| Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск
|
7.9 |
IMDb
|
7.8 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Мемуары Улитки |
| английское название: |
Memoir of a Snail |
| год: | 2024 |
| страна: |
Австралия
|
| режиссер: | Адам Бенжамин Эллиот |
| сценарий: | Адам Бенжамин Эллиот |
| продюсеры: | Адам Бенжамин Эллиот, Grace Adams, Майкл Агар, Louis Balsan, Кароль Баратон, Йоанн Комт, Jean Flix Dealberto, Tony King, Пьер Мазар, Роберт Паттерсон, Себастьян Рэйбо, Марк Вудс, Роберт Коннолли, Эстер Хардинг, Tu Nhi Lam, Шон Миллер, Роджер Сэвэдж, Риччи Сварт, Пол Вигард, Лиз Кирни |
| видеооператор: | Джералд Томпсон |
| композитор: | Елена Кац-Чернин |
| художники: | Боб Ши, Lucy Davidson, Ruby Davis, Kerry Drumm |
| монтаж: | Билл Мерфи |
| жанры: | драма, мультфильм |
|
Поделиться
|
|
| Финансы | |
Сборы в России:
|
$23 272 |
Сборы в США:
|
$669 798 |
Мировые сборы:
|
$7 643 123 |
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
10 июня 2024 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 35 мин |
Начну с того, что я не являюсь поклонником пластилиновой анимации. Наверное, после Гарри Бардина, Адам Бенджамин Эллиот стал вторым режиссёром, кто оживил пластилин со вкусом и содержанием.
Миры, созданные им, всегда пропитаны серостью и тоской, сюжеты меланхоличны, персонажи внешне выглядят весьма отталкивающе, но итоговый посыл всегда светлый и жизнеутверждающий.
Жизнь гротескных фигурок всегда развивается под литературный монолог рассказчика, что придает камерность происходящему. Режиссёр умеет держать концентрацию зрителей на предельном внимании. Всё, что попадает на экран, сделано старательно и со смыслом.
'Мемуары улитки', как и другие работы автора, очень личные. Нам хочется сопереживать этим героям, потому что самому их создателю на них не наплевать. Нас настолько умело увлекают в происходящее, что создаётся ощущение, будто мы сами являемся частью происходящего процесса.
Отдельно хочу упомянуть то, как режиссёр затрагивает тему секса. В 'Улитке' его очень много, но он подан тонко и с юмором. Нам дают карикатурное представление самых интимных моментов жизни почти каждого участника. В какой-то степени секс даже служит вектором направления сюжета.
Каждый персонаж здесь по-своему несчастен. Мы будем переживать серию маленьких трагедий, но какие бы злоключения ни переживали пластилиновые фигурки, они продолжают сохранять жизнелюбие и веру в лучшее.
Нет даже смысла касаться сюжета, он тут настолько глубокий и многослойный, что только просмотр сможет передать все посылы и перипетии, которые задумал автор.
Наверное, стоит сказать, что основной фишкой Адама Бенджамина Эллиота является умение играть на контрасте между визуальным рядом и смысловой нагрузкой. Я не устаю удивляться тому резонансу, который я испытывал во время просмотра.
16 июля 2025
В 2009 году вышел «Мэри и Макс» - трогательный и душераздирающий анимационный фильм про дружбу по переписке между восьмилетней девочкой Мэри из Австралии и сорокачетырёхлетним одиноким евреем Максом из Нью-Йорка. Эту дружбу герои проносят сквозь годы, проходя через различные этапы своей непростой жизни.
При первом же просмотре картины, когда я ещё был подростком, мне этот мультфильм невероятно понравился, и до сих пор он остаётся одним из моих самых любимых.
И вот пятнадцать лет спустя австралийский режиссёр-мультипликатор Адам Бенжамин Эллиот, который до этого поставил, собственно, «Мэри и Макса», в прошлом году выпустил новую и не менее запоминающуюся киноленту «Мемуары улитки», которая, в отличие от своего предшественника, оказалась заметно более титулованной и даже была номинирована на премию «Оскар».
«Мемуары улитки» использует во многом схожие с предыдущим фильмом Эллиота нарративные конструкции. Но в целом, как мне показалось, он переосмысливает их по-новому, добавляя новые контексты.
Здесь главная героиня – женщина по имени Грейс – одинокая жительница Австралии, у которой невероятное количество различных жизненных проблем и комплексов.
Когда-то, когда она была ребёнком, её родители умерли, а с её братом-близнецом, с которым, как ей говорили, у неё «одно сердце на двоих», её разлучили органы опеки. Её брат оказался в фанатично-религиозной семье сектантов, которые заставляли его молиться по четыре раза в день и искренне верили в то, что его желание стать артистом – от дьявола.
