Рейтинг фильма | |
![]() |
4.5 |
![]() |
4.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Подземная бездна |
английское название: |
Estación Rocafort |
год: | 2024 |
страна: |
Испания
|
слоган: | «Узнай шокирующую тайну самой жуткой подземки в мире» |
режиссер: | Луис Прието |
сценаристы: | Иван Ледесма, Анхель Агудо, Луис Прието |
продюсеры: | Висенте Каналес, Адриан Герра, Нурия Вальс, Julieta Videla, Рикардо Марко Буде, Израэль Мендоза, Игнасио Саласар Симпсон |
видеооператор: | Марк Миро |
композитор: | Нами Мелумад |
художники: | Сара Уэбстер, Anna Izquierdo, Ана Понс-Формоса |
монтаж: | Беатриз Коломар, Федерико Конфорти |
жанр: | ужасы |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
$215 326 |
![]() |
$421 814 |
Дата выхода | |
![]() |
6 сентября 2024 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
18+ |
![]() |
1 ч 29 мин |
Это в Испании ещё 'Путевого обходчика' не видели, а то б могли замахнуться на ремейк 'легендарного' российского слэшера!
Заброшенные станции и ветки метро привлекают внимание не только диггеров, но и киношников, которые время от времени стараются снять в подобных локациях что-то интригующее.
Изредка такие фильмы оказываются катастрофами (например 'Метро' или 'Дневной свет'), а зачастую - хоррорами. Как например данный фильм или 'Полуночный экспресс' с Винни Джонсом, или 'Призрачный экспресс', где события также развиваются в поезде. А ещё на ум пришли 'Мутанты' Гильермо Дель Торо, снятые в 90-е годы - вот это действительно крутой фильм!
Хорроры в большинстве своем оказываются средними по уровню и 'Подземная бездна' исключением не стала. Хотя испанские ужасы порой получаются очень атмосферными интригующими.
Но 'Подземная бездна' не из таких. Фильм начинается в духе французского триллера 'Шесть' о маньяке, рассказывая предысторию зловещей станции метро 'Рокафорт', а затем сюжет переносится на молодую девушку, работающую на станции, на глазах у которой один мужик бросается под поезд.
Фильм можно отметить разве что со стороны подачи истории как некой городской легенды. Басни и байки о каких-то зловещих местах есть везде и в данном случае речь заходит о печально известной станции 'Рокафорт', которая оказывается чуть ли не куда более любимой среди самоубийц, чем Лес самоубийц в Японии или мост 'Золотые ворота' в Штатах.
Нагнетания жути и повышения атмосферности создатели попробовали достичь за счёт мрачных тоннелей метро, однако реализовать эту задачу в полной мере не удалось, так как сюжет то и дело 'выныривал' на поверхность, перенося развитие событий то на берег моря, то ещё куда.
Если бы мрачная тайна станции метро 'Рокафорт' раскрывалась с медленным, но верным погружением персонажей в недра метрополитена, может получилось бы и эффектнее.
Плюс в картине оказался недокручен саспенс из-за чего даже багровые переливы подсветки, окрашивающие все в красные цвета, не смотрелись жутко. Ну спустились герои в тоннель, дальше что? Идут по темному коридору, но ощущения жути все равно нет.
Показали разок видение в образе самоубийцы, которое причудилось главной героине и все на этом. Это как в 'Мы были солдатами' Мэла Гибсона вьетнамские солдаты за весь фильм бросали лишь одну гранату во врага!
Также и здесь: пугалок и скриммеров оказалось недостаточно, чтобы достичь нужного уровня атмосферы, чтобы зритель ощутил мурашками на своей спине всю опасность мрачных тоннелей испанского метро. Чтобы зритель понимал, что здесь, в Испании, существуют маньяки и Зло не менее изощренное, чем в американском 'Полуночном экспрессе'!
Впрочем, смотреть Вам. Свое мнение никому не навязываю.
Приятного просмотра.
4 из 10
23 декабря 2024
Жанр ужасов часто строится на превращении мест из обыденных в пугающие, подчеркивая идею о том, что безопасность — иллюзия. Одним из эффективных приёмом в этом контексте является заигрывание с идеями лиминальных пространств, т.е. локациями, созданными людьми, но лишенными людей. Опустевшие станции и тоннели метро в данном случае — выигрышные декорации для развития чувства тревоги.
Ранее режиссёры, естественно, уже обращались к подземно-рельсовому сеттингу, например, в хоррорах «Крип» (2004), «Конец пути» (2007) и недавней «Призрачной станции» (2022), неизменно получая, в основном, лестные отзывы зрителей. В случае с работой Луиса Прието мы имеем дело с пресловутой плашкой «Основано на реальных событиях», так как, действительно, станция метро Рокафорт в Барселоне довольно давно имеет дурную репутацию. Грех было не воспользоваться готовой базой и не постараться дополнительно нагнать жути реалистичной предтечей. Получилось ли?
