Оборона Севастополя
6.7
5.8
1911, военный, история
Российская империя, 59 мин
12+

В ролях: Андрей Громов, Иван Мозжухин, Валентина Аренцвари, Павел Бирюков, Борис Борисов
и другие
Российский документально-игровой фильм о Крымской (Восточной) войне.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Оборона Севастополя

год: 1911
страна:
Российская империя
режиссеры: ,
сценаристы: , ,
продюсер:
видеооператоры: Луи Форестье, Александр Рылло
композитор:
художник: Вацлав Фестер
жанры: военный, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 5 июля 2006 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 59 мин

Постер фильма «Оборона Севастополя», 1911

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Оборона Севастополя», 1911

«Я не уйду из Севастополя ни живым, ни мёртвым». (Н.С. Нахимов)

Пионер российского кинематографа Василий Гончаров совместно с предпринимателем Александром Ханжонковым в 1911 году поставил первый и самый масштабный полнометражный документально-игровой фильм в Российской империи - «Оборона Севастополя» (другое название - «Воскресший Севастополь»). Операторами были выбраны француз Луи Форестье и русский Александр Рылло. Картина посвящена Крымской (Восточной) войне и содержит эпизоды с участием таких исторических личностей, как граф Тотлебен, адмирал Нахимов, адмирал Корнилов, матрос Кошка.

Гончаров, у которого были сложные отношения с Ханжонковым, к тому моменту уже не сотрудничал с известным предпринимателем. На предложение Гончарова снять сверхдорогой фильм об обороне Севастополя, Ханжонков дал согласие, однако поставил условие: режиссёр должен лично поехать в Петербург и в императорской канцелярии ходатайствовать о выделении средств из казны на съёмку столь масштабной исторической картины. Поездка получилась успешной: Гончаров заручился Высочайшей поддержкой. При бюджете в 40 тысяч рублей к работе над фильмом была привлечена большая группа историков и военных консультантов (под руководством военного историка М. Ляхова), которые помогали максимально точно воссоздать реалии сражений под Севастополем. Съёмки проходили на местах исторических битв. Поддержка императора позволила во время съёмок использовать неограниченное число статистов из военнослужащих регулярных подразделений Русской армии. Гончаров снова использовал новые режиссёрские приёмы: параллельный монтаж, съёмки макетов, съёмки с верхней точки, первая в мире съёмка батальных сцен сразу двумя аппаратами, с панорамированием и сменой ракурсов.

Необычной оказалась и ситуация, связанная с прокатом фильма: Ханжонков, не собирающийся мириться с убытками в силу ограниченной сети кинематографов в стране, изобрёл и осуществил новую схему проката - он передавал за наличный расчёт владельцам кинотеатров исключительные права на демонстрацию картины на территории городов и губерний, выдавая им любое необходимое число позитивных копий фильма по цене обработанной плёнки. В результате находчивый кинопредприниматель не только окупил потраченные на производство ленты средства, но и добился получения значительной чистой прибыли.

В выборе Гончарова снять фильм о войне усматривается закономерность, исторически обусловленная участием России в бесчисленном количестве боевых действий. В «Обороне Севастополя» он, определённым образом, тяготеет к отечественным философам и писателям, размышлявшим о русской ментальности через призму войны и мира. Немой кадр Гончарова без прикрас показывает все грани войны: от серьёзных лиц главнокомандующих, которые не сдерживают себя в эмоциях по поводу стратегии ведения боевых действий, до простых солдат, не отказывающих себе в том, чтобы просто потанцевать в перерывах между сражениями. Кино удивительным образом понятно без слов, оно ведёт диалог со зрителем на инстинктивном уровне.

В СССР продолжится тенденция обращения к прошлому страны, однако «Оборона Севастополя» останется примером идеального исторического фильма о войне, содержащего, помимо игровых сцен, документальные кадры с непосредственными участниками показанных военных действий - ветеранами обороны города Севастополя 1854-1855 годов.

7 из 10

13 апреля 2023

И Москва не сразу строилась

«Оборона Севастополя» — первый полнометражный русский фильм. Конечно, фильмом это назвать сложно, но у всего есть свои корни. Для тех времен это было нечто невообразимое, я, когда смотрел, постоянно удивлялся тому, что фильм был снят более ста лет назад. Ставить оценку этот фильму я не берусь, потому что это, как минимум, глупо. Стали бы вы оценивать, ну скажем, первый телефон или телевизор? Я думаю, вряд ли.

