Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.7 |
IMDb | 5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жизнь и смерть Пушкина |
год: | 1910 |
страна: |
Российская империя
|
режиссер: | Василий Гончаров |
сценаристы: | Василий Гончаров, Макарова |
видеооператор: | Альфонс Винклер |
жанры: | драма, короткометражка, биография |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 5 мин |
Пятиминутный короткометражный фильм Василия Гончарова, снятый в Московском отделении французской киностудии «Гомон» по собственному сценарию, написанному совместно с Макаровой, посвящён жизни великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина, роль которого исполнил Владимир Кривцов.
Гончаров, будучи драматургом, питал слабость к произведениям русского классика. Его первые фильмы, «Русская свадьба XV столетия» и «Русалка», пропитаны атмосферой пушкиновских сказок. Кинолента «Мазепа» и вовсе была снята по мотивам поэмы Пушкина «Полтава», а последний из сохранившихся до наших дней фильмов Василия Гончарова, «Братья разбойники», был поставлен по одноимённой незаконченной поэме Александра Сергеевича.
Продолжая поиски собственного режиссёрского стиля, Гончаров прибегает к таким приёмам, как ускоренный видеоряд с целью показать быстротечность жизни классика русской литературы, актёрская игра с тяжело считываемой мимикой и утрированными эмоциями, скомканность действий, а также стремление обогатить сценарий историческими персоналиями. Примечательно, что после премьеры в 1910-ом году фильм подвергся жёсткой критике со стороны российского общества: говорили об исторической недостоверности, неубедительной актёрской игре и слабой режиссуре. Несмотря на это фильм довольно долго шёл в прокате.
В будущем постановку биографических фильмов продолжат соотечественники Гончарова - Евгений Бауэр («Революционер», «Набат») и Яков Протазанов («Андрей Кожухов»), с той лишь разницей, что объектом их исследования будут жизни простых рабочих, ведущих борьбу за свои права. Для Василия Гончарова «Жизнь и смерть Пушкина» это, безусловно, не самая удачная попытка обратиться к истории русской культуры, однако она добавила ему профессионального опыта, и представляет интерес для современного зрителя, в первую очередь, потому, что является одной из первых отечественных кинолент.
5,5 из 10
16 апреля 2022
Первый настоящий режиссёр российского кино Василий Гончаров очень любил творчество А. С. Пушкина, оттого поставил по его произведениям несколько фильмов. А в 1910 году Гончаров снял первый биографический фильм и, конечно, о Пушкине.
Василий Гончаров, как и все остальные тех лет, мало что понимал в киноискусстве, оттого двигался на ощупь, интуитивно. Например, одно время он считал, что главное, чтобы актёры уложились в точно отведённое время, оттого и снимал с секундомером. Зато ко времени создания почти полнометражного фильма «Оборона Севастополя», ключевого для нашего кино тех лет, режиссёр подошёл сложившимся художником.
Впрочем, и в этом 5-минутном фильме постановщик достиг некоторых высот, пусть во многом неосознанно. Беглый экскурс по жизни Пушкина напоминает нам не только о великом писателе, погибшем в расцвете лет, но и о скоротечности человеческой жизни. Кажется, что всё пролетело, как миг. Вот и сам Гончаров умер в 54 года, так и не увидев расцвет кино. Но именно благодаря таким романтикам, как он, позднее появились Сергей Эйзенштейн и Сергей Юткевич, Всеволод Пудовкин и Лев Кулешов, Яков Протазанов и Дзига Вертов, сформировавшие язык кино в нашей стране.
А Гончаров был практиком, ничуть не интересуясь теорией. Но задолго до Эйзенштейна в «Обороне Севастополя» Гончаров применял тот самый параллельный монтаж, позже названный гриффитовским, снимал с верхней точки, использовал макеты. И только чтобы создать эффектные сцены сражений. Вот и в биографии Пушкина он так же интуитивно вышел за пределы сюжета, создав притчу о скоротечности жизни, где рождение рифмуется со смертью, а человек, каким бы он ни был великим, всё равно боится умирать, пусть даже и с осознанием будущей особой заботы государя-императора о его семье.
7 из 10
11 сентября 2017
Для режиссера Василия Гончарова долгое время основной задачей было уложить всю сцену в отведенное время. Гончаров с секундомером устраивал безумную гонку на съемочной площадке и Ханжонков специально ввел должность помощника режиссера, предназначение которого заключалось в сдерживании эмоциональных порывов Гончарова. Тогда и появилась впервые в мире такая профессия.
В этом фильме режиссер превзошел самого себя в скорости, успев уместить всю жизнь поэта в пять минут. Жизнь Александра Пушкина мелькает со скоростью разухабистого литерного поезда, каждый эпизод при этом завершается чтением стихов, будь то игра в снежки или прием у императора. Скоротечность бытия выглядит комично и легкомысленно, что разумеется не умаляет интереса к этой оригинальной картине.
5 из 10
7 марта 2012
Удивительно, как смогли в пятиминутный хронометраж уместить жизнь великого поэта, начиная с обучения в Лицее! Более того, перед картинкой зимы в Лицее на долю секунды мелькнул кадр, если не ошибаюсь, маленького Саши Пушкина с мамой или няней!
В картину так же вошли: знаменитая сцена чтения Пушкиным своих произведений писателям и поэтам, посещение поэтом Государя Императора, вечер Пушкина (где зритель знакомится с Натальей Гончаровой и Дантесом), дуэль и, собственно говоря, смерть.
Если взять годы жизни Александра Сергеевича и поделить на хронометраж — выйдет примерно по 7,5 лет жизни в минуту! Становится понятно, почему в фильме так всё поспешно и суетно. С другой стороны мы видим, как быстро пролетела и оборвалась жизнь великого русского поэта.
Одной из первых (может быть и первой) биографических отечественных картин заслуженно ставлю «8»: достойная работа; смотреть можно, нужно и интересно. За выдержку, как никак уже почти столетие, и за отечественную кинематографию добавлю ещё балл.
Итог: 9 баллов и рекомендация к просмотру!
8 из 10
20 июля 2009