Мне всегда был интересен опыт империи, которая существовала слишком долго, чтобы считать это случайностью. Цивилизация Рима проросла Европой. И она по-прежнему нам близка, как никакая другая. Можно ли верить реконструкциям сериала? По больше части нет. И всё же...
Думаю, аутентичность картинок как цель авторов местами всё же вдохновляла. Одежда, женские причёски, доспехи и оружие легионеров — всё это воспроизводится близко к той фактуре, что известна нам по сохранившимся рисункам, текстам и пр. артефактам. Интерьеры помещений и мебель также любопытны. Но уже всё, что в цифре, бьёт по чувству реальности наотмашь. Циркус Магнум, Колизей, звериные звери, боёвка и в особенности схватки с разными монструобразными персонажами (их в сериале несколько) — это лишь местами забавно, но чаще удручает.
А теперь про «недостачу». Не замахиваясь на исторический аудит, отмечу то, что меня огорчало и сбивало с толку.
Веспасиан умер в 70 лет. Хопкинсу на момент съёмок — 85 и моложе он не выглядит. Зачем нужна была эта подстава? Его сын Тит представлен простоватым «солдатом». Видимо, так проще было противопоставить его вероломному брату-политику. Это правда, что Тит вместе с Веспасианом участвовал в военной компании в Иудее. Но и позднее он, уже будучи в Риме, вместе с отцом занимался государственными делами. Он не был простаком-рубакой. И он умер от «лихорадки», а не погиб в результате заговора преторианцев (как позднее Домициан), среди которых, как впрочем и в целом в Риме, он был крайне популярен.
Домициан более достоверен, как в историческом, так и в психологическом плане. И он вполне соответствует описанию Светония. Не только в пристрастии к стрельбе из лука. Иногда кажется, что актёр переигрывает в части обнажения жадности, властолюбия и коварства персонажа. Но, с др. стороны, именно Домициан, став императором, потребовал обращаться к нему «мой господин и бог». Его козни против брата, а также любовь к кровавым зрелищам также хорошо известны.
О зрелищах. Вокруг них строится фабула сериала. Пристрастие римлян к зрелищам озадачивает. Кстати, формула запросов плебса («Хлеба и зрелищ!») появилась примерно в это время в эпиграммах Ювенала. Почему же плебс не требовал другого, напр., работы?
Видимо, империя была очень богата. Благосостояние римлян умножали миллионы рабов и покорённых варваров. В самом Риме это позволяло плебсу жить безбедно. Из миллионного населения Вечного города порядка 200 тыс. горожан получали хлеб на бесплатных раздачах. Считалось нормальным. Иногда раздавали деньги. Очень многие составляли в «клиентах» у богатых сограждан и получали от своих покровителей регулярные дотации в обмен на «правильное» голосование и пр. услуги. Жизнь в городе была дешёвой и во многом бездельной. Возможно, это объясняет как критическую зависимость настроения масс от централизованного завоза хлеба, так и приверженность плебса к развлечениям. А может и нет. По-любому, сериал не поможет нам это понять.
Кстати, вход на скачки стоил 1/4 сестерция, что примерно составляет 50 евроцентов в пересчёте на совр. валюту. И да, за результатами гонок следил весь Рим, потому как многие делали ставки. Лудомания была массовой. Про богатого возницу Скорпа упоминает Марциал. А некий пресвитер досадовал, что в городе не помнят имён апостолов, зато все знают победителей скачек. К слову, Домициан и вправду основал на скачках две новые партии: «золотых» и «пурпуровых». Дело было доходное.
О гладиаторах. Откуда взялась эта кровожадность римлян? Десятки тысяч праздных обывателей собирались на трибунах того же Колизея и, открыв рты, с вожделением наблюдали подчас изощрённые убийства одних людей/зверей другими людьми/зверями. Только на открытии амфитеатра Флавиев (оно показано в сериале) на арене было убито 9 тыс диких зверей. Конечно, среди гладиаторов большинство составляли осуждённые. Неважно, за что — в глазах обывателей они были виновны и уже потому заслуживали смерти. С др. стороны, многие гуманитарии (напр., Цицерон) оправдывали подобные зрелища, полагая, что они воспитывают мужественность. Но были и противники... Сериал ничего в этом вопросе не проясняет.
