Золото Умальты
5.6
2024, драма, приключения, вестерн
Россия, 1 ч 54 мин
16+

В ролях: Александр Самойленко, Артём Ткаченко, Алексей Шевченков, Софья Эрнст, Павел Деревянко
и другие
Канун революции 1917 года, Хабаровский край, окрестности реки Умальты. Люди в шаманских масках нападают на обоз, убивают охрану и похищают 40 пудов золота. Петроградский золотопромышленник Булыгин теряет все свои сбережения и вернуть золото — его единственный шанс остаться на плаву. Он едет в Хабаровск и набирает отряд головорезов.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Золото Умальты

год: 2024
страна:
Россия
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , , ,
видеооператор: Александра Ромм
композиторы: ,
художники: Василий Бернарделли, Татьяна Макарова
монтаж:
жанры: драма, приключения, вестерн
Поделиться
Финансы
Сборы в России: $592 002
Мировые сборы: $593 554
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 54 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, приключения, вестерн

Постеры фильма «Золото Умальты», 2024

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Золото Умальты», 2024

'Золото Умальты' - псевдоисторический истерн, в котором желание 'сделать как у американцев' бьется в конвульсиях с сериальными съемками в стиле Первого канала

Жанр сибириады, которую ласково на западный манер часто зовут истерном (по аналогии со спагетти-аналогом), точно не отнесешь к неразработанным в российском кино. Самое базовое время - все тот же конец 19 века. Если очень хочется высказаться на тему политики или исторической судьбинушки России, то берут время Гражданской войны, которая шла за Уральскими горами по своим законам

'Золото Умальты', щедро проспонсированная экс-губернатором Хабаровского края, как раз про второе. У владельца местных золотых приисков уводят обоз с золотом. Чтобы вернуть добычу, он собирает банду головорезов (чистая калька с первых 'Пиратов', где Джек Воробей вербовал команду) и пускается в забег в стиле второй RDR

Помимо этого фильм экстраполирует кучей второстепенных и чаще не очень-то и нужных персонажей - от жены воротилы (ужаснейшая София Эрнст) и ее любовника, подловатого офицера (стандартнейшая роль Артема Ткаченко) до американского ковбоя-головореза (скрепный австриец Черни) и целой режиссерской труппой во главе с Богатыревым (режиссер реального фильма). Нашлось место даже Деревянко, но только минут на пять

Глобальный вывод для массового зрителя у 'Золота Умальты' один - у нас есть свой Дикий Запад, свои индейцы (теперь эта роль досталась тунгусам), свое переосмысление догмы, что 'мистер кольт всегда прав', и, конечно, все эти реальности ничем не хуже. Ну разве что меньше растиражированы конвейером массовой культуры. Забавно, что в ущерб антропологической правде, тунгусам отказывают к идентичности, приравнивая их к стандартным мудрым дикарям, чьи шаманы умеют лечить огнестрелы, а проклятие идолов на дорогах реально работает

Непонятно, кто, режиссер или, как сообщают титры, автор идеи, настолько сильно любит фильмы с Клинтом Иствудом или панорамы Джона Форда, но в конкурсе на оригинальность визуальных решений 'Умальта' проиграет разве что ситкомам ТНТ из середины 2010-х. Мучительно терзающая мысль, что всё это мы где-то видели, продырявит зияющую дыру в вашем психике на уровне самого бесячего москита

Сценарий тоже хромает, зачем-то тонет во вторичных, плохо написанных линиях (например, броманс героев Самойленко и Шевченкова или вся история с ребенком) и выбирает худший способ имитировать движение сюжетных арок. В фильме шесть (!) флэшбеков, каждый из которых можно было при желании превратить в короткометражку. Снять нормально природную красоту Карелии и Дальнего Востока не удается то ли из-за дешевой стилизации, то ли из-за излишнего упрощения операторских решений. Пролет - живой комикс face-2-face - снова пролет - диалог по правилу трех третей. И так весь фильм

Очевидное желание наполнить 'Умальту' суждениями о российской доли заканчивается школьным спором о судьбе Гришки Распутина и стандартным противостоянием товарищей и господ. Когда-нибудь про Гражданскую войну все-таки снимут фильм, где не злоупотребят перифразами офицерского 'честь имею', но пока это недостижимая высота исторического переосмысления

Еще один жестокий трюизм - в мире 'Умальты' нет героев, все плохие парни получат свое, соревнуясь в подлости и коварстве. Вполне допустимое ограничения для кино авторского, но увы полное убийство зрительской эмпатии в кино массовом. За кого болеть в этом фильме пришедшему в кинозал соглядатаю, я честно говоря так и не разобрался

Уж точно не за персонажа Софии Эрнст, выглядящей терпимо ровно до того момента, как наступает время первой реплики. Потуги, крики, покусывания губок и сумасшедшие забегания по чайна-тауну имперского Хабаровска - какая-то посредственно сыгранная нуарная femme fatale в мире рюшечек ковбойского вестерна

Как итог, 'Золото Умальты' - фильм, чьи амбиции не умещаются даже в стандартный инструментарий российского кино. Как дипломированный историк, я назову это уходом от всех ответов. Как кинокритик, вторичным протухшим консервом. А как человек с российским паспортом, тихо поворчу, что опять у них всё как-то лучше

30 июня 2024

Неоднозначный фильм требует неоднозначной рецензии.

Визуальная составляющая 'Золота Умальты' вопросов не вызывает за исключением одного нюанса. По какой-то причине в кино стали приглашать не очень фотогеничных актеров. То ли это усталость от точеных и правильных лиц, то ли это желание добавить какой-то 'несуразности' в фильм, сделать его более реалистичным или угловатым. Сложно ответить, но подобный подход раньше встречался только на западе. В нашем кино встречается впервые. Но возможно, это просто субъективная ошибка восприятия автора рецензии.

Стоит отметить красоту показанной в фильме природы. В основном, это не масштабные панорамы, хотя встречаются и они. Можно сказать, что природа демонстрируется крупным планом, но есть в этом какое-то ощущение близости. А в совокупности с мистической музыкой природа предстает в виде чего-то особенного, таинственного и вечного. Это ощущение дополняют колоритные образы 'тунгусов' и их отношение к внешнему миру и его дарам.

Также хороши в фильме костюмы, но судить о том, насколько они аутентичны автору рецензии сложно в силу отсутствия специальных знаний.

При раздумьях о стилистических собратьях этого фильма почему-то вспоминаются два: 'Человек с бульвара Капуцинов' (СССР, 1987) и 'Мертвец' (Германия, Япония, США, 1995). При чем первый по визуальной части, а второй - по духу.

Режиссура и операторская работа также не вызывают каких-либо нареканий. А вот к сценарию есть большие вопросы. Это самая слабая часть фильма.

Авторы сценария решили создать очень сложную структуру сценария как с точки зрения множественности линий, так и с точки зрения хронологии. В итоге получилось, что зрителю очень сложно сохранять внимание и следить за ходом развития событий. Эта 'раздерганность' сценария ведет к тому, что зрителю некомфортно.

Еще одна проблема сценария в том, что в начале фильме возникает ощущение какой-то одной истории, а в середине фильма начинает вырисовываться другая. Также неуместной выглядит линия с ребенком Софьи. Каким образом она помогает раскрыть сюжет - непонятно.