Саму же Грейс удочерила пара, которая, как поначалу казалось, по-доброму относилась к девочке. Но спустя какое-то время её новые родители всё больше и больше времени стали проводить на разных вечеринках, путешествиях и круизах, и всё меньше и меньше времени уделяли самой Грейс, которая вновь оказалась одинокой.
И даже то, что когда-то было её отрадой и отдушиной – любовь к улиткам, передавшуюся ей от матери, и коллекционирование всего, с ними связанного, – со временем превратилось в нездоровую одержимость и клептоманию.
Однако всё-таки жизнь Грейс представляла собой не только полосу неудач. Было в ней и нечто по-настоящему радостное и счастливое. Например, когда ей приходили письма от её брата, который, не смотря ни на что, старался ей регулярно писать.
А в какой-то момент, так же, как и Мэри из «Мэри и Макса», она познакомилась с человеком значительно старше себя, с которым у неё завязалась многолетняя крепкая дружба, и который де факто заменил ей родителей. Только теперь это эксцентричная пожилая женщина по имени Пинки, которая защищает застенчивую Грейс от нападок окружающих, а также часто рассказывает Грейс удивительные истории из своей жизни.
Мне кажется, что по итогу эта история про то, что нет ничего более важного, чем близкие люди, потому что только они могут помочь и поддержать в трудную минуту. Но также она и про умение отпускать и забывать прошлое, даже тогда, когда оно тяжёлым грузом висит на твоей душе.
15 мая 2025
Мне понравился жизнеутверждающий мультик с маргинальными героями от Адама Эллиота.
Пластилин подает эту историю лаконично, и снижает степень критичности зрителя. Стиль мультипликации А. Эллиота складывается по формуле: ирония +реализм+ мрачная картинка.
Первым успехом на этом поприще был «Харви Крампет» (2003). Мультик поет оду жизни человека с синдромом Туретта и астмой. Показан убогий быт, угрюмый досуг, но этот мир не лишен очарования. Все беды Харви принимал с оптимизмом, умудрялся наслаждаться жизнью вопреки всему. Повествование шло отстранённым тоном. Мультфильм был сделан в холодных серых тонах.
«Мемуары улитки» (2024) выполнены иначе. Меланхолическую и ностальгическую атмосферу передают герои и декорации в палитре теплых коричневых и графитовых тонов. Главная героиня Грейс –это человек-улитка, тревожная, всегда прячется от невзгод в «ракушку», чтобы переосмыслить произошедшее, погоревать свое горе, «похандрить». Она от природы стеснительная, предпочитающая одиночество и живущая в мире фантазий.
Окруженная всяким храмом и домашними улитками, Грейс Пудл начинает свой рассказ. Замечу, что Грейс с детства увлеклась коллекционированием улиток и всего, что с ними связано. В зрелом возрасте у нее развилась болезнь Плюшкина и клептомания. Она любит разглядывать свои вещи, так как с каждой связана целая история.
Грейс прекрасно помнит свое младенчество, даже тот момент, когда она и ее брат близнец родились. С детства ей пришлось принимать свое несовершенство и осознать виктимность.
«Детство похоже на загнул, все его помнят, кроме вас самих» - говаривал старший Пудл, папа наших Грейс и Гилберта. Он был аниматором и уличным артистом. К сожалению, с ним случилась череда несчастий, он начал спиваться и пристрастия к игромании.
За то время, пока он был со своими подрастающими детьми, он приучил их к чтению книг, научил разговаривать по душам и искать в себе таланты. Юная Грейс решила, что она станет тоже аниматором, а её брат Гилберт полюбил пиротехнику.
Детство похоже на веселый взлет в вагонетке на самый верх американских горок. А затем наступила юность. Жутковатая сказка о юности сирот Пудл напоминает мне историю бодлеровских сирот («Лемони Сникет: 33 несчастья»). Дети должны быстро повзрослеть, стать циничнее и сами бороться за свою жизнь. Социальная защита разлучает близнецов и отправляет в две разные приемные семьи. Вагонетка несется вниз со страшной скоростью. Пара Пудл сохраняет братско-сестринскую любовь по переписке. Они мечтают о воссоединении.
На отношение человека к миру и поиск своего места в нем влияют значимые взрослые и, конечно, книги, которые человек прочитал. Режиссёр внедрил в мультфильм свою библиотеку: Франц Кафка «Голодарь», Джон Стейнбек «Гроздья гнева», Харпер Ли «Убить пересмешника», Уильям Голдинг «Повелитель мух», Джером Сэлинджер «Над пропастью во ржи» и др. Бронебойная классика с философским уклоном и размышлениями о жизненных испытаниях и стойкости. Получается, дети Пудл были подготовлены к жизненным невзгодам.
