Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Кабирия |
английское название: |
Cabiria |
год: | 1914 |
страна: |
Италия
|
слоган: | «12 - Reels - 12 (original ad)» |
режиссер: | Джованни Пастроне |
сценаристы: | Джованни Пастроне, Тит Ливий, Эмилио Сальгари, Габриэле Д’Аннунцио |
продюсер: | Джованни Пастроне |
видеооператоры: | Augusto Battagliotti, Эудженио Бава, Натали Чузано, Сегундо де Шомон, Карло Францери, Giovanni Tomatis |
композиторы: | Манлио Мацца, Ильдебрандо Пиццетти |
жанры: | драма, приключения, военный, история |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 210000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 апреля 1914 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 28 мин |
Смотрела режиссёрскую версию фильма — двухчасовую. Открыла для себя новый жанр кино — «пеплум». Это монументальная историческая драма на библейские или античные сюжеты, в которой задействована многочисленная массовка.
Кто-нибудь из нас помнит такого древнего бога как Молох? Между тем, ещё в третьем веке до нашей эры этому вседержителю регулярно приносили в жертву по сотне детей за раз. Их сжигали. Сто невинных деток, обычно купленных на рабовладельческом рынке. И это считалось нормальным. Это я о нравах и границах разрешённого. Допускаю мысль, что через несколько сотен лет потомки будут приходить в ужас от наших жизненных устоев.
Карфаген — великий город прошлого, столица основанного финикийцами одноимённого государства, одной из крупнейших держав Средиземноморья. Согласно легенде, в девятом веке до нашей эры царица Дидона, которая бежала в эти места из Тира, решила купить землю под основание города. Ей разрешили взять столько земли, сколько сможет охватить одна бычья шкура. Затейница разрезала бычью шкуру на тонкие ремешки, связала их и получившейся длинной верёвкой обозначила свои владения. К началу третьего века до нашей эры Карфаген стал крупнейшим государством на западе Средиземного моря. Его нахождение между Сицилией и побережьем нынешнего Туниса позволяло контролировать суда, которые проходили мимо. Именно это время процветания и показано в фильме.
По сюжету, после извержения вулкана, из дома римского патриция Батто пропадает его любимая дочь. Все думают, что она погребена под обломками и пеплом. На самом деле, её похищают и продают в рабство. Сначала она попадает в храм Молоха, затем к принцессе Софонисбе. Повзрослевшую девушку спасают герои — римский патриций Фульвий Аксилла и его раб-великан Мацист. В роли Мациста снялся Бартоломео Пагано. Ходит весь фильм в набедренной повязке, невозможно оторваться. Настоящий альфа-самец.
«Кабирия» поражает своей масштабностью. Потрясающие декорации — храмы, здания, дворцы; костюмы, драгоценности, настоящие заснеженные горные вершины, верблюды, живой гепард в кадре, декоративные белые голуби, извержение вулкана Этна, сотни актёров массовки — и это всё в эру докомпьютерных технологий. Забываешь, смотря, что фильм вышел в 1914 году. Настоящие цирковые трюки, без страховки. Отчаянные люди.
И актёрская игра, хотя кино немое, без ужимок, передёргиваний, заламывания рук — настоящее искусство мимики, движений рук, поворотов тела. Словно в танце актёры движутся. Красиво.
Рекомендую. Классика.
1 июля 2020
Эта картина — одна из ключевых в истории кино. Она повлияла на многих режиссёров, положила начало новому жанру и способствовала переходу кинопромышленности в киноискусство.
Для современного зрителя просмотр фильма может быть несколько сложен, так как фильму уже больше 100 лет, и воспринимать его нужно совсем не так, как мы воспринимаем современное кино. На какие-то моменты приходится смотреть сквозь пальцы, а на другие — наоборот, с усиленным вниманием. Для рядового кинолюбителя, интересующемуся только современными фильмами (и его нельзя в этом винить, так как они ближе ему, как жителю этой эпохи), это может быть сложно, но тот, кто действительно хочет узнать, как кино начиналось, тот, несомненно, оценит «Кабирию» по достоинству.