Большое количество действующих лиц, множественность сюжетных линий... Возможно, авторы сценария рассчитывали на то, что подобная сложность будет вызывать желание зрителя посмотреть фильм еще раз, но в результате, возможно, это только его отпугнет.

Нельзя не отметить и странные шутки, вкрапленные в фильм, провозглашаемые со сцены актерами актерами (повторение слова - это не ошибка - прим. автора). Это, своего рода, проявления альтер эго создателей фильма? Или же это сделано в рамках создания аутентичного образа той эпохи?

Завершить рецензию хотелось бы акцентированием внимания зрителей на двух моментах.

Первый - это слова тунгусского старика о его отношении к природе и миру, его мнение относительно 'цивилизованности' цивилизованного человека.

И второй. Это судьба главного героя фильма - золота, и его влияние на деятельность и жизнь человека. Хороший повод задуматься.

28 июня 2024

Попытка остерна, а

получилась пытка вестерном зрителя. Слишком подробно и хаотично развивается сюжет - многочисленные бэкапы, черезчур подробные детали, даже в экшн сценах, что снижает динамику картины, что уже говорить об сценах-пояснениях к сюжету. Вот в 'Красном призраке' у режа получилось с динамикой всё прекрасно, тут, видно от сильного желания снять не просто вестерн, а ОСТЕРН, да так что и Тарантино и Михалков, только и сказали, что: - Ух, молодец Андрей!, вот, от сильного желания и произошёл перекос от рассказа истории в сторону авторской подачи вестерна. Вплоть до стрел у Тунгусов и одежды пастуха у китобоя из С-АСШ. Эти пришлые детали ломают лор произведения об колено, а ещё есть беганье офицером (Ткаченко) за актрисочкой (Эрнст). Хладнокровный убийца, фронтовой офицер, дворянин и такие реакции пубертата? А, потерпевший, крупный золотодобытчик не информирован следствием о его ходе? Кстати фамилия купца в фильме выглядит как издевательство над великим горным мастером Л.И. Брусницыным открывшим в 19 веке россыпное золото в России и давшее толчок золотым лихорадкам по всему миру. Сам автор открытия не получил от гос-ва и правящей элитки практически ничего - не вышел сословием для почестей.

Подробные детальные съёмки убивающие динамику, даже криминальных сцен. Множество натянутостей в сюжете, да просто нереальностей. Современная речь, без попыток её состарить у половины актёрского состава. Кричащая атмосфера фильма, назойливо сообщающая нам что это вестерн, вестерн, - Кто тут непонятливый?- это вестерн.

3 из 10

5 июня 2024

В России есть дефицит боевиков, где человеческая жизнь ничего не стоит

Режиссёр этого фильма Богатырёв снял в 2020-м году «Красный призрак». Его стилистика – это российский вестерн. Есть сцены похожие из этих фильмов. Мне понравился герой Булыгин в исполнении Самойленко. Его герой восхищается капитализмом и Америкой. Это становится триггером всех событий, которые связаны с этим героем. Время событий 1917-й год – это год разрушения идеалов богатых и ещё не зародившихся идолов простых людей. Мне сам монтаж сюжета не понравился. Это связано с тем, что цена жизни в этой картине ничего не стоит. В фильме много стреляют, много убивают, есть моральные измены. И это всё происходит из-за 40 пудов золота. Мораль этого фильма проста: «Ради денег убивать можно, и счастье это не принесёт». Все герои с каким-то моральным надломом. Здесь происходит столкновение прозападных русских людей в тайге. Западные идеалы столкнулись с законами выживания в тайге. Тайга и прозападный образ жизни русской элиты сталкиваются в сюжете. Режиссёр Богатырёв делает сцены дуэлей героев по западным стандартам.

Сколько было убито людей на золотых приисках в тайге? Это мы не узнаем никогда. Так как человеческая жизнь по голливудскому образцу ничего не стоит. В российских кинозалах есть дефицит боевиков с бессмысленной стрельбой и кучей трупов. Продюсеры Тельнов, Дементова, Лафанов сделали жанровый продукт – российский боевик. Мне перестали нравиться фильмы, где постоянно убивают. Ощущение как-будто школьник разбил окно в школе и не хочет в этом признаваться. Это проходной фильм, где смерть, жадность, похоть смешались в тайге. Мне понравилась фраза главного героя: «У тайги нет хозяина». Сколько бы зритель не требовал трупов, Голливуд в жестокости россияне не переплюнут. Режиссёр Богатырёв сделал вестерн, где из-за золота постоянно гибнут люди. Возрастной ценз фильма 16+ говорит сам за себя.

А что я ждал от российского вестерна? Даже не знаю… Наверное, хорошего настроения от похода в кинотеатр. Это обычный исторический боевик. Равнодушие на всём лице – это моя субъективная оценка. Просто в России есть дефицит боевиков, где человеческая жизнь ничего не стоит.

Этот фильм берёт историю 1917 года за основу событий. Это безвременье. Это разрушение основ Российской империи. Может это даже плюс, что смерть в это время, как желание разбогатеть. Я остался равнодушным после просмотра.

2 июня 2024

Слабенькая театральная заготовка под сериал.

Очень слабый фильм. В нём из плюсов: красивая природа восточной России и костюмы, за историчность которых не поручусь. Но выглядят красиво, аутентично. В картинку наши киноделы научились, а вот в стройный, последовательный сюжет никак не могут. Чтобы снять многоуровневую ленту с несколькими флешбеками, надо быть Тарантино, или Гаем Ричи. Тут чувствуется, что ориентировались на них, но не вытянули. Примерно минуты с 10-й повествование провисает и следующие час-полтора ничего интересного не происходит. Развязка занимает минут пять экранного времени. То есть, всё интересное - это 15-20 минут экранного времени, остальное - это переливание из пустого в порожнее. Фильм производит впечатление заготовки для сериала. На это работает общая атмосфера, словно улицы разбитых фонарей смотришь, как глядит камера, как стоят актёры, несколько сюжетных линий вообще никаким боком в киноленте не нужных, и только рассеивающих внимание. Подозреваю, что сериал-таки выйдет через полгода-год, как обычно у нас бывает.

5 из 10

За красивую природу и общий антураж. Словно трейлер к сериалу посмотрел.

22 мая 2024

Могло быть хорошее кино, но…

1917 год, по тайге неспешно едет телега с 600 кг золота, намытого на местном прииске. Понятно, что ничем хорошим это закончиться не может: неизвестные в масках тунгусских шаманов расстреливают охрану и увозят золото в неведомом направлении. Хозяин живёт в столице, фанатеет со всего американского, содержит небольшой театр, пробует снимать кино, поставляет оружие китайским контрабандистам, ну и владеет золотым прииском. Характер сильный, хватка акулья, душа гнилая.

