В жизни важны лишь три вещи: страстная любовь, гармония с миром и умение отпускать тех, кому не суждено быть с вами.
© Цитата из трейлера
Об американской постановщице Холли Мейерс-Шайер можно сказать лаконично и по факту: будучи наследницей Чарльза Шайера и Нэнси Майерс, выпустивших некоторое число комедий в предыдущие несколько десятилетий, женщина в знак преданности им обоим не только оставила двойную фамилию, но и ступила на творческую стезю, заботливо проторенную родителями. Её дебют «В гостях у Элис» рассказывал о сорокалетней разведёнке, приютившей дома бравую тройку начинающих кинематографистов — типичный одноразовый ромком с Риз Уизерспун, столь ветреный и игриво-сумбурный, что заслужил почётное место в подборках необязательных визуальных антидепрессантов для неудачных свиданий и бабских форумов. Лента имела потенциал стать лучше, если бы споры-ссоры не выглядели надуманными, а ситуативный юмор по интенсивности не уступал липкой романтике. Также нельзя не признать очевидную авторскую тенденцию к списыванию Элис с себя, сплошь окружая ту киношниками. «Снимай о том, что знаешь» — ещё одно режиссёрское кредо наряду с «далеко ходить не надо», потому «Отец года» за счёт искажённого перевода названия автоматически смахивает на зашифрованный привет трилогии «Отец невесты», созданной ближайшими родственниками. Прямых параллелей проводить не стоит: это разные произведения, да и если не рушить деталей замысла, фильм всё-таки именуется «Гудрич» — в честь виновника торжества. То есть, в большей степени перед нами вольная зарисовка, фокусирующаяся на личности данного человека, а не эссе о сложности пребывания в определённом статусе.
Женский взгляд на осознание мужской роли внутри ячейки общества — любопытный дискурс. Уже на стадии ознакомления с трейлером можно догадаться, что сценарий не так беззаботен, каким обманчиво преподносится в синопсисе. Повседневность арт-дилера Энди полна навалившихся неурядиц, — от долгов за аренду галереи до молодой жены на реабилитации, — так ещё ему предстоит временно приглядеть за собственным потомством, заручившись поддержкой беременной дочери от первого брака. Комичный слой явно претендовал обрасти коллекцией суматошных гэгов — в частности, к этому отсылает русский постер, где Майкл Китон то ли плавает, то ли тонет вместе с игрушками, а слоган говорит: «Займись детьми, пока они не занялись тобой». Однако мощь маркетингового беспредела завуалировала то обстоятельство, что зарубежный постер вообще обходится без лишней мишуры, дословно руководствуясь фразой: «Если жизнь не пнёт тебя под задницу, значит, она не выполняет свою работу». Вместо того чтобы заменить слово «задница» и не смущать возрастных консервативных зрителей, локализаторы решили не искать лёгких путей, отчего восприятие материала заведомо искажается, пусть даже не слишком критично, как могло бы быть. Поэтому те, чьи надежды и чаяния касаются потребности в скоропалительном выплеске эндорфина, рискуют остаться разочарованными: здесь не так много причин надорвать животик (да и то, скорее, скромно усмехнуться). Тем не менее, добротное актёрское исполнение и максимально комфортабельная, к концу уже совсем предрождественская атмосфера эмоционально подключают к происходящему не хуже юмористических уловок.
Повествование словно игнорирует (или переформатирует?) драматургические каноны, делясь на условные ответвления, вразброс смешанные между собой. Что занимает вроде бы уже пожилого, но на поверку крайне бодрого, старающегося не унывать ключевого персонажа? Во-первых, отношения с потомками, а именно десятилетними двойняшками — кстати, довольно разумными и послушными в отличие от привычных «маколей-калкиновских» типажей (хулиганская выходка с квадрокоптером и разбитой вазой не в счёт). Плюсом заставляют задуматься об ошибках молодости накипевшие обиды давно выросшей Грейс, находящейся на сносях: уделяем ли мы достаточно внимания старшим малышам в противовес младшим, пока они не посмеют достичь той отметки, когда сами готовы завести малышей? В довесок летит к чертям бизнес: конечно, однажды на горизонте забрезжит шанс его спасти (и почти наметить шуры-муры с очаровательной незнакомкой), но вряд ли на этом фронте всё будет так однозначно. «Вишенкой на торте» предстаёт супруга, вознамерившаяся то ли поправить здоровье, то ли развестись: как смириться с неизбежным? Ответ не заставит себя ждать.
Все вышеперечисленные палки в колёса призваны довести до истерик, погромов и малодушного запоя, но в призме Мейерс-Шайер поведение Энди никогда не выходит за допустимые рамки. Ему вовсе не нужно заслуживать званий «Кто-то там года», будь то папа, или муж, или босс: невзирая на стресс, без пяти минут старик отлично справляется с нахлынувшими бедствиями — даже не ясно, за что его журить и зачем обижаться, ибо ведь из кожи вон лезет, чтобы всем угодить. Скорее его близкие чересчур чувствительны и периодически спешат напомнить, что в прошлом он не слыл таким заботливым, как сейчас, а подобное шалопайство не исчезает бесследно. Вот и приходится пожинать плоды, бесконечно исправляя и исправляясь. Нюанс в том, что бытие по природе своей хаотично и нестабильно: иногда для крепкого стояния на ногах надо приложить неисчислимое количество усилий, а по итогу всё равно где-то что-то пойдёт не так, приведя к необратимым последствиям. Но как бы то ни было, Гудрич позитивно смотрит на мир — и мир отплачивает тем же, посылая поводы для примирения, приглашение на раскрепощающую дыхательную практику и исключительно приятных людей, будь то батя одноклассника отпрысков, верные коллеги или певица с вечера феминисток.
При таких условиях странно полагаться на традиционную схему изложения: обыкновенная рутина, показываемая как смесь событий, часто не взаимосвязанных друг с другом, служит не тому, чтобы раздробить и раскрыть некий конфликт, а как раз тому, чтобы аккуратно выписать портрет героя. Это подразумевает наблюдение за его реакциями в тех или иных сценах столкновения с бытовыми переменами, структурированное составление психологического образа и приход окольными дорогами к извечным выводам о ценности семьи. Придерживаясь выбранной стратегии, вполне возможно правильно расставить приоритеты и позволить времени на экране течь своим чередом, подхватывая курьёзные происшествия, сплетая с незапланированными перипетиями в единый клубок и в результате складывая целостную картину. Стержнем этого высказывания, в свою очередь, является простой хороший парень, сумевший окончательно повзрослеть на склоне лет, когда уже подросли следующие поколения, а ответственность перестала маячить непреодолимым экзаменом, потому что любовь к тому, что имеешь, и тем, кто рядом, оказалась способна всё разрешить.
«Отец года» или, если хотите, «Гудрич» — милейшее терапевтическое драмеди о воспитании не столько детей, сколько самого себя посредством достижения зрелости и понимания того, чего от тебя хочет твой личный микрокосм. Холли Мейерс-Шайер облекла свою историю в симпатичную форму с нежной, уютной интонацией, в сущности, не выдав ничего нового, но качественно препарировав то, что следует.
И вышло как минимум весьма неплохо.
7 из 10
20 ноября 2024