На долю Гилберта выпали большие страдания. Опекуны оказались религиозными чудаками, и юноша испытал все прелести попадания в секту: домашнее насилие, аскетизм, принуждение к молитвам, сеансы экзорцизма и пожар.
В жизни Грейс стремительно появилась семья нудистов и так же стремительно отправилась в кругосветное путешествие, оставив девушку без опеки. Пошлые темы, с которыми столкнулась юная леди, придали оригинальности сюжету.
Психологически травмированная Грейс встречает Пинки, эксцентричную женщину, у которой случилась третья молодость и началась деменция одновременно. Она вспоминает, как в возрасте Грейс, была отвязной фанаткой, колесила по свету, занималась саморазвитием, танцевала эротические танцы, пробовала все новое. Она передает ей позитивный взгляд на мир и учит «выползать из раковины».
В мультфильме поднимаются сложные темы: одиночество, самооценка, взросление, поиск партнера, романтические разочарования, фетишизм и перверсии, предательства, распад семьи.
Мемуары улитки запоминаются не захватывающими приключениями, а интересными персонажами и фантазией, щедрой на жестокие сюрпризы. К счастью, финал позитивный. Грейс в самый темный момент своей жизни, принимает неопределённость, но необходимость будущего. Послание, которое мультфильм несет зрителю: «Не теряйте надежду, несмотря ни на что».
18 марта 2025
Номинант на Оскар от австралийского аниматора Адама Бенжамина Эллиота произведение весьма занятное и необычное. Первое, что, конечно же, бросается в глаза и не может не радовать – это полупластилиновая анимация. В наш век конвейерного производства мультфильмов в 3D анимации видеть подобное – особое наслаждение. Тем более, что визуально мульт выполнен действительно очень здорово. Картинкой насаждаешься, пытаешься уловить все детали и мелочи, иногда даже ставя на паузу, чтобы получше рассмотреть тот или иной предмет. Прибавляя к этому достойный саундтрек, состоящий из очень приятных мелодий, мы получаем отличную атмосферу, которая не покидает зрителя до самых титров.
Сюжет это, по сути, рассказ одинокой женщины, монолог о своей жизни, о том, какие трудности и невзгоды выпадают на её пути. Впрочем, путь в случае нашего главного героя не совсем верное слово, так как жизнь её протекает медленно и степенно, лишь подбрасывая трагические события и невзгоды, от которых она прячется в домике, как улитка, которых героиня так любит.
Я бы сравнил эту картину с некоторой психологической терапией для взрослых. И пусть финальные морали весьма прозаичны и, в общем-то, лежат для каждого на поверхности, тем не менее, это неплохая небольшая встряска для тех, кто любит засиживаться в своих раковинках.
Из непонятного лично мне можно назвать акцентирование на теме секса в некоторых моментах. Вероятно, для кого-то это покажется еще одним рассуждением над той или иной психологической проблемой, а для кого-то станет неким своеобразным юмором, который создатели мультфильма выделяют именно в таком виде. На мой взгляд, это лишнее и чего-то положительного мультфильму не приносит.
3 марта 2025
Уникальный визуальный стиль Адама Эллиота сложно не узнать. Это та самая полупластилиновая анимация, помещенная в мир окружающего хлама. 'Уоллес и Громит', действие которого происходит на свалке или в платяном шкафу. Австралиец редко выдает полноценные проекты, но уже успел словить 'Оскар' за короткий метр. История с 'Мемуарами улитки' особенно личная для него - она частично автобиографична и происходит на периметре родного континента.
Где-то на сельской окраине Мельбурна живет семья. Он - аниматор, приехавший в гости к кенгуру из Франции из-за большой любви. Она - та самая любовь, подарившая ему двойняшек, но потерявшая при этом жизнь. Они - Грейси и Гилберт - близнецы, связанный друг с другом духовной связью. Гилберт любит огонь, мечтает стать аниматором, как отец, и читает про Холдена Колфилда. Грейси помешана на улитках, подумывает о карьере режиссера и из-за заячьей губы страдает от буллинга одноклассников. Впрочем, за это Гилберт ломает им пальцы.
В этом идиллическом мире полном деталей примерно так же, как в вводных кадрах условной 'Амели', почти нет света. Тьма шаг за шагом съедает счастье этой семьи и детство этих детей. Шум превращается в тишину, а Грейси и Гилберт оказываются сиротами. Одну усыновляет семья нудистов-свингеров из Канберры, другого - сектанты из Перта, верящие в святое яблоко и заставляющие детей бриться налысо. Не сказать, что после этого в жизни близняшек появляется свет, хотя в красках им не откажешь.