В смутное время между двумя революциями страховых случаев слишком много, и банк, где золото было застраховано, обанкротился. И тогда акула капитализма, прихватив под мышку актёрскую труппу, любовницу и пару ящиков оружия, едет в Хабаровский край искать похищенное имущество…

Начало у фильма отличное. Экспозиция прям радует: все герои представлены, характеры обозначены, конфликт заявлен. А как хозяин золота встаёт от жиробесного застолья грудью на револьвер, а? Сразу видно — этот может не только актрисок на репетициях щупать, этот не побоится и в тайгу пойти — ловить одних бандитов при помощи других. Всех обскачет. Всех сожрёт.

Завязка проходит, и ты начинаешь ёрзать на стуле: ну сейчас пойдёт жара, сейчас они начнут друг другу пистон вставлять с выдумкой и огоньком! И чтобы ещё были хабаровские красоты, шаманы, свирепая пальба, погони и все прочие атрибуты добротного истерна!

И жесточайшим образом разочаровываешься.

После хорошей завязки начинается унылейшая тягомотина из перезатянутых разговорных сцен и бесконечных нудных флешбеков. Когда герои ко второй половине фильма, наконец, добираются до тайги, ты уже до предела измотан этой резиновой предысторией.

Но и в тайге… да тоже ничего ничего особо интересного не происходит. Да, начинаются, наконец, приключения. Вяло принимаются летать стрелы и пули. Но напряжения нет, ни за кого особо не переживаешь. Вроде и трагично местами, а вроде уже и всё равно. Бандиты погибают как-то незаметно, чпок-чпок, как статисты в компьютерных играх. Финал, впрочем, хорош — классический такой, правильный.

Актёры играют неровно. Местами здорово, а местами хочется попросить проговорить реплики ещё раз, до того странны интонации. Ну и ощущение некоторой нарочитости посещало не раз. Впрочем, не скажу и что всё плохо — так, средненько.

У фильма были все задатки к тому, чтобы стать хорошим. В нём очень внятный сюжет и конфликт. В нём интересные герои, каждый со своей бедой и желанием. В нём богатые фоны: тут тебе и китайская опиекурильня, тут и театр, тут и зарождающийся синематограф, и рестораны и тайга и каторга и сложные тунгусские дела… Есть место и мыслям о том, зачем я живу, как помирать собираюсь и не тварь ли я в целом? Собачка отличная, весь фильм смотрела внимательными испытующими глазами.

Из этого мог бы выйти отличный истерн в красотах Хабаровского края. Но — увы. Фильм просто плохо снят. Темп ужасен, флешбеки чрезмерны, напряжения нет. Ремесленная часть провалена.

Удивительно, что этот же режиссёр раньше снял отличного «Красного призрака», и я ожидал примерно такой же свирепой бодроты. Но нет.

И очень жаль.

15 апреля 2024

Золотая лихорадка на Дальнем Востоке

Проект снят при поддержке Правительства Хабаровского края и основан на идее его губернатора Михаила Дегтярёва. Степень поддержки и проработанность идеи –отдельные вопросы, нам они неинтересны. Важно то, что Андрей Богатырев снял рекламу Хабаровского края и, оказывается, это не приговор для проекта. Вовсе не обязательно по заказу снимать для государства очередной, сделанный с любовью, «Крымский мост».

В первую очередь, следует отметить потрясающие натурные съёмки, меня они, признаюсь, приятно удивили – не ожидал такой красоты от нашего художественного фильма. Сложно сказать, привлечёт ли это дополнительных туристов, но мне искренне жаль, что проект едва ли получится продать на условный Netflix. Вероятно, именно визуальная сторона интересовала заказчика, потому что сценарий связан с Хабаровским краем исключительно местом основного действия.

Сюжет органично переплетает судьбы множества разноплановых персонажей, в некоторой степени их связывает история ограбления, но реальная причина и фон событий – крах Российской Империи. Основная линия сюжета – типичный вестерн с освобождёнными каторжанами, бесчестным офицером деградирующей армии, вполне себе типичным капиталистом, пускай и несколько чрезмерно наигранно преклоняющимся перед американцами, есть даже наши «индейцы» – тунгусы.

Софья Эрнст меня несколько разочаровала, не столько как актриса – где-то она явно переигрывала, но в других сценах играла отлично, сколько как типаж, на мой взгляд, стоило взять кого-то из Хабаровска, первой приходит на ум Маруся Климова. Сама история заслуживает как положительной оценки, так и вашего внимания. Серьёзно, именно на этот фильм я настоятельно рекомендую сходить в кино, а ещё один балл прибавлю за эпизодическую историю актёрской трупы, фоном проходящую сквозь все эпизоды картины – от первых попыток снимать кино «как в Америке» до закономерного финала, она невероятно трогательна.

8 из 10

13 апреля 2024

Каждый хочет сорвать свой куш

В архивах Хабаровского края сохранились документы, которые говорили о том, что в 1917 году на обоз, перевозивший золото, было совершено нападение в результате которого пропало целых 40 пудов золота. Если перевести это в современные рубли, то сумма выходит просто ошеломительная – 4 миллиарда рублей. Конечно, нельзя точно сказать, кто именно стоял за столь дерзким ограблением, однако в фильме «Золото Умальты» мы наблюдаем одну из самых интересных версий того, что могло случиться.

Сюжет разворачивается в 1917 году близ реки Умальты, где также находится поселение с таким же названием. Здесь проводится добыча драгоценной золотой руды и как раз из посёлка в Санкт-Петербург направляется обоз с золотом, который предназначен для промышленника Булыгина. Но по пути банда в масках тунгусских шаманов нападает на обоз и все золото пропадает. Кажется, что оно буквально растворилось в воздухе, а все те, кто мог бы пролить свет на ситуацию, были жестоко расстреляны.

Булыгин понимает, что без золота его бизнесу конец, потому что страховая компания не может покрыть такую большую пропажу. Единственный выход из ситуации – взять все в свои руки и отправиться из Санкт-Петербурга к Умальте, чтобы на месте со всем разобраться. Набирая наемников, Булыгин не скупиться с оплатой, а потому вместе с ним на поиски золота отправляется настоящая банда опасных негодяев, включая даже американца и китайца. Но зайдя на территорию тунгусов, Булыгин и компания понимают, что так просто достичь своих целей им не получится. А тут еще не стоит сбрасывать со счетов тех, кто расстрелял обоз и так просто свой золотой приз не оставит.

В фильме есть сразу несколько интересных действующих лиц, которые заинтересованы в том, чтобы золото осталось у них, и в первую очередь хочу отметить Булыгина. Он классический бизнесмен, который сидит в столице, а в это время на приисках на него за копейки трудятся десятки рабочих. И вот только после того, как Булыгин может потерять все, он решает действовать и он готов идти буквально по трупам, чтобы добиться своего. Александр Самойленко убедительно сыграл эту роль, и пускай его персонаж далеко не героический, за ним было интересно следить во время его похода по Сибири, который то и дело прерывается перестрелками и выяснениями отношений между членами отряда.

А вот кто здесь на самом деле блистает и крадет буквально каждую сцену со своим участием, так это Артем Ткаченко. В фильме он сыграл офицера Долецкого, которому откровенно надоело служить в армии и вообще непонятно, что будет со страной дальше – к власти рвутся большевики, царская семья утрачивает влияние и непонятно, что всех ожидает в будущем. А так как Долецкий привык к красивой жизни и знает себе цену, то отказаться от золотого куша он не может. Однако в какой-то мере золото можно считать проклятым металлом, а потому Долецкому стоит быть на чеку на протяжении всей этой истории и то далеко не факт, что он не допустит ошибку… Ткаченко играет Долецкого бойко, симпатично, легко и в целом прекрасно чувствует авантюрный стиль своего героя.

