Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Сатана ликующий |
год: | 1917 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Яков Протазанов |
сценарий: | Ольга Блажевич |
продюсер: | Иосиф Ермольев |
видеооператор: | Федот Бургасов |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 27 мин |
«Сатана ликующий», на мой взгляд, один из самых интересных фильмов Якова Протазанова, и это большое огорчение, что фильм не сохранился полностью. Но уже те фрагменты, которые дошли до нас впечатляют грамотным ходом рассказа истории и интересными операторскими решениями, что довольно редко для фильмов Протазанова. Конечно, он один из самых именитых режиссеров немого периода, который творил в самых разных жанрах и способствовал популяризации и развитию кинематографа в России, но при всем при этом большинство его фильмов невыносимо скучны, некоторые сцены лишены какой бы то ни было изобретательности. «Сатана ликующий», в особенности его первая часть, выделяются среди снопа безликих мелодрам и унылых «боевиков» Протозанова.
Многие киноведы, рассуждая о «Сатане ликующем» в первую очередь выделяют Ивана Мозжухина, чья аскетичная игра поразила многих и России и за рубежом. Для меня же Мозжухин в этом фильме не показывает что-то выдающееся, а играет на привычном для себя уровне, используя стандартный для себя набор приемов. Главная прелесть фильма заложена в игре актера Александра Чаброва, который как раз и исполняет роль Сатаны. С первых минут заметно насколько сильно он наслаждается своей ролью. Его мимика, жесты, позы — все смотрится одновременно комично и зловеще. Он предельно свободен и раскован, что как раз и привлекает внимание героев Мозжухина и его сожителей, которые вынуждены постоянно подвергать себя цензуре.
Сатана здесь карнавальный образ, который вторгается в жизнь достопочтенных агеластов и меняет кардинально трансформирует её, привнося хаос. Его свобода и веселость противопоставляется серьёзности священника в исполнении Мозжухина. И, следуя традиции карнавала, подробнее о которой можно прочитать у Бахтина, священник погибает, так как не может стать несерьёзным, не может впустить сатаническое в свою жизнь. Во второй части его сын, опять же в исполнении Мозжухина, уже не противостоит соблазну Сатаны и впускает его в свою жизнь. За что сразу получает приглашение на какую-то вечеринку-оргию, полную танцев, соблазна и конфетти, заканчивающуюся смертью одной из танцовщиц. Сатана здесь прекрасен и в этом заслуга именно Чаброва.
При всем уважении к Протазанову, стоит отметить, что один из главных минусов его фильмов — отсутствие актерского ансамбля, выражающегося в том, что все играют вразнобой. Задача режиссера заставить актеров играть в одном стиле, подчинить их под собственное видение, но у Протазанова его не было. Для него актеры были всего лишь именами-приманками для зрителей. Это известный факт и даже самые ярые поклонники Протазанова это понимают. Поэтому и образ Сатаны в первую очередь заслуга Чаброва, так же как и образ священника — заслуга Мозжухина, хотя и менее серьёзная.
Именно из-за образа Сатаны не раздражает мораль фильма, повторяющаяся несколько раз. Смотря за его поведением и понимая смысл его речей, зритель вряд ли будет думать, что аскетичный, целомудренный и христианский образ жизни имеет смысл. В жизни должно были место празднику, должно быть место ликованию, даже если рядом с вами в этот момент будет Сатана.
6 апреля 2015
Одним из первых в России тему «Христа и Антихриста» поднял в конце 19 в начале 20 века Дмитрий Мережковский (романы: «Смерть богов. Юлиан отступник», «Воскресшие боги. Леонардо да Винчи», «Антихрист. Петр и Алексей»). И стоит отметить, что в преддверии революции русское общество все больше захватывает волна мистицизма и увлечение символистской литературой. Естественно все это не могло ни оказать влияние на русский кинематограф того времени.
Особенно сильно эта тенденция прослеживается в киноленте Якова Протазанова «Сатана ликующий». Кинопроизведение построено на отражении в зеркалах — типичном приеме протазановского стиля, на силуэтах, которые видны на стенах. Эта идея двойника — линия двойничества проходит через весь фильм (пастор Тальнокс — Сандро, сатана — портрет сатаны.. .).
Этим фильмом Протазанов показал, что человеку не свойственно творить зло, он его творит под чьим-то влиянием, но и в его силах от этого влияния избавиться (пример, сжигание портрета сатаны).
Стоит отметить, что именно в этой киноленте Иван Мозжухин, который любил исполнять несколько ролей в одном фильме, впервые выступает в двух ролях — он играет пастора Тальнокса и его сына Сандро.
Влияние литературы символизма нашло отражение и в других фильмах кинорежиссера, последовавших за «Сатаной ликующим» — «Отце Сергее» и «Малютке Элли». Все эти фильмы Протазанов снял совместно с оператором Федором Бургасовым, для которого «Сатана ликующий» был дебютной работой.
23 января 2014
В 1917—18 гг., после февральской революции, многие темы, ранее табуированные, стали активно использоваться в кинематографе. Яков Протазанов поставил два фильма, которые ранее были бы запрещены: «Отец Сергий» и «Сатана Ликующий».
Фильм рассказывает о священнике, проповедующем аскетизм, столкнувшемся с Сатаной, и тот искушает его, заставив переспать с женой своего брата. Из-за эротической составляющей фильм был запрещён в Швеции.
Образ священника мастерски создал гениальнейший российский актёр Иван Мозжухин, ранее сыгравший чёрта («Ночь перед Рождеством»), Владимира («Хризантемы»), Германа («Пиковая дама»), отца Сергия («Отец Сергий») и даже самого себя («Кулисы экрана»). Роль его любовницы сыграла известная киноактриса Наталья Лисенко, ранее игравшая с Мозжухиным в фильмах «Нищая», «Кулисы экрана», «Богатырь духа» и др.
Сам же фильм мало отличается от прочих, снятых в России: мрачная атмосфера, излишняя театральность игры актёров, «плохой» конец и, разумеется, остросоциальные проблемы.
10 из 10
7 апреля 2012