Антракт
Entr'acte
7.4
7.3
1924, короткометражка
Франция, 22 мин
В ролях: Жан Борлин, Марсель Дюшан, Дариус Милход, Жорж Орик, Жорж Лякомб
и другие
Похороны труппой шведского балета своего ведущего танцовщика. Гроб тянет в гору верблюд, за ним следует траурная процессия. Верёвка рвётся, и гроб начинает скользить вниз по склону, грозя придавить провожающих. Когда он наконец останавливается, из него появляется «покойник» и начинает выделывать танцевальные па. Бородатая балерина в очках проделывала пируэты, снятые ускоренной съемкой через стеклянный пол. Фейерверк кадров городских построек, снятых качающейся камерой и т.д.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Антракт

английское название:

Entr'acte

год: 1924
страна:
Франция
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператор: Джимми Берлит
композитор:
жанр: короткометражка
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 27 ноября 1924 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 22 мин
Другие фильмы этих жанров
короткометражка

Видео к фильму «Антракт», 1924

Видео: Фильм (Антракт, 1924) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фильм

Отзывы критиков о фильме «Антракт», 1924

Этот фильм — эксперимент. Этот фильм — чистейший язык кино. Много можно говорить про дадаизм, про авангард в этом фильме. Про великих людей, которые участвовали в создании картины. Это уже много раз сказано. Мне кажется важным отметить именно невероятную жизнерадостность фильма. Это такой гимн жизни. Гимн радости. Жизнь бессмысленна, смерть тоже. Но повеселиться и поугорать обязательно надо. Люди в кадре прыгают, стреляют, бегут за катафалком, играют в шахматы, танцуют, воскресают, бесследно исчезают. Зачем? Почему? Но это не те вопросы, которые имеет смысл ставить. И вообще, нужен ли смысл? Мы живем. И боже мой, до чего же это прекрасно! Образы в фильме не несут смысла. Но как это все красиво. Невероятно. Смотришь и не можешь оторваться. Красота, буйство жизни, тотальная радость. После фильма остается ощущение, будто рядом с тобой бил в барабан очень счастливый человек, и его удары подняли из самой глубины сердца давно забытую радость.

25 октября 2020

Антракт отмененного балета

Согласно энциклопедическому определению, «Авангард» — направление во французском кино 1920-х годов, связанное с экспериментами в области киноязыка. Действительно, киноавангардисты ставили своей задачей борьбу с коммерческим кино, бездумно копирующим литературные произведения и театральные постановки. Кино нуждалось в создании собственного киноязыка, присущего только этому виду искусства. Кино способно не только документировать и воспроизводить, происходящее перед камерой, но и творить.

Авангард и среди других видов искусства всегда определял что-то новое, идущее в разрез с устоявшимися образами, традициями. В живописи это, безусловно, Пабло Пикассо, Казимир Малевич. В литературе — Владимир Маяковский, Даниил Хармс.

«Антракт» был снят для показов в перерыве шведского балета «Спектакль отменяется». Большое влияние на картину оказал художник «дадаист» Франсис Пикабиа — сценарист балета и частично самого фильма. Молодому начинающему режиссеру Рене Клеру «Антракт» по-настоящему сделал имя и открыл дорогу в мир большого кинематографа.

«Антракт» можно разделить на пролог и две части. В Прологе композитор Сати и художник Пикабиа готовят к выстрелу пушку, намекая зрителю на третий звонок перед началом балета. Первая часть фильма — это как бы ассоциативное повествование образов, смена не связанных между собой зарисовок, за которыми прослеживается влияние «дадаистов». Сменяющиеся кадры парижских крыш, шахматисты, балерина на стеклянном столе, чье лицо оказывается мужским, с бородой и в очках. Все это больше походит на воспроизведение сна. Вторая часть показывает смерть и похороны главного балетмейстера. Сцены все так же абсурдны, но все же связаны сюжетом: в телегу с гробом запряжен верблюд, похоронная процессия картинно бежит, высоко поднимая ноги, а затем и вовсе начинается погоня за телегой без верблюда по улицам и предместью Парижа с американскими горками и горными дорогами.

Колонны храма, похожие на сигареты, кораблик, плывущий над Парижем, балерина с головой бородатого мужчины, шахматисты на крыше, залитые водой, не говорят зрителю ни о чем, в них нет никакого скрытого смысла. Это чистый абсурд, декламирование «ничего». Вместе с тем, безумная погоня за телегой с гробом так же бессмысленна, но всё же больше комична, чем сюрреалистична. Стоит выделить отдельный образ в фильме — музыкальное сопровождение. Композитор Эрик Сати намеренно создавал короткие музыкальные фрагменты и повторял их ровно столько раз, сколько длится та или иная сцена. Это позволило переосмыслить значение музыки в кино, фактически соединив ее с визуальным рядом и усилив воздействие фильма на зрителя.