Что касается экшена, то он жесткий и зрелищный. Перестрелки тут реально зубодробительные и способны удивить даже насмотренных зрителей. Здесь чувствуется влияние таких фильмов, как «Омерзительная восьмерка» и «Джанго освобождённый», но я считаю, что в «Золоте Умальты» баланс между зрелищностью и правдоподобностью соблюдён гораздо точнее, чем в голливудских работах.

«Золото Умальты» вышел тем фильмом, который стоит посмотреть как любителям крепких вестернов, так и поклонникам фильмов про ограбление. В этом фильме много неоспоримых достоинств, которые стоит оценить. Мне действительно понравилось.

8 из 10

9 апреля 2024

Не все то золото, что блестит

По мнению некоторой части кинозрителей, авантюрное кино про брутальных мужчин в джинсах и на лошадях, гоняющихся, непременно, за деньгами на фоне выжженной солнцем земли – прерогатива, преимущественно, западного, особенного, американского кино. Но отдельные характеристики вестернов, такие как бодрые красавцы в седлах, лихие перестрелки и дух приключений, вполне переносимы на какую угодно почву, и, более того, такие эксперименты, даже сформировавшие некогда отдельный жанр истерна, вполне реализуемы. Впрочем, в российском современном кино на слуху подобного не было давненько, так что выбор этого жанра для претендующего на определенный зрительский интерес фильма, определенно, был сопряжен с риском. Однако, нельзя не признать, что сама по себе идея снять именно истерн на фоне красот Хабаровского края далеко не безнадежна, а конечный результат в случае своей успешности мог претендовать на культовый статус. Но увы, далеко не все сложилось идеально.

Как правило, кино, даже преследующее развлекательные, легкомысленные цели, стремится завести со своим зрителем диалог, что-то до него донести, пусть даже это будет поверхностная чушь или пафосная глупость, или, напротив, спорная новаторская идея. Вступая в подобный разговор, создатели «Золота Умальты», вероятно, не вполне понимали, что именно они хотят сказать, поскольку его центральная мысль противоречива и непоследовательна. Фильм предсказуемо и вполне бесспорно осуждает жажду наживы, однако, не одобряет он и волей-неволей противопоставляемую указанному любовь, поскольку представляет ее, во-первых, губительным, сжигающим дотла чувством, вне зависимости от того, материнская она или страстно-порочная, а во-вторых, в нее не слишком верит, показывая запутавшихся в ней героев не заслуживающими ни малейшего доверия людьми. Таким образом, картина не поддерживает любые сильные эмоции и чувства, цинично не допускает существования чего-то хорошего-доброго-вечного и настоящего, но что же тогда по душе ее авторам?.. Можно предположить, что основное соображение картины состоит в том, что для выживания лучше не отсвечивать и тихо делать свое дело, но «Золото» не вполне согласно и с этим, если принять во внимание судьбу воплощающих подобную жизненную философию актеров. Путь к жизни и счастью здесь исключительно случаен, связан только с везением, а не выбором определенной стратегии поведения. Едва ли все изложенное может быть чем-то иным, чем отсутствием какой-либо идеи в принципе.

Выбор для открывающей картину сцены предложенной точки отсчета кажется верным, она задает необходимый согласно правилам жанра темп и создает ожидание приключения. Однако, из-за многочисленных и, чаще всего, имеющих весьма отдаленное отношение к делу, отступлений, очень медленно складывающихся воедино, картина не удерживает необходимую динамику, превращаясь на своем первом часу в достаточно скучное и неуместно драматичное зрелище. Вдобавок, предложенная фильмом интрига выглядит слишком приземленной, и оттого не особенно захватывающей, к тому же, противоречащей ожиданиям от ленты со столь звучным названием, как «Золото Умальты». Гипотетически, участие в картине коренных народов могло бы способствовать проявлению ее мистической составляющей, в частности, с учетом периодических монологов об элементах их культуры, однако, живущие в лесах племена все равно что русские индейцы, что проговаривается неоднократно и прямо, а действительная их роль в сюжете весьма незначительна.

Едва ли решение перенести действие фильма в 1916-1917 годы могло быть случайным, однако, особенности этих лет имели на развивающиеся на экране события только косвенное и чисто техническое влияние; несложно представить подобный сюжет когда угодно еще. Возможно, причина в характерной эпохе перемен вседозволенности и анархии, порождающих авантюристов и лихих людей, но подобное толкование все же кажется преувеличением. Тем не менее, отчасти, подтверждая эту теорию, «Золото Умальты» предлагает в качестве команды одного из оппонентов весьма пестрый сброд, который в иные года вместе мог и не собраться. Впрочем, индивидуальность каждого из бандитов остается изложенной лишь в сцене-визитке, что заставляет задаваться вопросом о ее уместности, если персонажам уготована роль, в лучшем случае, статистов.

Важной проблемой картины является качество реализации противостояния основных персонажей. Нормальное приключенческое кино про обаятельных и безбашенных людей должно демонстрировать их ловкость, хитрость, ум. У них не может не быть многоэтапного плана, в выполнении которого и состояла бы «соль» картины. Технически, план у героя Артема Ткаченко был, но в процессе его исполнения герой оказался где-то за кадром, что не позволило увидеть его в деле, восхититься его преимуществами, возмутиться его недостатками. В конечном итоге, все основное произошло слишком быстро, стремительно, неакцентированно, особенно, на фоне медленной и растянутой на многие минуты предыстории. Возможно, стоило идти традиционным путем с поиском таинственного золота разными искателями приключений, с битвой за сердце прекрасной, но вероломной женщины – легкомысленно, но весело и динамично, что точно лучше необоснованных претензий на глубину и пафос.

То, что картина снята во славу и ради рекламы Хабаровского края, не скрывается и даже подчеркивается, что само по себе не плохо, не хорошо. Однако, в «Золоте Умальты» нет никакой краевой индивидуальности, даже несмотря на навязчивое участие коренных его жителей, а по-настоящему красивых видов необычной природы – всего пара кадров. Снег, лес, реки – все это универсальное и не узнаваемое, город Хабаровск тоже какой-то усредненный, без попыток сделать акценты на возможных достопримечательностях. Если и была цель вплести в сюжет Хабаровский край, сделать его своеобразным героем фильма, она не достигнута.

Единственным бесспорным преимуществом, помимо, собственно, смелости в выборе жанра, я бы назвала актерский состав, особенно, Артема Ткаченко – едва ли кто-то подошел бы лучше на роль отчаянного авантюриста, нежели он, и жаль, что экранного времени для ключевого персонажа не так уж много. Александр Самойленко в роли его противника – противоречиво, возможно, стоило поискать кого-то не монументального, а столь же отвязного – было бы азартнее. А вот Софья Эрнст – неплохо, но слишком серьезно для подобного кино.