Мне показалось, что фильм не раскрывает свой потенциал. Вместо попытки освещения легенды и истории станции мы наблюдаем за шаблонной потусторонней сущностью, с завидной регулярностью выбирающуюся за пределы метро. К тому же до самого финала остаются не ясны методы воздействия этого тёмного явления, так как в арсенале и сведение жертв с ума, и побуждение к жертвоприношениям. Сама история универсальна и вписывается в контекст абсолютно любого места действия.
В локализованной версии отсутствует около пяти минут хронометража, что, вероятно, связано с любовным интересом главной героини. К сожалению это всё, что могло бы её охарактеризовать. Также имеется детектив в отставке, с трудом борющийся с призраками прошлого. Его основная характеристика — вспыльчивый алкоголик. Даже на этом небогатом фоне второстепенные персонажи умудряются уходить на ещё более дальний план.
Причина волнений всех причастных жирным намёком раскрывается ещё в первом акте, что не легитимизирует сам факт того, что было когда-то сделано. Крайне притянутый сюжетный поворот. Как и основной пост-плот-твист, который мы уже наблюдали в сотнях других работ.
«Подземную бездну» можно легко отнести к детективному психологическому триллеру с элементами мистики, ибо как хоррор она, увы, не работает. Пугают здесь очень нехотя. Тем не менее отмечу достойную операторскую работу и пост-продакшн.
17 декабря 2024
Лаура - новенькая сотрудница барселонской подземки. Когда на её глазах человек на станции Рокафорт кончает жизнь самоубийством, Лаура начинает расследование - и погружается в страшные тайны станции.
Я был в Барселоне в начале нулевых - примерно как раз тогда, когда стартует эта история. Наверняка был в подземке, но никаких особенных воспоминаний не осталось - видимо, ничего выдающегося (после московского метро вообще трудно чем-то удивить). Так что личных воспоминаний про барселонский метрополитен и конкретно про станцию Рокафорт (давшей оригинальное название фильму) у меня нет. Впрочем, все подземки чем-то похожи - это одновременно суетливое, будничное место, и, как нам не раз напоминали из громкоговорителей - 'метрополитен - это место повышенной опасности'. Поезда с грохотом проносятся мимо пассажиров, которых не отделяет от края платформы никакой барьер. Тёмные туннели ведут как будто в саму преисподнюю. Эскалаторы несут вас вниз - в самый кошмар клаустрофоба. Так что метро - место для ужастиков благодатное.
Почти каждый город может похвалиться личной метро-страшилкой: в Москве - 'Метро' и 'Диггеры', в Буэнос-Айресе - 'Мёбиус', в Бухаресте - 'Восставший из ада 7', в Сингапуре - 'Кольцевая линия', в Нью-Йорке - 'Мутанты', в Лондоне - 'Крип'. Есть теперь такое кино и для Барселоны.
Начинается 'Подземная бездна' интригующе - во флешбеке 1999 года безумец ведёт семью из четырёх человек по туннелям метро, рисуя на их лицах странные символы и убивая по одному. За ними гонятся двое полицейских - увы, слишком поздно... Действие переносится в наши дни, и теперь мы следим за девушкой Лаурой - про неё нам мало что известно, кроме того, что 'ей очень нужна эта работа', и она снимает квартиру с коллегами. Опытные коллеги подтрунивают над ней - якобы на станции Рокафорт, где ей предстоит работать (кем неясно - кассиршей?) совершается 80% подземных самоубийств - интересно, это правда или выдумка? В любом случае, поддерживает героиню только подруга Крис, а вскоре Лаура лично наблюдает самоубийство под колёсами поезда.
К сожалению, в этот момент действие начинает буксовать. Вместо того, чтобы вовсю эксплуатировать страшную сторону подземки, авторы начинают гнаться 'за всеми зайцами' (да ещё и с флешбеками) - тут и сатанинские культы, и экзорцизм, и месть конкистадорам-завоевателям, и сломанные аттракционы, и страшные собачки (в фильме их аж три штуки, но страшная всего одна). Большую часть времени герои проводят не в подземке, а в разных архивах - причём если девушку просто жалко, то спившийся полицейский из пролога не вызывает никаких эмоций. Вместо ужастика мы будто смотрим детектив с такими банальными ходами, как 'давай навестим маньяка в психушке и он нам всё расскажет'.
В финале зрителей ждёт подобие финта, но это ровным счётом ничего не меняет в сюжете. А концовка вообще отсутствует, будто сценарист забыл в метро последние десяток страниц сценария. Так что шанс сделать настоящую страшилку про родное метро авторы упустили. Кстати, они зачем-то 'перекрасили' станцию Рокафорт из красного цвета в жёлтый - это видно и в дизайне станции и в имени маньяка 'Убийца с жёлтой линии'. Затем? Это все равно что снять фильм про 'красную' Кропоткинскую, но делать вид, что она на Калининской желтой линии. Чужим все равно, а местные посмеются.
И, кстати, текст этой рецензии написан в московском метро!