Лично меня интересовал сам фильм как исторический реликт. Первые шаги в области операторской работы — панорамирование и смена нескольких ракурсов, в области актерского мастерства, в области написания толкового сюжета и сценария, особенно заставила задуматься сцена, где в одном кадре веселятся и танцуют, а в другом готовятся отпевать тела погибших. Могу сказать, что у этого фильма есть один огромные плюс, который действительно превосходит некоторые киноленты для массового зрителя в России. Это идея. Заложить в эту самую идею событие, от которого веет духовностью и народным героизмом. Такое редко встретишь сейчас в российском кинематографе. Обычно смотришь либо, к примеру, какой-нибудь шлак-комедию с туалетным юмором, либо военную драму, приправленную «ложным» патриотизмом.

Если вы собираетесь связать свою жизнь с данной сферой или побольше узнать историю русского кинематографа — фильм для вас, исключительно в образовательных целях. Нельзя забывать, что благодаря таким «ископаемым» кино стало таким, каким мы все его сейчас знаем и любим.

27 ноября 2018

Любимый фильм десятилетия: 1910е

Российская империя. Некоторым кажется, что она вечно отставала от передового Запада. Даже кинематограф сюда пришел не в 1895, а в 1896-м. При этом эти некоторые забывают, что первый в мире публичный киносеанс сам состоялся только в конце декабря 95го.

К чему это я? Да к тому, что в 1911 году, за 4 года до всем известной исторической постановки «Рождение нации» Гриффита, которая вошла в учебники киноистории, в отсталой России снимается «Оборона Севастополя».

Александра Ханжонкова можно до сих пор считать великолепным продюсером, который знает свое дело. Решив поставить такую беспрецедентную картину, он не ограничился двумя десятками статистов и парой непонятных сцен. Нет. Во-первых, он позвал режиссировать ленту Василия Гончарова, который на тот момент зарекомендовал себя несколькими «историческими» короткометражками (другого не снимали еще), в числе которых была «Жизнь и смерть Пушкина». Вероятно, Ханжонков понимал, что Гончаров то знает свое дело. Далее. Он каким-то образом, но довел новость об идее фильма не куда-нибудь в минкульт, а до самого императора Николая II. И царь распорядился, чтобы над фильмом работали историки и военные консультанты. Более того, к съемкам разрешили привлечь регулярные армейские подразделения. Фильм снимался в самом Севастополе, и уже 26 октября 1911 года его показали царской семье, которая тогда остановилась в Ливадийском дворце. Что же увидели тогда эти зрители?

«Оборона Севастополя» — первый в России (если не в мире вообще) полнометражный фильм. Здесь (для зрителя начала века) воистину увлекательный и даже трагичный сюжет о героической обороне и сдаче Севастополя во время Крымской войны. Данная тема сама по себе достаточно драматична и наделена харизматичными лицами: адмиралы Нахимов и Корнилов, хирург Пирогов, матрос Петр Кошка, сестра милосердия Дарья и др. Все они и многие другие представлены в этом фильме.

В фильме множество батальных сцен. Да он почти весь из них состоит. Конечно, современному зрителю трудно оценить эти устаревшие (во всех смыслах) съемки, где с трудом отличаешь «наших» и «врагов» (многие русские к тому же бегают по полю боя в форме современного тогда образца, а не середины 1850-х). Но зрителя начала двадцатого века эти сражения поражали не меньше, чем битвы «Властелина колец» — зрителей начала века двадцать первого.

Да, картина все-таки не вышла великолепной. Помимо уже озвученных «ляпов» есть такие грехи как сцена затопления флота, где топят не флот, а какой-то развалившийся плот. Некоторые сюжетные нюансы останутся непонятными для зрителя, незнакомого с реальной историей (кого там матрос Кошка на себе тащил? живого? мертвого? своего? чужого? без ста грамм не разберешься). Порой действительно не хватает поясняющих интертитров (некоторые из имеющихся вообще вводят в заблуждение со своими неверными датами).