Честно говоря, «Золото Умальты» казалось чем-то необычным и потому привлекательным, даже вызывающим, а оказалось посредственным. Проблемы сюжета, недостаточность динамики не способна компенсировать хорошая актерская игра и несколько красивых картинок. Думаю, ошибка создателей была в слишком бытовом подходе к картине приключенческого жанра. Могло быть гораздо лучше.

8 апреля 2024

Плохое хорошее кино

После 'Красного Призрака', очень достойного одного из прошлых фильмов режиссера, было ожидание, что новый фильм будет снят в подобном ключе - эдакие разудалый экшен-триллер-вестерн с легким налетом Тарантиновщины\Ричи.

И ведь трейлер к этому располагал.

Давайте сперва о хорошем.

В фильме прекрасные, чарующие съемки на природе.

В фильме очень достойные костюмы и декорации.

В фильме хорошие актеры - лично мне не к чему вообще придраться.

Но есть маааленькая проблема.

Фильм не работает, как фильм. Динамика повествования настолько рваная и не ровная, местами просто зевотная, что смотреть его попросту не очень интересно. Драматические линии персонажей не вызывают сочувствия, ведь, по большому счету - у персонажей нету харизмы (и актеры тут, еще раз подчеркну - не при чем!). Как мы знаем из мирового кинематографа, даже негодяев и подлецов можно показать достаточно интересно, чтобы за ними было не скучно наблюдать. Увы, это не тот случай.

Ах да, кажется со звуком в этом фильме тоже не все ладно. Может кинотеатр был с изъяном, но часто диалоги как-то сливались с фоновыми звуками.

Фильм немного выравнивается в последние минут 30, увы, его это не спасает.

Как говорил один мой знакомый волшебник 'Хорошую историю грех не приукрасить!'. Почему авторы не приукрасили эту история (а она, якобы, на реальных событиях) - для меня загадка. Снять разудалый криминальный вестерн (простите, истерн) в сеттинге начинающейся революции - это просто великолепная идея.

Но получили то, что получили.

Смотреть не рекомендую

Однако, новые фильмы режиссера - жду.

Как-то так.

8 апреля 2024

Золото манит нас!

«Золото Умальты».

Неожиданно очень хороший истерн (то бишь – российский вестерн, приключенческий фильм про дела сибирские). Редкий зверь в лесу нашего нынешнего кинематографа.

Смотришь – и с самого начала картины в восторге почти неземном себя ощущаешь. Конвой, что везёт золото с прииска. Нападение. Перестрелка. Потом поиск виновных в содеянном.

Оммаж как классическому голливудскому вестерну, так и советскому истерну. Всем тем прекрасным фильмам что про освоение Сибири ещё русскими первопроходцами, купцами и казаками, что советские картины, где политесный показ установления в Сибири Советской власти обычно мерк на фоне действий сильных и доблестных (а также тоже сильных, но злых) героев. Все эти наги сотрудники уголовного розыска, чекисты, военные, просто простые смелые люди – и всевозможные Лешие (вспоминая один отличный истерн про гражданскую войну в Хакасии) и тоже очень сильные, но зараженные ненавистью и любовью к золоту – против них.

И вот здесь так же. И даже красивые пролёты птиц на тайгою – чем не напоминание знаменитейшей песни из классического вестерна, песни про то, что «Золото всегда манит нас». Манит – но старый гриф стервятник тоже всегда наготове.

Режиссёром картины выступил молодой, но очень талантливый и уже знаменитый Андрей Богатырёв («Красный призрак»). А главные роли исполнили Александр Самойленко, Артём Ткаченко, Алексей Шевченко и Софья Эрнст с Павлом Деревянко и Вольфгангом Черни. Получилось очень хорошо!

Фактически перед нами разворачивается классическая история, история вестерна и истерна, история словно из книг Джека Лондона. И возносится она почти до уровня библейской притчи. При этом местами словно старое доброе советское кино про гражданскую в Сибири смотришь, или, скажем, «Шестого» (про нового начальника милиции, что приехал извести банду лютую), то словно «Демидовых» с «Золотой бабой».

Этот фильм почти идеален. Прекрасные виды сибирской природы. Колоритные типажи героев. Золото! Шкуры! Револьверы и маузеры!!! Аборигены и даже хунхузы!

Самойленко и Шевченко сыграли просто великолепно. И рыжая стерва Эрнст тоже была очень хороша. Да все там хороши. Тот же китобой – это прям песнь песней просто!

Единственное – где-то в середине картины мне показалось что есть явный перегруз по части драматических линий. Слишком много чего собирается. Но талант режиссёра смог распутать и свести воедино весь этот гордиев узел. И получилось правильно и хорошо. По делам им. По заслугам. Каждому – своё. Кому жизнь, а кому и смерть.

Этот фильм был снят при деятельном участии администрации Хабаровского края. И спасибо им за это! Очень красивая там земля.

Резюме: Приключения и борьба за золото. Белые люди с оружием и аборигены. Всё, как и полагается в классических вестернах и истернах. Очень хорошее кино. Рекомендую!

8 апреля 2024

Добыть золото любой ценой.

Российский кинематограф наконец-то порадовал нас историческим вестерном, основанным на реальных событиях. Андрей Богатырёв решил познакомить нас с историей Российской империи, произошедшей в начала ХХ века. Он сумел перенести нас в те далёкие события.

Сюжет этого фильма переносит нас в 1917 год и рассказывает нам о событиях, которые произошли в Хабаровском крае на берегу реки Ульми, в канун революции. Обоз везёт 40 пудов золота в Санкт-Петербург, на обоз нападают налётчики в шаманских масках и воруют дорогой груз. Петербургский золотопромышленник, столичный магнат Леонтий Булыгин - хозяин золотого прииска и очень жестокий человек, к которому и направлялся этот золотой обоз, выдвигается на поиски золота и едет в Хабаровск, где набирает отряд лучших ищеек и охотников, так как это его единственный шанс вернуть своё золото и избежать разорения. Булыгин планирует вернуть последнюю прибыль и покинуть страну, так как в стане меняется власть и его бизнес под угрозой. Золотопромышленник считает, что его золото украло племя кочевых тунгусов, и он хочет наказать их во что бы то ни стало. Но выяснилось, что золото хочет получить не только он один.

События в фильме развиваются молниеносно, ситуация то и дело может выйти из под контроля, в результате чего появляются новые герои. Динамичные экшн-сцены и непредсказуемые и интригующие события, стрельба, погоня, гонка за золотом, паровозы, разборки и даже ковбои, всё это постоянно держит в напряжении на протяжении всего фильма. Не обошлось и без эротических сцен, а также девиц лёгкого поведения. Интрига фильма выдержана от начала фильма и сохраняется до самого конца. За счёт всей этой непредсказуемости фильм смотрится на одном дыхании.

Главные герои этой истории Леонтий Булыгин - столичный магнат, которого играет Александр Самойленко. Долецкий, бывший аристократ, в роли главного мерзавца и желающего завладеть золотом, которого играет Артём Ткаченко. Кто, как если не Ткаченко сыграет лучше роль аристократа. Долецкий хоть и обладает аристократическими манерами, но и не лишён разбойничьих манер и очень хочет заполучить золото любой ценой. Красавица Софья Эрнст в роли актрисы небольшого театра Сони, умелой авантюристки. Выясняется, что Соня в сговоре с Долецким. Игра актёров на высоте, да и актёрский состав подобран идеально.

