Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Голем |
английское название: |
Der Golem |
год: | 1914 |
страна: |
Германия
|
режиссеры: | Хенрик Галеен, Пауль Вегенер |
сценаристы: | Хенрик Галеен, Пауль Вегенер |
продюсеры: | Ханнс Липпман, Пауль Вегенер |
видеооператор: | Гвидо Зеебер |
композитор: | Михаэль Клубертанц |
художник: | Рохус Глизе |
жанр: | ужасы |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 22 декабря 1914 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 25 мин |
Интересно, что с самого старта кинематографа, американцы уже давали фору европейскому производителю: то ли от того, что все разом отправились покорять Новый Свет, прихватив с собой лучшую режиссуру и технику, то ли тщетные попытки импровизации родоначальников индустрии давали весомые пробелы в лентах, но такие картины, как «Голем» производства Projektion-AG Union, значительно уступали в качестве исполнения западному «побратиму».
И дело даже не в композиционной составляющей, где, нужно сказать, находились весьма смелые и оригинальные ходы, а в технических аспектах, качество которых весьма усугубляло и так черно-белую картинку, не позволяя полностью проникнуться всей историей. Историей новаторской, дерзкой и несомненно вызывающей огромное количество критики в адрес Карла Бёзе и Пауля Вегенера. Ведь задевая различные политические и религиозные грани всегда нужно думать о последствиях. Думали ли режиссеры над этим, мы навряд ли узнаем, но параллели проводить можно бесконечно, стоит только захотеть.
Не беря в расчёт актёрскую игру, так как многие участники действия до сих пор не понимали, что такое кино, и это больше походило на театральную постановку, работа получилась несколько монотонной (но с весьма экспрессивной развязкой). Некоторые сцены, разбавленные весьма креативными визуальными эффектами (если можно так сказать), были очень хороши, будь то призыв Астарота или сцена убийства на городской башне. За всем этим, неловкая и пресная любовная линия только раздражает глаз, а постоянные переигрывания Салмоновой и Мютеля делают их самой нелепой кинопарой начала 20-го века.
Как бы то ни было, финал приводит шикарнейшую метафору и даёт недвусмысленные намёки на то, что сами люди порождают чудовища с такой же легкостью, как и разрушают настоящую страсть и чувства. А это, как минимум, заставляет задуматься.
6 из 10
17 сентября 2018
После успеха «Пражского студента» Вегенер и Галеен взялись за весьма непростую тему — фильм «Голем». С одной стороны, они просто развивали пражскую тему. Ведь легенды о Големах — неотъемлемая часть городских легенд Праги. Но с другой стороны, сама тема фильма оказалась весьма двусмысленной и провокационной.
Давайте абстрагируемся от упоминания каких-либо национальностей. Вы только представьте, что выходит сейчас фильм о том, что одну национальность угнетают и готовят секретный указ о еще больших гонениях. А в защиту этой национальности выступит мифическое существо, исполин сметающий все под ногами. Тут ведь сразу же пойдут дискуссии, споры и обсуждения. Сама по себе картина отойдет на второй план. Все будут обсуждать имеют ли место на момент гонения и скрытый агрессивный посыл. В общем, искусство растворится в пылу страстей человеческих. Думаю, что также и произошло с «Големом». Создатели постарались сделать все, чтобы выдержать такт и не разу не перешли в обсуждение вопросов сионизма и антисемитизма. Они просто и обстоятельно рассказали интересную пражскую историю. Прага ведь невозможна без Големов. Так уж повелось.
Но все равно, я уверен что те кто хотел увидеть в этом фильме оскорбление — увидели его. Причем, как одни, так и другие. Все же страшный монстр нагоняющий жути на город, созданный хитрыми мудрецами, да еще и с известной звездой на груди…
Если же говорить о самом фильме, так он на меня особого впечатления не произвел. Тут не будет натурных съемок Праги. Не будет и изысканных декораций. Психологизм повествования сведется к обусловленной сюжетом интриге, обставленной в преимущественно театральной стилистике. Хотя, конечно же «проходки» Голема придадут картине вистов.
Единственное преимущество ленты — сам Голем. Пауль Вегенер, режиссер и актер, талантище, обладал более чем высоким ростом — два метра без малого. То, как он проработал повадки Голема, уверен послужило потом основой для сценических моделей Франкенштейнов и Терминаторов. Таким он и останется в моей памяти — с звездой на груди и большущим молотком, неповоротливый как биоробот. Ирония судьбы, но Вегенер после трех фильмов про Голема — надежду угнетенной нации, пришлось в 40-х сниматься в нацистском кино. Такой книксен фортуны — иметь талант и расходовать его на пропаганду, пусть и незаурядную. Из крайности в крайность.
5 из 10
10 декабря 2013