Однако, в целом, картина даже сейчас довольно «смотрибельна», стоит лишь включить вместе с ней саундтрек современных блокбастеров. Последние два эпизода ленты впечатляют один больше другого. Если первый показывает, как из осажденного Севастополя совершалась эвакуация (опять-таки большое количество массовки), то второй вообще исторически ценен сам по себе. Дело в том, что этот последний эпизод уже не постановка, он содержит документальные кадры ветеранов Крымской войны, которые дожили до 1911 года. Причем среди них не только русские (с вышеупомянутой Дарьей Севастопольской), но и французы и даже англичане. Самые последние кадры знакомят нас с памятниками на месте русских бастионов, памятниками Корнилова, зданием Панорамы (тогда еще их не окружили деревья), памятником затопленным кораблям и Нахимову (первый вариант, который снесли большевики, а не его копия, что стоит в городе сейчас немного в другом месте).

Фильм своего рода пионер в нескольких направлениях кино. И к нему нужно относится уже не только как к художественному произведению (довольно примитивному с высоты современности), но и даже как к двойному историческому источнику. Любителям кино и истории желательно хоть немного, но ознакомиться с этим фильмом.

29 мая 2014

Заметки киноманьяка: Оборона Севастополя

Однажды в Голливуде сняли фильм. Ммм… Да, смешно.

Попробуем ещё раз.

Однажды в Голливуде сняли очередной фильм. Трогательная история любви, милейшие существа, коим судьба подстраивает козни — но существа преодолевают все препятствия и уплывают на корабле в светлое будущее. Кино получилось длинное, красивое, ужасно дорогое — действие происходит в начале ХХ-го века, сентиментальное… но невыносимо скучное. То есть всё хорошо, кино хорошее, но вот как-то так — на один раз и то не до конца. Ну, ни о чём, в общем. Режиссёр пробовал доснимать красивые трогательные и ужасно дорогие сцены, потом монтажёр там что-то мешал эпизоды туда-сюда… Только ничего не помогало. Как было никакое кино, так и осталось. И уже почти решили плюнуть и выпускать как есть, заранее смирившись с провалом, как откуда ни возьмись — маленький еврейчик, чьё имя история замалчивает. И говорит он боссам — дайте мне, мол, материал на пару дней, я вам всё исправлю. Подумали боссы и согласились — чего там терять!

И вправду, через несколько дней маленький еврейчик притаскивает в студию переделанное кино. Расселись боссы в тёмном зале и начали смотреть. А там — ровным счётом ничего не поменялось. Вот как были сцены, так и идут, в том же порядке и с той же скоростью. И когда недоумённое ворчание боссов достигло предела — как увидели они, что дело плохо — главные герои фильма, как и было задумано автором, садятся на корабль и уплывают в светлое будущее. Вот только на корме корабля вполне отчётливо прочитывалось его название: «Титаник». Так был спасён очередной голливудский фильм.

На этом, собственно, можно было и закончить заметку об Обороне Севастополя.

Но для тех, кто не смотрел или для тех, кто не догадался: Фильму Оборона Севастополя в октябре исполнилось ровно сто лет. То есть это a priori комедия. В общем-то, так оно и было — маленькие смешные человечки гоняются друг за другом с ружьями по холмам, неподалёку от которых предполагается город-герой Севастополь, стреляют друг в друга и красиво умирают. Одни человечки умирают в смешных иноземных костюмах — турецких, английских и французских, другие — в русской красивой форме. Время от времени показаны подвиги русских солдат, вернее, ты каким-то чутьём догадываешься, что происходит подвиг, но не до конца уверен. Самый смешной из них — когда матрос Кошка берёт вражеского языка в плен. Причём действительно берёт — проползя по-пластунски по чернозёму в сером маскхалате в двух метрах от пары вражеских часовых, он взваливает одного из них к себе на спину как-то за подмышки и стремительно убегает из кадра. В фильме принимали участие настоящие русские солдаты и матросы, и от этого все боевые схватки принимали вид весёлой свалки. Потолкавшись, кто-то кого-то гнал прочь — то ли наши, то ли наших — оставив на поле боя тела раненых бойцов. Мгновенно появлялись санитары с носилками и, погрузив кого-нибудь на них — что не всегда получалось с первого раза, печально брели в тыл.

В конце концов русские войска отступают-таки из города — его разрушенный образ передан с помощью дымящегося картонного домика, видимо, на окраине, мимо которого долго-долго проходят усталые и расстроенные жители и солдаты, иногда оборачиваясь и грозя головными уборами невидимому врагу.

Я люблю немое кино. Что бы ни происходило на экране, ты всегда останешься как минимум в настроении — потому что оно очень смешное. Всегда.

Оборона Севастополя — не исключение.

До того момента, когда на экране возникает надпись: «Русские Ветераны».