«Кровавая кровища» как одна из главных тем заявлена уже на заставке. Красная жидкость и вправду хлещет. Не только на арене, а повсеместно. Однако, ношение оружия горожанами было запрещено ещё эдиктом Августа. Да, в условиях отсутствия освещённости ночью на улицах было опасно. Но в целом криминала было, возможно, не больше, чем сегодня. И что характерно, очень многие конфликты решались в суде.
Рабство. Как оно воспринималось римлянами через 100 лет после восстания Спартака? Как получилось так, что раб мог иметь своего раба? В чём, напр., острота проблемы, которую надеялся решить сенат при Веспасиане, постановив, что если матрона спит с рабом, она становится рабыней? Тема не исследована никак. Хотя были уже не только сторонники рабства, но и противники (Сенека).
Религия. Её в сериале как бы и нет. Есть лишь жрицы богини Весты, но о чём это — непонятно. На деле картина была очень пёстрая. Популярных культов было много. В том числе восточных. И это если не считать обожествления умерших императоров, которым также воздвигались храмы со своими жрецами. Насколько всерьёз воспринимали это римляне? Между тем, во времена Веспасиана в Риме уже появились и христиане, и он их с азартом травил в цирке зверями как опасных сектантов.
Зато как BLM, так и «повестка» в сериале на своих трендовых местах. Со всей очевидностью это спекулятивный акцент. Нумидийцы, конечно «красавчики», но то, как они моментально ассимилировались в Риме, вызывает вопросы. Кстати, письменность у них была своя. Нетрадиционные связи (педофилия) встречались среди знати, но это не было нормой в широких массах и вызывало насмешливое отношение со стороны плебса. Мы можем об этом судить по литературным текстам (напр., Петроний Арбитр «Сатирикон»).
В целом, представлен китч попсового замеса. Аутентичность встречается, но никак не в передаче духа и настроений эпохи, а всего лишь в немногих деталях. Хотя и здесь есть промахи. Напр., легионер носил меч на правой стороне, у преторианцев были в отличие от легионеров белые плащи, а центурионы (поперечный гребень на шлеме) не использовались, как посыльные... Но сериал заточен под другое - потакание интересам сериальной публики, которая судя по рейтингам, не сильно изменилась со времён кровавых развлечений Др. Рима. Поэтому имеем дешёвую мелодраму с гонками, поножовщиной и фонтанами красной жидкости. Нет, второй сезон мне не любопытен.
14 августа 2024
Забавная штука приключилась во время просмотра сериала «Обреченные на славу» режиссера Роланда Эммериха ('2012»). Обычно в сериалах история хорошо начинается и плохо заканчивается в плане драматургии и зрительского интереса. Но в данном случае произошла абсолютно противоположная история. Поначалу мне сериал дико не понравился. Кринжовая картинка с недоразвитым CGI и палевными декорациями, слабая режиссура и банальная театральщина в актерской игре делали всё, чтобы бросить сериал уже после первой серии. Казалось, что я смотрю жутко дешёвое телевизионное мыло, где прекрасного Энтони Хопкинса в кадре кот наплакал. Было сильное желание попрощаться с проектом, но уважение к режиссеру и симпатия к пеплумам не дали мне этого сделать. В итоге после финальной серии я был приятно удивлен, получив немало ярких впечатлений от просмотра.
Во-первых, в сюжете много дворцовых интриг и закулисных манипуляций в духе «Игры престолов», где все друг друга предают и яростно мстят. Конфликтов в сериале огромное количество, и это не может не радовать любителей остросюжетных историй. Несмотря на ужасно поставленную хореографию обычных драк и гладиаторских боев, сцены с гонками на колесницах выглядят привлекательно (и то, если они показаны крупным планом). На общих планах это забавные компьютерные человечки с лошадками.
