сатирическое изображение Нэпа и советских обывателей 1920-х делает этот фильм, если и не шедевром, то важной и значимой памяткой советского кинематографа.

«Колесо жизни продолжало вертеться» и на смену Нэпа приходит Коллективизация и Индустриализация. Изменяется и советский кинематограф…

13 ноября 2009

Комедия Папиросница от Моссельпрома появился на свет в далеком 1924 году, более полувека тому назад, его режиссером является Юрий Желябужский. Кто играл в фильме: Юлия Солнцева, Игорь Ильинский, Анна Дмоховская, Николай Церетелли, Леонид Баратов, Марк Цибульский, Михаил Жаров, Галина Кравченко, Наум Рогожин, Николай Прозоровский, Николай Вишняк, Юлий Райзман.

Страна производства - СССР. Папиросница от Моссельпрома — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.