Камера показывает старичков и старушек, выстроившихся как для большой коллективной фотографии в несколько рядов. Их немного — человек двадцать максимум. Всё-таки прошло почти шестьдесят лет. Они некоторое время стоят, а потом медленно, по одному, подходят близко-близко к камере, снимают свои шапки и смотрят тебе в глаза. Очень неторопливо, уступая друг другу, старички — бывшие солдаты, матросы или офицеры, старушки — бывшие медсёстры, поблёскивая медалями.

Подходят к камере по очереди, смотрят тебе в глаза. И уходят.

Навсегда.

12 апреля 2013

Артефакт

Это конечно ещё не кино, это артефакт. Бесценный. Озвучка Летова и Со. великолепна.

В фильме есть удивительные и абсурдные кадры, странности съёмки, нелепые постановки боёв. Но и впервые: съёмка на две камеры. Но и впервые полный метр, историческая постановка такого масштаба и многое ещё впервые.

Сейчас это смотрится уже не как оборона Севастополя, а как история кинематографа. Очень интересно.

Лучшие сцены (помимо документальных с ветеранами): поп поднимающий дух русских солдат; солдатик стоящий на бастионе без оружия (актёр растерян и не знает что ему делать); сцена «Между жизнью и смертью», когда на переднем плане танцуют и поют, а на заднем два солдатика, один лежит, а второй как будто бы ударяет его прикладом винтовки и совершенно непонятно, что они делают; сцена смерти Корнилова — довольно страшная, хотя конечно очень нелепая на современный взгляд.

22 ноября 2011

Кино для царской семьи и двора.

«Оборона Севастополя», поражавшая новизной, постановочным размахом, зрелищной выразительностью. Невероятной казалась и продолжительность фильма: один час сорок минут. Эпизоды из истории Крымской войны 1853—1856 годов были приближены к действительности и перемежались документальными съемками с подлинных мест событий.

Картина тщательно готовилась фирмой «А. Ханжонков и К» с помощью историков и военных консультантов, использовавших свидетельства очевидцев и участников боев.

«Оборона Севастополя» не является прямой экранизацией какого-либо конкретного произведения, хотя влияние литературных художественных произведений и мемуаров о Крымской войне на этот фильм было несомненным.

Художники Б. Михин и В. Фестер написали хорошие декорации. В костюмерной Пинягина были отобраны сотни мундиров и предметов амуниции для русских солдат и матросов, оборонявших Севастополь, а также дли французов, англичан, турок и сардинцев, осаждавших крепость. Особое внимание было уделено костюмам руководителей героической обороны — адмирала Нахимова и генерала Тотлебена. Было заготовлено несколько мешков дымовых гранат, куплена новая съемочная камера.

Авторы искусно перемежают сцены трагические комическими, массовые — камерными. И это был, по-видимому, сознательный прием, позволявший избежать однообразия, монотонности в показе однородных по содержанию картин.

При съемках на натуре режиссеры и операторы уже довольно часто перемещают камеру с места на место, снимают батальные сцены под разными углами и даже панорамируют. Особенно высокое мастерство режиссеры и операторы продемонстрировали в массовых сценах. Атаки, рукопашные схватки, передвижения войск не только хорошо сняты, но и прекрасно организованы.

Заканчивается фильм документальными кадрами, показывающие ветеранов Севастопольской обороны, которые дожили до 1911 года — и русские, и их былые противники-французы — теперь седобородые старики и бабушки в темных платках. Они сняты сначала в группе на фоне монумента в память о Крымской войне. Потом поочередно, по старшинству и по заслугам, они встают, подходят близко к камере, приветствуют зрителей и уступают место своим товарищам.

«Оборона Севастополя» по праву признана вехой в истории кино. Здесь впервые была освоена эстетика военного фильма, разработаны принципы подхода к историческому материалу — то, что впоследствии назовут «реконструкцией события».

29 августа 2010

Военный фильм Оборона Севастополя появился на свет в далеком 1911 году, более полувека тому назад, его режиссерами являются Василий Гончаров, Александр Ханжонков. Кто играл в фильме: Андрей Громов, Иван Мозжухин, Валентина Аренцвари, Павел Бирюков, Борис Борисов, Александра Гончарова, Борис Горин-Горяйнов, Владимир Максимов, Ольга Петрова-Званцева, Николай Семёнов, Арсений Бибиков.

Страна производства - Российская империя. Оборона Севастополя — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.