Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Казнь Марии Шотландской |
английское название: |
The Execution of Mary, Queen of Scots |
год: | 1895 |
страна: |
США
|
режиссер: | Альфред Кларк |
продюсер: | Томас А. Эдисон |
видеооператор: | Уильям Хейз |
жанры: | ужасы, короткометражка, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 28 августа 1895 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 мин |
Подобно как и перед первым официальным фильмом «Прибытием поезда на вокзал Ла-Сьота» был «Завтрак младенца», так и перед официальными ужасами «Замок дьявола» была своя предтеча – «Казнь Марии Шотландской».
В данной короткометражке, длящейся около полуминуты (мне повезло смотреть с оформлением – голосовым и музыкальным) мы собственно наблюдаем королеву, ставшую на коленях и положившую голову на плаху. Ну и, думаю, чего греха таить, тут спойлер в названии!..
Мы, зрители XXI века, насмотревшиеся всего-всего, конечно, не остались обманутыми. И понимаем, и знаем чудеса кинопроизводства (в том числе и данного короткометражного фильма!). Но зрителей, которым кино было в диковинку «Казнь Марии Шотландской» была представлена иначе. С напускной таинственностью. Люди смотрели не только на живые движущиеся фотографии, но и всерьёз были убеждены, что видят настоящую экзекуцию!!!
Нам-то что? Вот тут, мы умничаем, даже бутафорскую кровь не завезли. А вот тут – понятное дело! – манекен!..
Для людей почти полтора столетия назад увиденное было настоящим шоком! Хотя, на деле, здесь не только игровое кино с живыми актёрами (Роберт Томас и др.), но и первый фильм, в котором, если не говорить о хорроре, то уж точно впервые показано ультранасилие.
А заодно это первая псевдодокументалистика и первый исторический фильм! А также здесь впервые был применён монтаж!.. В общем, с этим фильмом даже прокатывались, покуда он не надоел зрителям… (А вот тут прям всё, как у нас в наши дни!)…
10 из 10
26 декабря 2023
До возникновения кинематографа постановочные сцены смерти могли наблюдаться только в театре и по понятным причинам выглядели не слишком правдоподобно, да и ограничивались обычно тем, что актёры изображали шок и пошатывались с мечами, зажатыми между локтем и боком. Поэтому не удивительно, что первый игровой фильм стал именно триллером, когда появилась возможность заменить живого актёра на манекен незаметно для зрителя.
Речь, конечно, о самых неискушённых зрителях, поскольку в наши дни неидеальный монтаж короткой «Казни Марии Шотландской» бросается в глаза. Когда мрачный палач опускает топор, то происходит бескровное отделение головы от туловища приговорённой Марии. Наибольшие претензии, конечно, возникнут у анатомов, которые обязательно заметят неестественность происходящего. Но фильм снят в далёком 1895 году, причём, ещё до официального рождения кинематографа, и для первого триллера в этой категории изобразительного искусства убийство жестокой королевы – это безусловный прорыв.
С точки зрения историчности «Казнь Марии» – чистейший вымысел, поскольку легендарная Мария Кровавая умерла в своей постели от лихорадки. Скорее всего, целью фильма было показать возмездие (пускай и символическое) самой жестокой королеве Англии, времена правления которой ознаменовались чередой расправ над протестантами и конкурентами на престол. История показывает нам, что людям свойственно помнить плохое даже спустя века, и эта злопамятность останавливает тиранию при жизни последующих поколений. Интересно, что в роли Марии снялся мужчина – в наши дни такое случается крайне редко. Антураж Средних веков воссоздан настолько, насколько требовалось для короткой видеозаписи. Рыцари, большой топор, королевское платье. Просто, но со вкусом.
Казни, пугавшие население в Средние века за неимением возможности посмотреть ужастики, шагнули в кинематограф в момент его рождения, и категория триллеров процветает до сих пор. Такое наследие оставила эта лента.
10 из 10
13 сентября 2021
Человек бесконечно может смотреть на три вещи: как горит огонь, как течет вода и… как другому человеку сносят голову гигантским топором! Я утрирую, конечно, но традиция собираться на людных площадях и наблюдать, как вешают, обезглавливают, побивают камнями, четвертуют, /вставить сюда свою любимую казнь по вкусу/, известна с давних времен. Кто знает, быть может, сегодня просвещенное человечество все реже балуется подобным лишь по той простой причине, что теперь мы можем лицезреть все эти радости на киноэкранах.