23 октября 2024
Луис Прието — довольно известный испанский режиссёр. Не Альмодовар и не Аменабар, конечно, но своё место в национальной киноиндустрии он занял давно и прочно. Причём нельзя сказать, что за свои уже свыше 20 лет в профессии он очевидно прописался в каком-либо конкретном жанре. Прието дебютировал в 2001 году коротким метром «Бамболео» о недалёких, но отчаянных уличных подростках на улицах Барселоны. Эта незатейливая 14-минутная штучка сразу принесла ему приз МКФ в Венеции и ряд других наград уровнем пожиже. Оправдал ли Луис этот в общем-то аванс в дальнейшем? Если и да, то с тех пор подавляющее большинство его работ максимально далеко от ведущих кинофорумов планеты. Режиссёр много трудился на ниве телевидения (в том числе и в международных проектах), а среди его полнометражных творений можно выделить, пожалуй, «Я хочу тебя» по роману Федерико Моччиа (от автора «Три метра над уровнем неба», что, как вы понимаете, весьма далеко от нужного нам жанра), лихой триллер «Похищение» с Холли Берри в роли матери, героически спасающей родное дитяте от банды киднепперов (вот уже ближе), а также чернушной комедией (ну я бы это так охарактеризовал) «Флирт с дьяволом», откровенно провалившейся по всем направлениям и запомнившейся лишь ярким появлением Джона Малковича да обнажёнкой Лилли Круг. То, что надо? И да, и нет. Хотя крови в фильме действительно навалом, особенно в сцене тотального уничтожения героя Малковича.
По этой причине «Подземную бездну» возможно воспринимать как новый вызов для Луиса Прието и его попытку то ли войти, то ли вляпаться в историю испанского хоррора (далеко не последнего, между прочим, в мировой иерархии).
Ужастиков про метро не счесть. И вряд ли сей поток когда-либо истощится. Станция Рокафорт (в оригинале кино так и называется) в столице Каталонии имеет давнюю (98 лет) историю и наверняка за это время успела накопить немало тайн и городских лент. Но, как ни странно, лишь в 2024 году на экраны выходит первый фильм, ей (и им) посвящённый.
Итак. Лаура (Наталия Асахара), молодая мексиканская иммигрантка, начинает работать на станции метро «Рокафорт» в ночную смену и вскоре вместе с Романом (Хавьер Гутьеррес), бывшим полицейским-алкоголиком с массой личных демонов и чертей рангом ниже, узнаёт мрачную историю этого места: за долгие годы там погибло или бесследно исчезло множество людей при самых странных обстоятельствах, но, похоже, никому не интересно знать правду (и это странно, но для завязки сойдёт).
Что сразу бросается в глаза, так это, что у Прието есть чёткий план. И он будет следовать ему до конца. Забегая вперёд — да, так и есть. Режиссёр манипулятивно нагнетает тревогу по капле. Будто ему вообще некуда спешить и в запасе у него часов пять экранного времени, а не менее полутора. Фильм лишь начинается с бойкого флешбэка, переносящего нас на 25 лет назад. А дальше... Если вдуматься, то история действительно не требует мгновенной истерии, выплеска всех страстей и ужасов разом. Но то вовсе не значит, что будет скучно. У создателей (а в команду сценаристов помимо самого режа входят также Анхель Агудо и Иван Ледесма, также не последние мастера своего дела) всё в порядке с чувством ритма. Чего не отнять, они отлично понимают, чего хотят и ощущают на все сто создаваемый ими внутри кадра мир. Хотелось бы отметить, как хорошо монтируются вместе Асахара и Гутьеррес, актёры с совершенно разным стажем в профессии, да и в жизни тоже (он — двукратный лауреат «Гойи», для неё это всего лишь пятое явление на экране).
На втором плане тут тоже люди прелюбопытные. Валерия Соролья, восходящая звезда и одна из самых перспективных актрис Испании (а здесь едва ли не самый загадочный до поры персонаж); Франсеск Альбиоль, снимающийся с конца семидесятых (среди его ролей, в том числе, участие в тыкверовском «Парфюмере»); звезда артхауса Хорхе Кабрера. Некоторые из них также снимались в популярном сериале La caza производства RTVE, который я бы тоже, пользуясь случаем, смел отрекомендовать (детектив, триллер, загадки там всякие разные).
Марк Миро не даёт усомниться в классе испанской операторской школы, а музыка уроженки Рамат-Гана Нами Мелумад (несмотря на весьма молодой возраст, на её счету уже более сотни саундтреков) делает именно то, что должно: не оттеняет и не заглушает происходящее, а ведёт и сопровождает.
Финальный аккорд, выданный Прието, навряд ли дееспособен удивить, и насмотренный зритель наверняка где-то нечто подобное уже видел. Однако же, режиссёру удаётся резко выплыть там, где наверняка затонули бы многие его коллеги. «Подземная бездна» даёт ровно то, что изначально обещала. Не меньше — уже радует. Могло ли быть лучше? Наверное. Ну а про какой фильм так нельзя сказать? Нет предела совершенству. Не думаю, что спустя годы он войдёт в учебники для начинающих хоррормейкеров, но смотреть его будут. Как минимум, сегодня и завтра. А там, как знать, может и через год, два, десять не оставят.
7 из 10
16 октября 2024