Во-вторых, авторы фактически никого не щадят. Кромсают налево и направо всех подряд, включая женщин и детей. Жестокости и секса в сериале хватает с лихвой.
В-третьих, что ни говори, но сериал получился зрелищным. Кровавые игры на арене с крокодилами и львами выглядели впечатляюще. К тому же сериалом занимался известный постановщик фильмов-катастроф. И такого быть не могло, чтобы режиссеру не дали возможность что-нибудь разрушить. В итоге мы получаем землетрясение и извержение вулкана с огромным облаком из пепла, который накрыл весь город.
В общем, если закрыть глаза на уровень качества телевизионного телемыла, то мы получаем добротный пеплум со всеми вытекающими последствиями.
p.s. Пеплум — это жанр кино, который возник в Италии и был популярен в 1950-х и 1960-х годах. Этот жанр фокусируется на исторических или мифических сюжетах, часто основанных на древнегреческой или римской мифологии.
8 августа 2024
Масштабный проект от NBC Universal с бюджетом в 140 миллионов долларов и именитыми звездами, такими как Энтони Хопкинс и Иван Реон - кажется, что шоу обречено на успех!? Но, увы, реальность оказалась куда менее блестящей.
Главной звездой шоу выступает Энтони Хопкинс, в роли Веспасиана он выглядит так, будто его вытащили из уютного кресла у камина и заставили учить текст на ходу, его раздираемый внутренними и внешними конфликтами император выглядит безразличным и утомлённым, а мрачные реплики о будущем империи звучат так, будто он лично разочаровался в сценаристах и продюсерах.
Иван Реон, известный своим образом садиста Рамси Болтона из 'Игры престолов', вновь играет антагониста. На этот раз он не истязает несчастных жертв в Винтерфелле, а управляет букмекерской конторой в Древнем Риме, его махинации с тотализатором на скачках кажутся куда более захватывающими, чем любые политические интриги шоу. Реон явно наслаждается своей ролью, возможно, надеясь, что зрители не заметят, насколько бессмысленны его действия.
Особое внимание стоит уделить спецэффектам. Создатели решили сэкономить на натурных съёмках и обратились к услугам компьютерной графики. Результаты - противоречивые. Компьютерный белый лев, скачки на цифровых лошадях и наблюдающая за этим компьютерная массовка могут вызвать ностальгию по компьютерным играм 2000-х. Весь этот фееричный парад CGI выглядит так, будто сделан на коленке в местечковой гаражной студии. Если для вас важна качественная графика, то приготовьтесь разочароваться.
Сюжет шоу – это настоящий коктейль жанров. Политический триллер, спортивная драма, боевик и мелодрама – смешанные в одном большом котле. Но вместо насыщенного блюда мы получаем пресную похлебку из полусырых ингредиентов. Местами это напоминает 'Рим', где-то 'Гладиатор', а временами – 'Бен-Гур'. Получилась пародия, которая никогда не сравнится с оригиналом. В попытке угодить всем и сразу, создатели умудрились разочаровать всех постепенно, хотя их потуги сделать 'Игру престолов' в антураже Древнего Рима - восхищают, результат вызывает лишь печальную усмешку.
5 из 10
6 августа 2024
Кто на самом деле правит Древним Римом? Тот, кто дает народу хлеба и зрелищ или великий император и два его сына? Или вообще их женщины?
Не привязывайтесь к героям: они слишком быстро появляются и погибают. И в этом весь Рим. С одной стороны, красивая картинка, технологический гигант своего времени, с другой - жизнь, цена которой ничто. Умирают и великие герои, и императоры, и сенаторы, и обычные граждане.
Выживает здесь только тот, кто хитрее и умнее, проворнее. А на таких людей смотришь не без восхищения.
Если вы не готовы принять эту реальность, сериал не для вас.
Но если вы хотите увидеть, как люди выживают в такой реальности, пытаясь тянуть за ниточки, да еще делаясь богаче, тогда усаживайтесь поудобнее и смотрите, не отрываясь.