Съёмки фильма проходят в очень красивых местах, поражают роскошные сибирские пейзажи Хабаровского края, заснеженные вершины столетних елей. Впечатляет золотоносный рудник, широкая река с высокими скалистыми берегами. Хотелось бы отметить очень приятное музыкальное сопровождение, которое создаёт неповторимую атмосферу, и конечно же костюмы актёров, которые продуманы до мелочей.

'Золото Умальты' является фильмом способным приятно удивить самую широкую зрительскую аудиторию, особенно тех, кто интересуется историей. Фильм описывает уникальную историю, я считаю, что этот фильм нужно посмотреть всём, кто является ценителем истории, да и тем кто не является. Сюжет фильма обладает притягательной атмосферой. Он был снят в реальных исторических местах и самое главное, что режиссёр смог точно передать настроение, дух и быт того времени.

9 из 10

7 апреля 2024

Когда скрестили Ричи с Куросавой

Место действия Хабаровский край и город Хабаровск. 1917 год с флэшбэками. Самым известным во всем мире фильмом про российский Дальний Восток (и это вовсе не Сибирь) является безусловно Дерсу Узала Акиры Куросавы. В этом же фильме попытались скрестить медитативность пейзажей и мудрость коренных народов (тунгусов, удэге и других) с экшеном в стиле Гая Ричи. А потом туда еще добавили девушку Соню, которую играет жена Эрнста и получилось как селедка под шубой с молоком.

Начнем разбор с минусов.

Непонятна целевая аудитория и жанр этого фильма. Для любителей медитативных повествовательных фильмов - слишком много бессмысленных перестрелок. Для любителей перестрелок и погонь - слишком много сентиментальности. А в конце фильма даже непонятно что вообще произошло и зачем нам это показали.

Исторического в фильме практически ничего нет, кроме упоминания временного правительства, и банкротств банков и пр. Из реальных дальневосточных объектов показаны только Скалы Надге (они же Анюйские столбы). Могли бы показать мост через Амур, который открыли в 1916 году, то есть в 1917 пассажирские поезда уже по нему проезжали. Могли бы показать уникальные по стилю дореволюционные хабаровские дома из красно-серого кирпича. В фильме есть детский дом, который почему то выглядит как советская постройка 50-х годов. Поищите 'Детский дом №1 в Хабаровске' - здание хоть и надстроенное на один этаж, но исторический стиль сохранен и там можно было провести съемки (Детский дом там был открыт в 1895 году и так и работает до сих пор). Ну и наконец одна из сцен происходит к кинотеатре Иллюзион. Это здание тоже сохранилось и теперь это кинотеатр Совкино. Оно находится на удалении 1 км от Амура, но в фильме персонажи выбегают из здания и садятся в лодку через 50 метров от входа. Нюанс - в Хабаровске ближайшие к Амуру здания находились на утесе и бежать оттуда до набережной реки нужно 200 м по крутой лестнице вниз - сцена должна быть как та самая у Эйзенштена. А мелкие речки до 1980-х были окружены только бараками и оврагами, а не домами культуры. Поэтому такой сцены с лодкой в Хабаровске тогда не могло быть ни при каких раскладах.

Теперь о плюсах (с оговорками).

Большая часть актеров играет очень хорошо, но показывают нам их крайне мало поэтому их имена запомнить, увы, не удастся. Вместо расширения, например, действительно интересного персонажа Деревянко, нам показывают как Соня 5 мин (это не преувеличение) ходит по каким-то мутным подвалам и ищет какого-то китайца. Ткаченко сыграл мерзкого офицера превосходно - его персонажу так и хочется в лицо плюнуть. Самойленко тоже прекрасно справился с ролью купца-'хозяина жизни'.

Из игровых сцен действительно хорошо получилась только 2 сцены (без спойлеров: в ресторане в Москве и в кинотеатре в Хабаровске). Остальные выглядят как в турецком сериале. Экшен вроде снят неплохо, но его постоянно перебивают сентиментальными эмоциями разных героев.

Операторская работа и костюмы - вполне достойно. В основном это и вытягивает фильм.

Вывод - создателям фильма не хватило денег на Амурский мост и съемки в исторических зданиях Хабаровска (хотя там вроде губернатор края должен был подсобить). А также хорошего внятного сценария, который бы дал зрителям ответ на вопрос 'ну и к чему мораль?'.

Надеюсь в будущем создатели фильмов про Дальний Восток и Сибирь пойдут более надежным путем и начнут экранизировать литературные источники, а не солянку из собственных недоделанных проектов. Именно такое складывается впечатление от фильма - нецелостность. Есть линия Сони, которая сама по себе могла бы стать отдельным фильмом о тяжелой женской доле, есть приключения воров и золотодобытчиков в тайге, стоило бы сделать полноценный лихой экшн, есть линия про судьбу актеров во времена смены власти - была бы отличная трагикомедия.

7 апреля 2024

Недовестерн — недодрама

Я большой любитель вестернов. Посмотрел в районе 15 фильмов и сериалов в этом жанре - от нестареющей классики вроде 'Великолепной Семерки' до ревизионистских произведений, таких как 'Джосси Уэлс вне закона' и 'Дикая Банда'.

Поэтому, когда я увидел достаточно заманчивый трейлер - сразу помчался в кинотеатры, поскольку увиденное меня зацепило. К русскому кино я отношусь скептично, но тут решил дать ещё один шанс. Ведь тут от режиссеров не требовалось ничего сложного. Вестерн как жанр довольно прост, его формула выглядит примерно следующим образом:

Минимум драмы или примитивный вариант оной (месть за любимых, защита собственности и так далее, и тому подобное) + безликие, молчаливые спорные, но крайне брутальные герои, которые мало говорят и много стреляют +размеренное повествование + красивые пейзажи.

В общем-то, на этом всё. Снимай и наслаждайся. Но нет. Минкульт сел в лужу и на таком простом поприще. Из всей формулы учтены только красивые виды. За это лайк. Остальное просто кошмар.

1) Драмы тут вагон и маленькая тележка. И проблема в том, что для вестерна её слишком много, а для другого жанра слишком мало и она просто никакая, из пальца высосанная и испорченная отвратной актерской игрой.

2) Экшена крайне мало. На 2 часа хронометража- всего две полноценные интересные перестрелки. Ну камон, это что вообще...

3) Персонажи - как и драма. Для другого жанра недостаточно прописаны. Для Вестерна они СЛИШКОМ раскрыты, лишены загадочности и притягательности. Вспомните Человека без имени Иствуда, его же Джо Кидда, Проповедника из 'Бледного Всадника' или Незнакомца из фильма 'Наездник с Высоких равнин'. Два последних фильма вообще балансируют на грани реализма и мистики. А Крис из 'Великолепной Семерки'? Кто он такой? Почему стал стрелком? Непонятно, но интригующе. Тут же никаких интриг нет, если не считать персонажа Алексея Шевченкова. Вот там, в целом, интересный типаж кающегося грешника, который ненавидит, когда лезут в его прошлое.