«Антракт» стал одной из многочисленных картин киноавангарда, обративших внимание зрителей и деятелей искусства на то, что у кино может быть свой самобытный путь в мире искусства, что кино не обязано слепо воспроизводить другие его виды. В дальнейшем сформировалась теория кино, возникли отдельные школы и институты.

Интересно, что балет «Спектакль отменяется» просуществовал лишь несколько месяцев и был отменен из-за банкротства труппы, а фильм задумывался как антракт для этого спектакля. В конечном итоге «Антракт» из отмененного спектакля стал самостоятельной картиной, которая считается образцом «чистого кино», никак не связанного с литературой.

2 июня 2020

А состоится ли спектакль?

«На языке негритянского племени Кру слово „Дада“ означает хвост священной коровы,.. ., это может быть обозначением детской деревянной лошадки, кормилицы, удвоенным утверждением в русском и румынском языках. Это могло быть и воспроизведением бессвязного младенческого лепета. Во всяком случае — нечто совершенно бессмысленное…' (с)

В 1924 году немое кино уже готовилось уступить свое место звуковому. В то же время арт-течение «дадаизм» готовилось соединиться с сюрреализмом.

Тем временем в Америке зарождался классический «голливуд», а в Европе и Америке «ревели» двадцатые. Виды искусства и стили смешивались, порой в диких пропорциях.

Яркий представитель своего времени французский режиссер Рене Клер снимает довольно странную картину «Антракт» по заказу Шведского балета.

Картина выполнена в упомянутом выше дадаистическо-сюрреалистическом стиле, который оставил очень мало шансов связному сюжету. Общую канву уловить помогают присутствующие в основной части персонажи. В частности, балетмейстер.

Режиссер использует замедленную и ускоренную съемку, а также пользуется довольно необычными планами для воплощения сюрреалистических сюжетов (танцующая балерина, стрельба на крыше).

Обрывочное повествование и ассоциативный монтаж приходят в голову и при упоминании фильма «Андалузский пес», который вышел несколькими годами позже и явно состоялся под влиянием картины Клера.

Итак, мы в театре 20-х годов, в антракте нам показывают фильм Рене Клера «Антракт». В нем говорится, что балетмейстер не может начать представление, так как он умер. Решение организаторов демонстрировать этот фильм выглядит немного странным, ведь мы в 20-х, а значит, есть риск остаться без половины доверчивой театральной публики.

5 мая 2020

Чистое кино

Когда я впервые посмотрел этот фильм, то он мне не понравился из-за нелогичности и отсутствия сюжета. Сейчас же я вернулся к нему вновь и с удовольствием пересмотрел целых 2 раза. Это сподвигло меня написать рецензию, чтобы определиться со своим отношением к этой ленте.

«Антракт» сравнивается с «Андалузским псом» (который, кстати, мне не нравится) Бунюэля, являющимся вершиной сюрреализма. Потому я причислял ленту Клера к этому течению, но позже узнал, что киноведы выделяют ещё одно течение второго французского авангарда 20-х годов — «чистое кино». Это дало мне ключ для понимания «Антракта».

Ведь в нём улавливается всё то, чем в Советском Союзе занимались Сергей Эйзенштейн и Дзига Вертов. При просмотре фильма я постоянно ловил себя на том, что где-то уже это видел. Ведь и Вертов провозглошал идею создания «чистого кино», которое не зависит от литературного сценария.

Таким образом, Рене Клер воплотил в своём маленьком фильме, являющимся «пощёчиной общественному вкусу» (можно вспомнить пролог фильма, где пушка стреляет в зрителя непонятным снарядом), те эксперименты монтажно-поэтического кино в небольшом количестве, которые советские кинематографисты будут развивать в своих кинотеориях и киношедеврах.

Ритмичная музыка Эрика Сати даёт ощутить игривость сего творения, а сцена погони и финал вообще вводят зрителя в состояние восхищения, по поводу того, как Рене Клер обращается с временем

Можно сказать, что режиссёр выразил абсурдность повседной жизни и постоянную изменчивость бытия, в котором человеку приходиться существовать и своими действиям превращать всё вокруг в хаос, который становится поводом для веселья. Художнику же даётся возможность разглядеть сие изменения, попробовать отобразить в преломлении собственного взгляда, что даёт зрителю пищу для размышления или развлечения.

Всё это могло не произойти, если бы не редкостный талант французского режиссёра, который смог создать спектакль в спектакле, ставшим этапным для всего мирового кино.