И да, авторы не заботились о цензуре, поэтому мордобой с кровищей, из отрезанного языка хлещет кровь, блудницы в тавернах голые и тд.
В общем, уберите детей от экранов.
5 августа 2024
Новый 'пеплумовский' сериал по идее должен бы продолжать линию, заданную понятно кем, но с самого начала выглядит как что-то урезанно-кастрированное. Быстрый бросок по локациям, знакомство с основными персонажами подаётся как пересушенное блюдо, и на 1 серии я имел сильное желание всё это выключить сразу. Сюжет развивается бодро, надо признать, и в дальнейшем скучать почти не приходится (это серьёзный плюс, правда), но немножечко халтурности всё равно видно во всём, особенно во влажных историях о восстающих от яда и выигрывающих гонки, без которых почему-то ну никак нельзя обойтись и приблизиться к реализму хоть немного.
Возмущения, как некоторые профессиональные критики, от смерти дедушки Лектера, простите, Веспасиана, я никакого не испытал, это было очевидно (и по истории, и по завязке). Свои пару сцен Хопкинс честно украл, и будет с него. А вот то, что от гладиаторов оставили двух с половиной бойцов и ровно два боя, действительно оказалось сюрпризом весьма неприятным. Всё-таки называть сериал их девизом и при этом сосредатачиваться на гонках колесниц ну как-то немножко странно. Увы, хронометража авторам на полноценную картину римских развлечений не хватает хронически, да и идей, пожалуй, тоже. За всякими семейными (местами просто-таки в духе 'Рабыни Изауры') и другими линиями, которые взялись раскрывать, всё остальное проходит предельно пунктирно, временами порождая необъяснимые лакуны. Да и бюджет сильно подводит, так что приходится упрощать всё до предела, то наливая воду в амфитеатр на ходу (так бы она там и удержалась, ага), то рисуя зверей явно на коленке (недаром их показывают так мало, фактически два-три раза). Да и базовая, становая история про скачки тоже вызывает массу недоумений, вроде того, как вообще держится эта индустрия, если всё время побеждает только один колесничий (а в кадре ровно так и есть, кроме положенных строго по методичке твистов, видимых за километр), при этом нам в явном виде говорят, что его основной соперник, которого он всегда обыгрывает, получает такую же зарплату (за что вообще?) Зато где-то можно оправдать заход 'бедовых локализаторов' теперь и в русскую Амедиатеку, когда совершенно однозначное 'Идущие на смерть' вдруг умудряются перевести как странно-пафосное и неуместно-оптимистичное 'Обречённые на славу'. Может, они тоже сперва посмотрели и возмутились, что гладиаторов-то не дают, за что им название такое?
В последней серии (как это часто бывает со слабыми сериалами, которые дописывают на ходу) авторы идут совсем уж вразнос, как то: второстепенные фигуры при виде льва страдают приступами необъяснимого лунатизма (ну как же, ведь надо 'завершить арку' 'главного героя', а ещё снять это в слоу-мо), предметы перемещаются меж людьми за кадром без всяких объяснений, с потолка падают какие-то неведомые мстители (нет, не те), а исторические персонажи погибают не тогда и не так, как это было с ними в реальной жизни, что твой Комод (дедушка Ридли аплодирует стоя и показывает средний палец критикам и историкам). Ну и задел на второй сезон, куда же без него. В нём будет больше гладиаторов (но это не точно), семейных интриг и Домициана. Но лично я сомневаюсь, что он будет.
30 июля 2024
Недавно был тренд видео, где девушки спрашивали своих мужчин о том, как часто они думают о Римской Империи.
Я в среднем раза 3-4 в неделю.
Есть в этом что-то притягательное, в архитектуре, завоеваниях, борьбе за власть. Легионы, их структура, оружие и броня, развитие всего этого.
Ну просто кладезь интересной информации.
И вот появляется этот сериал.
Графика - дно. Животные, колесницы, колесничие, боже мой, это испанский стыд (спойлер).
Сюжет - дно. Неинтересный, простой, без поворотов.