'Мемуары улитки' до краев наполнены не особо нужными кому-то подробностями. Как работает апноэ, почему не стоит делать в детстве перманентную завивку, чем вредны фетиши, связанные с любовью к жиру, от чего, в конце концов, умирают улитки. Полтора часа этой анимации - какой-то странный тур в мир сугубо индивидуального опыта. Ты наблюдаешь за экзальтированной экзотикой среди обыденного мира. В нем лучшей подругой подростка может стать умирающая бабушка, а урны с кремированными останками служить неплохой заменой корицы. Анимационная айяуаска.
Мультфильм снабжен авторской библиотекой - мелькают обложки от Артура Голдена до Ли Харпер. Эллиот создает отчасти ностальгический трип по собственному становлению. Хотя и не отрицает, что детство - это как быть пьяным, его помнят все кроме тебя. Ну и куда уйти от идеи, что главная беда детства в том, что оно конечно. Как и всё в этом мире - родители, несчастье, банка с нутеллой, даже ты. Какой еще смысл жизни вам нужен?
Эллиот ни на секунду не притворяется, что этот фильма создан не для чудаков. Таких же как он и его герои. 'Мемуары улитки' работают в пространстве эмпатического, это прямой путь в эмпирический опыт каждого. Если хотите, проверка на открытость другому. 'Мемуары улитки', несмотря на бронебойный ритм закадрового бубнежа, еще и история про созерцание. Если тот, кто рядом, кажется тебе не таким, то может просто стоит за ним понаблюдать?
'Мемуары улитки' - это еще одна штука из разряда 'мы встретились с тобой в странный период моей жизни'. У нее есть все шансы стать инди-хитом, на века создав вокруг себя фандом. Как и есть ровно такая же вероятность пройти незамеченной. Хотя, конечно, итоговая номинация на 'Оскар' без каких-либо серьезных шансов на победу усиленно работает на первый вариант.
Что хорошо. Не так уж и много у нас вещей, которые хочется хранить на дне той самой банки с печеньем. Ну той, которую 'вскрыть строго после смерти'.
19 февраля 2025
В последнее время наблюдается явный рост популярности фильмов и мультфильмов, направленных на распространение психологической культуры. О так называемом «душевном» здоровье создают картины как для детей, так и для взрослых. Данная тематика, как и человеческая «душа», очень хрупкая. И стоит отдать должное тем режиссерам и сценаристам, которые обладают достаточной смелостью затрагивать такие сложные эмоционально и технически темы.
Тем не менее, данная картина показалась для меня не совсем убедительной.
Мультфильм затрагивает тему детских травм. Тех травм, которые в корне перестраивают личность, ломают ее индивидуальность и ставят под угрозу счастливое будущее. Травма засасывает человека, постоянно возвращает его в прошлое, блокируя тенденцию самоактуализации, что прекрасно показано в мультфильме. Страсть к коллекционированию, клептомания, одиночество, неспособность строить здоровые отношения – все это как символ закрывшейся и переживающей стагнацию личности. Словно главная героиня сама улитка, навечно спрятавшаяся в своей раковине.
Звучат лейтмотивы экзистенциализма – Пинки и ее жизненная энергия, убеждающая Грейс в том, что мы сами творим свою судьбу, главное взять себя в руки.
Наблюдая за такой тяжелой судьбой главной героини, проникаешься сочувствием и ждешь, что в конце обязательно подвернутся обстоятельства, где ей помогут или она сможет помочь себе сама. А философия мультфильма заставляет ждать по-настоящему трогательного, обнадеживающего и сильного разрешения.
Вместо этого настроения картины резко меняются с идеализма на материализм, как бы намекая, что сложную жизненную ситуацию разрешить можно, имея состояние. А пассивная роль Грейс противоречит той философии экзистенциализма, за которую мультфильм цеплялся чуть ли не весь хронометраж.
После просмотра я осталась с чувством внутреннего диссонанса и вопросом, на который так и не получила ответ. Что все-таки делать травмированному человеку: ждать помощи или помогать себе самостоятельно?
6 из 10
23 января 2025
Всю картину мы слушали рассказ о жизни Грейс от неё самой. Мы словно были той улиткой, что она отпустила. Рассказ наполнен радостью, горечью, трагедией, комедией, разными неважными фактами и важнейшими моментами её жизни. И она смогла сделать для себя вывод, познав свой жизненный опыт и жизненный опыт других. Так почему и мы не можем познать её жизнь и сформировать свою?
Адам Элиот - человек, что в своих работах вкладывает свой жизненный путь и путь своих знакомых, близких и друзей. Оттого его работы можно считать документалками, где все события выдуманы, а идеи с персонажами реальны. Мемуары улитки схожи с 'Судьба человека'. Ты слушаешь рассказ, видишь, что там было, как это ощущал рассказчик, как на него это повлияло. Так потом после прослушивания ты и сам задумываешься, как может уже на тебя повлиять рассказ о жизни другого человека.
9/10 и премия 'Оскар'.
23 ноября 2024