10 из 10

28 октября 2018

Ах, это великое немое кино

Один из первых фильмов одного из самых значительных французских режиссёров Рене Клера «Антракт»».

Рене Клер не только снимал кино, но и сам снимался в качестве актёра кроме того он писал стихи и опубликовал не без успеха несколько романов. Работал со многими известными на то время творческими личностями, например, /из наших/, с Владимиром Маяковским.

Пересказать сюжет фильма «Антракт», предельно сложно не разобравшись в причинно-следственных связях места и времени. Попробую как-то заполнить пробел.

Фильм был снят по заказу «Шведского балета», под названием «Relache», что в боле точном переводе звучит как, «Спектакль отменён». Спектакль и в самом деле, просуществовав пару месяцев, разорился и был отменён. Название, под которым фильм стал известен нам, скорее технического порядка, так как фильм демонстрировался в антракте спектакля. В фильме снимались многие, на то время знаменитые представители французского авангарда, такие, как Франсис Пикабия, Марсель Дюшан ну и Эрик Сати, написавший музыку к фильму и балету. Эрик Сати на момент съёмок фильма был уже смертельно болен и умер спустя чуть более полугода после выхода фильма на экраны.

Фильм состоит из двух не связанных между собой частей, трёхминутный пролог, /раннее не входивший в основную часть/, и собственно основная часть.

Фильм начинается съёмками видов Парижа, потом два актёра, /художник-постановщик балета Франсис Пикабиа и композитор Эрик Сати/, наводят пушку на зрительный зал. Заряжают и выстреливают, чем-то непонятным в зрителей.

Во второй части действие акцентируется на похоронах танцора группы. Опять сперва Париж, Потом катафалк, запряжённый верблюдом, похоронная процессия, погоня, естественно покойник чудесным образом оживает…

Невольно вспоминаешь сцену похорон в фильме Александрова «Весёлые ребята». При чем, и сам Рене Клер в сцене похорон пародировал комедийные фильмы студии, Пате.

Конечно фильм «Антракт», чистой воды эксперимент, тем не менее, режиссёр шагнул в этом фильма на много лет вперёд. Теперь то, музыкальным клипом никого не удивишь, а вот тогда, это было новаторством.

И ещё, после съёмок фильма «Антракт», Рене Клер ничего подобного никогда больше не снимал.

28 апреля 2014

Весёлые похороны

«Пёс Барбос и необычный кросс» был снят Гайдаем в 1961-м году. Но ещё в 1924-м году совершенно безызвестный тогда молодой француз Рене Клер снял свою дебютную короткометражку (естественно, «немую») под названием «Антракт», в центре которой тоже фигурирует уморительная погоня.

Главный герой этого небольшого, но яркого и неординарного фильма — ведущий танцовщик труппы шведского балета (в его роли снимается замечательный актёр Жан Борлин). Пав от пули некоего стрелка, танцовщик оказывается в гробу… Вообще говоря, каждый зритель волен интерпретировать сюжет по-своему — был ли на самом деле застрелен главный персонаж, или всё это изначально являлось элементом представления!? Так или иначе, но начинается настоящая церемония похорон — за гробом идут коллеги танцовщика, члены его труппы. И тут случается следующее: неожиданно рвётся верёвка, которая тянет каталку с гробом, гроб вываливается на мостовую и катится под уклон вниз, набирая нешуточную скорость. Траурная процессия в полном составе бежит за гробом, пытаясь его догнать. Но куда там — у гроба как будто включился некий невидимый двигатель, позволяющий разгонять скорость, на глаз даже большую, чем та, на которую были способны автомобили 1924-го года!:) Гроб несётся по улицам Парижа, ловко маневрируя на поворотах… провожающие «в последний путь» тоже изрядно стараются, показывая недюжинные способности в беге… В общем, посмотрите сами, что в результате из этого получилось.

Рене Клер уже на первой своей работе демонстрирует задатки большого мастера, каковые сполна реализовал впоследствии. Бурная фантазия, смелая экспериментальность, художественный вкус — всё это рельефно проявляется в «Антракте». Настоятельно рекомендую данную работу ценителям экспериментального кинематографа — раз, любителям немого кино — два, и поклонникам творчества Рене Клера — три.

8,5 из 10

3 августа 2012

Короткометражка Антракт появился на свет в далеком 1924 году, более полувека тому назад, его режиссером является Рене Клер. Кто играл в фильме: Жан Борлин, Марсель Дюшан, Дариус Милход, Жорж Орик, Жорж Лякомб, Роджер Ле Бон, Jean Mamy, Рольф де Маре, Эрик Сати, Инге Фрисс, Френсис Пикабия, Жорж Шаренсоль, Пьер Сиз, Louis Touchages, Мэн Рей.

Страна производства - Франция. Антракт — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.