4) Монтаж. Он просто отвратительный. Классический вестерн идёт ровно, от начала к концу. У нас есть группа персонажей, вокруг которой все строится. Действие не скачет, это не боевик Гая Риччи. Тут всё вперемешку. Флешбеки, перенос действия из одной локации в другую. Размеренность и единая линия? Нее, давайте просто склеим разные истории в одну, да так, чтобы часть из них вообще не пересеклись. Гениальный ход, господин Богатырев, просто гениальный.

5) Актерская игра - тихий ужас. У мужских персонажей нет ни намека на брутальность, присущую стрелкам Голливуда или на обаяние мошенников. Все либо истерят, либо клоуничают, либо просто недоигрывают там, где надо. Даже Клинт Иствуд умел взглядом и языком тела показывать разные стороны своего героя. Здесь полное отсутствие актерского таланта. И особенно это касается героини Софьи Эрнст. Вообще ни намека на разницу в эмоциях.

6) Костюмы и декорации. Как вам чистейшие рубахи старателей, фанерные лопасти мельничного колеса и макеты оружия от фирмы Denix? Да-да, Дерринджер Софьи и Смит & Вессон американца это по факту игрушки, в которые даже не удосужились вставить патроны, что хорошо видно на крупных планах. Пистолетик героини у меня самого валяется в шкафу, так что я знаю, о чем говорю.

2 из 10

1 балл за пейзажи, 2 балл за обращение к тематике взаимоотношения России и местных народов. В остальном - полное разочарование. И вдвойне обидно за то, что в СССР сняли шикарные, колоритные аналоги Вестернов. 'Белое Солнце пустыни', 'Свой среди Чужих - Чужой среди своих'. То есть можем ведь, когда хотим. А сейчас, судя по всему, не очень то и хотим...

6 апреля 2024

Золотое искушение

Все прекрасно знают о том, что на Юконе и Клондайке в свое время отыскали огромные залежи золота и туда ринулись искатели удачи со всего мира, чтобы попробовать поймать свою удачу за хвост. Однако наша страна может похвастаться не менее известными местами с золотыми месторождениями, и расположены они в Хабаровском крае. Именно здесь находилась крупнейшая во всей Сибири Верхне-Амурская золотодобывающая компания, добывавшая по 150 пудов золота в год. И неудивительно, что рядом с местами, где добывали золото, также находились и люди, готовые пойти на все, чтобы его незаконно изъять, что мы и видим в «Золоте Умальты», авторы которого попробовали предположить и представить, что что же именно произошло в Сибири более сотни лет тому назад.

Режиссером фильма выступил Андрей Богатырев, который не так давно выпустил на экраны фильм «Красный призрак», который был весьма тепло встречен как критиками, так и зрителями. Богатырев показал, что он умеет грамотно соединять исторические сюжетные линии, бойкий экшен и диалоги, которые можно разбирать на цитаты. Все эти моменты режиссер уверенно перенес в «Золото Умальты», благодаря чему фильм может похвастаться яркими эпизодами, филигранно поставленным экшеном и персонажами, которые словно пришли из фильма Тарантино, но в тоже времени оригинальные и действительно интересные. Чего только стоит один Вольфганг Черни в образе американского наемника.

Сюжет фильма разворачивается в 1917 году и переносит нас в Сибирь. Добыча золота здесь не прекращается ни на день и наполненные драгоценным металлом обозы стабильно отправляются в столичный Санкт-Петербург. По своему обыкновению, подобные рейсы хорошо охраняются людьми с оружием и собаками, однако это не останавливает преступников, которые решили выкрасть целых 40 пудов золота. А это, на минуточку, около 655 килограмм. Простить грабителям столь дерзкое отношение к своей собственности известный золотопромышленник Леонтий Петрович Булыгин (Александр Самойленко) никак не может, а потому собирает отряд наемников, которые отправляются по следу, чтобы найти пропажу и наказать тех, кто за этим стоит. Однако, когда на кону стоит настолько большой куш, то никто так просто сдаваться здесь точно не собирается. Так что не стоит удивляться тому, что здесь зачастую сначала стреляют, а вопросы уже задают потом.

Интересно то, что мы до сих пор точно не знаем, что произошло в том далеком 1917 году. В архивах есть определенные документы, которые сообщают о том, что золото на самом деле украли, но кто это сделал и где находится клад, об этом история умалчивает и, скорее всего, истину мы никогда не узнаем. Однако авторы фильма взяли на себя смелость представить свою версию событий, и она действительно заслуживает уважения, потому что «Золото Умальты» представляет собой лихой вестерн с уникальным сибирским колоритом и обаятельными историческими зарисовками.

Также стоит отметить то, что местами повествование в фильме идет нелинейно. То есть нас периодически перекидывают в прошлое и показывают, чем занимались персонажи до своего дерзкого ограбление. Это еще больше сближает фильм Богатырева с работами Ричи и Тарантино, однако я не скажу, что это какое-то слишком наглое заимствование. Скорее это очень интересный художественный ход, который делает и персонажей, и фильм глубже.

Из персонажей хочу выделить Соню, набирающую популярность киноактрису, которая близка к Булыгину и у которой очень непростая, трагичная судьба. Героиня далеко не так проста, как может показаться и у нее есть свои особые планы на всю эту ситуацию с золотом. Так что с ней нужно держать ухо востро, это точно. У Сони есть своя личная драма, которая связана с ребенком, и возможность получить свою часть золота становится для нее целью, от которой она ни за что не откажется.

Также отмечу Артема Ткаченко в роли опального офицера Долецкого, который тоже охотиться за золотом, и он готов идти буквально по трупам, чтобы получить желаемое и скрыться до того, как его отыщут люди Булыгина. Герой Ткаченко обладает хорошими манерами, примечательной внешностью и абсолютной

6 апреля 2024

Уноси готовенького…

Для российского кинематографа вестерн – жанр редкий, экзотический, если не сказать чуждый. Навскидку вспомню лишь «Свой среди чужих…», «Человека с бульвара капуцинов», а из свежего, при некоторых допущениях, «Земун». Когда я узнал, что режиссёр отличного военного боевика «Красный призрак» Андрей Богатырёв берётся за вестерн, сразу решил – буду смотреть.

«Золото Умальты» равняется на классику жанра. Здесь есть эффектное ограбление нагруженной золотом повозки, разбойники в устрашающих деревянных масках, индеец и ковбой (правда, липовые), роковая женщина со сложной судьбой, злодейские злодеи в зашкаливающем количестве и даже… американец-китобой.

Снято всё красиво и жёстко – возрастной рейтинг 16+ оправдан кровавыми перестрелками и суровыми поединками. Из минусов: смущают и рвут целостность повествования многочисленные флешбэки, но, дабы зритель не заблудился среди экскурсов в прошлое персонажей, в каждом эпизоде подписано время действия.

Богатырёв умеет делать жанровое кино, и видно, что он получает удовольствие от процесса, выстраивая композицию, подбирая харизматичный актёрский ансамбль и помещая его в живописные пейзажи, от которых захватывает дух.