Интеллект героев - дно. Все ходят куда угодно и как угодно.
Боевка - дно. Размер гладиуса имеет значение! Сила и опыт имеют значение! Но только не тут. Тут суперзлодей убивает готовых к бою мужчин, но не может справиться с женщиной
Среднестатистический римский легионер настолько слеп, что не видит шныряющих вокруг чёрных женщин, а это ещё и не ночь!
Среднестатистический центурион настолько туп, что не догадывается, что кому-то придёт в голову пробраться к первым лицам империи и напакостить им.
А эти мувы от сенаторов? Тайная встреча пары сотен депутатов в Кремле, но чтобы никто про это не узнал. Гениально.
Сплошное разочарование.
А нет, одежда прикольная, но в шмотках я не разбираюсь.
Ах да!
Похоже нам нельзя смотреть на мужицкий секс, хотя бы предупреждали бы что сериал обрезанный. Я в какой-то момент вообще потерялся, не понимал, что за переходы кадров бессмысленные. Потом понял, что это не я потерялся, это фрагменты сериала потерялись.
Возможно там ещё и лесбийский секс был, но мы об этом не узнаем.
26 июля 2024
Кокетливо завернутый в простыню с надписью 'Палатинский банно - прачечный комбинат №3', благообразный седой старец, говорит: 'Римляне и гости столицы! К вам обращаюсь я! Мой предшественник здесь немножечко зажёг, и расчистил нам стройплощадку. Я объявляю программу реновации! На украденных ранее, но, возвращенных городу землях, будет построен конно - спортивный комплекс имени меня. Наши любимые гладиаторы и возницы, переедут в новое жильё комфорт - класса. Ну, а тех, кто, как и я, родился до нашей эры, ждут центры римского долголетия'.
Прекрасное начало долгожданного сериала. 'Бюджет составил 140 миллионов сестерциев!'. Вау! Кто бы мог подумать! Лиза Катц (президент стримингового направления NBCU) - 'сериал покажет Древний Рим под совершенно новым углом'. Плакат и тизеры рекламируют Энтони Хопкинса в роли Веспасиана! Батюшки, где мой корвалол? Быстрее смотреть, куда же здесь вбухано 140 миллионов?
Наверное в компьютерную графику? Лев такой беленький, почти как живой, лошадки, панорама Рима... Я несколько раз ставила на паузу. Где - то в углу должна быть надпись: 'Призентаццыя падгатовлена учинеком 3 'В' класса'. Нет, не нашла. Но ощущение осталось. Графика убогая даже года для 1990, а уж для наших времён... Да плевать на неё, не из - за компьютерных эффектов мы смотрим кино, правильно?
Где тут 'новый угол'? Несколько раз переставляла кресло, вертела компьютер туда - сюда, тщетно! Интриги, скачки, бои, секс - чего тут нового? Тенакс - плебей, мечтающий запрыгнуть повыше? Мистер Рипли в Древнем мире? Да ладно вам, там даже вольноотпущенники управляли империей (от имени императора, конечно же), что здесь нового?
Хопкинс? К моему глубокому сожалению, его экранное время равняется 5 минутам. Он появляется в кадре для того, чтобы погрозить сыновьям холеным пальчиком, произнести историческую фразу, или, недовольно посмотреть на криво сляпанную панораму Рима, из окна своего офиса в Москоу - сити. Из 140 миллионов, 139 ушли на гонорар сэру Энтони.
Режиссер Эммерих объяснил - 'это спортивный эпик'. Вон оно чё! 'О спорт, ты мир!'. 'Выше, сильнее, быстрее!'. 'Мы верим твёрдо в героев спорта!'. Всем спорт, пацаны! А я - то думаю, почему после первого гладиаторского боя на арену выбегают люди с носилками? Да это же спорт! Нужен массажист для отрубленной ноги (ещё не всё потеряно, кровообращение можно восстановить), и баллончик с заморозкой. Не вешать нос, гардема... Простите, это из другого эпика. Теперь ясно, почему этот Фламма такой здоровый. Он - спортсмен. Съедает пару высококалорийных бомжей на завтрак. Режимит. Сушится. Занимается с персональным тренером. Мечтает об олимпийских играх.
