| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
7 |
IMDb
|
6.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Украденная картина |
| английское название: |
Le tableau volé |
| год: | 2024 |
| страна: |
Франция
|
| режиссер: | Паскаль Боницер |
| сценаристы: | Паскаль Боницер, Илиана Лолич |
| продюсеры: | Саид Бен Саид, Кевин Кнейвайс |
| видеооператор: | Пьер Милон |
| композитор: | Алексей Айги |
| художники: | Себастьен Данос, Мариэль Робо |
| монтаж: | Моника Колеман |
| жанры: | комедия, драма |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Мировые сборы:
|
$3 241 543 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
7 марта 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 31 мин |
Фильм с первых же минут дает понять: искусство здесь — лишь изящный повод для глубокого и тонкого исследования человеческих отношений. Перед нами разворачивается история, где судьба невероятно ценной находки становится точкой пересечения множества персонажей из самых разных социальных слоёв. Режиссер мастерски и экономно раскрывает их характеры, намечая внутренние и внешние конфликты, искусно нанизывая их на стержень детективной интриги.
Форма идеально соответствует содержанию. Фильм снят нарочито просто, почти аскетично, а отсутствие голливудского лоска и знакомых лиц в кадре создаёт поразительное ощущение подлинности происходящего. Перед нами предстают и утончённые искусствоведы в лёгких элегантных пальто, и простые рабочие из глубинки в своих клетчатых рубашках. Это визуальное противопоставление, работа художника по костюмам говорит само за себя, не требуя лишних диалогов. Это не гламурная сказка о мире искусства, а честная история о людях, в жизнь которых ворвалась случайная удача. Эту лиричную, неяркую атмосферу прекрасно дополняет нежная, меланхоличная музыка Алексея Айги, создающая идеальный эмоциональный фон.
Одним из главных достоинств картины становится умение режиссёра работать с нюансами и доверять зрителю. Блестящий пример — сцена, в которой впервые озвучивается цена картины. Вместо того чтобы показывать реакцию героини крупным планом, нам предлагают лишь закадровый звук. Этот ход одновременно и смешон, и драматичен, при этом актрисе не пришлось ничего играть — наша фантазия дорисовывает всё сама. Подобные находки встречаются повсюду: дартс, висящий рядом с бесценным шедевром, или тема фашизма, которая из абстрактной исторической главы неожиданно становится остро личной и близкой.
Все многочисленные линии и тщательно выстроенные конфликты логично и мощно сходятся в драматичной кульминации, оставляя после себя не просто чувство завершённости, а пищу для размышлений.
В итоге, «Украденная картина» — фильм на стыке жанров. Профессионалы арт-рынка, возможно, будут оценивать степень достоверности изображения их поля деятельности. Но для рядового зрителя это, в первую очередь, тёплый, умный и очень человечный фильм о том, как искусство — вопреки всем различиям, жадности и предрассудкам — способно объединять людей.
6 октября 2025
Фильм не имеет плашки «по мотивам реальных событий», но является таковым, правда в наихудшем из возможных исполнении. В основу подобных лент обычно закладывается какое-то громкое событие, но для того чтобы оно превратилось из строчки в новостной ленте в художественное произведение, оно неизбежно натягивается на классическую художественную структуру.
В зависимости от того как реализуется это «натягивание» могут получаться шедевры типа «Список Шиндлера» (1993), где реальные события вплетены в художественную структуру так, что становятся ее частью.
Можно сделать как «Дело храбрых» (2017), где в основу легла история пожарной команды, погибшей на пожаре, но т. к. снять фильм про то как долго и упорно тренировались, а потом случайно погибли нельзя, в сюжет добавляется драматургия, работающая на эмоциях, однако чтобы она заработала реальных участников событий пришлось изобразить крикливыми идиотами, которые шага не могу ступить без «приключений». Мне такие ленты категорически не понятны, однако судя по рейтингам подобных фильмов, на эмоциональную часть аудитории они оказывают задуманный эффект.
А еще можно сделать так, как этот фильм, где в базу положена история, где цитата из аннотации «Аукционист находит во французской провинции подлинник кисти Эгона Шиле» источник вдохновения которой находится по запросу «Увядшие подсолнухи Эгон Шиле».
Чтобы это дело превратилось из новостной строки формата «Обнаружили и продали по рекордной для художника цене» в сколь либо внятное художественное произведение, создатели извратили вообще всё что можно, причем логика сбоит даже внутри ленты.
Во вступительной сцене главного героя заявляют зрителю как аукциониста, который прямо заявляет, что фактически работает проституткой, ублажая любые прихоти клиентов. Далее он же объясняет зрителю разницу между своей профессией «специалиста», суть которой продать картину подороже и ролью «эксперта» в процессе, который должен определить подлинность. Более того в самом фильме заявляется что у Шиле много сверх качественных подделок, последнюю из которых удалось определить только благодаря точу, что химический анализ выявил пигменты, которые появились в 70х годах.
Этот же «специалист по продажам» первый раз в живую увидев картину с хода сообщает, что это оригинал. Честно думал, что дальше будут какие-то твисты в отношении подлинности, но нет. Эксперты в истории так и не всплывают и то, что это оригинал никто не ставит под сомнение, а проблемы начинаются с продажей. Но какие могут быть проблемы с продажей на аукционе, кроме навести марафет и хорошенько пошуметь в профильных СМИ? Правильно – никакие, поэтому авторы наводят суету на ровном месте, которая возможна только при условии, что или продажей занимаются идиоты, или «это» экранизация того, как дети играют в аукцион, не понимая механизмов его работы.
В результате к титрам в голове только один вопрос – что это вообще было?! Если в версиях киноадаптации, которые затачиваются на выжимание из зрителя максимума эмоций, хоть понятно на какую целевую аудиторию делается расчет, то на кого рассчитано «это» не понял от слова совсем. Механизм выдавливания эмоций выбран самый простой и работает он крайне условно, а в части драмы происходит прямое надругательство над здравым смыслом и работой аукционного дома, в частности.
4 из 10
6 ноября 2024