| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7.6 |
IMDb
|
6.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Годовщина революции |
| год: | 1918 |
| страна: |
Россия
|
| режиссер: | Дзига Вертов |
| жанры: | документальный, история |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$9 571 |
Мировые сборы:
|
$9 685 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
20 ноября 2018 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 59 мин |
Фильм был смонтирован Дзигой Вертовым из документальных съёмок того времени и в хронологическом порядке рассказывает о событиях революций/переворотов 1917 года, потом — о начале Гражданской войны. Первый полнометражный документальный фильм в истории мирового кино. В 2018 году он был восстановлен киноведом Николаем Изволовым.
Остались мерцание и рябь, унаследованные от оригинальных плёнок, и всё это сначала затрудняет просмотр, но сразу же понимаешь — перед тобой окошко в прошлое. То, что столько раз показывали в советском художественном кино… Здесь это всё настоящее, как оно было в реальности.
Самое интересное в фильме — конечно же люди. Кадры с настоящими и живыми Лениным, Чапаевым, Керенским более-менее примелькались, а вот возможность увидеть вживую Троцкого в 1917—18 годах, Г. В. Плеханова, «бабушку революции» Брешко-Брешковскую, адмирала Корнилова, генерала Брусилова, Пуришкевича и прочих деятелей эпохи распада Империи конечно же многого стоит. Естественно, волевой и сердитый вояка Корнилов не похож на интеллигента Хабенского. Демьян Бедный, Карл Радек производят впечатление дешёвых пижонов. Троцкий во время боев с чехами в Казани на драйве и ощущает в себя в роли нового Цезаря в кожанке, и явно он видит себя подлинным лидером революции. «Мы на горе всем буржуям мировой пожар раздуем». Да, это про него. Гражданская война, кровь — его стихия. Ну и какое-то скользкое и не очень хорошее впечатление производят персонажи из Временного правительства.
Почти все мужики в кадре курят папиросы, особенно, когда позируют перед камерой (Инстаграм XX века). Ботинки у Ленина и Бонч-Бруевича начищены до блеска. Меньшевик Чхеидзе и члены Петроградского Совета снимаются где-то перед входом в здание Таврического дворца. За ними — наклеенная на стену прокламация, а над ней — нацарапанное на стене ясно читаемое слово из трёх букв… А вот импозантный Плеханов выбрал более приличное место для съемок.
Следующий любопытный пласт визуальной информации — это улицы городов, пейзажи, виды Волги, мир России 1917—18 годов. Если обстановка Гражданской войны в советском кино воспроизводилась внешне более-менее реалистично, то ключевые события революций/переворотов конечно же были мифологизированы, начиная с фильма «Октябрь» Сергея Эйзенштейна (1927). Первое, что бросается в глаза — отсутствие дореволюционного гламура, который с таким смаком любили показывать в советских фильмах. Зимний дворец, оказывается, был выкрашен в депрессивную тёмную краску, колонны Большого театра — с потрескавшейся штукатуркой и т. д. Ясно, что страна находилась в глубочайшем экономическом кризисе. В одном из первых эпизодов фильма «cоюзнички» царской России — английские офицеры, с деловым видом прибывают после свержения Николая II поздравлять Волынский полк, «перешедший на сторону народа»… В общем, есть о чём подумать при просмотре.
Это больше, чем просто документальное кино и чем кино как таковое. Для современного зрителя, когда после запечатлённых в фильме событий прошёл век, это практически машина времени. Ну и конечно же повод осмыслить историю своей страны на современном этапе.
Единственный минус — звуковая дорожка в стиле игры тапёра на фортепиано. Сто лет назад фильмы демонстрировались именно с таким сопровождением, но для современного зрителя лучше подошёл бы более привычный звуковой ряд — либо реальная музыка тех лет (симфоническая, революционные песни, романсы и т. п.), либо фоновая музыка в стиле эмбиент, которая не отвлекала бы от происходящего на экране.
27 октября 2019