Идея показать смерть человека, пускай и разыгранную, но до жути правдоподобную, одновременно и гениальна и банальна, поскольку нет ничего удивительного, что она пришла людям на ум, как только у них появилась возможность её реализовать. Заголовок данной картины гласит, что в ней отрубают не абы какую голову, а самой Марии Стюарт. Однако, за исключением нарядом соответствующей эпохи, имя жертвы палача не имеет значения. Задача этих 18 секунд не познакомить вас с трагической историей британской короны, а удивить, шокировать и, конечно же, заставить пересмотреть сие творение еще раз. Ведь показывалось оно не на большом экране (Люмьеры напугали всех своим приближающимся поездом чуть позже), а посредством кинетоскопа, странной штуковины, смотреть в которую нужно было как в замочную скважину, в одиночестве, одним глазком, и сгорбившись. Ну и, разумеется, платить за каждый просмотр золотой. Не трудно догадаться, сколько монеток накидали зрители, стараясь повторно поглазеть на процесс отделения головы от туловища.
«Казнь Марии Стюарт» носит множество титулов: и первый художественный фильм, и первый фильм со стоп-кадром и т. д. и т. п. Но, как по мне, направленность на коммерциализацию и попытка развлечь человека насилием дают картине полное право называться «первым блокбастером», пускай и с большой натяжкой, но все же. Не знаю, сколько там старик Эдисон заработал, однако направление было задано, пускай и развиваться стало много-много позже.
Само обезглавливание может заставить вас вздрогнуть, но современному зрителю, особенно при повторном просмотре, увидеть склейку в момент замаха топора не составит труда. Зато полнейшая тишина и ужасного качества картинка, как это ни странно, создают довольно жуткую атмосферу и ощущение реальности, пускай и обусловлены они техническим несовершенством. Учитывая, на какой аппаратуре приходилось работать создателям, стоит сказать, что им удалось добиться главного — произвести впечатление на обывателя и поразить его возможностями новой технологии.
А потом были Люмьеры…
21 декабря 2016
Короткометражка продолжительностью меньше минуты, ставшая отправной точкой в истории кинематографа.
Вышедшая в год первых знаменитых публичных показов братьев Люмьер, «Казнь Марии Шотландской» осталась в тени так называемых отцов основателей кинематографа, а имя Альфреда Кларка неизвестно даже самым отъявленным киноманом. Не удивительно, сняв две короткометражки, Кларк больше не отметился на поприще кинематографа, но вторую и последнюю его работу можно считать первым неуверенным шагом кино и вот почему:
1. Это первое произведение кинематографа, где применяется монтаж.
2. Это первый постановочный кинематографический фильм.
3. Это первая кинематографическая реконструкция исторических событий.
4. Это первое костюмированное произведение кинематографа.
6 из 10
12 января 2012
«Хороший экспериментальный фильм со спецэффектами»
Потрясающая короткометражка! «Казнь Марии Шотландской» — один из первых игровых фильмов, которые сохранились до наших дней. Сюжета тут как такового нет. Все исполнено в лучших традициях Уильяма Диксона и Луи Люмьера. В кадре — Мария, палач с топором и толпа, окружающих ее людей. Мария кладет голову на пенек. Хрясь! И голова слетает с плеч… Стремительно, дерзко, мощно…
Главную роль (роль М. Шотландской) исполнил некто Роберт Томаэ. «Казнь» стала для него первым и последним фильмом. Режиссером выступил Альфред Кларк до этого снявший историческую короткометражку о Жанне Д`Арк. Надо сказать, что в этом фильме, который длится менее, чем 20 секунд проявилось впервые то, что можно охарактеризовать как «атмосферный» фильм. Он пугает и восхищает. За это ставлю ему:
10 из 10
23 октября 2010
К новаторским картинам всегда нужно относиться с уважением, они меняют диапазон ранее дозволенного, отодвигают горизонты. Первый фильм с привлечением профессиональных актеров(которые таковыми и стали как раз после съемки в этом фильме), с присутствием сценария и и с применением стоп-кадра/монтажа.
Не побоюсь этого слова революция в кинематографе, фильм для обязательного ознакомления. Глубокий поклон Мальесу. Я представляю, как раньше пугались люди, думая про форменное убийство на экране (да, что скрывать, я сам вздрогнул в тот момент… глупец.
12 августа 2010
Этот фильм — первый по многим параметрам.
Первый исторический фильм, первый фильм с применением стоп-кадра, наконец, первый фильм, снятый не за время длительности фильма, как было раньше, а дольше. Именно эта деталь характеризовала все фильмы Мельеса, который начал снимать свои фильмы годом раньше и считался изобретателем этих «кино-хитростей».
Также это первый фильм с присутствием сценария и профессиональных актёров. Это первый из первейших фильмов, и его стоит посмотреть.
10 из 10
1 мая 2009