Судя по этому фильму, Нерон был прав - Рим грязный и вонючий. Большую часть фильма составляют съёмки в павильоне. Вечная тьма (солнце светит только во время скачек и боёв гладиаторов), десяток человек изображают плебеев (бюджет крошечный, не разгуляешься). Четверо граждан в разноцветных простынях играют сенаторов (хотя, у них вроде бы была тога претекста?). Да вообще не суть.
Просто поверьте, так всё и было! Были голодные бунты? Были. Хлеба и зрелищ! И здесь это есть. Потрясая толстыми щеками, и дожевывая эклеры на ходу, возмущенные плебеи кричат - 'три месяца нет хлеба!'. И бегут на Палатин. В кадре мелькает недожаренный крысбургер. Какой выход? Правильно. Скачки. Не евшему три месяца человеку, сразу станет легче. Лошадок посмотрел, сделал ставку (Хочешь 400 сестерциев? Создай аккаунт в букмекерской конторе Тенакса!), и есть расхотелось. Ещё три серии можно потерпеть.
Гладиаторы в Риме были? Были. Правда, я с детства помню песенку - 'Приди, приди, красавец галл. Я не тебя ищу, а рыбу'. Ретиарии, мурмиллоны, секуторы... Весь цимес был в том, что они были вооружены разными видами оружия, и стратегия боя была неодинаковой. А, неважно. В первом же бою, гладиаторы выглядят как близнецы, и дерутся на арене для скачек, и труп уносят на носилках, а не утаскивают крючьями. Где скорая помощь? Главный медицинский врач? Уполномоченный по правам гладиаторов? Профсоюз?
Но ведь есть же в фильме что - то хорошее? Есть. Самое удивительное, что, несмотря на крошечную массовку, кривую компьютерную графику, при наличии отсутствия Хопкинса в кадре, сериал вполне смотрибелен. Кухонные интриги, братская (Тит - Домициан) любовь - ненависть, скачки, бои - всё это вполне может удержать зрителя у экрана. Серии на три - четыре, затем становится скучно, режиссер переходит к ненужному офлешбечиванию, и исход в целом ясен. Что будет - в целом понятно. Смотреть до конца стоит в том случае, если вас мучает вопрос 'как?'.
Сериал должен 'поставить подножку' 'Гладиатору - 2'? Да не надо ему ничего ставить, он сам завалится, без вашей помощи. Паскаль, Мескаль, вискарь, Абаскаль (привет болельщикам Спартака), максимусы, минимусы, все друг другу братья и сестры, сыновья и... предусмотрительно отстроенный за 140 миллионов, Колизей, имени Э. Хопкинса. Дороже, масштабнее... В возрасте сэра Ридли, мужчина может поражать только масштабом.
Ну, вы в курсе, это же про спорт.
24 июля 2024
Для меня, как зрителя Игры престолов, этот сериал сразу показался интересным, ведь рецепции их в чем-то схожи - это наблюдение за параллелями между прошлым и современностью, увлеченность кознями и идеями главных героев, ну и, конечно, масштабные и в разной степени страшные сцены - боев, разборок, драк.
В отличие от произведения Д.Мартина, здесь сюжетом послужил реальный отрезок времен Римской империи, в той или иной степени интерпретированный и приукрашенный создателями картины. Поэтому тем, кто радеет за точность, будет не очень комфортно. Но зато тех, кто в истории разбирается плохо, сериал может натолкнуть на исправление пробелов.
В главных ролях здесь и обещанный Энтони Хопкинс, пусть недолго, но харизматично задающий тон главной на то время семье Рима, и Айвэн Рейон, на этот раз сыгравший не мерзавца, а просто хитрого малого. Других актеров не знаю, но играют хорошо.
Из минусов - посредственная местами графика, как в сцене со львом или в панорамах городах, также нет запоминающейся музыки, но в целом интересно и захватывающе.