История, где фигурируют готовые на всё негодяи разного пошиба, которыми движет лишь жажда наживы, для большинства охотников за золотом завершится трагично. Тем интереснее делать ставки на то, кто выживет в гонке за сокровищами золотопромышленника Булыгина.

Рекомендовать фильм могу поклонникам вестернов и сурового приключенческого кино, не претендующего на какой-либо глубокий подтекст. Тогда есть все шансы получить удовольствия от погонь и перестрелок на фоне роскошной природы Хабаровского края.

6 апреля 2024

Альтернативная история

Весной 4 апреля 2024 года состоялась премьера кинопроизведения «Золото Умальты», рассказывающем об одном из самых крупных ограблений. Победив, так сказать, в питчинге в 2022 году у Министерства культуры РФ, съёмки стартовали в 2023 году. Наиболее активную поддержку оказывали Правительство Хабаровского края и сам лично губернатор Михаил Дегтярёв, который выступил автором идеи.

Прежде чем перейти к сюжету (конечно же, без спойлеров), стоит оценить актёрскую и техническую составляющие. Основной актёрский состав: Александр Самойленко (Леонтий Булыгин в фильме), Артём Ткаченко (Долецкий), Александр Шевченков (Егор Чагин), Софья Эрнст (Софья), Павел Деревянко (Кузьма), Евгений Антропов (Тимоша), Вольфганг Черни (Джек Китобой) и другие.  Актёрская игра в целом удовлетворительная. Особенно можно отметить Самойленко, Ткаченко, Шевченкова и Черни. Они молодцы. Остальные просто участвуют во всеобщем деле. У многих за весь фильм выражение лица меняется лишь пару раз. Также довольно часто встречается ярко-выраженная невнятная речь. Отдельно выделяется Софья Эрнст, будто выбравшаяся из обычных мелодрам с российских телеканалов, захватив с собой стандартные противные визги. Ввиду этого многие персонажи, их действия, смотрятся довольно тускло. Ответственность лежит на режиссёре.

Постановочная и операторская работы выполнены на высшем уровне. Общий антураж локаций, их съёмка, декорации и костюмы смотрятся хорошо. Особенно выделяется съёмка природных красот. Это всё является несомненным достоинством фильма «Золото Умальты». Работа над саундтреком более-менее удовлетворительная. Музыка не отталкивающая, но в основном не работает. Вообще никак. Запоминается только трек а-ля вестерн из финала. Эта проблема сильно вредит общей постановке и атмосфере фильма.

Прежде чем обсудить сам сюжет (без спойлеров!), нужно сделать краткую историческую справку. Сразу хочется отметить, что от реальных событий, на которых базируется кинопроизведение, осталась лишь пара штрихов. Если вы хотите с помощью фильма подучить историю, то это крайне не рекомендуется, и вот почему. События реальной кражи разворачивались не в 1917 году, а в первой половине 1890-х годов у посёлка Умальта. Вошло это в историю как «Ниманское дело». Назвали так в честь «Ниманских приисков», где добывали похищенное золото. По сюжету, о чём было сказано во множестве материалов и пиар-компании до релиза, похищено 40 пудов золота (около 600 килограмм). В реальности выкрали всего лишь 16 пудов (около 256 килограмм). На этом малочисленные сходства с реальной историей, кроме локаций, закончились. В остальной своей массе фильм «Золото Умальты» представляет совершенно иной эпизод из жизни Дальнего Востока. Персонажи не имеют ничего общего с реальными прототипами. Поменяли даже имена. В итоге золото не нашли и по сей день. Так что любые фразы о том, что «всё точно произошло в 1917 году» не более чем рекламный слоган.

А теперь и о самом сюжете. К сожалению, кратко. Это самая проблемная часть фильма. Если без спойлеров, то завязка сюжета понятная и сводится вся к золоту, что очевидно. Представление персонажей, их бэкграунда, сделано абы как. Второстепенные персонажи, и даже некоторые главные, толком не раскрыты зрителю. Пары фраз о каждом в фильме недостаточно. Сказывается не очень большой хронометраж и переизбыток задействованных в сюжете лиц. Банально не хватает на всех времени, в результате чего персонажи смотрятся как болванчики, которым невозможно сопереживать. Тем, кому повезло больше, выдали в распоряжение флешбеки, коими воспользовались очень странно. Их довольно много и вставлены в сюжет настолько грубо и хаотично, что они просто ломают повествование в некоторых местах очень серьёзно. Сам сюжет идёт вроде понятно, но метаморфозы происходят и с самим временем. Зачастую вообще, через сколько времени происходит новое событие. День? Неделя? Месяц? Время суток определяется строго по солнышку в небе. В развязке всего происходящего проблемы тоже есть, но потребуются спойлеры, поэтому отмечу ещё одну немаловажную часть всего кинопроизведения - идеологическая нагрузка. Именно идеологическая. От начала и до конца зрителю будут вбивать в голову, что коммунизм и социализм ужасно-плохо, а капитализм с англичанами и американцами спасение планеты всей. Лично у меня во время просмотра в кинотеатре несколько раз возникал вопрос - как такое вообще допустили к прокату? Это всё в современных условиях, когда ведётся информационная война против нашего государства со стороны тех самых прекрасных англичан и американцев. Это не стало бы проблемой, будь это точкой зрения одного персонажа. Данная идея сохраняется постоянно и транслируется через нескольких персонажей при помощи, конечно же (а куда без них), «уродов-скотов-идиотов-демонов-безбожников-террорюг-каннибалов» большевиков и простого люда, который просто устал от прогнившего тогда царизма. Над идеологической нагрузкой поработали лучше, чем над самим сюжетом. Среди всего этого выделяется едва заметный плюс - серая мораль. Почти все главные и второстепенные персонажи по-своему гнусные скоты, что только делает их живее и интереснее. Зато фильм вполне  вписывается в рамки жанров Драма, Приключения и Вестерн. Однако, в общем и целом, сюжет смотрится очень сырым, а исполнение самой картины тоже неудовлетворительное.

Как житель Хабаровского края, я очень надеялся увидеть не идеальное творение кино, а просто обычный приятный фильм, который можно спокойно вспомнить. Это действительно масштабный проект региона, который даст старт другим проектам. Однако, посмотреть его во второй раз мне не хочется.

В заключение хочется сказать, что фильм «Золото Умальты» является очень посредственным произведением. Сюжет сырой и посредственный, актёры и техническая составляющая хороши, но больше всего важно первое. Историческая точность отсутствует. Смотреть его только на свой страх и риск боязни потерянного времени.

5 апреля 2024

Драма Золото Умальты на большом экране с 2024 года, его режиссером является Андрей Богатырев. Кто снимался в кино, актерский состав: Александр Самойленко, Артём Ткаченко, Алексей Шевченков, Софья Эрнст, Павел Деревянко, Евгений Антропов, Вольфганг Черни, Иван Купреенко, Дмитрий Хасис, Андрей Богатырев, Михаил Горевой, Илья Соловьев, Денис Кузнецов, Даулет Абдыгапаров, Наталия Валькович.

В то время как во всем мире собрано 593,554 доллара. Страна производства - Россия. Золото Умальты — имеет небольшой рейтинг, всего 5,5-5,7 баллов из 10, а это значит, что кинокритикам фильм не особо понравился. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.