Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.4 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Великолепный волшебник страны Оз |
английское название: |
The Wonderful Wizard of Oz |
год: | 1910 |
страна: |
США
|
режиссер: | Отис Тернер |
сценаристы: | Отис Тернер, Лаймен Фрэнк Баум |
продюсер: | Уильям Николас Селиг |
жанры: | фэнтези, приключения, короткометражка |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 24 марта 1910 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 13 мин |
Этот фильм сразу остро напоминает два других кинопроизведения тех же лет: фильмы Жоржа Мельеса, в особенности вышедшее двумя годами позже «Завоевание полюса», и российскую «Понизовую вольницу». Первое — в связи с изобилием спецэффектов (хотя значительно менее качественных), второе — с крайней сюжетной невнятицей и постоянной толкотней в кадре. Тёрнер как будто боится хоть на секунду оставить кадр без движения, всегда там кто-то ёрзает и перебегает с места на место. Кроме того, почти всегда в кадре находятся если не все, то большинство занятых в фильме персонажей. Это создает ужасную суматоху и толчею. Прибавьте сюда, что фильм длится 13 минут — и станет ясно, что люди, не знакомые с литературным первоисточником, ничего не поймут из фильма. Даже титры тут не в меру лаконичны.
Помимо собачки Тото с Дороти почему-то путешествуют осёл и корова, и это — главные звезды фильма. Фактически, они едва ли не чаще оказываются в центре внимания, чем сама девочка из Огайо. Не знаю, почему Отис Тёрнер решил, что осел и корова — основные составляющие успешного кино, но в моем случае он не прогадал. Жуткие костюмы, поведение на грани припадка и просто вопиющая неуместность этих персонажей обеспечили истерический смех почти на всем протяжении фильма. А вот Страшила пугает. У него маска несколько в стиле «Silent Hill» и такие же движения — никогда я так пронзительно не осознавал, что он — ожившее чучело, и это довольно жутко. Железный Дровосек на этом фоне как-то теряется, ярких сцен у него нет, так же как и Тотошка со Львом явно уступают корове и ослу. Нужно ещё отметить летучих обезьян с изящной балетной пластикой да команду красавиц на подтанцовке в сцене конструирования воздушного шара.
Спецэффекты не то чтоб плохи, но явно не в первом ряду для своего времени — особо отмечу смерч, ещё один чудесный источник смеха. Зато их много — Тёрнер помнит, что снимает сказку, и во всех сценах что-то появляется, превращается, исчезает… Декорации немного аляповаты, но их, как уже сказано, за толпой персонажей почти не видно.
Фильм Тёрнера — едва ли хорошее, но очень забавное кино, интересный образчик самого раннего этапа развития кинематографа и замечательный материал для сравнения со всем известной экранизацией 1939 года. Как минимум неколько минут смеха фильм Тёрнера гарантирует.
6 из 10
30 ноября 2014
The wonderful wizard of oz — первая экранизация более чем шикарного романа Франка Баума 1900 года. Абсолютно бешеная, сумасбродная экранизация, позвольте сказать. Огромное количество массовки, смена декораций, летающие феи на канатах, устрашающая ведьма Момба — мне даже спустя сто лет после постановки было немного не по себе от увиденного. Танцующие животные и Тотошка размером с неплохого теленка — это не кажется смешным, но и совсем детской сказкой не назовешь.
Композиции, сопровождающие немые фильмы, играю огромную роль в происходящем. Ввиду отсутствия реплик героев музыка задает основное настроение и сопровождает зрителей на протяжении всей картины. Всеми любимые мелодии как нельзя лучше вписались в сцену двора волшебника, и стихийного урагана, унесшего Дороти далеко от родного дома.
Детализация картинки порой создает трудности в воспринимаемости действия, но привыкается быстро. Детская сказка на все времена, эта картина и спустя век не утрачивает своей актуальности. Фильм, конечно, имеет не только ценность, как антиквариат, но и остается довольно четкими эмоциями в вашей памяти.
9 из 10
23 января 2010
Вот она, родимая — самая первая мини-экранизация по меньшей мере культового «Волшебника страны Оз» Фрэнка Баума. Не обманулся — впечатление отличное, драйва в картине полно, так что посмотреть его можно не только из исторического интереса. Однако это явно не детский фильм. Думаю, если бы мне посчастливилось увидеть это в возрасте пяти-шести лет, я бы очень сильно напугался и залез под стол, а человек, играющий роль сумасшедшего козлика, ещё долго являлся бы мне в ночных кошмарах. Работа, прямо скажем, умеренно сюрреалистичная и мистически мрачноватая, даже если учесть время её создания. Да и саундтрек из «Щелкунчика» мне попался не самый весёлый.
Весомый плюс — нет халтуры в спецэффектах, как в том же древнем «Носферату». Вращающий стог сена ураган просто потрясает всем своим трэшевым великолепием, внезапные хаотичные полёты героев по экрану не могут не впечатлить (учитывая, что тросов-канатов не видно), ведьма со странным именем Момба исчезает на удивление правдоподобно, ну и в ключевой, по-моему, сценке с превращением мелкой шавки Тотошки в здоровенного пятнистого бульдога-монстра, по размерам идентичного льву, тоже чувствуется серьёзная авторская креативность.
Отдельная статья — костюмы. Упомянутые Козёл, Бульдог, Лев и ещё какое-то непонятное четырёхлапое существо с хвостом — все вместе и по отдельности они смотрятся очень здорово, причём не только смотрятся, но и играют (особенно меня заворожил непринуждённо почёсывающийся Лев, который тут кстати совсем не трусливый, а скорее снисходительно-флегматичный по отношению к творящемуся вокруг него безумию). Здесь кстати всплывает и ещё одна замечательная фишка — редко когда я встречал такое нагромождение актёров в кадре. Декораций порой практически не видно — на микроскопическом закутке площадки постоянно тусуется солидная куча народа, причём это не просто переминающаяся с ноги на ногу массовка, а крайне активная и периодически пускающаяся в пляс толпа (вообще-то это скорее немой мюзикл, чем немой фильм). При этом, даже когда под конец ленты в кадре появляются настоящие лошади и верблюд (!), никто ни на кого не наталкивается — хореографически всё спланировано очень грамотно.
В заключение сообщу, что сюжетной канве книжки и её многочисленных попсовых экранизаций эта работа следует довольно условно, что однако никак не отражается на узнаваемости всех или почти всех её персонажей. А это в данном случае и есть самое главное.
8 из 10
8 декабря 2008