22 июля 2024
Сказать, что заставка заставляет задуматься, это не сказать ничего. Картинка моря крови, захлестывающее город, вызывает оторопь. Сколько же крови выльют на зрителя? Рискнуть ли всё-таки смотреть или поберечь психику? Решаю посмотреть первую серию, а там уже будет понятно продолжать или нет. В итоге я посмотрела все серии за рекордно короткий срок, потому что, во-первых и в главных, было интересно. Сюжет развивается стремительно, изменения бегут за изменениями, герои развиваются и открываются с новых сторон. Что же будет в следующей серии?! Давно не было так интересно.
Древний Рим, первый век нашей эры, умирающий император Веспасиан решает кто же из двух его сыновей сядет на трон. Первый - воин, второй - политик, у каждого своя сила. Патриции тоже не спят, подбираясь к трону своими способами. Словом, политические интриги в разгаре.
Есть и другие главные персонажи, и хотя на первый взгляд их кажется чересчур много, никто из них из истории не выпадает, одеяло на себя не тянет, их судьбы сплетены между собой весьма умело. Рабы и дельцы, колесничие и гладиаторы, конюхи и сироты, преступники и солдаты. Их всех объединяет тяга к свободе, одни её ищут в пути домой, другие - в деньгах, третьи - во власти. Они теряют близких, обретают друзей и любовь, они борются и борются и борются. Кто-то из них борется буквально - на арене.
Скачки и гладиаторские бои однозначно занимают особое место в сериале. Смотреть непросто, так подробно показывают бой, боль, смерть. И в тоже время смотреть интересно. Одна только картинка Цирка или Колизея захватывает внимание целиком, хочется рассматривать детали. Наверное, найдутся зрители с замечаниями по графике, но это уж на любителя спецэффектов, у меня претензий нет.
Словом, несмотря на некоторые явно киношные ходы и рояли в кустах, видна работа мощной голливудской команды, хороши и сценарий, и режиссура, и монтаж. Хорош и актерский состав. Энтони Хопкинса было мало, но какой же он великий, браво. Очень яркие образы создали Макари и Мартинш, и Иван Реон постарался на славу.
Сериал не гениальный как «Гладиатор» Ридли Скотта, не несет в себе ничего принципиально нового, но он масштабный и зрелищный, при просмотре которого надо не только смотреть, но и слушать, думать, делать выводы. Возможно, сериал будут сравнивать с «Игрой престолов», и, возможно, поклонникам этого фэнтезийного сериала он понравится. По крайней мере, это такой же эпичный проект, только без драконов.
Немного скажу как человек с высшим историческим образованием. Конечно, есть вопросы и к чему придраться, но в данном случае совсем не хочется, работа над периодом проделана большая, учтены необязательные для массового зрителя понятия, предметы, и даже люди, как например реально существовавший колесничий. Он был насколько долго непобедим, так невероятно популярен и любим, что некоторые римляне упоминали его имя на своих надгробиях. А теперь он в сериале XXI века. Это очень подкупает. Но, конечно, и в его судьбе показаны придумки, как и положено художественному (!) произведению.
К просмотру однозначно рекомендую.
8 из 10
21 июля 2024
Да здравствует Император. Те, кто собирается умереть, приветствуют тебя!
_
Этот народ уж давно… все заботы забыл, и Рим, что когда-то
Всё раздавал: легионы, и власть, и ликторов связки,
Сдержан теперь и о двух лишь вещах беспокойно мечтает:
Хлеба и зрелищ!… /Ювенал/
Рим в 79 году нашей эры: стареющий император Веспасиан однажды завоевал трон благодаря своей победе после гражданской войны десять лет назад. Но патриции всеми силами стараются заменить его преемником из своих рядов. Сын Веспасиана Домициан пытается превзойти своего старшего брата Тита в наследстве. Некоторые заговорщики из римского сената даже хотят избавиться от всей императорской семьи. Четыре патрицианские компании контролируют спортивный мир Римской империи, для которого характерны коррупция, жадность и насилие. /Информация из сети/
Сериал под оригинальным названием Те, кто скоро умрёт основан на научно-популярной книге, но не уверен в научности и популярности нашего сериала. Основание на книжном издании у нашего шоу главное достоинство — пока других не нашёл толком. Что-то мне кажется, что оно обречено только на провал, но посмотрим. Провал лишь от того, что сериал замахнулся на слишком большую и обширную тему, которую аутентично даже сегодня сложно показать. Но сам по себе проект неплох.