«Кабирия» — сложная историческая драма, сюжет охватывает большой период времени, жизни людей разных социальных слоёв. Для того, чтобы показать разницу между бытом простого трактирщика и богатой принцессы, конечно, нужны были грандиозные декорации. И они в фильме представлены в избытке. Обратите внимание на воссозданные архитектурные объекты и статуи, на обстановку дворцов и костюмы героев — с какой ответственностью подошли к своей задаче создатели плёнки. Тенденция создавать дорогие фильмы уже имела место, но далеко не везде: в те времена ещё было принято тратить на фильм как можно меньше денег и ждать от него как можно большей прибыли. Но в случае «Кабирии» это не так — все декорации и костюмы обошлись в баснословную по тем временам сумму, но это того стоило.
Также стоит обратить внимание на съёмку событий в движении — некоторые из приёмов были применены впервые, что делает операторскую работу новаторской. Имейте ввиду, что в то время ещё многие практиковали съёмку с точки зрения господина из партера — то есть когда расположение героев в кадре соответствует расстановке актёров на сцене театра, на которую зритель смотрит из середины партера.
А самая интересная особенность «Кабирии» — это непрерывная смена мест действий, абсолютно несвойственная фильмам той эпохи. Мы никогда не задерживаемся надолго на одном эпизоде — режиссёр стремится увести нас от одной сцены и показать другую, таким образом мы можем видеть события, разворачивающиеся в разных местах в одно и то же время. Это — главное новшество фильма, делающее его выдающимся произведением искусства.
Несмотря на то, что в фильме есть такие моменты, которые могут показаться современному зрителю нелепыми (например, так как тогда камеры ещё не могли снимать ночью, все ночные сцены сняты при свете дня), этот фильм достоин внимания всякого, кто считает себя ценителем кино.
Моя оценка фильму
10 из 10
потому что начиная с первых фильмов Эдиссона и до 1914 года — это наивысшее достижение кинематографа.
12 января 2016
Картина показывает нам тяжелый жизненный путь девочки Кабирии, взросление которой совпало с началом Третьей Пунической Войны.
Давно хотел посмотреть эту картину, которая якобы вдохновила Д. У. Гриффита на создание его «Нетерпимости» и «Рождения нации». Судя по тем кадрам, которые я видел — заимствование некоторых сцен из фильма Пастроне явное, только у Гриффита больше экспериментов с цветовой гаммой. Но, сейчас не об этом.
Что хочется заметить — картина, конечно, немного устарела. Местами ее было смотреть просто невероятно скучно. Но ведь фильм все таки очень старый и современному зрителю, который уже видел в кино очень многое по-любому будет скучно смотреть на двухчасовое зрелище без спецэффектов, масштабных сражений и с явно переигрывающими актерами.
Очень понравился сюжет картины, который характеризуется многоплановостью действия. Сюжет развивается в нескольких местах Земли с применением большого количества персонажей. Сейчас этим, конечно, никого не удивить, но для того времени это было настоящим феноменом. Фильм стал чуть ли не первооткрывателем в области подобного развития сюжета.
Но вот что понравилось — декорации — огромные, красивые, масштабные, вполне соответствующие исторической эпохе. Я в современных фильмах не видел таких поражающих декораций, как здесь. Благодаря этим декорациям в кадре возникает огромное пространство, позволяющее получить не обычную плоскую картинку, а очень объемную. Также следует отметить мастерство и оригинальность (на то время) операторской работы, необычное, но производящее впечатление освещение. Чтобы более подробно понять, чем так ценен фильм, необходимо найти какую нибудь информацию о фильме и прочитать, какую работу проделал Пастроне и как его картина оказала влияние на развитие кино в целом.
Как я уже неоднократно писал, оценивая эту картину сейчас необходимо понимать, что эта картина снималась очень давно, когда кино только развивалось и поэтому в то время этот фильм стал настоящим феноменом, прорывом в области постановки масштабных исторических фильмов.
Объективно — 10 из 10
Субъективно — 8 из 10
14 июля 2010