| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.7 |
IMDb
|
5.3 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Наступит лето |
| английское название: |
Summer Will Come |
| год: | 2024 |
| страны: |
Россия,
Германия
|
| режиссер: | Кирилл Султанов |
| сценарий: | Кирилл Султанов |
| продюсеры: | Полина Шлихт, Светлана Березова, Елена Лазарева, Андрей Жарский, Ольга Рожкова, Павел Кузнецов, Екатерина Голубева-Польди |
| видеооператор: | Дмитрий Зорин |
| композитор: | Екатерина Владимирская |
| художники: | Карина Дзабиева, Елена Зверева, Яна Афанасьева |
| монтаж: | Александр Чекунов |
| жанры: | драма, криминал |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$26 620 |
Мировые сборы:
|
$26 091 |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 30 мин |
«Наступит лето» (2024)
Продолжаю знакомится с российским кинематографом. Вчера посмотрел свежий режиссерский дебют Кирилла Султанова «Наступит лето» с Марком Эйдельштейном в главной роли, тем самым мажором из «Аноры», нашим русским «Тимоти Шаламе». Скажу сразу, что впечатления очень неоднозначные. Строго судить не буду, так как это дебютная работа, но и попытаюсь объяснить, чего же мне не хватило в ленте.
Сюжет фокусируется на Никите (Микита Воронов), детдомовце, бегущем в Москву от проблем прошлого. Там он сталкивается с Дэном (Марк Эйдельштейн) — харизматичным мажором-сиротой. Их странная дружба становится ловушкой, где цена «лучшей жизни» оказывается слишком высокой.
Визуально фильму есть, что сказать: стильная молодежь, черно-белая эстетика, кадры падающего снега на фоне бликов от фонарей, крупные планы, оператор классно играет с тенями и композицией. Актеры мне понравились практически все. Эйдельштейн однозначно парень с хорошим потенциалом. Его герой манипулятивный нарцисс, утопающий в своей безнаказанности и превосходстве над своими друзьями-«игрушками». Актер умело передает как своё темное обаяние, так и внушает опасность, своей холодностью и беспринципностью. Микита Воронов же этакий бунтарь-невидимка, с травмами прошлого. Его молчаливый гнев, смешанный с детской наивностью, оставлял меня в недоумении: борется ли он с системой или покорно следует её течению, чтобы найти место под солнцем, так и не наступившего лета.
Однако, я так и не прощупал те смыслы, которые хотел сказать режиссер. Сценарий затянут и страдает от рыхлости. Персонажи, часто остаются схематичными, а их мотивы — не до конца прояснёнными. Диалоги местами звучат нарочито, особенно в сценах с «философскими» монологами Дэна. Ночные разговоры Никиты с его девушкой похожи на набор словосочетаний, которые им дали прочитать, но никак не тянут на что-то жизненное и глубокое. Кроме того, заявленная тема социального неравенства теряется в декорациях гламурных вечеринок, оставляя зрителя всё тем же: что именно хотел сказать режиссёр?
«Наступит лето» — амбициозный, но очень неровный эксперимент. Фильм мечется между социальной сатирой, триллером, криминальной драмой и нуаром. Массовому зрителю фильм не зайдет, из-за своих недосказанностей, а искушенному любителю арт хауса однозначно чего-то не хватит. А это глубины и смыслов. В фильме есть прекрасные кадры, как например беспроигрышная сцена разыгрывания гротескной версии «Тайной вечери», есть и вопросы, которые заставляют задуматься, но лично я не собрал картину в одно целое.
24 апреля 2025
Фильм «Наступит лето» Кирилла Султанова — безоговорочный триумфатор фестиваля дебютов «Дух огня» в Ханты-Мансийске, но — с читкодом. Там есть Кирилл Кяро и Марк Эйдельштейн, заявлено классическое зло в виде депрессии, помноженной на деньги, и занятное визуальное решение — полный отказ от цвета.
Вроде coming-of-age, вот прямо жанровое о взрослении: парень приехал в Москву, ищет себя, работу и любовь, пытается забыть прошлое. И вокруг него есть все способы пережить этот период максимально ярко.
А вроде — артхаус, намеренно авторский, с красивыми плавными кадрами, с аккуратно расчерченным насилием как подвидом художественного решения, с шагом в сторону от того, что принято в последнее время называть «новым российским кино» (хотя какое оно новое, у него ещё и шанса-то проявиться и сформироваться не было).
Словом, смотришь и ощущаешь: сделано так, чтобы казалось «это современное российское кино». А хотелось бы, конечно, не ощущать конкретных вещей — хотелось бы своё что-то испытывать. Просто смотреть, переживать, пугаться там, не знаю, рефлексировать. Но сидишь и чувствуешь «так специально задумано». Так что я, конечно, хвалю фильм за исполнение. Визуал — восхитительный, депрессия — настоящая, травмы — знакомые. Но что-то в нём есть такое хитрое, как будто кто-то заранее уже всё решил, и осталось только на титрах кивнуть: «да, этого я и ждал» или «ну, я так и думал». Словно заранее была спланировала реакция, все знали, что кино «выстрелит» и зацепит по выработанной схеме.
Создатели фильма как будто по случаю залетели на фест: по сравнению с другими дебютами, у работы Кирилла Султанова была заметная фора, тут вообще сложно было выбрать кого-то другого. Кажется, кто-то слукавил, когда сказал «мы всё сами»: прокатчик «Самокат» заявил премьеру ещё до того, как завершился приём заявок на участие в фестивале.
Мне фильм понравился. Красивый, стильный, эмоциональный, жёсткий. Но из-за ощущения, что это не случайный успех (слишком недебютный по сравнению с другими дебютами), я буду то и дело возвращаться к мысли, что реакция зрителя — спланированная история, и всё сделано по определённой, околоакадемической схеме, так, что не сработать просто не могло. И Марка в «Аноре», а затем танцующего на оскаровской вечеринке все успели увидеть до премьеры, так? И тут вдруг играет последнего парня на деревне, в шубах, деньгах, пистолетах, а главное — в таком очень красивом, понятном, доступном, намеренно разрисованном во всех слоях картины одиночеством. Контраст так хорошо спланирован, что почти веришь.
29 марта 2025