Мир гладиаторов Древнего Рима. Нас быстро вводят в курс действий. Прям галопом по Европам знакомимся с целой кучей персонажей — от быстрой смены локаций, действий, лиц и всего прочего прям рябит в глазах. Кто-то куда-то очень торопится в первой серии. Зато быстро понимаем кто откуда и куда направляется по жизни. Хотя нам обычно неспешное повествование, где мы можем сконцентрироваться на понравившемся герое, куда больше нравится. Дальше бурная событийная река сериала немного утихомирится, мельтешения станет меньше.
Антураж неплохой, но не более того. Графика заднего фона иной раз напоминает ту, что использовалась в 300 спартанцах Зака — кому как короче, зато у нас кино всё-таки на 9 часов где-то чистого экранного времени, а не на парочку. Персонажи иногда слишком модно выглядят… как если бы кто-то взял сегодня европейца любого и одел его в римские одеяния. Не слишком аутентично. Плюс персонажи сплошь, как я понимаю, говорят на английском в оригинале (попробовал немного посмотреть на английском с сабами, но понял, что так ненамного лучше, чем в нашем полном дубляже)… Г-м-м-м. Или есть ещё другой вариант озвучки? Наверняка итальянцы переведут себе — вот такая озвучка с сабами нужна тут.
Но ничё не хочу сказать. Норм сериал. Просто если параллельно с просмотром читать в инете что-то о Римской Империи и т.п. Сериал невольно к этому подталкивает, в том числе вообще для того, чтобы разобраться о каком времени идёт речь и что толком тогда в республике происходило. Сам же проект слишком сумбурный, толком внятно ничего не объясняет, зато этим толкает невольно к чтению. И это плюс.
Для раннеримского мировоззрения были характерны ощущение себя как свободного гражданина с чувством принадлежности к гражданской общине и приоритета государственных интересов над личными, сочетавшимся с консерватизмом, который заключался в следовании нравам и обычаям предков. Во II—I вв. до н. э. произошёл отход от этих установок и усилился индивидуализм, личность стала противопоставляться государству, переосмыслялись даже некоторые традиционные идеалы. В итоге, в эпоху императоров родилась новая формула управления римским обществом — хлеба и зрелищ должно быть в достатке. Ну, а определённое падение нравов среди толпы горожан всегда воспринималось деспотичными властителями с некоторой степенью благосклонности. /Информация из сети/
Нашему кино очень присущ индивидуализм коммерческого типа. Сегодня это назвали бы капитализмом. Каждый сам за себя, каждый хочет урвать, успеть урвать свой кусочек мира, богатства, славы, самой скользкой жизни, всегда так неприятно ускользающей из рук человеческих. Успей поймать её за хвост!
Молодцы, что сразу выпустили все серии. Жаль, что жанр изжил себя ещё в нулевые. Тогда после успеха Гладиатора много подобных фильмов и даже больше сериалов вышло неплохих, но потом интерес угас. У нас в сериале есть гладиаторы, скачки на колесницах, истории и легенды о богах Древнего Рима, есть судьбы рабов, слуг, вельмож. Тут все сословия есть римские. Так-то занимательно, но какой-то своей специфической, уникальной изюминки у сериала не наблюдаю, как и особо колоритных и харизматичных персонажей. Есть мыльная опера условная, борьба за власть, страдания какие-то, бесчеловечная жестокость, немного обнажёнки — всё то, что так любит этот мир. И всё. Но в целом хороший середнечковый сериал, чтобы время убить, скажем, на выходных.
У-ф-ф-ф… половину отсмотрел.
19 июля 2024